Фонетическая природа словесного ударения




Ударение в русском языке может быть охарактеризовано по трем аспектам.

Во-первых, ударный слог выделяется своей большей длительностью, своим количеством, т.е. ударение является количественным. Именно в длительности заключается главное различие между ударными и безударными слогами. Это основная, специфическая характеристика ударения, выявленная в целом ряде экспериментально-фонетических исследований и наглядно проявляющаяся при восприятии синтезированной речи: если, например, искусственно удлинить первый или второй слог звуковой последовательности типа муку, то она будет восприниматься соответственно как му́ку или муку́. Конечно, имеется в виду не абсолютная, а относительная длительность, т.е. то, что ударный слог в принципе длительнее безударного.

Во-вторых, ударный слог произносится с большей силой, поэтому ударение может быть названо силовым или динамическим. Эта черта ударения легко замечается в самых обычных условиях; отсюда нередкая характеристика ударения в учебной и даже в научной литературе именно как динамического. В акустическом плане динамическое ударение характеризуется большей громкостью; в артикуляторном плане оно отличается усилением мускульного напряжения. Однако динамические особенности ударного слога, в отличие от количественных, не являются постоянными. Громкость гласного связана с его открытостью (степенью подъема): чем более открытым является гласный, тем больше его громкость. Самый громкий гласный — это гласный нижнего подъема /а/. Кроме того, громкость зависит от положения слога в слове: чем ближе слог к началу слова, тем больше громкость гласного в этом слоге [Бондарко, 1998. С. 218]. Поэтому начальное безударное /а/ в слове атрибут может не уступать по громкости конечному ударному /у/.

4. Обоснуйте то, что интонация- важное слагаемое в передаче информации

Интонация отличает устную речь от письменной, делает ее богаче, выразительнее, придает ей неповторимый, индивидуальный характер.

Однако этим не исчерпывается назначение интонации. Она выполняет и синтаксическую функцию: указывает конец фразы, ее законченность или незаконченность, то, к какому типу относится предложение, содержит ли оно вопрос, восклицание или повествование. В письменной речи о синтаксической роли интонации читатель узнает по знакам препинания.

Интонация — сложное явление. Она включает в себя четыре акустических компонента: тон голоса, интенсивность или силу звучания, темп речи и тембр голоса. Что же собой представляют слагаемые интонации?

Но прежде вспомним, что звук как акустическая единица также заключает в себе признаки высоты, силы, тембра и длительности. Высота звука — количество колебаний голосовых связок. Оно измеряется в герцах в секунду: чем больше герц в секунду, тем выше звук. Сила звука, его интенсивность зависят от амплитуды колебаний голосовых связок и измеряются в децибелах. Тембр — совокупность основного тона и обертонов. Обертоны (разкочастотные колебания частиц воздуха) образуются в ротовой полости. Их различие зависит от формы и объема рта, меняющихся во время артикуляции звуков. Длительность звука определяется количеством времени, необходимого для произнесения звука.

Следует подчеркнуть, что звуки и интонация состоят из одних и тех же акустических компонентов. Это объясняется тем, что образование звуков и интонации — единый артикуляционно-акустический процесс.

5. Назовите слагаемые интонации. Все ли их необходимо использовать в работе диктора, ведущего телевидения?

Слагаемые(они же являются и компонентами интонации):

1. ударение;

2. мелодика (движение основного тона голоса);

3. паузы (перерывы в звучании);

4. сила звучания отдельных слов в речи;

5. темп речи;

6. тембр речи.

Элементы интонации реально существуют лишь в единстве, хотя в научных целях их можно рассматривать и по отдельности. Интонация по своей природе суперсегментна. Она как бы надстраивается над линейной структурой речи. Правда, как указывает В.Н. Всеволодский - Гернгросс, когда содержание высказывания, заключенное в словах, недоступно для восприятия, можно наблюдать как бы интонацию "в чистом виде". Во-первых, это имеет место при восприятии речи на иностранном, непонятном для слушающего языке; во-вторых, при слушании в затрудненных условиях (например, через стенку), когда слов разобрать невозможно. В обоих случаях улавливается лишь интонация.

Интонация является обязательным признаком устной, звучащей речи. Речь без интонации невозможна. Богатство и содержательность речи, ее выразительные возможности обеспечиваются не только богатством словаря и мастерством словесного выражения, но также ее интонационной гибкостью, выразительностью и разнообразием.

Выделение того или иного слова может осуществляться и путем относительного изменения темпа речи. Если обычное спокойное говорение характеризуется каким-то средним темпом, то на фоне этого с ускорением и замедлением темпа может быть связана передача смысловых и эмоциональных нюансов.

Замедление темпа, как правило, придает отдельным словам или целым фразам большую весомость, значительность, иногда даже патетическую торжественность. На фоне небрежной беглой речи замедление темпа используется как сильное экспрессивное средство.

Быстрый темп обычно характеризует эмоциональную взволнованную речь. Он также естествен в динамичном рассказе о быстро следующих друг за другом событиях.

Частые паузы свойственны взволнованной речи. Изменение громкости от истошного вопля до нежного шепота также передает оттенки чувства.

Наконец, очень существенная роль принадлежит тембру речи. Подобно тому, как свой тембр имеет отдельный звук, речь также имеет свою окраску -- тембр. Тембр как элемент интонации совсем еще не изучен, однако не подлежит сомнению, что различная тембровая окраска свойственна определенным разновидностям эмоциональной речи.

6. Что такое речевой такт

Речевой такт – это часть фразы, ограниченная небольшими паузами. Так, фраза Только труд приносит человеку счастье делится паузами на отрезки Только труд / приносит человеку / счастье. Это и есть речевые такты. Паузы в небольшой фразе возможны, но не обязательны. Речевые такты могут состоять и из одного фонетического слова. Пауза является средством отражения смысловых и эмоциональных отношений, выражаемых во фразе. Например, во фразе Не здесь, дома, – там, у матери, ты нужен сейчас паузы, ограничивающие отрезки дома и у матери, подчеркивают уточняющий характер этих отрезков, а пауза перед словом там выражает противительные отношения. Следовательно, паузы помогают нам точнее выразить смысловые отношения в высказывании. Например, фразу Подарок матери понравился можно расчленить паузами на речевые такты двояко: Подарок / матери понравился и Подарок матери / понравился. Смысл высказывания при этом существенно меняется. Или: Разговоры вообще / не меняют дела и Разговоры / вообще не меняют дела; Слова / товарища не трогали и Слова товарища / не трогали.

7. какие вы знаете паузы? Объясните функцию каждой из них при логическом анализе текста.

Психологическая пауза служит чувству, в отличие от логической, Которая «служит уму». Цель психологической паузы — насторожить, обострить внимание слушателя на каких-то словах. Если в момент психологической паузы исполнитель выключится из того эмоционального состояния, в котором он находится, согласно требованию содержания текста и поставленных задач, не только «не состоится» психологическая пауза, но и все исполнение будет исковеркано.

Говоря о роли психологической паузы и объясняя ее смысл, Станиславский пишет: «Нельзя сказать:

«Он лежит под (пауза) кроватью».

Но психологическая пауза оправдывает эту остановку и отрывает предлог от существительного.

«Он лежит под (психологическая пауза с выражением отчаяния, негодования по поводу нетрезвого поведения другого) кроватью.

Логические паузы

Роль логических пауз ясна: необдуманно разбросанные паузы могут либо извратить смысл фразы, либо свести его к абсурду. Например, первую строку известного стихотворения А. Блока «О, я хочу безумно жить» часто произносят либо без пауз, либо с паузой после слова «хочу». В таком случае смысл фразы извращается. Выходит, что поэтне «безумно хочет», а хочет «безумно жить».

Хорошая речь — осмысленно паузированная речь. Паузы делают живую речь естественной, четкой, выразительной. Паузы не

только расчленяют речь, но и объединяют ее: слова, находящиеся между паузами, приобретают смысловое единство.

Анализ логических пауз включает характеристику их длительности, а также завершенности или незавершенности, точнее — степени их завершенности. Степень завершенности паузы зависит от того, на каком регистровом уровне произносится слово, находящееся перед паузой. Например:

Друзей || то и дело менять || не годится.

8. Объясните роль логического ударения и ключевого слова

Ударением называется выделение с помощью звуковых средств слова или группы слов среди других слов в предложении или в группе предложений. Цель ударения — выделить наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие суть того, о чем говорится в предложении или в целом отрывке. Выделено слово (или группа слов) может быть с помощью усиления или ослабления звука, повышения или понижения тона на ударяемом слове, замедления темпа речи при произнесении слова или группы слов.
Ударное слово может быть выделено, если с остальных слов предложения снять или почти снять ударения, если специально замедлить темп речи при произнесении важного для донесения мысли слова (или предложения), если особенно повысить (или понизить) голос на главном для смысла предложения слове. Наконец, в некоторых случаях на ударном слове может быть сделано подчеркивающее ударение, т. е. такое ударение, которое резко выделяет ударное слово, вызывая у слушателя ощущение, что вне данного предложения имеется противопоставление. В этом случае повышение (или понижение) голоса на ударном слове бывает более резкое и сильное, чем при обычном ударении.

Ключевые слова художественного текста, как его лексические единицы, наиболее значимые в семантическом и функциональном отношениях, могут быть рассмотрены с двух позиций: позиции читателя-реципиента и позиции автора (исследователя-интерпретатора). Рассмотрение ключевых слов со второй позиции возможно лишь после постановки соответствующей исследовательской задачи - описания семантической структуры данного текста, прежде всего, в случае, когда эти ключевые слова выделены в тексте графически самим автором.

9. Обоснуйте важность знания законов логики речи.

Основной задачей логики речи является отделение правильных способов рассуждения (выводов, умозаключений) от неправильных.
Правильные выводы называются также обоснованными, последовательными или логичными.
Рассуждение представляет собой определенную, внутренне обусловленную связь утверждений. От нашей воли зависит, на чем остановить свою мысль. В любое время мы можем прервать начатое рассуждение и перейти к другой теме. Но если мы решим провести его до конца, то сразу же попадем в сети необходимости, стоящей выше нашей воли и желаний. Согласившись с одними утверждениями, мы вынуждены принять и те, что из них следуют,
независимо от того, нравятся они нам или нет, способствуют нашим целям или, напротив, препятствуют им. Допустив одно, мы тем самым автоматически лишаем себя возможности утверждать другое, несовместимое с уже допущенным.
Если мы убеждены, что все жидкости упруги, мы должны признать также, что вещества, не являющиеся упругими, не относятся к жидкостям. Убедив себя, что каждое водоплавающее существо обязательно дышит жабрами, мы исключаем из разряда водоплавающих дышащих легкими — китов и дельфинов. Основной принцип логики предполагает — и это следует специально подчеркнуть, что каждое наше рассуждение, каждая мысль, выраженная в языке, имеет не только определенное содержание, но и определенную форму. Предполагается также, что содержание и форма отличаются друг от друга и могут быть разделены. Содержание мысли не оказывает никакого влияния на правильность рассуждений, и поэтому от него следует отвлечься. Для оценки правильности мысли существенной является лишь ее форма. Ее необходимо выделить в чистом виде, чтобы затем на основе такой «бессодержательной» формы решить вопрос о правильности рассматриваемого рассуждения.
Как известно, все предметы, явления и процессы имеют как содержание, так и форму. Наши мысли не являются исключением из этого общего правила. То, что они обладают определенным, меняющимся от одной мысли к другой содержанием, известно каждому. Но мысли имеют также форму, что обычно ускользает от внимания.
Смысл понятия логической формы лучше всего раскрыть на примерах.
Сравним два высказывания:
«Все вороны — птицы», «Все шахматисты — гроссмейстеры».
По содержанию они совершенно различны, к тому же первое
является истинным, а второе ложным. И тем не менее сходство их несомненно. Это сходство, а точнее говоря, тождество, в их строении, форме. Чтобы выявить такое сходство, нужно отвлечься от содержания высказываний, а значит и от обусловленных им различий.
Отвлечение от содержания и выявление формы привело нас,
однако, к прямо противоположному мнению: рассматриваемые высказывания имеют одну и ту же логическую форму и, следовательно, они полностью совпадают. Начав с мысли о полном различии высказываний, мы пришли к выводу об абсолютной их тождественности.
Рассмотрим далее два более сложных высказывания:
«Если число делится на 2; то оно четное», «Если сейчас ночь, то сейчас темно».
Для выявления логической формы этих высказываний подставим вместо их содержательных компонентов слова «первое» и «второе», не несущие конкретного содержания. В результате получим, что оба эти высказывания имеют одну и ту же логическую форму.
В правильном рассуждении заключение вытекает из посылок с логической необходимостью, и общая схема такого рассуждения представляет собой логический закон.
Логические законы лежат, таким образом, в основе логически совершенного мышления. Рассуждать логически правильно — значит рассуждать в соответствии с законами логики.

 

 

10. Кем и когда была создана силабо-тоническая система стихосложения?

Силлабо-тоническое стихосложение – это поэтическая система, построенная на регулярности группирования и чередования безударных и ударных слогов. В стихах, написанных таким способом, все слоги можно сгруппировать в стопы, в которых есть так называемые сильные места – ударные гласные, и слабые места – безударные гласные. Поэтому при анализе подобных стихотворений указывается не только размер, но и число стоп в одной строке.

Силлабо-тоническая система стихосложения зародилась в европейской поэзии. Произошло это благодаря слиянию силлабического стиха, который использовался в романских языках, и тонического аллитерационного, пришедшего из германских языков. Процесс этот окончился в разных странах в разное время. Так, в Англии силлаботоника установилась уже в 15 веке, благодаря Дж. Чосеру, а в Германии только в 17 веке после реформы М. Опица

Основная заслуга в реформации русского поэтического слога принадлежит М. В. Ломоносову и В. К. Тредиаковскому. Итак, в 30-х годах 18 века Тредиаковский начинает выступать с текстами, чье строение значительно отличалось от принятой в те времена силлабической системы стихосложения, основывающейся на числе слогов в строке, а не на количестве ударных или безударных гласных. Поэт, изучив народный стих и его строение, сделал вывод, что в основе русского стихосложения лежит принцип тоники. Эти начатые Тредиаковским изыскания продолжил Ломоносов. Именно он и создал в России силлабо-тоническое стихосложение. Эта система, опирающаяся на чередование ударных и безударных гласных, учитывает метрический опыт. В основу силлабо-тоники положен принцип народного стиха – соотношение строк по расположению и числу ударных слогов. На протяжении всего 19 века силлабо-тоника господствовала в поэзии. Только некоторые поэты пускались в эксперименты, в основном это было связано с попытками подражать народным мотивам. При этом примерно до середины 19 века преимущественно использовались двусложники. Первым активно применять трехсложные размеры начал Некрасов.

Хорей Это один из типов двусложного метра. В его стопе всего 2 слога – первым стоит ударный, вторым - безударный. Хорей часто используют для песенной лирики. Примером 5-стопного хорея является пастернаковское стихотворение под названием «Гамлет»: «На меня наставлен сумрак ночи/ Тысячью биноклей на оси…». 3-стопного – произведение М. Ю. Лермонтова «Из Гете»: «Тихие долины/ Полны свежей мглой…».

Ямб

Силлабо-тоническое стихосложение было ведущим для русской поэзии 19 века, а ямб был излюбленным размером А.С. Пушкина. Итак, ямб – двусложный метр, состоящий из 2-х слогов – первого безударного и второго ударного. При пропуске ударения стопа превращается в пиррихий, а при появлении дополнительного – в спондей. 4-хстопный ямб являлся самым популярным и наиболее часто используемым в русской поэзии. В 18 веке к этому метру обращались поэты «высоких» жанров, акцентируя внимание на различиях между одическими произведениями и «легкой поэзией», которая писалась хореем. Но в 19 веке ямб теряет свою тематическую связь со стихотворением и становится универсальным метром. Ярчайший пример – это пушкинский «Евгений Онегин»: «Латынь из моды вышла ныне:/ Так, если правду вам сказать…».

Трехсложные

Рассмотрим теперь трехсложные размеры русского силлабо-тонического стихосложения. Дактиль – метр в три слога, первый из которых является ударным. Примером могут служить: «Суд божий над епископами» (В. А. Жуковский), «Каменщик» (В. Я. Брюсов). Дактиль обычно используется для имитации гекзаметра.

 

11. Что такое стих?

Стих по-гречески значит “ряд”. Поэтому традиционно в русском языке стихами называются абзацы библейского текста, переводившегося на старославянский с греческого языка. Первые русские стихи как форма литературной поэзии, появившиеся только на рубеже XVI—XVII вв., именовались на польский лад виршами. Слово это восходит к латинскому versus, означающему «то, что “возвращается назад” и закономерно, предсказуемо повторяется

Литературные стихи — это последовательность упорядоченных звуковых рядов, соотносимых по тем или иным признакам и ритмически повторяющихся, на письме обычно обособляемых в виде сравнительно коротких строчек, расположенных вертикально одна над другой. Звучащие стихи уподоблены друг другу специфической “перечислительной” интонацией, они несколько замедленны и более монотонны по сравнению с прозой и, несмотря на все индивидуальные различия, имеют в общем одинаковую интонационную рамку: постепенное повышение тона к концу стиха с резким падением и совсем небольшим подъемом на границе между стихами (благодаря этому межстиховая пауза может быть “звучащей”, а не реальной задержкой голоса). Поэтому даже свободный стих (верлибр, vers libre), не имеющий размера и рифмы, звучит совершенно иначе, чем проза, и выражает такое содержание, которое обычно выражается именно в стихах. Благодаря своему строению стих обладает выразительными возможностями, недоступными прозе, хотя она имеет перед стихом свои, со временем становившиеся все важнее, преимущества (см.: Проза, Речь художественная). Стих выделяет все компоненты текста, одинаковое внешнее оформление “подтягивает” менее значительные к более значительным, до некоторой степени уравнивает их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: