Тема 1. Наука как социокультурный феномен (4 часа)




1. Наука как познавательная деятельность. Наука как социальный институт. Наука как особая сфера культуры.

2. Проблема демаркации науки и не-науки. Специфические признаки (черты) научного знания.

3. Основные проблемы антропологии в контексте постнеклассического этапа науки – понимание сущности человека, императивов его поведения, смысла жизни.

Литература

1. Гусева Е.А., Леонов В.Е. Философия и история науки. – Изд.: Инфра-М, 2014.

2. Никифоров А.Л. Философия и история науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – Изд.: Инфра-М. – 2016.

3. Степин В.С. История и философия науки. – Изд.: Академический проект, 2014.

4. Золотухин В.Е. История и философия науки для аспирантов. – Изд.: Феникс, 2014.

 

Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;

- презентации;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов.

Тема 2. Научные традиции и научные революции.

Концепция исторической динамики научного познания Т. Куна

(2 часа)

1. Концепция динамики научного знания, научных традиций и научных революций Т. Куна. Этапы развития науки.

2. Научные традиции как предпосылка и основание развития научного знания.

3. Научные революции как перестройка оснований науки. Научные революции в истории гуманитарных наук (педагогики). Традиции и новации в истории педагогики.

Литература

1. Никифоров А.Л. Философия и история науки: учеб. Пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – Изд.: Инфра-М. – 2016.

2. Степин В.С. История и философия науки. – Изд.: Академический проект, 2014.

3. Кун Т. Структура научных революций. – М., 1977.

Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;

- написание эссе по одной из предложенных тем:

«Научные революции в истории педагогики»

«Традиции и инновации в отечественном образовании XXI века»

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- практические задания выполняются устно.

Тема 3. Философия, культура и образование

(2 часа)

1. Философия образования о кризисе современной культуры и кризисе образования.

2. Современная концепция содержания образования (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин) как педагогическая основа для преодоления кризиса в образовании. Современное понимание сущности образования.

3. Гуманизация и гуманитаризация образования как важнейшие характеристики современного образования. Направления гуманизации и гуманитаризации образования.

Литература

1. Педагогические теории и системы.Учебное пособие для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» / Под ред. Е.Н.Селивёрстовой. Составители и авторы вводных статей и заданий Е.Н.Селивёрстова, Л.И.Богомолова, Л.А.Кирсанова, Е.Ю.Рогачёва. – Владимир: ВлГУ, 2012. – 349 с.

2. Осмоловская И.М., Шалыгина И.В. О культурологическом подходе к формированию содержания образования // Педагогика, 2006. – №2, 120-127. https://cyberleninka.ru/article/n/o-kulturologicheskom-podhode-k-formirovaniyu-soderzhaniya-obrazovaniya

Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.

Дискуссия по теме: «Кризисные явления в образовании – это фактор его развития».

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- написание эссе на тему: «Мировоззренческо-методологическая парадигма образования XXI века»

- презентации.

Тема 4. Модернизация российского образования:

Традиции и инновации (2 часа)

1. Кризис традиционной системы образования в контексте современной мировоззренческой ситуации в мире и России.

2. Научные традиции и научные революции. Научное знание как потенциал инновационного развития. Условия возникновения инноваций.

3. Роль науки и новых информационных технологий в становлении и развитии современного образования.

Литература

1. Арламов А.А. Проблемы современной педагогической науки и философия (заметки педагога-методолога) // Вопросы философии. – 2008. – № 1.

2. Горохов В.Г., Сидоренко А.С. Роль фундаментальных исследований в развитии новейших технологий // Вопросы философии. – 2009. – №3. – С. 67-76.

3. Осмоловская И.М. Перспективные обучающие технологии: дидактический аспект //Педагогика. – 2017. – №1. (в соавт. с Е.О. Ивановой).

Работа с понятиями – раскрытие содержания предложенных преподавателем терминов.

Дискуссия по теме: «Позитивная роль и негативные последствия использования новых информационных технологий в образовании».

Формы контроля:

- участие в обсуждении вопросов, обозначенных в программе занятия;

- написание эссе по одной из предложенных тем:

«Научные революции в истории педагогики»

«Традиции и инновации в отечественном образовании XXI века»;

- конспекты и выписки из рекомендованных материалов;

- практические задания выполняются устно.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: