Тема: Творчество Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927).




 

В.Д. Поленов родился в дворянской семье, где интересовались историей, литературой, искусством: его отец был археологом и библиографом, мать – литератором и живописцем-любителем. Поленов окончил гимназию, а затем учился параллельно в академии художеств и в петербургском университете на юридическом факультете. Закончив обучение. Был направлен в заграничную поездку на шесть лет, побывал в Германии, Италии, Франции, изучал и копировал старых мастеров, знакомился с новыми веяниями живописи. Тогда он написал картины на сюжеты европейской истории

 

1 2

1. «Право господина»

2. «Арест гугенотки графини д,Этремон»1875

Вернувшись в Россию он получил за них звание академика. Во время заграничной поездки Поленов писал и этюды. Во французском искусстве как раз появилось новое направление – импрессионизм. Его влияние появилось в этюдах Поленова.

 

 

3 4

3. «Рыбацкая лодка Этрета»

4. «Белая лошадка.Нормандия » 24.7х30 см.1874г. (Дом-усадьбв музей Поленова) в этом этюде художник ставит перед собой сложную задачу – написать белую лошадь на фоне белой стены.

 

По возвращению в Россию художник представил на передвижную выставку картину, извиняясь перед Крамским как за безделицу, оправдываясь тем, что не успел к сроку сделать что-то более значительное. Это был

5 6

5. «Московский дворик» - произведение ставшее этапом в русской живописи. Это место Москвы. Сейчас Арбат – центр мегаполиса. Сто пятьдесят лет назад всё было иначе. Соразмерность городской среды жизненному укладу людей, сама возможность существования такого дворика – вот что поразило Поленова.

Описание картины: уголок старого Арбата. Солнечное утро; в траве играют дети, около одной из тропинок стоит малыш; справа лошадь, запряженная в телегу, в глубине женщина с ведром, куры у сарая, за дощатыми заборами купола церкви Спаса на Песках, белая колокольня, а надо всем – синее небо.

В картине можно увидеть жанровую зарисовку, а можно – раздумья о соединении повседневного. Будничного с возвышенным, вечным. В ней раскрылся Поленов-созерцатель, который наблюдает окружающий мир. Этот мир залит солнцем, и художник увлечен игрой красок, световыми эффектами. Русские зрители были поражены, увидев подлинную пленэрную живопись – свет, воздух, переданные в картине.

Большую часть другого известного полотна

6. «Бабушкин сад» занимает пышная разросшаяся зелень. По садовой дорожке прогуливается сгорбленная старушка в старинном салопе, белом цепче и девушка, одетая по современной моде. Обе они погружены в грезы: одна о прошлом, другая о будущем. Пейзаж в картине не является фоном: именно на нем сосредоточено внимание художника. Картина окрашена грустью об уходящем уюте дворянского быта. Картина «Бабушкин сад», сближает Поленова с писателем И.Тургеневым, с которым он сдружился еще в Париже.

В годы пребывания за границей Поленов познакомился с Саввой Ивановичем Мамонтовым и его семьей. В Москве это знакомство продолжалось. В подмосковном имении Мамонтова – Абрамцево, где находили себе приют и комфортные условия для работы художники и музыканты, Поленов часто бывал. Художник работал над оформлением спектаклей мамонтовской частной оперы, а так же писал окрестные пейзажи. Так появились картины:

 

7 8

7. «Река Воря. Абрамцево»

8. «Ранний снег»

Поленов играл важную роль в проектировании и строительстве церкви в Абрамцеве. Её проект был выполнен в духе новгородских храмов XII века. Но мастера не подражали древнерусской архитектуре, а скорее вдохновлялись ею, закладывая основы нового стиля – модерн.

Однажды летом Поленов и Репин в соседней с Абрамцево деревней нашли резную деревянную доску, украшавшую крестьянскую избу. Так было положено начало абрамцевской коллекции искусства. Скоро в Абрамцеве была организована столярная и гончарная мастерская, где художники с удовольствием работали, возрождая народные промыслы.

Поленов мечтает о создании больших исторических полотнах. Он задумал цикл картин из жизни Христа и отправился в Египет, Сирию, Палестину, чтобы написать Сына Божьего на фоне тех мест, где он родился и жил. Привезенные из путешествия этюды, солнечные, необычные по цвету, Поленов показал на передвижной выставке. Вскоре была выставлена картина

9. «Христос и грешница»

9 фрагмент

Сюжет взят из Евангелия от Иоанна. К Христу, отдыхавшему вместе с учениками в тени у крыльца храма и что-то чертившему в задумчивости палочкой на песке, привели женщину, застигнутую в прелюбодеянии и спросили, надо ли её побить камнями, как велел Моисей. Христос, не глядя на обвинителей, тихо ответил: «Кто из вас без греха, первый брось в неё камень». Когда он поднял голову, то не увидел никого из тех, кто жаждал наказать блудницу.

В сравнении с картиной Н.Крамского «Христос в пустыне», Христос Поленова совершенно иной. Он не имеет параллелей с современностью он – реальное историческое лицо. К этому времени появилось несколько серьезных исторических исследований, сто Христос действительно существовал, и в жизни его произошли те события которые описаны в Евангелии. Поленов хотел изобразить его как историческую личность и в достоверной обстановке, со всеми подробностями окружающего пейзажа, бытовых деталей. Костюма.

В дальнейшем Поленов попытался развить евангельскую тему в серии картин «Из жизни Христа», работа над которыми займет весь конец XIX и нач. XX в.Картины: «Мечты», «На Генисаретском озере», «Наставление ученикам», «Утром вставши рано», «Крестились от него» и другие продолжают историческую точку зрения на Христа. Не смотря на сюжетную канву этих картин, пейзаж выходит на первый план.

 

Евангельский цикл 10

10. «Больная»

Эта картина была задумана одновременно с картиной «Христос и грешница». Замысел появился еще за границей, под впечатлением от знакомства с юной русской студенткой, приехавшей учится, заболевшей и умершей вдали от родины.

Приближение смерти. Безвольно свесилась с кровати её рука. Но постепенно взгляд зрителя останавливается на изумительном по красоте натюрморте с лампой под зеленым абажуром, отбрасывающем мягкий теплый свет. По своему богатству и изысканности красочных сочетаний это один из лучших натюрмортов в русской живописи второй половины XIX века. Он становится символом вечной красоты мира, ощущение которой не утрачивается даже перед лицом страдания и смерти.

 

Домашнее задание: Расскажи, чем отличаются работы В.Поленова от пейзажей тех русских живописцев, о которых говорилось в предыдущей теме.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: