Подготовка к ГИА и ЕГЭ: Проблема текста. Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
Проблема текста.
-Что такое проблема?
-Как выявить проблему текста?
-Как сформулировать проблему текста?
Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования, например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни, проблема связи языка и мышления и т. п.
Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мироздания, жизнь природы и общества, внутренний мир человека и многие другие. Выделяют различные категории (виды) проблем.
Философские проблемы затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления.
Социальные проблемы касаются устройства и жизни общества.
Политические проблемы связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.
Экологические проблемы отражают взаимодействие человека и окружающей среды.
Нравственные (этические) проблемы связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения.
Работа с текстом
Легенда
Эту легенду мне когда-то рассказал путешественник-англичанин.
Однажды пароход заночевал из-за туманов близ острова Самоа.
Толпа весёлых, подвыпивших моряков съехала на берег.
Вошли в лес, стали разводить костёр. Нарезали сучьев, срубили и свалили кокосовое дерево, чтобы сорвать орехи. Вдруг они услышали в темноте кругом тихие стоны и оханья. Жуть их взяла. Всю ночь моряки не спали и жались к костру. И всю ночь вокруг них раздавался судорожный какой-то шорох, вздохи и стоны.
А когда рассвело, они увидели вот что. Из ствола и из пня срубленной пальмы сочилась кровь, стояли красные лужи. Оборванные лианы корчились на земле, как перерезанные змеи. Из обрубленных сучьев капали алые капли. Это был священный лес. В Самоа есть священные леса, деревья в них живые, у них есть душа, в волокнах бежит кровь. В таком лесу туземцы не позволяют себе сорвать ни листочка.
|
Весёлые моряки не погибли. Они воротились на пароход. Но всю остальную жизнь они никогда уже больше не улыбались.
Мне представляется: наша жизнь – это такой же священный лес. Мы входим в него так себе, чтобы развлечься, позабавиться. А кругом всё живёт, всё чувствует глубоко и сильно. Мы ударим топором, ждём – побежит бесцветный, холодный сок, а начинает хлестать красная, горячая кровь… Как всё это сложно, глубоко и таинственно! Да, в жизнь нужно входить не весёлым гулякою, как в приятную рощу, а с благоговейным трепетом, как в священный лес, полный жизни и тайны. (В.Вересаев)
Проблема текста:
(Проблема смысла жизни, затрагивающая нравственные стороны человеческой жизни)
К аким образом содержание текста касается других людей, всего человечества?
(Нравственные (этические) нормы обеспечат гармоничные отношения между людьми и природой)
-Какая абстрактная идея рассматривается автором?
(Идея гуманизма, человеколюбия, милосердия)
Формулирование проблемы
Два простых способа формулировки проблемы
I. 1. Автор размышляет над проблемой смысла жизни;
2. В тексте поднимается проблема смысла жизни;
3. Текст автора заставил меня задуматься над проблемой смысла жизни.
|
II. Формулировка в виде вопроса (напомню, что проблема и есть вопрос, требующий решения) даёт больше возможностей в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно.
Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.
-Что такое комментарий?
-Каковы типы комментария текста?
-Как выявить и сформулировать авторскую позицию?
Комментарий – рассуждение, пояснительное замечание по поводу чего-либо.
Можно выделить два типа комментария.
- Текстуальный комментарий представляет собой объяснение текста, следование за автором в раскрытии проблемы.
- При концепционном комментарии в центре внимания интерпретация проблемы текста, её актуальность, столкновение различных мнений по данному вопросу и т. п.
Следует помнить, что в любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст.
Чтобы отличить комментарий от пересказа, нужно помнить следующее. Пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что делает автор.
Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:
- Как, на каком материале автор раскрывает проблему?
Проблему смысла жизни, отсутствия гармонии в человеческом обществе автор раскрывает на примере легенды о священном лесе, что посетили моряки на острове Самои
- На чём заостряет внимание?
Туземцы не позволяют себе даже листочка сорвать. Так заботливо их отношение к святыне
- Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?
Цивилизованным людям следует не столь бесцеремонно врываться в девственную природу и нарушать её гармонию.
|
- Какие эмоции автора выражены в тексте?
Отношение к священному лесу иное у моряков -чужеземцев, нежели у туземцев: развели костёр, свалили дерево, чтобы сорвать орехи, а живые души деревьев мучаются и страдают, так как не в силах помочь погибшему собрату, кокосовому дереву.
- Как выражено отношение автора к изображаемому?
Некогда весёлые моряки, совершив недоброе дело, уже никогда не улыбались
Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?
Автор текста использовал разнообразные художественные средства, которые позволили ему усилить эмоциональное звучание своих раздумий, придать логичность выводам. Это эпитеты («судорожный... шорох»,чувствует «глубоко, сильно», «глубоко и таинственно», «с благоговейным трепетом»), олицетворение («священный лес», «тихие стоны и оханья», «раздавался судорожный …шорох, вздохи и стоны», «сочилась кровь», «лианы корчились на земле», деревья живые», «у них есть душа»), сравнения (как перерезанные змеи», «как в приятную рощу», «как в священный лес»), гипербола («никогда больше не улыбались»), антитеза(«ударим» - «ждём», «побежит бесцветный, холодный сок» - «начинает хлестать красная, горячая кровь»).
Если проблема текста- это вопрос, то позиция автора – это ответ на поставленный в тексте вопрос. Можно предложить различные способы формулирования авторской позиции:
Позиция автора такова …
Автор считает, что…
Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…
Автор убеждает нас в том, что…
Избежать повтора слова автор или фамилии автора помогут конструкции типа:
В тексте доказывается мысль о том, что…
Основная мысль текста заключается в том, что…
Например: Позиция автора выражена явно: надо осознать, что в жизнь входить каждый человек должен «с благоговейным трепетом», «как в священный лес», тогда жизнь у всех станет счастливой и радостной.