Подходы к поведенческой норме. (рассмотрение от девиации)




Модуль 13. Социальные нормы. Девиация и социальный контроль.

Согласно общей теории организации, норма («естественная норма» или «адаптивная норма») – это мера, интервал существенных параметров системы, при которых она сохраняется и может развиваться.

Первоначально эти правила не осознавались, но действовали на людей как объективная реальность. Однако постепенно они выделялись из трудового процесса по мере развития рефлектирующей способности человека, начинали осмысливаться и осознаваться, вербализуясь и превращаясь в настоящие социальные нормы. С этого момента они приобретают самостоятельный статус всеобщих регуляторов человеческих взаимоотношений.

Первобытное общество – система табу.

Древние государства – принцип талиона, позднее законодательство о собственности, власти (законы Хаммурапи), гражданские правоотношения (законы 12 таблиц в Риме)

Средневековье - под нормой стали понимать следование божественным предписаниям (заповедям). Любой критический подход к религиозным догматам оценивался как преступная ересь, обусловленная дьявольской одержимостью.

Эпоха Просвещения с возникновением концепции общественного договора привнесли новый аспект в понятие нормы.

1) Ч. Беккария определил норму не только как следование общественным заповедям, но и как соблюдение условий общественного договора, благодаря которому в обществе существует единодушие о том, что можно, чего нельзя делать.

2) Д. Дидро говорил, что они выступают цементирующим началом общества, так как «... являются единственными подлинными связями, объединяющими людей друг с другом и могущими сделать общество устойчивым, спокойным, процветающим».

Нормы предписывают добродетельное поведение; выражают суть человеческого общежития, обеспечивая стабильность и процветание общества. Норма является результатом взаимодействия людей, их добровольного следования формирующимся общественным условиям.

XIX век, - время почти всеобщего увлечения успехами естествознания и расцвета позитивистско натуралистического мировоззрения не только в естествознании, но и в гуманитарно-общественных науках. Более глубокое осмысление понятия "норма".

Э. Дюркгейм, три различных понимания нормы: 1) норма - это предписания религии, морали и права как форм коллективного сознания; это предписание существует объективно в том смысле, что каждый индивид находит их готовыми и вынужден сообразовывать с ними свое поведение]; 2) норма - это характеристика тех социальных фактов (явлений, деяний), которые способствуют оптимальному функционированию общества; иначе говоря, норма - это мера общественной полезности того или иного явления; 3) норма - это нечто распространенное, общепринятое, типичное для данного общества

 

Российские исследователи.

Норма — это явление группового сознания в виде разделяемых группой представлений и наиболее частых суждений членов группы о требованиях к поведению с учетом их социальных ролей, создающих оптимальные условия бытия, с которымиэти нормы взаимодействуют и, отражая, формируют его (К. К. Платонов).

Социальная норма выражает исторически сложившийся в конкретном обществе интервал, меру допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, социальных групп, организаций. Социальные нормы складываются как результат отражения (адекватного или искаженного) закономерностей существования и функционирования общества в сознании и поступках людей. (Я. Гилинский «Девиантность подростков»)

Подходы к поведенческой норме. (рассмотрение от девиации)

Подход Сущность.
Социальный базируется на представлении об общественной опасности или безопасности поведения человека; ориентирован на внешние формы адаптации
Психологический поведение в связи с внутриличностным конфликтом, деструкцией и саморазрушением личности
Психиатрический особенности личности, способствующие формированию тех или иных психических расстройств и заболеваний. (девиация как доболезненная форма поведения)
Этнокультурный нормы поведения, принятые в одной этнокультурной группе или социокультурной среде, могут существенно отличаться от норм (традиций) иных групп. Вследствие этого существенным признается учет этнических, национальных, расовых, конфессиональных особенностей человека.
Возрастной Поведение, не соответствующее возрастным шаблонам и традициям, может быть признано отклоняющимся. Это могут быть как количественные (гротескные) отклонения, отставание (ретардация) или опережение (ускорение) возрастных поведенческих норм, так и их качественные инверсии.
Гендерный исходит из представления о традиционных половых стереотипах поведения, мужском и женском стиле поведения.
Профессиональный в оценке поведенческой нормы и девиаций базируется на представлении о существовании профессиональных и корпоративных стилей поведения и традиций.

Виды:

1) правовые;

2) нравственные - мораль

3) эстетические

Мораль – совокупность правил поведения, норм, принятых в обществе, основанных на

представлении о добре и зле, долге и совести.

Нравственность – внутренние духовные ценности, которые определяют действия человека

 

Моральные нормы:

· Обычай – исторически сложившаяся и распространённая в обществе или группе людей форма действия, стабильно повторяющаяся в определённых обстоятельствах

· Ритуал – сложная форма символического действия, используемая в культовых системах; в различных типах социального поведения как средство закрепления отношения субъекта к священным объектам; значимым этапам общественной или человеческой жизни; статуса и принадлежности к определённой группе.

· Традиции – социальное и культурное наследие, передающееся из поколения в поколение; механизм накопления и трансляции опыта (научного, культурного)

 

Мораль Право
Устные Записанные
Источник: общественные представления, обычаи, традиции Источник: государство
Обобществленный характер Конкретный характер
Санкции в форме общественного порицания Санкции, установленные государством.

Функции социальной нормы: ориентирующая, программная, прогностическая.

Нормативное поведение может включать и отклонения в рамках существующих образцов

поведения, связанные с психологией поведения отдельного индивида.

 

Девиация.

В концепции французского социолога Эмиля Дюркгейма аномия представлена разрушением нормативной системы общества, где самоубийство индивида является основной формой девиантного поведения.

По Дюркгейму, у человека отсутствуют какие-либо "естественные" ограничения потребностей и желаний. Ограничения носят социальный характер, т.е. устанавливаются обществом посредством социальных норм. Аномия возникает тогда, когда общество не в состоянии установить рамки социальных норм, когда в обществе имеется слабый консенсус относительно ценностей и целей, что ведет к утрате эффективности их воздействия на индивида.

Девиация играет функциональную роль в обществе, поскольку девиация и наказание девианта способствуют осознанию границ того, что считается допустимым поведением, и выполняют роль факторов, побуждающих людей подтвердить свою приверженность моральному порядку общества. Дюркгейму принадлежит идея аномии - общественного состояния, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства. Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми.

Американский социолог Роберт Мертон трактует аномию в более широком контексте как рассогласование между культурными ценностями и санкционированными институциональными средствами. [1]

Концепция Дюркгейма применима для изучения переломных моментов развития общества, в то время как Мертон, объясняет формирование аномии в относительно стабильном обществе.

Роберт Мертон трактует аномию в контексте социальной структуры, выделяя в ней два тесно взаимосвязанных элемента. Первый элемент - сфера устремлений, выраженная в целях и интересах, определяемых данной культурой. Второй элемент социальной структуры контролирует социально одобряемые способы их достижения.

«Каждая социальная группа обязательно сочетает свою шкалу желаемых целей с моральным или институционным регулированием допустимых и требуемых способов достижения этих целей. Этого рода регулятивные нормы и моральные императивы не обязательно совпадают с нормами, определяющими техническую целесообразность или эффективность этих способов. Многие способы, которые отдельным лицам представляются как наиболее эффективные для достижения желаемых целей, исключены из институционной сферы дозволенного поведения. Выбор подходящих средств ограничен институционными нормами». [2]

По мнению Мертона, определяемые личностью или группой цели зачастую могут не согласоваться с институционально предписанными нормами, определяющими их достижение.

В этом контексте, аномия в социальных отношениях присутствует постоянно и является реакцией личности на условия риска, и (или) факторы, ограничивающие либо прямо препятствующие удовлетворению ее потребностей.

Мертон определяет главным движущим фактором аномии ориентацию на успех, при ограниченном доступе к социально одобряемым средствам.

Типы поведенческих приспособительных реакций по Р.Мёртону

Тип Содержание
Конформность Чем выше степень стабильности в обществе, тем более типичным и распространенным становится первый тип приспособления как к культурным целям, так и к институционализированным средствам. Благодаря тому, что поведение, как правило,ориентируется на основные ценности общества, мы можем говорить о том, что скопление людей образует общество
Инновация Сильное культурное акцентирование цели успеха открывает дорогу этой форме приспособления, состоящей в использовании институционально запрещенных, но часто эффективных средств достижения хотя бы подобия успеха — богатства и власти. Не интернализировав при этом в равной степени институциональные нормы, регулирующие пути и средства ее достижения. …когда система культурных ценностей превозносит до небес, ставит буквально выше всего некоторые общие цели успеха и навязывает их всему населению в целом, в то время как социальная структура жестко ограничивает илиполностью перекрывает для значительной части того же самого населения доступ к одобряемым способам достижения этих целей, — именно тогда принимает широкие масштабы девиантное поведение
Ритуализм индивид пытается в частном порядке уйти от тех опасностей и фрустраций, которые кажутся ему неотъемлемым компонентом конкуренции за основные культурные блага, отказываясь от этих целей и тем больше привязываясь к безопасным рутинам и институциональным нормам
Бегство (ретризм) Люди, которые приспособились (или неадекватно приспособились) таким способом, строго говоря, находятся в обществе, но при этому ему не принадлежат, поскольку они не разделяют общую структуру ценностей. (аутистов, париев, бездомных, лиц без определенного рода занятий, праздношатающихся, бродяг, хронических алкоголиков и наркоманов) индивид глубоко усвоил и культурные цели, и институциональные практики, вложил в них свои чувства, наделил их высокой ценностью, но доступные институциональные пути не принесли ему успеха. двойной конфликт: усвоенное моральное обязательство применять только институциональные средства вступает в конфликт с внешними давлениями, побуждающими прибегнуть к противозаконным средствам (позволяющим достичь цели), и индивид оказывается отрезанным от средств, которые одновременной законны, и эффективны. Конфликт разрешается устранением обоих досаждающих элементов: и целей, и средств. Бегство завершено, конфликт устранен, индивид выключен из общества.
Мятеж выводит людей за пределы окружающей их социальной структуры и побуждает их представить и попытаться воплотить в реальность новую, в значительной степени модифицированную социальную структуру заключает в себе подлинную переоценку всех ценностей, когда прямое или косвенное переживание фрустрации приводит к полному обличению того, что прежде высоко ценилось. Когда институциональная система расценивается как препятствие для удовлетворения узаконенных целевых устремлений, расчищается площадка для мятежа как приспособительной реакции. Чтобы эта реакция переросла в организованное политическое действие, приверженность должна быть не только отделена от существующей социальной структуры, но и перенесена на новые группы, одержимые новым мифом42. Миф выполняет двойную функцию: он обнаруживает источник широкомасштабных фрустраций в социальной структуре и изображает альтернативную структуру, которая, предположительно, не будет приносить разочарование достойным.

«…мы уже делали в начале этой главы, что мы рассматриваем лишь формы приспособления к противоречиям в культурной и социальной структурах: типы характера, или личности, не попадают в центр нашего внимания. Индивиды, оказываясь вовлеченными в эти противоречия, могут переходить и действительно переходят от одного типа приспособления к другому».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: