Другие концепции девиации




Автор Содержание
Биологическая (антропоцентрическая) концепции (Ч. Ломброзо) девиантность индивида определяется его физическими характеристиками, «черты вырождения»
Психологическая концепция (Р. Гарофало, Г.Тард) рассматривают в качестве причин девиации психические особенности личности и, связанные с ними, состояния.
Теория субкультур (А Коэн, Р. Клауорд) противоречие между уровнем притязаний и социально одобряемыми возможностями их удовлетворения. Реакция индивида характерна созданием или взаимодействием с субкультурой, протестной по своей направленности к культуре общества.
Теория стигматизации (И. Гоффман, Е. Лемерт) в сути своей сводится к «прикреплению» ярлыков – стигм (хулиган, задира, двоечник и т.д.). В результате подросток, который может и не быть таковым, как о нём говорят, становится «плохим» потому, что его так называют.[3] Виды стигм. По Гофману 1) телесное уродство; 2) недостатки индивидуального характера; 3) родовая стигма (происхождение индивида). Поведенческие реакции. По Гофману 1) активные действия по исправлению «дефекта»; 2) попытки овладеть деятельностью или статусом, которые недостижимы для него (физическая травма, социальное исключение); 3) разрыв с реальностью и попытка обосновать своё нынешнее положение избранностью «высшими силами»; 4) использование стигмы для получения «вторичных выгод»; 5) неврастенические, возбужденные состояния.

 

В психологическом контексте девиантное поведение трактуется как: «система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе нормам и проявляющиеся в несбалансированности психических процессов, неадаптивности, нарушении процесса самоактуализации и уклонении от нравственного и эстетического контроля над собственным поведением».[4]

Девиантность, в данном случае, рассматривается с точки зрения отклонения от возрастной поведенческой нормы. Последняя имеет ряд характеристик как индивидуально типологических, так и социально обусловленных: 1) коммуникативный стиль; 2) особенности саморегуляции поведения; 3) интеллектуальные особенности (в частности, способность планировать, прогнозировать собственную деятельность).[5]

Под структурой девиантного поведения понимается специфика сочетания и динамики составных частей отклоняющегося от нормы или гармонии поведения.

Параметры структуры: протяженность во времени, уровень мотивации, сформированность цели, моно - полифеноменологичность, количество участников, ситуативность, степень осознанности, наличие философского обоснования.

Вид Содержание Пример
Индивидуальные (изолированные) девиации при которых оно не зависит от поведения окружающих. Нарушение правовых, этических или эстетических норм происходит в данном случае вне связи с микросоциальными паттернами поведения индивид осознанно стремится к выбору изолированной девиации, желая кардинально отличаться от окружения или конфронтируя «со всеми и вся». Иногда он может не обращать внимания на наличие или отсутствие девиантных форм поведения у близкого окружения, то есть игнорировать реальность коммуникативные формы отклоняющегося поведения (аутистическое и нарциссическое поведения, гиперобщительность), аутоагрессивное поведение в виде суицидальных попыток (возможны и групповые формы т.н. ритуальных суицидов), нарушения пищевого поведения (анорексия или булимия), аномалии сексуального поведения и развития, сверхценные психопатологические увлечения (сутяжничество, мании — клептомания), злоупотребление веществами, вызывающими изменения психической деятельности (наркотическая и алкогольная зависимость).
групповые девиации В основе групповых разновидностей девиантного поведения лежит прин- цип группового давления и толерантности к этому давлению группирования со сверстниками, эмансипации, имитации, оппозиции, а так- же такие клинические формы девиантного поведения, как спортивный, му- зыкальный или религиозный фанатизм, коллекционирование и «паранойя здоровья», Семейные разновидности групповых девиаций
временных девиаций малая длительность существования отклоняющегося поведения, часто связанная с групповым давлением и невозможностью быть вне группы. подросток может проявлять девиантные формы поведения лишь в течение срока нахож- дения в лагере отдыха вместе со сверстниками, быть агрессивным только в группе
постоянным девиациям имеют тенденцию к длительному существо- ванию и слабую зависимость от внешних воздействий. Они составляют боль- шинство девиантных форм поведения  
Устойчивые девиации поведении человека преобладает лишь какая-либо единственная форма отклоняющегося поведения  
Неустойчивая девиация склонность к частой смене клинических проявлений девиации  
Стихийные девиации склонность к быст- рому, хаотичному и неспланированному формированию. Они возникают под влиянием внешних обстоятельств и характеризуются временным характером  
Спланированные девиации регламентированность, заданность и строгая очерченность  
структурированной (организованной) девиацией групповая форма отклоняющегося пове- дения, в рамках которой четко расписаны роли всех ее участников  
неструктурированной (слабоорганизованной) характерно отсутствие иерархических взаимоотноше- ний, регламентации поступков.  
Эгоистические девиации нацеленностью на получение удовлетворения или личной выгоды алкоголем, наркотическими веществами, сексуальные девиации и перверсии пропитаны желанием и стремлением индивида получить новые ощущения, ≪ублажить себя≫, испытать радость
Альтруистические девиации направлены на интересы других людей, нередко сочетаются со склонностью к самопожертвованию и самоуничижению может преследовать суицидальное поведение, если человек кончает жизнь самоубийством ради близких, божества, которому поклоняется, или ≪ради всего человечества≫.

А т.же осознаваемые и неосознаваемые, первичные и вторичные.

Социальный порядок и социальный контроль, его виды.

Социальный контрольсистема методов и стратегий, определяющих поведение людей в рамках общества.

Три основных типа процессов социального контроля:

1) процессы, побуждающие индивидов к интернализации нормативных ожиданий своего общества;

2) процессы, организующие социальный опыт индивидов;

3) процессы, применяющие различные формальные и неформальные социальные санкции.

Члены общества непрерывно проходят процесс социализации, посредством которого они усваивают те системы мышления, чувств и поведения, которые характерны для культуры их общества. В детском возрасте соответствие ожиданиям других людей прежде всего является продуктом внешних процессов контроля. По мере взросления поведение человека начинает все более и более управляться внутренними регуляторами; последние выполняют много функций из числа тех, которые раньше (в детстве) выполнялись внешними механизмами контроля. Так происходит процесс интернализации: индивиды инкорпорируют в свою личность стандарты поведения, доминирующие в обществе. Эти стандарты человек часто принимает без размышлений и вопросов - как свою "вторую натуру". По мере того как человек "погружается" в жизнь группы, он вырабатывает представление о себе, регулирующее его поведение в соответствии с групповыми нормами. Делая то, что делают члены группы, он обретает собственную идентичность и ощущение благополучия. Группа становится своей группой, а ее нормы - своими нормами, Таким образом, социальный контроль превращается в самоконтроль.

Основные элементы системы социального контроля: привычка, обычай и система санкций

Привычка - это устойчивый способ поведения в определенных ситуациях, в некоторых случаях принимающий для индивида характер потребности, который не встречает отрицательной реакции со стороны группы. Существуют привычки, которые общеприняты для всей группы. Привычки могут складываться стихийно, быть продуктом целенаправленного воспитания. Со временем многие привычки перерастают в устойчивые черты характера индивида и выполняются автоматически. Также привычки появляются в результате приобретения навыков и устанавливаются традициями. Обычно нарушение привычек не приводит к негативным санкциям. Если же поведение индивида соответствует принятым в группе привычкам, то оно встречает признание.

Обычай - стереотипная форма социальной регуляции поведения, воспринятая из прошлого, которая отвечает определенным моральным оценкам группы и нарушение которой ведет к негативным санкциям. Обычай непосредственно связан с определенным принуждением для признания ценностей или принуждением в определенной ситуации.

Согласно Т. Парсонсу, функция социального контроля заключается в том, чтобы минимизировать расхождения между социальными ожиданиями и фактическим поведением индивидов. Фактически эта важнейшая социальная функция, которую в обществе выполняет институт контроля, расщепляется на три отдельные социальные функции:

— регулятивную - контроль является важнейшим фактором социальной регуляции на всех уровнях жизни общества;

— охранительную - социальный контроль служит сохранению существующих в обществе и принятых им ценностей и пресечению попыток посягательства на эти ценности. К таким безусловно значимым для современного общества ценностям относятся: человеческая жизнь, имущество, честь и достоинство, физическая неприкосновенность, свободы и права личности, установленный политический строй, национальные, государственные, религиозные приоритеты. Эта функция социального контроля позволяет осуществлять трансляцию социального опыта от поколения к поколению;

— стабилизирующую - социальный контроль, организуя поведенческие ожидания, обеспечивает предсказуемость поведения людей в стандартных ситуациях и тем самым способствует неизменности социального порядка.

Современный человек вписан в систему многоярусного и многостороннего социального контроля, осуществляемого со стороны самых разных институтов общества. П. Бергер представляет систему контроля в виде нескольких концентрических кругов, в центре которых находится индивид. Внешний круг образует политико-юридическая система в лице государства, которому индивид обязан подчиняться в том, что касается формально-правовой стороны его жизнедеятельности: ему приходится платить налоги, служить в армии, соблюдать законы и многочисленные предписания. Второй круг - это общественная мораль, обычаи и нравы. Несмотря на то, что нарушение моральных норм, пренебрежение обычаями и традициями, неуважение к общественному мнению не наказывается жесткими санкциями, подобными тюремному заключению или штрафу, контроль, осуществляемый обществом на этом уровне, достаточно ощутим для индивида, поскольку потеря репутации, доброго имени, превращение в социального аутсайдера тяжело переносятся и, как правило, все стараются не доводить до применения к ним подобных санкций.

Меры социального контроля тем эффективнее, чем больше в его осущствлении участвует общество, его гражданские институты и граждане. В этом смысле средствами контроля и социального регуирования выступают формы непосрдственной демократии (референдумы, запросы граждан, общественное мнение, органы предствительной власти и т.п.). В процессе контроля первоначальные цели организации могут модифицироваться, уточняться и изменяться с учетом полученной дополительной информации о выполнении принятых решений.

С помощью контроля не только выявляются отклонения от программы, но и определяются причины этих отклонений. Можно сказать, что социальный контроль — эта одна из основных функций регуирующего воздействия со стороны общества, которая реализуется в управенческой деятельности общества как субъекта управления. Общество пока слабо прогнозирует ожидаемые отклонения от нормы и не всегда вносит свое ременную коррекцию в деятельность отдельных субъектов управления, прежде всего государства. Можно выделить и другие функции, которые выполняются с помощью контроля исполнения.

1. Диагнстическая функция — главная, ведущая функция контроля. В любом случае сначала необходимо четко представить подлинное состояние дел, поставить диагноз. Знание об объекте бессмысленно с позиций контроля, если отсутствует пред тавление о нормальном или должном состоянии анал зируемой системы. Именно пред тавление о норме позволяет определить отклонения в поведении социальной системы, субъекта управления, личности, ту или иную социальную болезнь или патологию. На этой основе разра атываются программы упреждающего воздействия или коррекции по отношению к диагно тируемому объекту.

2. Функция обратной связи — без нее руководитель не знает о ходе выполнения поставленных задач и по сути выпускает из рук бразды правления, лишается возможности оказывать влияние на ход работы.

3. Ориетирующая функция проявляется в том, что те вопросы, которые чаще контр лируются субъектом управления, как бы сами собой приобретают особое значение в сознании исполнителей, направляют их усилия в первую очередь на объект повышенного внимания. Вопросы, которые выпадают из поля зрения руководителя, часто не решаются подчиненными.

4. Стимлирующая функция близка к ориентирующей, но с ней не совпадает. Если орие тирующая функция контроля при умелом руководстве «держит» в поле зрения работу, то стим лирующая функция нацелена на вовлечение в процесс труда всех неиспо ьзованных резервов, в первую очередь человеческих.

5. Корретирующая функция связана с теми уточнениями, которые вносятся в решение на основе материалов контроля. Здесь складывается сложная психо огическая ситуация: руководитель полагает, что он проверяет работу подчиненного — на самом же деле, последний уже проверил на практике эффе тивность решения руководителя. Словом, контроль уже, можно сказать, состоялся, причем по самому надежному критерию — по соответствию решения практике.

6. Педаггическая функция. Контроль, если он построен умело, порождает у исполнителей сильные побуждения к добро овестному труду.

В практике управления организаций применяются три основные разнвидности контроля:

1) предврительный — предшествует принятию окончательного решения. Его цель — дать более глубокое обоснование принимаемому решению;

2) текущий — с его помощью вносят коррективы в процесс исполнения принятых решений;

3) последующий — служит для проверки эффетивности принятия решений.

Таким образом, контроль является объективной необходимостью, так как даже оптимальные планы не могут быть реализованы, если они не будут доведены до исполнителей и за их исполнением не будет налажен объективный и постоянный контроль.

Субъектами социального контроля, как функции социального управления, являются социально-институциональные образования, его реализующие, а именно:

1. органы государственной власти,

2. средства массовой информации,

3. общественное мнение,

4. семья.

Субъекты социального контроля наделены ролью определяющей, контролирующей и принуждающей силы.

Ввиду различий в уровне и компетенции субъектов социального контроля, выдеделяем:

1. формализованный - основан на законодательно закрепленных нормах

2. неформализованный социальный контроль..

Социальный контроль осуществляется посредством реакции общества, социальной общности на индивидуальное поведение личности. Общество использует различные санкции.

Санкции - это способы реагирования окружающих на поведение человека, осуществляемые в формах поощрения и наказания.

1. позитивные (поощрения за действия желательные обществу)

2. негативные (наказания за нежелательные действия)

Конкретное содержание санкций зависит от особенностей культуры, морали, религиозных догм, политических концепций, законодательства определенной общественной, государственной системы и т.п. Характер общественной реакции (санкции) определяет и характер воспроизводства индивидуального акта: его повторение, изменение или прекращение.

Регулятивную роль играют не только санкции за совершенные действия, но и ожидания применения санкций за еще не совершенные действия. Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до этого времени большинство средств социального контроля и профилактики вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим средством борьбы.

Но полноценный социальный контроль - это совокупность средств и методов влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений. К таким механизмам можно отнести: собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций; внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и ценностей; побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной группой; ”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Стратегия социального контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв” (гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических, геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.


[1] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. — М.: ACT: Хранитель, 2006. – 875 с.

[2] Мертон Р. Социальная теория и социальная структура / Роберт Мертон. — М.: ACT: Хранитель, 2006. – с.246

[3] Кошарная Г.Б., Мордишева Л.Н. Основные подходы к изучению девиантного поведения [текст] / Г.Б. Кошарная, Л.Н. Мордищева // Известия высших учебных учреждений. Поволжский регион. – 2010. - № 1. с. 70-81

[4] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь,2005. – с.14

[5] Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. — СПб.: Речь,2005. – с.196



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: