Революционные годы. Патриаршество




Когда в 1917 году открылся Всероссийский Поместный Собор, на нём был затронут давно наболевший вопрос, требовавший скорейшего разрешения: вопрос о восстановлении патриаршества на Руси.

Должно сказать, что в то время эта идея поддерживалась не только духовенством, но и народом. Помимо внутренних церковных причин, к скорейшему разрешению данного вопроса подталкивала общественная и политическая ситуация, сложившаяся в России. Февральская революция, низвержение монархии, надвигавшийся хаос и прочие обстоятельства привели к острой необходимости, чтобы у Русской Церкви появился единый ответственный руководитель, способный, при помощи Божьей, сплотить своей властью, любовью и мудрой апхипастырской деятельностью духовенство, монашествующих и мирян.

И этой ответственной миссии удостоился митрополит Тихон. Сначала, результате четырех туров голосования, было избрано несколько кандидатов.Свободным голосованием членов Собора на Патриарший престол были избраны три кандидата: архиепископ Харьковский Антоний, архиепископ Новгородский Арсений и митрополит Московский Тихон., а окончательный выбор определил жребий. 5 ноября схииеромонах Зосимовой пустыни Алексий, член Собора, благоговейно вынул из ковчежца один из трех жребиев с именем кандидата, и митрополит Киевский Владимир провозгласил имя избранника - митрополита Тихона.Интронизация Патриарха состоялась 21 ноября, в Кремлевском Успенском соборе. Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступностью, простотой и скромностью.

Несмотря на всё более и более осложнявшуюся обстановку, усиливавшиеся гонения на священнослужителей Патриарх Тихон, как мог, исполнял долг перед Богом, Церковью и собственной совестью. Будучи необыкновенно простым и скромным как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов. Он открыто служил в храмах Москвы и других городов, возглавлял крестные ходы, осуждал кровавые беспорядки, обличал богоборчество, укреплял веру в людях.

Кроме того, в 1918 году он произнёс анафему на врагов Господа Иисуса Христа (под которыми многие понимали большевиков) и осудил убийство Николая II.

Когда большевики решили одолеть Церковь изнутри, раздробив её на куски, он всеми силами препятствовал осуществлению «обновленческого раскола». Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Всё это, конечно же, не могло не настраивать против него атеистическую власть.

К 1921 году в результате гражданской войны, засухи в восточных регионах страны в государстве катастрофически не хватало продовольствия, наступил страшный голод. И вот, подобрав удобный момент, под предлогом помощи голодающим власти решили разорить Православные храмы.

В это время Патриарх Тихон обратился за помощью к главам христианских Церквей, находящихся за рубежом, основал Комитет помощи голодающим, благословил сдавать ценности, не имевшие богослужебного значения. Вместе с тем он решительно воспротивился посягательствам на христианские святыни.

Но власти и не думали ослаблять наброшенную было на Церковь удавку. Желая добиться большего успеха на пропагандистском направлении, её обвиняли в алчности, в нежелании помочь страждущим. Прокатилась очередная волна арестов священнослужителей. Вскоре Патриарх был взят под стражу и несколько месяцев, с мая 1922 года по июнь 1923 года, пребывал в заточении. Затем, не найдя очевидных благообразных причин для публичной расправы, богоборцы были вынуждены выпустить святителя на свободу.

Возможно, на это решение повлияло предварительное согласие святителя Тихона на некоторую нормализацию отношений церковного руководства с государственной властью, некоторую отстраненность от «политической борьбы», о чём впоследствии он заявил всенародно. Кроме того, власть оказалась под протестным нажимом английского правительства и вообще западной общественности. Разумеется, Патриарх шёл на уступки под колоссальным давлением и настолько, насколько требовали условия выживания Церкви в тех обстоятельствах, насколько допускала пастырская совесть. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.
Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы.

Дальнейшее время святитель Тихон оставался под пристальным надзором. Кроме того, на него было организовано покушение, в результате которого погиб его келейник, Яков Полозов. Сам Патриарх остался жив. Это покушение было завуалировано под разбойное нападение (всего же насчитывают три покушения).

Пребывая в Донском монастыре, Патриарх, несмотря на агрессивное давление извне, совершал богослужения, принимал множество тянувшихся к нему за поддержкой и утешением людей. Крайне больно было переживать все церковные беды любящему, отзывчивому сердцу Патриарха. Внешние и внутренние церковные потрясения, «обновленческий раскол», непрестанные первосвятительские труды и заботы по устроению и умиротворению церковной жизни, бессонные ночи и тяжелые думы, более чем годичное заключение, злобная, гнусная травля со стороны врагов, глухое непонимание и неуемная критика со стороны подчас и православной среды подточили его когда-то крепкий организм. Начиная с 1924 года Святейший Патриарх стал сильно недомогать. В воскресенье, 5 апреля 1925 года он служил последнюю Литургию. Через два дня Святейший Патриарх Тихон умер. В последние мгновения своей жизни он обратился к Богу и с тихой молитвой благодарности и славословия, крестясь, произнес: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе...» - в третий раз перекреститься он не успел.
Проститься с Патриархом пришло около миллиона человек, хотя Большой собор Донского монастыря Москвы не мог вместить всех прощавшихся в продолжение ста часов.
На ответственном посту Первосвятителя Русской Церкви Святейший Тихон пробыл семь с половиной лет. Трудно представить Русскую Православную Церковь без Патриарха Тихона в эти годы. Так неизмеримо много сделал он и для Церкви, и для укрепления самой веры в тяжелые годы испытаний, выпавших на долю верующих.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: