Список источников литературы




1. Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

2. Закабунина В.О. Изучение половых и возрастных особенностей эмпатии, ее роль в межличностных отношениях в подростковом возрасте//Питерская школа виртуальный журнал сайта https://shkola.spb.ru.

3. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Издательство Московского Университете, 1947. – 380 с.

4. Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986. – 174 с.

5. Кравченко А.И. Социализация и образование. Фундаментальная социаология в 15тт. Т. 8. – М.: Инфра-М, 2005. – 1040 с.

6. Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: Издательство «Института практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.

7. Волков Б.С. Акцентуация характера школьников и учителей. – М.: Педагогической общество России, 2007. – 96 с.

8. Кайл Р. Развитие ребенка. От рождения до 17. – М.: Еврозона, 2006. – 640 с.

9. Бодалев А. Каштанова Т. Основные особенности эмпатического понимания // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3. – С.17-23.

10. Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 668 с.

11. Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб. Речь, 2002. – 174 с.

12. Салыкова С.В. Теоретические основы педагогического исследования. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 86 с.

13. Юнг Г.К. Психологические типы. – Спб.: Ювента, 1995. – 235 с.

14. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002. – 224 с.


Приложение 1

 

Вопросы теста уровня поликоммуникативной эмпатии по методу И.М. Юсупова

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Детей-подростков раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач моих одноклассников.

4. Среди всех музыкальных направлений предпочитаю современную музыку.

5. Недовольство больного человека надо терпеть, даже если они могут длиться очень долго.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.

8. Старые люди, как правило, обижаются без причин.

9. Когда я слушаю грустную историю, наворачиваются слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к замечаниям учителей в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами.

13. Я всегда мирился с родителями и слушался, даже если они были, как мне казалось, не правы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее нужно хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. Иногда я привожу домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на другого сверстника, мне хочется угадать, кем он станет.

25. Младшие по возрасту дети ходят за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-то помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники иногда задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и усыплять.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

 


Приложение 2

 

Анкета Абрамовой Яны по методу И.М. Юсупова

Номер вопроса Ответ Баллы
  нет  
  никогда  
  часто  
  да  
  почти всегда  
  почти всегда  
  почти всегда  
  иногда  
  всегда  
  часто  
  нет  
  нет  
  часто  
  нет  
  иногда  
  часто  
  никогда  
  никогда  
  иногда  
  нет  
  всегда  
  иногда  
  иногда  
  часто  
  нет  
  иногда  
  да  
  да  
  не знаю  
  иногда  
  нет  
  да  
  иногда  
  иногда  
  нет  
  никогда  

 

Суммарный бал ∑ 85


Приложение 3

 

Показатели уровня развития эмпатии у учащихся пятого класса

Ученик Общий показатель эмпатии Эмпатия к родителям Эмпатия к животным Эмпатия к пожилым людям Эмпатия к детям Эмпатия к героям худ, произведений Эмпатия к другим людям
Абрамова Я.              
Богданов Ю.              
Владимирова Ю.              
Громов Э.              
Дмитриева У.              
Егоров О.              
Журавлева О.              
Зимний С.              
Иванова Т.              
Коваленко П.              
Леонидова М.              
Михайлов М.              
Новикова Л.              
Огурцов Н.              
Петрова М.              
Романов К.              
Сергеева К.              
Тарасов И.              
Уварова Е.              
Федоров Д.              
Харитонова Д.              
Царев Г.              
Чеснов В.              
Шаркова В.              
Щукин Б.              
Эдуардова А.              
Юдин А.              

 


Приложение 4

 

Вопросы теста диагностики социально-психологической адаптации по методике К. Роджерса и Р. Даймонда

1. Испытывает неловкость, когда вступает с кем-нибудь в разговор.

2. Нет желания раскрываться перед друзьями и одноклассниками.

3. Во всем любит состязание, соревнование, борьбу.

4. Предъявляет к себе высокие требования.

5. Часто ругает себя за плохие оценки.

6. Часто чувствует себя обиженным.

7. Сомневается, что может нравиться мальчикам или девочкам из своего класса.

8. Свои обещания выполняет всегда.

9. Теплые, добрые отношения с одноклассниками и учителями.

10. Ребенок сдержанный, замкнутый, держится ото всех чуть в стороне.

11. В своих неудачах винит себя.

12. Товарищ ответственный; на него можно положиться.

13. Чувствует, что не в силах хоть что-нибудь изменить, все усилия напрасны.

14. На многое смотрит глазами сверстников.

15. Принимает в целом те правила и требования, которым надлежит следовать.

16. Собственных убеждений и правил не хватает.

17. Любит мечтать - иногда прямо среди урока. С трудом возвращается от мечты к действительности.

18. Всегда готов к защите и даже нападению: «застревает» на переживании обид, мысленно перебирая способы мщения обидчикам.

19. Умеет управлять собой и собственными поступками, заставлять себя, разрешать себе; самоконтроль для него не проблема.

20. Часто портится настроение: накатывает уныние, хандра.

21. Все, что касается других, не волнует: сосредоточен на себе, занят собой.

22. Люди, как правило, ему нравятся.

23. Не стесняется своих чувств, открыто их выражает.

24. Среди большого стечения народа бывает немножко одиноко.

25. Сейчас очень не по себе. Хочется все бросить, куда-нибудь спрятаться.

26. С окружающими обычно ладит.

27. Всего труднее бороться с самим собой.

28. Настораживает незаслуженное доброжелательное отношение окружающих.

29. В душе оптимист, верит в лучшее.

30. Ребенок неподатливый, упрямый, таких называют трудными.

31. К одноклассникам требователен и судит их, если считает, что они этого заслуживают.

32. Обычно чувствует себя в игре не ведущим, а ведомым: ему не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

33. Большинство из тех, кто его знает, хорошо к нему относятся, любят его.

34. Иногда бывают такие мысли, которыми не хотелось бы ни с кем делиться.

35. Подросток с привлекательной внешностью.

36. Чувствует себя беспомощным, нуждается в том, чтобы кто-то был рядом.

37. Приняв решение, следует ему.

38. Принимая, казалось бы, самостоятельные решения, не может освободиться от влияния других людей.

39. Испытывает чувство вины, даже если винить себя как будто не в чем.

40. Чувствует неприязнь к тому, что его окружает.

41. Всем доволен.

42. Выбит из колеи: не может собраться, взять себя в руки, организовать себя.

43. Чувствует вялость: все, что раньше волновало, стало вдруг безразличным.

44. Уравновешен, спокоен.

45. Разозлившись, нередко выходит из себя.

46. Часто чувствует себя обиженным.

47. Ребенок порывистый, нетерпеливый, горячий, не хватает сдержанности.

48. Бывает, что нехорошо отзывается о товарищах.

49. Не очень доверяет своим чувствам: они иногда подводят его.

50. Довольно трудно быть самим собой.

51. На первом месте рассудок, а не чувство: прежде чем что-либо сделать, подумает.

52. Происходящее с ним толкует на свой лад. Способен напридумывать лишнего, словом, не от мира сего.

53. Ученик, терпимый к одноклассникам, принимает каждого таким, каков он есть.

54. Старается не думать о своих проблемах.

55. Считает себя интересным другом - привлекательным как личность, заметным.

56. Ребенок стеснительный. Легко тушуется.

57. Обязательно нужно напоминать, подталкивать, чтобы довел дело до конца.

58. В душе чувствует превосходство над другими.

59. Нет ничего, в чем бы он выразил себя, проявил свою индивидуальность, свое «Я».

60. Боится того, что подумают о нем другие.

61. Честолюбив, неравнодушен к успеху, похвале: в том, что для него существенно, старается быть среди лучших.

62. Ребенок, в котором в настоящий момент многое достойно порицания.

63. Ребенок деятельностный, энергичный, полон инициатив.

64. Пасует перед трудностями и ситуациями, которые грозят осложнениями.

65. Себя просто недостаточно ценит.

66. По натуре вожак и умеет влиять на других.

67. Относится к себе в целом хорошо.

68. Ребенок настойчивый, напористый, ему всегда важно настоять на своем.

69. Не любит, когда с кем-нибудь портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать явными.

70. Подолгу не может принять решение, а потом сомневается в его правильности.

71. Пребывает в рассеянности, все спуталось, все смешалось у него.

72. Доволен собой.

73. Невезучий.

74. Собеседник приятный, располагающий к себе.

75. Лицом, может, и не очень пригож, но может нравиться как человек, как личность.

76. Презирает лиц противоположного пола и не связывается с ними.

77. Когда нужно что-то сделать, охватывает страх: а вдруг не справлюсь, а вдруг не получится?

78. Легко, спокойно на душе, нет ничего, что сильно бы тревожило.

79. Умеет упорно работать.

80. Чувствует, что растет, взрослеет: меняется сам и его отношение к окружающему миру.

81. Случается, что говорит о том, в чем совсем не разбирается.

82. Всегда говорит только правду.

83. Встревожен, обеспокоен, напряжен.

84. Чтобы заставить хоть что-то сделать, нужно как следует настоять, и тогда он уступит.

85. Чувствует неуверенность в себе.

86. Обстоятельства часто вынуждают защищать себя, оправдываться и обосновывать свои поступки.

87. Ребенок уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

88. Ученик толковый, любит размышлять.

89. Иной раз любит похвастаться.

90. Принимает решения и тут же их меняет: оугает себя за безволие, а сделать с собой ничего не может.

91. Старается полагаться на свои силы, не рассчитывает на чью-то помощь.

92. Никогда не опаздывает.

93. Испытывает ощущение скованности, внутренней несвободы.

94. Выделяется среди других.

95. Не очень надежный товарищ, не во всем можно положиться.

96. В себе все ясно, себя хорошо понимает.

97. Общительный, открытый ребенок, легко сходится с людьми.

98. Силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые приходится решать; со всем может справиться.

99. Себя не ценит, никто всерьез его не воспринимает; в лучшем случае к нему снисходительны, просто терпят.

100. Беспокоится, что лица противоположного пола слишком занимают его мысли. 101. Все свои привычки считает хорошими.


Приложение 5

 

Ключ к тесту К. Роджерса и Р. Даймонда

Номер Показатели Номера Высказываний Нормы
  А Адаптивность 4, 5, 9, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 72, 74, 75, 78, 80, 88, 91, 94, 96, 97, 98 68-170
В Дезадаптивность 2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 54, 56, 59, 60, 62, 64, 69, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100 68-170
  А Лживость - 34, 45, 48, 81, 89 18-45
В Лживость + 8, 82, 92, 101  
  А Принятие себя 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 22-52
В Непринятие себя 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99 14-35
  А Принятие других 9, 14, 22, 26, 53, 97 12-30
В Непринятие других 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76 14-35
  А Эмоциональный комфорт 23, 29, 30, 41, 44, 47, 78 14-35
В Эмоциональный дискомфорт 6, 42, 43, 49, 50, 83, 85 14-35
  А Внутренний контроль 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 26-65
В Внешний контроль 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77 18-54
  А Доминирование 58, 61, 66 6-16
В Ведомость 16, 32, 38, 69, 84, 87 12-30
    Эскапизм 17, 18, 54, 64, 86 10-25

Приложение 6

 

Показатели социализации учащихся пятого класса

Ученик Адаптация, А % Самопринятие, S % Принятие других, L % Эмоциональный комфорт, Е % Интернальность, I % Стремление к доминированию, D % Эскапизм, баллы
Абромова Я.              
Богданов Ю.              
Владимирова Ю.              
Громов Э.              
Дмитриева У.              
Егоров О.              
Журавлева О.              
Зимний С.              
Иванова Т.              
Коваленко П.              
Леонидова М.              
Михайлов М.              
Новикова Л.              
Огурцов Н.              
Петрова м.              
Романов К.              
Сергеева К.              
Тарасов И.              
Уварова Е.              
Федоров Д.              
Харитонова Д.              
Царев Г.              
Чеснов В.              
Шаркова В.              
Щукин Б.              
Эдуардова А.              
Юдин А.              

 


Приложение 7

 

План урока изобразительного искусства, нацеленного на развитие эмпатии у учащихся пятого класса

 

Ход работы:

 

1. Вступительное слово учителя. Предложение нарисовать городской пейзаж, например часть детской площадки или парка.

2. Актуализация знаний. Учитель в ходе беседы с учениками определяет, чем отличается детская площадка от парка.

3. Основная часть урока. Непосредственное рисование из геометрических фигур объектов парка или детской площадки.

4. Когда работы готовы, учитель предлагает ученикам обменятся работами и проанализировать, какие роботы выполнены хорошо, а где есть ошибки. При этом учитель и ученики задают вопросы о том, почему именно этот объект выбрал ученик для изображения, что ему запомнилось в городе, любит ли он гулять в парке с друзьями и общаться. Каждый ребеное рассказывает о своих эмоциях после рисования и пытается описать чувства одноклассников по их рисункам.

5. В конце урока учитель изобразительного искусства интересуется, насколько учащиеся довольны результатами, реализовали ли он свои замыслы, что узнали нового об одноклассниках.

Таким образом развиваются не только творческое и практическое мышление детей в проектной и экспертной деятельности и графические навыки, но и воспитывается эмпатия, коммуникативные качества личности. А значит создаются предпосылки для успешной социализации личности.


[1] Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. 1975. № 2. С. 147-156.

 

[2] Закабунина В.О. Изучение половых и возрастных особенностей эмпатии, ее роль в межличностных отношениях в подростковом возрасте//Питерская школа виртуальный журнал сайта https://shkola.spb.ru.

[3] Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. – М.: Издательство Московского Университете, 1947. – 380 с.

[4] Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? – М.: Просвещение, 1986. – 174 с.

[5] Кравченко А.И. Социализация и образование. Фундаментальная социаология в 15тт. Т. 8. – М.: Инфра-М, 2005. – 1040 с.

[6] Белухин Д.А. Основы личностно-ориентированной педагогики. – М.: Издательство «Института практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЕК», 1996.

[7] Волков Б.С. Акцентуация характера школьников и учителей. – М.: Педагогической общество России, 2007. – 96 с.

[8] Кайл Р. Развитие ребенка. От рождения до 17. – М.: Еврозона, 2006. – 640 с.

[9] Бодалев А. Каштанова Т. Основные особенности эмпатического понимания // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 3. – С.17-23.

 

[10] Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. – 668 с.

[11] Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. - СПб. Речь, 2002. – 174 с.

[12] Салыкова С.В. Теоретические основы педагогического исследования. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2006. – 86 с.

[13] Юнг Г.К. Психологические типы. – Спб.: Ювента, 1995. – 235 с.

[14] Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога. – М.: Ось-89, 2002. – 224 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: