О необходимости внесения изменений
В отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся борьбы с аналогами наркотических средств и психотропных веществ, новыми потенциально опасными психоактивными веществами
(Краткое пояснение к законопроекту, представленному на заседанииОбщественного совета по проблемам противодействия
распространению наркомании среди населения
Иркутской области при Правительстве Иркутской области
Июня 2016 г.
Подробное обоснование – в Пояснительной записке)
ПРОБЛЕМА №1.
Лица, распространяющие наркотики, химические формулы которых не включены ни в Перечень, утвержденный Правительством, ни в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ (далее - НПОПВ), который ведет МВД России, остаются безнаказанными.
ПОЧЕМУ ПРОБЛЕМА НЕ МОЖЕТ БЫТЬ РЕШЕНА В РАМКАХ ДЕЙСТВУЮЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА?
Потому что для привлечения таких лиц к ответственности нет оснований: ведь сейчас карается только незаконный оборот веществ, формулы которых включены в Перечень или в Реестр.
Вещество может быть не «новым», а являться аналогом или производным наркотических средств, уже включенных в Перечень или Реестр, но для признания его аналогом требуется произвести две экспертизы: 1) на схожесть химической структуры (с этим проблем нет); 2) на схожесть психоактивных свойств (в России такие экспертизы проводят только две лаборатории, ввиду чего это занимает длительное время).
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?
Возбуждать дело об административном правонарушении или преступлении, проводить экспертизу, получать заключение о том, что обнаруженное вещество является «новым потенциально опасным психоактивным веществом» либо «аналогом наркотических средств и психотропных веществ», после чего суд выносит постановление или приговор, назначает наказание, а постановление или приговор направляет в уполномоченный орган для включения этого вещества в Реестр новых потенциально опасных веществ или Реестр аналогов наркотических средств или психотропных веществ.
|
В ЧЕМ ПРЕИМУЩЕСТВА ПРЕДЛАГАЕМОГО ПОДХОДА?
1. Химические формулы будут оперативно включаться в Реестры, что позволит не тратить значительные временные и финансовые ресурсы на экспертизу вещества, являющегося аналогом.
2. Правоохранительные органы будут осуществлять административное или уголовное преследование, не опасаясь сработать «на корзину».
3. Будет создана ситуация неотвратимости наказания для лиц, вовлеченных в оборот новых химических формул наркотиков.
ПРОБЛЕМА №2.
НЕОБОСНОВАННО МЯГКОЕ НАКАЗАНИЕ ЗА ОБОРОТ НОВЫХ ПОТЕНЦИАЛЬНО ОПАСНЫХ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ.
За незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ по ч. 1 ст. 234.1 УК РФ не предусмотрено наказание в виде лишения свободы, в ряде статей, вообще, не установлена ответственность за их оборот, отсутствуют отягчающие обстоятельства за оборот таких веществ в зависимости от места или способа их распространения.
ЧТО ПРЕДЛАГАЕТ ЗАКОНОПРОЕКТ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?
1. Изменить санкцию за оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ по ч. 1 ст. 234.1 УК РФ, дополнив ее таким видом наказания, как «лишение свободы».
|
2. Ввести административную ответственность за оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ без цели сбыта.
3. Криминализировать склонение к потреблению новых потенциально опасных психоактивных веществв рамках статьи 130 УК РФ, организацию либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления новых потенциально опасных психоактивных веществ (статья 232 УК РФ), а также контрабанду новых потенциально опасных психоактивных веществ (ст. 229.1 УК РФ).
4. Дополнить статью 234.1 УК РФ рядом обстоятельств, отягчающих содеянное:
- сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, совершенный в следственном изоляторе, исправительном учреждении, административном здании, сооружении административного назначения, на территории образовательной организации, на объектах спорта, железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта или метрополитена, в общественном транспорте либо помещениях, используемых для развлечений или досуга;
- сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ, совершенный с использованием средств массовой информации либо электронных или информационно-телекоммуникационных сетей (включая Интернет);
- сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ лицом, достигшим 18-летнего возраста, в отношении несовершеннолетнего.
27 марта 2017 г. состоялось очередное заседание Общественного совета по проблемам противодействияраспространению наркомании среди населенияИркутской области при Губернаторе Иркутской области, в ходе которого было предложено расширить положения разработанного ранее законопроекта, с учетом новых обозначенных проблем.
|
ПРОБЛЕМА №3.
По действующему законодательству, письменное информированное согласие родителей (законных представителей) необходимо:
на проведение раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ несовершеннолетних, не достигших 15 лет (п.3 ст. 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»);
на проведение медицинского освидетельствования вцелях установления состояния наркотического либо иного токсического опьянения несовершеннолетних, не достигших 18 лет (п. 2 ч. 2 ст. 20 Федерального законаот 21 ноября 2011 г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
на оказание наркологической помощи несовершеннолетним, не достигшим 18 лет (п.2 ст. 54 Федерального закона от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»).
Таким образом, для оказания наркологической помощи родители имеют право дать информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство до достижения их ребенком возраста 18 лет, а в отношении медицинского осмотра, который позволяет своевременно выявить факты немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ такое согласие родители могут дать лишь до достижения их ребенком возраста 15 лет.
Данное законодательное противоречие нуждается в устранении.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИЗМЕНИТЬ ЗАКОН ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?
Внести изменения в п. 3 ст. 53.4 Федерального закона от 8 января 1998 года №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах», изложив ее следующим образом:
Действующая редакция: | Редакция с учетом предлагаемых изменений: |
2. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме обучающихся, достигших возраста пятнадцати лет, либо информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя обучающихся, не достигших возраста пятнадцати лет. | 2. Раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ проводится при наличии информированного согласия в письменной форме одного из родителей или иного законного представителя несовершеннолетних обучающихся, не достигших возраста восемнадцати лет. |
ПРОБЛЕМА №4.
Сегодня для пользователей интернета не составляет никакого труда найти сайт с рекламой наркотиков, перевести требуемую сумму и получить желаемое. При этом ответственность за пропаганду либо незаконную рекламу наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, новых потенциально опасных психоактивных веществ предусмотрена статьей 6.13 Кодекса об административных правонарушениях.
КАКИМ ОБРАЗОМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ИЗМЕНИТЬ ЗАКОН ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?
Согласно Федеральному закону 13 марта 2006 г. №38 «О рекламе», реклама – это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Статья 7 Закона «О рекламе» запрещает рекламу наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры.
В целях единообразия законодательства следует:
во-первых, дополнить этот перечень запретом на рекламу «новых потенциально опасных психоактивных веществ»;
во-вторых, реклама перечисленных выше веществ, как правило, преследует дальнейшую цель их сбыта, что особенно актуально в связи с продажей нелегальных веществ через интернет-магазины, в том числе бесконтактным методом передачи (путем «закладок»). Представляется правильным исключить административную ответственность за рекламу таких веществ, считая ее частью стадии приготовления к сбыту, в связи с чем возникает необходимость внесения соответствующих изменений в Кодекс об административных правонарушениях с последующим разъяснением Верховного Суда в рамках Постановления Пленума «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами» от 15 июля 2006 г. № 14.