1. Управление: понятие, признаки и виды.
Административное право, как одна из важнейших базовых отраслей публичного права регулирует отношения в области организации и функционирования публичного управления, т.е. осуществляемого от имени общества, государства.
Административное право, как отрасль объективно связано с социальным явлением, получившим распространенное обозначение «управление».
«Администрирую = управляю (руковожу)» - этот термин латинского происхождения стал уникальным средством характеристики определенного вида деятельности.
В широком смысле управление означает
- руководство (организация)
- чем-либо (или кем-либо)
В юр. литературе общепринято: управление определять, как организующую, целенаправленную деятельность.
Управление, по общепризнанному определению, является: функцией сложных организованных систем любой природы (технических, биологических, экологических, социальных), обеспечивающей сохранение их структуры (внутренней организации), поддержание режима функционирования, направленного на реализацию их программных целей. По своему содержанию — это постоянный целенаправленный процесс воздействия субъекта на объект через соответствующий механизм управления.
Объекты управления:
· вещи (управление вещами);
· явления и процессы (управление процессами);
· люди (управление людьми).
Субъекты управления:
· Человек;
· коллективное образование.
Виды управления: техническое, биологическое, социальное.
Социальное управление — это управление многочисленными и разнообразными социальными процессами, протекающими в человеческих общностях (социумах) и в государстве.
Черты управленческого процесса:
|
1) необходимость создания и функционирования законченной системы;
2) целенаправленное воздействие на систему; результат à создание отношений, которые могут выполнять поставленные задачи;
3) субъекты и объекты – участники управления;
4) информация – главное связующее звено участников управления;
5) иерархия в структуре управления (элементы, подсистемы, отрасли, области и т.д.);
6) использование различных форм взаимодействия объекта и субъекта управления.
Виды социального управления:
· Государственное;
· Муниципальное;
· Общественное (в общ. объединениях и некоммерческих организациях);
· Коммерческое;
· Семейное;
· Самоуправление.
2. Исполнительная власть: понятие и принципы функционирования.
Исполнительная власть – это государственная власть в узком смысле (распорядительная).
Государственное управление - основная сфера действия и применения норм административного права.
В широком смысле под государственным управлением понимается деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти.
В узком, организационно-правовом смысле под государственным управлением понимают лишь один специфический вид государственной деятельности, связанной с реализацией исполнительной государственной власти как одной из ветвей государственной власти, осуществляемой системой специальных государственных органов исполнительной власти или органов государственного управления.
Государственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.
|
В сущностной характеристике исполнительной власти всегда выделялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение.
Управление — это исполнительная власть в действии.
Рассмотрим характерные особенности и структуру государственного управления как вида государственной деятельности (исполнительной власти).
Признаки государственного управления:
1) непрерывный и циклический характер, что объективно обусловлено непрерывностью общественного производства и потребления;
2) исполнительно-распорядительный характер этого вида государственной деятельности. Этот признак отражает особенности исполнительской деятельности органов государственного управления и их должностных лиц по практической реализации общих требований и предписаний законов и актов президентской власти.
3) Осуществляет административное правотворчество и реализует полномочия юрисдикционного характера.
Субъекты государственного управления: физические и юридические лица (организации), которые управляют или участвуют в управлении в качестве субъектов управленческих отношений.
Объекты государственного управления и административно-правового регулирования: могут выступать различные стороны административно-правового статуса граждан и их общественных объединений (действия, бездействие, права, обязанности, ответственность), а также различные стороны деятельности социально-культурных и иных учреждений, предприятий и их объединений (акционерные общества, холдинговые компании, финансово-промышленные группы, естественные монополии, закрытые административно-территориальные образования и др.).
|
Процесс государственного управления как важнейшая составная часть характеристики его структуры включает в себя следующие элементы:
· функции управления,
· формы и методы их осуществления,
· стиль управленческой деятельности.
Функции государственного управления — специализированные по своей объектной направленности части единого управленческого процесса как деятельности, обеспечивающей решение стоящих перед управляющими субъектами целей и задач.
Формы государственного управления представляют собой определенным образом документально закрепленные решения и действия государственных органов и их служащих.
Методы государственного управления характеризуют средства и возможности организующего воздействия управляющих субъектов на руководимые объекты и подчиненных лиц (методы убеждения, принуждения, стимулирования и т.д.).
Стиль государственного управления как составная часть содержательной характеристики управленческого процесса выражает его личностные моменты, отражая социально-культурные, интеллектуально-профессиональные, характерологические и иные черты и особенности личности управляющего субъекта.
Правительство РФ | |
Министерства и ведомства | федеральная служба |
федеральные агентства | |
Правительства субъектов РФ |
Государственное управление = исполнительная власть + организации
Управление шире, т.к. = деятельность исполнительной власти + управленческая деятельность государственных предприятий и учреждений.
Виды государственного управления:
· внутреннее
· внешнее
· внутриорганизационное
по урегулированию правом:
· публичное (суверенное) – управление принуждающее
· частноправовое (гос-во не выступает в роли суверенного участника)
Функции государственного управления:
· информационное обеспечение деятельности
· прогнозирование и моделирование
· гос. планирование
· координация
· регулирование
· учет
· государственное гарантирование
Мощь исполнительной власти: 1) оружие 2) деньги 3) усмотрение
3. Административное право – отрасль российского права и учебныйкурс.
Как отрасль права АП – система юридических норм, которая регулирует действия разных субъектов.
Наука АП изучает, анализирует, систематизирует нормы, выявляет их роль и качество. У науки АП, как и у любой отраслевой юридической науки большой, широкий предмет, чем у отрасли права.
Наука управления – комплексная межотраслевая наука, включающая в себя систему знаний об управлении как целостном, комплексном, социальном явлении.
Управление социальными процессами требует исследований по экономике, социологии, психологии и правовым вопросам.
Развитие науки административного права.
Поскольку те гос. органы, которым поручалось наблюдать, привлекать к ответственности, еще с греко-римских времен называются полиция, то и новая отрасль была определена полицейским правом. Наука административного права – молодая, ей около 300 (трехсот) лет:
В 18 веке она называлась «наука полиции»
В 19 в. – «наука полицейского права»
На рубеже 19 – 20 вв. завершилось постепенное превращение в «науку административного права».
Полицейское право (как отрасль и предмет преподавания) возникло в Германии в середине 18 века, затем сформировалось в других европейских государствах. Ученые-полицеисты обосновали важную роль государства и полиции в охране общественного порядка и безопасности подчиненных.
В 1835 г. в российских университетах были открыты кафедры законов благоустройства и благочиния. Наука полиции охватывала систему различных знаний: экономических, финансовых, политических, юридических. Последние занимали весьма скромное место.
В 1863 г. в российских университетах кафедры переименовываются в кафедры полицейского права.
Полицейская реформа в России в первой половине 60х г. XIX века:
круг полномочий полиции сделали безбрежным: она должна была заботиться о школах, следить за взиманием налогов, обеспечивать продовольствием, помогать бездомным и др.
Во второй половине 19 века происходит замена полицейского права правом административным. Это не только терминологическая замена, а формирование предмета курса, отличающегося от предмета полицейского права. Если предметом полицейского права оставались вопросы охраны порядка и безопасности, то предметом административного права было избрано так называемое внутреннее управление.
Отказ от полицейского права в пользу права административного был обусловлен и тем обстоятельством, что видные ученые – государствоведы и административисты напрямую связывали полицейское право с полицейским государством, а административное – с правовым.
Декретом Совнаркомата РСФСР в 1919 году кафедры полицейского права упразднялись, преподавание административного права в студенческих аудиториях прекратилось. Лишь в конце 30 – начале 40 гг. в связи с происходящими изменениями в стране (новая экономическая политика, гигантская сверхцентрализованная система управления) необходимость в административном праве как отрасли правоведения и учебной дисциплины становится очевидным.
Конституция 1936 г. поставила вопросы разработки административно-правовых исследований, содействующих управленческой деятельности.
Учебник советского административного права был издан в 1940 году (марксистский учебник, С.С. Студеникин, С.М. Берцинский).
Учеными-административистами в конце 60-нач. 70х гг. (т.е. в условиях наивысшей централизации государственного управления были высказаны предположения о переименовании административного права в управленческое. Для этого предложения тогда были основания (шла реформа управления промышленностью, были попытки преодоления трудностей в развитии сельского хозяйства и т.п.), хотя и тогда это предположение не получило поддержки. Теперь же обсуждать его, как представляется, нет смысла.
Административное право, как учебный курс (учебная дисциплина).
Общая часть: | Процессуальная часть. (административная деятельность) | Особенная часть АП: | Административное судопроизводство |
Раздел I. Введение в административное право. | Административно-нормотворческий процесс | Административно-правовое регулирование в сфере экономики, социально-культурной области, обеспечение безопасности личности, общества, государства. | Административная юстиция |
Раздел II. Субъекты административного права. | Административно-правоприменительный процесс | Административно-юрисдикционный процесс | |
Раздел III. Формы и методы реализации компетенции субъектов административного права и исполнительной власти. | Административно-юрисдикционный процесс |
4. Предмет сферы административно-правового регулирования:
Административное право, как отрасль публичного права определяется прежде всего своим предметом.
Предмет АП – это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. 2 подхода к определению предмета АП:
1) объектно-видовой подход – перечисление всех видов административно-видовых институтов;
2) предметно-родовой подход – предмет — это организационные отношения.
Теория и практика включает 4 группы отношений, которые считаются предметом административно-правового регулирования:
· Государственная исполнительная власть.
· Контрольная общегосударственная деятельность.
· Внутриорганизационная деятельность.
· Административно-юстиционные организационно-охранительные отношения.
5. Государственная исполнительная власть (организационно-исполнительские отношения).
Важнейшим видом общественных отношений, включенных в предмет административного права, являются организационные управленческие отношения, т.е. это административно-правовое регулирование в области экономики, социально-культурной сфере, в области обеспечения охраны и защиты безопасности личности, общества и государства.
Эти отношения составляют основной массив регулируемых нормами административного права (часть предмета).
Эти отношения направлены вовне (т.е. они внешнеуправленческие) организационные отношения). Они возникают в процессе реализации субъектами исполнительной власти своих полномочий в отношении подчиненных им субъектов.
Это отношения по реализации общественными и иными негосударственными организациями специальных государственных управленческих полномочий, предоставленных им государством, соответствующими его органами.
24. 11. 16
6. Контрольная общегосударственная деятельность.
7. Внутриорганизационная деятельность.
8. Административно-юстиционная деятельность (организационно-
охранительные отношения), административное судопроизводство.
9. Соотношение административного права с другими отраслями права.
10. Метод административного права.
25.11.16
11. Общий и специальные административно-правовые режимы.
12. Административно-правовые нормы и их особенности.
13. Административно-правовые отношения, их особенности и способы
защиты.
14. Источники административного права: понятие и виды. Систематиза-
ция и кодификация.
26.11.16