ГОУ СПО ЛНР
«Луганский государственный колледж экономики и торговли»
Цикловая комиссия общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических, математических и естественнонаучных дисциплин
УТВЕРЖДАЮ
Заместить директора по
учебно-методической работе
_____________ И.М. Пигович
«31» 08. 2020 года
ПЛАНЫСЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ОГСЭ.01 ОСНОВЫФИЛОСОФИИ
Для группы ЭБУ-20
заочной формы обучения
Специальность 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (по \
отраслям)
Количество часов 62/12/50
Составлены на основании рабочей программы по учебной дисциплине
ОГСЭ.01 Основы философии, рассмотренной и одобренной
на заседании цикловой комиссии общеобразовательных
дисциплин, протокол от 27.08.2019 г., №1, утвержденной
30.08.2019 г.
Разработал Карпунов В.Н. – преподаватель, кандидат исторических
наук, доцент
Тематическое планирование по учебной дисциплине
рассмотрено и одобрено на заседании цикловой комиссии
общеобразовательных, гуманитарных и социально-
экономических, математических и естественнонаучных дисциплин
Протокол от «27» августа 2020 г. №1
Председатель цикловой комиссии
_____________ М.Л. Берестовая
Семинарское занятие № 1. Общественное сознание и его роль в обществе (2 часа)
План
1. Общественное сознание: понятие и сущность.
2. Структура общественного сознания, его элементы.
3. Уровни общественного сознания: обыденное и теоретическое.
4. Общественное и индивидуальное сознание, их диалектическая
взаимосвязь.
Основные понятия
Общественное сознание, духовная жизнь, духовные ценности, обыденный и теоретический уровни общественного сознания, обыденное сознание, массовое сознание, индивидуальное сознание, общественное мнение.
Контрольные вопросы
1. Как проявляется активная роль общественного сознания по
отношению к общественному бытию?
2. Раскройте сущность взаимосвязи индивидуального и общественного
сознания.
3. Раскройте понятия "идеология" и "общественная психология".
4. Чем можно объяснить возникновение различных форм общественного сознания?
5. Каковы причины существования религиозности в современном мире?
Основная литература
1. Барулин В.С., Челышев П.В. Обыденное сознание, или не хлебом единым жив человек. – Вопросы философии, 2010, № 4, с. 185-187.
2. Зинченко В.П. Ценности в структуре сознания. – Вопросы философии, 2011, № 8, с. 85-98.
3. Липский Б.И., Марков Б.В. Философия: учебник для бакалавров – М.: Издательство Юрайт, 2012. – С. 384-405; 414-436; 462-486.
Дополнительная литература
1. Вийк Т. Формирование значений в повседневной жизни: роль структур культуры в индивидуальном сознании. – Вопросы философии, 2011, № 10, с. 167-176.
2. Гофман А.Б. Мода и люди. Новая теория моды и модного поведения. – 3-у изд. – СПб.: Питер, 2004. – 208 с.
3. Ермаков М.А. Информационная безопасность государства, личности и общества. – Вестник ПНИПУ «Социально-экономические науки, 2013, № 18 (45), с. 40-45.
4. Киселев Г.С. Религиозные смыслы мира человека – Вопросы философии, 2011, № 5, с. 18-30.
5. Малахов В.С. Национальное государство, национальная культура и культурный суверенитет. – Вопросы философии, 2011, № 9, с. 87-95.
Семинарское занятие № 2. Проблемы духовной культуры общества (2 часа)
План
1. Философское определение культуры. Взаимосвязь культуры и
общества.
2. Культура как способ духовного бытия индивида. Роль культуры в
формировании личности.
3. Многообразие форм культуры.
4. Цивилизация как социокультурное явление и тенденции её развития.
Основные понятия
Материальная культура, духовная культура, социодинамика культуры, национальный и общечеловеческий характер культуры, цивилизация, социокультурный характер цивилизации.
Контрольные вопросы
1. В чем особенности философского подхода к определению культуры?
2. Какие существуют формы духовной культуры?
3. Какие наиболее известные концепции культуры существуют?
4. Как взаимосвязано развитие личности с уровнем духовной культуры общества?
5. Применимо ли к культуре понятие "прогресс"?
6. Какова взаимосвязь общечеловеческого и национального в мировой культуре?
7. Какие существуют подходы к изучению цивилизаций?
Основная литература
1. Ахивезер, А.С. Социокультурные проблемы России / А.С. Ахивезер. — Москва: Наука, 1992.
2. Баллер, Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие / Э.А.Баллер. – Москва: Наука, 1987..
3. Боголюбов, В.Е. Культура и общество / В.Е. Боголюбов. – Москва: Просвещение, 1978.
4. Зиммель, Г. Философия культуры // Г. Зиммель. Избранное. Т.1. – Москва: Норма, 1996.
5. Злобин, Н.С. Культура и общественный прогресс / Н.С. Злобин. – Москва: Прогресс,1996.
8. Ильненков, Э.В. Философия и культура / Э.В. Ильненков. — Москва: Политиздат, 1996.
Дополнительная литература
1. Маркарян, Э.С. Очерки теории культуры / Э.С. Маркарян. — Ереван: Мысль, 1969.
2. Моисеев, Н.Н. Судьба цивилизации. Пути разума / Э.С. Моисеев. – Москва: Языки рус.культуры, 2000.
3. Орлов, И.Б. Евразийская цивилизация / И.Б. Орлов. – Москва: Норма, 1998.
4. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Москва: Наука, 1993..
5. Яковец, Ю.В. У истоков новой цивилизации / Ю.В. Яковец. — Москва: Экономика, 1993.
Семинарское занятие № 3. Человеческая сущность общества и общественная сущность человека (2 часа)
План
1. Философская сущность человека.
2. Роль социальной среды в формировании личности.
3. Личность как объект и субъект общественной жизни.
4. Диалектика исторической необходимости и свобода личности. Роль личности в истории
Основные понятия
Философская антропология, антропоцентризм, антропосоциогенез, человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация, историческая необходимость, свобода и социальная ответственность личности.
Контрольные вопросы
1. Обоснуйте необходимость философского подхода в исследовании
проблемы человека.
2. Сущность человека, в чем она проявляется?
3. Как соотносятся понятия человек, индивид, личность?
4. В чем смысл человеческой жизни?
Основная литература
1. Алексеев, П.В. Социальная философия: учеб.пособие / П.В.
Алексеев. – Москва: ООО «ТК Велби», 2003.
2. Барулин, В.С. Социальная философия: учеб. / В.С. Барулин. —
Москва: ФАИР-ПРЕСС, 2002..
3. Борденков, В. Познание человека: комплексный подход / В.
Борденков, Н. Фролов // Свободная мысль. – 1998. – № 5. – С.105-118.
4. Губин, В.А. Философская антропология / В.А. Губин, Е.Н.
Некрасова. – Москва, Санкт-Петербург, Университетская книга, 2000.
Дополнительная литература
1. Лекторский, В.А. Человек как предмет исследования / В.А. Лекторский // Человек. – 2002. – №3. – С.34-41.
2. Миголатьев, А.А. Человек как объект философского знания / А.А. Миголатьев // Социально-политический журнал. – 1998. – №2. – С.67-78.
3. Фромм, Э. Душа человека / Э. Фромм. – Москва: АСТ-ЛТД, 1998.