Влияние средств массовой информации эпохи.




Ускорение темпов общественного развития, возрастание числа неопределенных социальных ситуаций и отсутствие жестких оснований для социальной идентификации постоянно ставят перед человеком задачу ориентировки в усложняющемся социальном мире, а СМИ в силу интерпретативного характера передаваемых ими сведений позволяют решить эту задачу максимально «удобным» способом. Подаваемая ими «информация уже прошла через отбор, классификацию, категоризацию фактов и явлений общественной жизни. Человек получает в итоге интерпретацию информации, как бы ее объективный характер ни подчеркивался... Собственно перед каждым обыденным человеком социальный мир уже определенным образом «обозначен» средствами массовой информации» (Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. С. 246.)

СМИ также предоставляют современному человеку больший простор поиска оснований для социальной идентификации. Сегодня дело даже не только в том, что информация, передаваемая через СМИ, «расширяет перед индивидом возможности выбора группы принадлежности, ибо дает более широкий перечень различных групп, их спектр... и совершенствует оценку их со стороны потребителя информации» (О некоторых особенностях данного процесса в условиях Интернет-коммуникации, исследованных на подростковой выборке, см., например, в работе Жичкиной А. Е., Белинской Е. П. (2000)). Значительно большая интерактивность современных информационных потоков (прежде всего телевизионных и электронных) определяет и большие возможности непосредственного активного участия человека в этом процессе, возможности конструирования своей социальной идентичности.

Формирование социальной идентичности как одной из ведущих социально-психологических функций СМИ традиционно выделяется исследователями массовой коммуникации [см., например, Богомолова Н. Н., 1991].

Другая отмечаемая характерная особенность современных СМИ — их экспрессивность — также способствует общей задаче социальной ориентировки человека (построения им образа социального мира и социальной самокатегоризации): готовые образы, в большинстве своем визуальные, буквально «впечатываются» в его сознание, формируя определенные идеальные модели социальной самокатегоризации.

Так, в дипломном исследовании, проведенном под нашим руководством, была показана взаимосвязь идеальных моделей личности, транслируемых молодежной прессой, и особенностей персональной идентичности ее читателей [Псковских Л. Н., 1998].

Все вышесказанное приводит к закономерному выводу: в анализе информационных реалий нашего дня ведущим должен стать социализационный подход.

Роль СМИ в процессе социализации, в частности, на ее подростково-юношеском этапе, неоднократно отмечается как зарубежными, так и отечественными исследователями [Крайг Г., 2000; Райс Ф., 2000; Андреева Г. М., 2000; Собкин В. С., 2000].

В большинстве случаев ее констатация опирается на данные о возрастании количества часов потребления продукции СМИ в общей структуре досугового времени подростка (в основном речь идет о телевидении). В начале 90-х годов американский школьник смотрел телевизор в среднем 6,5 ч в день [Bennett В., 1993], ненамного отставал от него западноевропейский сверстник — около 5 ч в день (по данным ЮНЕСКО), а их российские ровесники проводили у экрана в среднем до 3 ч в день, причем с того времени доля «телеманов» в отечественной подростковой выборке значительно возросла [Собкин В. С., 2000].более, чем в 2 раза превышает такую традиционную для данного возраста форму досуга как общение с друзьями [Цымбаленко С. Б., Шариков А. В., Щеглова С. Н., 1999].

Однако дело не только в том, что для большой части детей каналы «активного» и самостоятельного освоения культуры вытесняются «пассивными» и интерпретативными. Как убедительно доказывает В.С. Собкин на материале социологических исследований младших школьников, определенные типы телевизионных передач «встраиваются» в традиционные, культурно отнормированные воспитательные ритуалы (например, «Спокойной ночи, малыши!» вместо родительской сказки на ночь) и не только «обслуживают» их, но и вытесняют [Собкин В. С., 2000]. В результате детско- родительские отношения опосредуются телевизором («детские» передачи ребенок смотрит, как правило, один, а «взрослые» — вместе, вернее — рядом с родителями), все больше «пристраиваясь» к взрослой структуре ТВ-потребления.

Об увеличении роли современных СМИ в процессе социализации подрастающего поколения свидетельствуют также данные об изменившейся референтности различных источников информации: так, по сравнению с традиционными источниками информации (родителями, друзьями, учителями) значение СМИ (прежде всего телевизионных и электронных) постоянно растет.

Несмотря на то что подросток оказывается, по сути, на периферии информационной политики нашего общества, около 60% получаемой информации он черпает из СМИ, в основном телевидения [Собкин В. С., 2000].

Наконец, социализационное влияние СМИ определяется тем, что они во многом задают содержательное пространство, в котором разворачивается социализация современного подростка: этические нормы и поведенческие модели, транслируемые СМИ, присваиваются подростком, формируя его ценностные ориентации и нередко реальное поведение. Особенно ярко это можно видеть на примере формирования политических предпочтений, а также агрессивного и полоролевого поведения. Отмечается, что в области политической социализации российского подростка роль СМИ превышает роль семьи и школы [Собкин В. С., 1999]. Детальный анализ телевизионных трансляций с точки зрения сцен насилия и эротики и их влияния на эмоциональное состояние детско-подростковой аудитории — при всей двойственности возможных теоретических интерпретаций — свидетельствует об их скорее «разрушающем» влиянии на личность (Sonesson, 1998; Собкин В. С., Хлебникова М. В., Грачева А. М.).

В равной степени распространены две точки зрения: демонстрация подобного содержания способствует формированию аналогичных моделей поведения в реальности и, напротив, является способом их катарсического отреагирования.

Анализируя роль информационного влияния на личность в ходе социализации, мы практически лишь обозначили возможные модификации данной проблемы в результате бурного развития новых информационных технологий. Между тем очевидно, что все большее их проникновение (особенно в виде электронных СМИ) в обыденную социальную практику задает как новые социокультурные и психологические реалии, так и, соответственно, возможные направления их исследования. Подробнее они будут представлении в заключительной части данной работы.

 

Литература для чтения

Андреева Г. М. Психология социального познания. М., 2000. С. 227-256.

Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М., 1995. С. 210-239.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986. С. 119-168, 352-365.

Кле М. Психология подростка. М., 1991. С. 109-126.

Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 223-241.

Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000. С. 436-441, 47 9- 487, 608-614.

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. СПб., 2000. С. 404-450, 484-512.

Реан А. А., Коломинский Я. JI. Социальная педагогическая психология. СПб., 2000. С. 31-100.

Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. М., 1994. С. 135-147, 174-180.

Собкин В. С. Телевидение и образование: опыт социологических исследований 1980-90-х годов//Образование и информационная культура (социологические аспекты). М., 2000. С. 11-78.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: