Факторы, формирующие потребительские свойства фарфорофаянсовых изделий




Введение

Керамические товары, называемые также керамикой,— это изделия, получаемые из глинистых материалов с минеральными добавками формованием и обжигом до камневидного состояния в целях придания им механической прочности и других свойств. К керамике относятся посуда, художественные изделия и др.

Производство посуды и хозяйственных изделий из керамики известно на Руси с Х в. Первые заводы по производству фаянсовых изделий возникли в XVIII в. близ Москвы. В Петербурге в 1744 г. был построен первый завод фарфоровых изделий (ныне Ленинградское объединение имени М. В. Ломоносова). Мануфактура была основана императрицей Елизаветой. Ею был приглашен в Петербург из Швеции И.-Кр. Гунгер, который уже содействовал раньше учреждениям в Вене и Венеции. Однако он не удержался и здесь и в 1748 году был отпущен. Управителем после него в 1748-1751 годы был Дмитрий Виноградов, которому удалось получить весьма удовлетворительный фарфор. Русский ученый Д. И. Виноградов, открыл «секрет» изготовления фарфора. Многое сделал для развития фарфорового производства и М. В. Ломоносов, работавший над созданием отечественного фарфора. На его место поступил директор Русского монетного двора И. Шлаттер, а позднее И.-Г. Мюллер из Саксонии.

Продукция первого периода (примерно до 1760 года) ограничивалась мелкими изделиями, как правило, мейсенского образца. С царствованием Екатерины Великой (с 1762 г.), которая с художественными целями приглашает иностранных модельеров, сменив значительную часть персонала, наступил художественный подъем. Восхищение французской культурой сказывается и на фарфоровом производстве: в формах и благородных декорах роскошной столовой посуды ощутимо влияние Севра. В области пластики примерно с 1780 года действовал в Петербурге Франсуа-Доминик Рашет, глашатай зрелого классицизма. При Екатерине еще находишь тут и там местную традицию, при Павле ее след окончательно теряется, и изделия принимают ярко выраженный французский характер. За несколько упадочной в это время тенденцией следует новый подъем при Александре I; однако в третьей четверти XIX века воспрепятствовать художественному упадку было уже невозможно.

Из вышеприведенных исторических данных, можно сделать вывод, что тема фаянсового производства была актуальна для нашей страны уже 260 лет назад.

В настоящее время в нашей стране работают десятки заводов, оснащенных современным оборудованием, выпускающих широкий ассортимент керамических бытовых товаров. Крупнейшими фарфоровыми заводами в нашей стране являются: Ломоносовский ФЗ, Барановский ФЗ, Городницкий ФЗ, Добрушский ФЗ, Довбышский ФЗ, Бугульминский ФЗ, Конаковский ФЗ.

Крупнейший фаянсовый завод— ОАО "Конаковский фаянсовый завод" (Тверская область). Многие заводы строительной керамики выпускают посуду и другие изделия из полуфарфора, имеющего промежуточные между фарфором и фаянсом свойства.

Производство керамических изделий постоянно увеличивается, систематически расширяется и обновляется их ассортимент и повышается качество.

Актуальность данной темы курсовой работы очевидна, так как развитие фарфорофаянсового производства – один из составляющих факторов развития экономики нашей страны.

Целью курсовой работы является анализ ассортимента, конкурентоспособности и качества фарфорофаянсовой посуды на основании изучения данной проблемы по торговому предприятию ООО «Кристалл» г. Волгограда.

Задачи работы. Для решения поставленной цели в работе рассмотрены следующие задачи:

1. Изучение потребительских свойств фарфорофаянсовой посуды и факторы, влияющие на потребительские свойства;

2. Изучение ассортимента фарфорофаянсовой посуды, его классификации и характеристики, а также реализуемой магазином ООО «Кристалл» на основании проведенного анализа;

3. Анализ потребительских свойств фарфорофаянсовой посуды, реализуемой магазином ООО «Кристалл»;

4. Сделать выводы.

 


1. Теоретическая основа проведения оценки фарфорофаянсовой посуды

Факторы, формирующие потребительские свойства фарфорофаянсовых изделий

Фарфорофаянсовые изделия в соответствии с назначением подразделяют на три класса: бытовые, гончарные и художественно-декоративные.

В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различаются твердый и мягкий фарфор. Некий промежуточный вид представлен так называемым костяным фарфором.

Твердый фарфор содержит в основном два исходных материала: каолин (чистая глина - тугоплавкая, жирная и крайне пластичная масса) и полевой шпат (чаще всего в соединении с белой слюдой; относительно легко плавится). К этим основным веществам добавляется кварц или песок.

Свойства фарфора зависят от пропорции двух главных веществ: чем больше каолина содержит его масса, тем труднее ее плавить и тем она тверже. Смесь эту перемалывают, замешивают, промывают и затем высушивают до степени способного к принятию формы тестообразного состояния. Возникает пластичная масса, которую можно либо отливать в формах, либо обтачивать на гончарном круге. Отформованные предметы дважды обжигаются, сначала при 600-800оС, а потом - уже с глазурью - при 1300-1500оС.

Глазурь состоит из тех же субстанций, что и черепок, только в другой пропорции, и благодаря этому может соединяться с черепком совершенно однородным образом. Ее нельзя ни отбить, ни отслоить.

Твердый фарфор отличается крепостью, сильной сопротивляемостью жару и кислотам, непроницаемостью, прозрачностью, раковистым изломом и, наконец, чистым колокольным звуком.

В Европе он изобретен в 1708 году в Мейсене Иоганном Фридрихом Бётгером.

Мягкий фарфор, называемый также художественным или фриттовым, состоит преимущественно из смесей стекловидных веществ, так называемых фритт, содержащих песок или кремень, селитру, морскую соль, соду, квасцы и толченый алебастр. По истечении определенного времени плавки к этой массе добавляется мергель, содержащий гипс и глину.

В принципе, значит, речь идет о плавленом стекловидном веществе с прибавкой глины. Всю эту массу размалывают и фильтруют, доводя до пластичного состояния. Отформованный предмет обжигается при 1100-1500оС, делаясь сухим и непористым. Глазурь преимущественно из стекла, то есть из легкоплавкого вещества, богатого окисью свинца, содержащего, кроме того, песок, соду, поташ и известь. Уже глазурованные изделия подвергаются вторичному обжигу при 1050- 400оС, когда глазурь соединяется с черепком.

По сравнению с твердым, мягкий фарфор прозрачнее, белый цвет его более нежного, иногда почти сливочного тона, однако жароустойчивость этого фарфора ниже. Излом прямой, причем неглазурованная часть в изломе зерниста.

Начальный европейский фарфор в большинстве был мягким, чему примером прекрасные и очень ценимые изделия старого севра (Приложение 1). Изобретен он в XVI веке во Флоренции (фарфор Медичи).

Костяной фарфор представляет собой известный компромисс между твердым и мягким фарфором. Его состав открыт в Англии, и там же около 1750 года началось его производство. Кроме каолина и полевого шпата, он содержит фосфат извести из пережженной кости, делающий возможной более легкую плавку. Обжигается костяной фарфор при 1100-1500оС.

Итак, речь идет по существу о твердом фарфоре, но таком, который путем примешивания пережженной кости делается мягче. Его глазурь в основе та же, что на мягком фарфоре, но содержит, кроме окиси свинца, некоторое количество буры для лучшего соединения с черепком. При соответствующем калильном жаре эта глазурь плавится и прочно соединяется с черепком. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким. Он выносливее и тверже мягкого фарфора и менее проницаем, но с ним у него общего довольно мягкая глазурь. Цвет его не такой белый, как у твердого фарфора, но белее, чем у мягкого.

Впервые костяной фарфор применен в 1748 году в Бау Томасом Фраем (см. приложение 1).

Фаянс получают из смеси 45—60 % глинистых материалов (белых или беложгущихся глин), 25—40 % кварца и 5—15 % полевого шпата. Фаянс имеет пористый черепок (водопоглощение 9—12 %) белого цвета с желтоватым оттенком, непросвечивающийся, при ударе по краю изделие издаст глухой звук. Пористость черепка фаянса снижает его механическую и термическую стойкость. Из фаянса изготовляют в основном столовую посуду (Приложение 1).

К основным материалам, применяемым для производства керамических изделий, относятся материалы для получения керамических масс, отощающие материалы, глазурующие материалы и керамические краски.

Материалы для получения керамических масс — это глины и каолины. Глины являются продуктами разрушения горных пород и представляют собой тонкодисперсные землистые минеральные массы, которые при смешивании с водой превращаются в тесто, обладающее хорошей пластичностью. Каолины — материалы, образовавшиеся вследствие разрушения горных пород, например гранита. Глины и каолины обладают пластичностью — способностью после замешивания с водой принимать в результате внешних воздействий определенную форму. Пластичность глин и каолина зависит от величины частиц, входящих в их состав, причем, чем меньше эти частицы, тем выше пластичность.

Отличительные признаки фарфора и фаянса. Фарфор и фаянс различаются плотностью, структурой черепка, просвечиваемостью, звуком при ударе о край изделия, белизной черепка, твердостью и химической стойкостью глазури [6].

Плотность фарфоровых изделий всегда больше, чем фаянсовых, так как черепок фарфора спекшийся (плотный), а фаянса — пористый. Черепок фарфора в тонких слоях просвечивает, а черепок фаянса не просвечивает даже в тонких слоях. При ударе о край фарфоровые изделия издают высокий и продолжительный звук, изделия из фаянса — глухой и короткий. Черепок фарфора белого цвета, часто с голубым оттенком, а фаянса — белый с желтоватым или сероватым оттенком. Твердость глазури фарфора выше (не царапается стальным ножом), чем твердость глазури фаянса (царапается).

Механическая прочность на сжатие фарфоровых изделий обычно выше, а на удар — ниже, чем фаянсовых. Термостойкость глазури фарфора высокая: она выдерживает резкие температурные колебания без растрескивания. Глазурь фаянсовых изделий должна выдерживать температурные колебания в пределах 170—15°С без цека. Глазурь фарфоровых изделий обладает большей химической стойкостью к действию кислот и щелочей, чем глазурь фаянса.

Край или ножка изделий из фарфора не заглазурованы, изделия из фаянса полностью заглазурованы, но имеют следы опор от подставок при обжиге изделий.

Фарфоровые и фаянсовые изделия декорируют (украшают) керамическими красками, люстрами, препаратами золота и серебра.

Фарфоровые и фаянсовые изделия украшают ручным и полумеханическим способами. Основными видами украшений являются усик, отводка, лента, живопись, крытье, печать, декалькомания, шелкография, трафарет, штамп, фотокерамика [6].

Все описанные выше разделки наносят на изделия как отдельно, так и в различном сочетании, например отводку с усиками или лентами, деколь со штампом, живописные рисунки с крытьем краской.

Сложность разделок, наносимых на фарфоровую и фаянсовую посуду, устанавливают в зависимости от способа и вида нанесения рисунка (трафарет, шелкография), количества красок (однокрасочные, двухкрасочные, многокрасочные), вида применяемого красителя (препараты золота, подглазурный кобальт) и наличия дополнительных украшений

Потребительские свойства и основные признаки ассортимента фарфорофаянсовых изделий формируются на стадии проектирования и конструирования при создании опытных образцов и в процессе серийного изготовления. При разработке новых изделий художник учитывает условия их эксплуатации, метод формования, необходимость обеспечения удобства пользования и долговечности изделий, требования художественного стиля и моды. Исходя из этого, определяют состав и окраску фарфора (фаянса), конфигурацию изделий в целом и в деталях, толщину стенки, способ декорирования и др.

Опытный образец должен быть точно воспроизведен в серийном (массовом) производстве. Качество его воспроизведения, т. е. качество изготовления изделий, зависит от соблюдения технологии производства[1].

Производственный процесс завершается приемочным контролем и маркировкой изделий.


1.2 Классификация и характеристика ассортимента

 

Фарфоровые (фаянсовые) изделия бытового назначения классифицируют по форме, размерам, наличию глазурного слоя, назначению, комплектности, видам и группам сложности разделок и сортам.

По форме изделия делят на полые и плоские, по размерам - на мелкие и крупные. В зависимости от наличия глазурного слоя различают изделия глазурированные и неглазурированные. По назначению фарфоровые изделия на бытовую посуду, художественно-декоративную и прочие; по комплектности - одиночные и в виде комплектов. Особенностью изделий, входящих в комплект, является единство декоративного оформления, конструкции и формы[3].

Комплектуют посуду по функциональному использованию, так же как и штучные изделия, делят на столовую, кофейную, чайную, закусочную, для вина, пива и воды, прочую и изделия художественно-декоративного назначения. Выпускают ее в виде сервизов, гарнитуров, наборов и подарочных комплектов, предназначенных для двух, четырех, шести и двенадцати человек.

Ассортимент фарфорофаянсовых товаров достаточно динамичен и изменяется в связи с постоянным развитием науки, состоянием технологии производства, характером потребительского спроса, сменой стилевых направлений.

Фасон наряду с эстетическими особенностями фарфора (фаянса), и разделкой во многом определяет художественную выразительность изделий. Он подвержен изменениям в соответствии с требованиями стиля. В настоящее время посуда праздничного и подарочного характера отличается сложным силуэтом, тщательной обработкой и сложной формой деталей. Посуда повседневного обихода имеет более простые и цельные формы.

По комплектности различают штучные изделия, сервизы, наборы, приборы (содержат изделия разных видов одного назначения) Изделия комплектов характеризуются единством художественно-конструктивного решения.

Ассортимент посуды для сервировки стола чрезвычайно разнообразен и группируется с учетом всех названных ранее признаков.

Фарфоровую посуду выпускают в наибольшем количестве (около 60 % производства всех керамических товаров) и в широком ассортименте. Классифицируют ее по назначению, видам, форме, фасонам, размерам, толщине стенок, видам и сложности разделок и комплектности.

По назначению фарфоровую посуду подразделяют на столовую, чайную, кофейную; по видам — на блюдца, чашки, тарелки и др.

По форме различают изделия плоские (тарелки, блюдца) и полые (чашки, чайники). Форма изделий зависит от их назначения.

Фасоны изделий обозначают порядковыми номерами или словами, например чашки фасона «колокол».

Размеры плоских и круглых изделий обозначают по верхнему диаметру (в мм), овальных—по большой длине овала (в мм), полых—по вместимости (в см3 или л), высоких — по высоте корпуса (в мм). По толщине стенок изделия делят на обыкновенные (2,5—4 мм) и тонкостенные (1,4—2,5 мм). По видам разделок — на белые (без украшений) и с разделками (деколь, трафарет и др.); по сложности разделок — на группы.

По комплектности фарфоровую посуду подразделяют на одиночные изделия (кружки, вазы, тарелки и др.) и комплектные (сервизы, гарнитуры, наборы). В комплекты входит различное количество изделий (на 12, 6 или 4 человека, парные изделия) одного фасона, разделки и сорта.

Столовая посуда. К столовой посуде для подачи пищи на стол относятся блюда, тарелки, вазы для супа, подливочники, селедочницы, салатники, хренницы, солонки, горчичницы, перечницы, рюмки для яиц и др.

Блюда бывают круглые и овальные. Круглые блюда могут быть гладкими или гранеными, с ровным или вырезным краем. Овальные блюда выпускают различных фасонов, в том числе и глубокие (рыбные). Диаметр круглых блюд 300 и 350 мм, овальных — 350, 400 и 450 мм.

Вазы для супа выпускают овальной и круглой формы, с двумя ручками и крышкой, с вырезом для разливательной ложки, вместимостью 2000 см3.

К столовой фарфоровой посуде для принятия пищи относятся в основном тарелки с гладким или вырезным краем, ровным бортом или рельефным рисунком.

К комплектной столовой посуде относятся сервизы и наборы. Столовые сервизы выпускают на 6 и 12 человек, в них входят соответственно 35 и 68 предметов. Столовые сервизы выпускают различных фасонов, обозначаемых условными названиями. Наборы столовой посуды отличаются от сервизов меньшим количеством предметов.

Чайная и кофейная посуда. Чайную и кофейную посуду подразделяют на изделия для подачи пищи на стол, изделия для принятия пищи и прочие изделия.

К посуде для подачи пищи на стол относятся чайники, кофейники, кувшины, вазы, сахарницы, сухарницы, сливочники, молочники, масленки.

К чайной посуде для принятия пищи относятся чашки с блюдцами, блюдца, бокалы, кружки, стаканы, а также пиалы.

Чашки с блюдцами выпускают в широком ассортименте. Чашки и блюдца в паре должны иметь одинаковую разделку и один сорт.

Назначение, фасоны и вместимость их различны. Чашки по назначению подразделяют на чайные и кофейные. Чайные чашки выпускают разных фасонов. Блюдца по назначению подразделяют на чайные, кофейные и для варенья. Блюдца чайные выпускают разных фасонов и размеров в соответствии с вместимостью чашек.

Бокалы отличаются от чашек вытянутой формой корпуса и большей вместимостью. Выпускают их разных фасонов, в том числе на ножке, иногда с крышкой, часто со сложными разделками, вместимостью от 375 до 600 см3.

Кружки имеют цилиндрическую форму и ручку. В зависимости от толщины черепка их подразделяют на обыкновенные — 90—100 и 200—400 см3 и с утолщенным черепком — 400—500 см3

Стаканы выпускают цилиндрической и конической формы, с ручкой или без нее, вместимостью от 100 до 250 см3.

Пиалы отличаются от чашек сферической формой корпуса на низкой ножке и отсутствием ручки. Вместимость их 140—400 см3.

К чайной комплектной посуде относятся фарфоровые чайные, кофейные, чайно-кофейные сервизы, гарнитуры и наборы. В каждый комплект входят изделия одного фасона, разделки и сорта.

Сервизы — это полные наборы чайной и кофейной посуды на 6 или 12 человек. Чайный сервиз чаще всего состоит из 6 или 12 чашек с блюдцами, чайника, сахарницы и сливочника. Сервизы выпускают разных фасонов, обозначаемых по названиям формы изделий и рисунка. В кофейные сервизы входят 6 или 12 кофейных чашек с блюдцами и 6 или 12 мелких тарелок диаметром 150 или 175 мм, а также кофейник, сахарница и сливочник. Чайно-кофейные сервизы состоят из набора изделий для чая и кофе. Выпускают также тонкостенные чайные и кофейные сервизы из костяного фарфора.

Гарнитуры состоят из чайного сервиза на 6 или 12 человек, 6 или 12 мелких тарелок, 6 или 12 блюдец для варенья, вазы для варенья, вазы для фруктов, сухарницы» и масленки. В гарнитур на 6 человек входят 32 предмета, а на 12 человек—56 предметов.

Наборы чайной посуды на 6 человек могут состоять из 14 предметов (6 пар чашек с блюдцами и двух чайников — заварного и доливного); наборы для кофе для двух человек — из 6 предметов (кофейника, подноса и двух пар кофейных чашек с блюдцами). Выпускают также наборы чайников (заварных и доливных), состоящие из двух-трех предметов с высокохудожественной росписью, они относятся к подарочным комплектам.

Ассортимент фаянсовой посуды меньше, чем фарфоровой, вследствие того, что фаянсовые изделия обладают меньшей термической стойкостью и гигиеничностью (места с нарушенной глазурью легко загрязняются из-за пористости черепка). Только из фаянса вырабатывают миски, вазы для хлеба, пловницы, которые должны обладать высокой механической прочностью. Большинство изделий изготовляют плоскими — тарелки, блюдца и др.

Столовая посуда. К столовой фаянсовой посуде относятся тарелки, миски, вазы для супа, хлеба и фруктов, салатники, кувшины, селедочницы, пловницы и другие изделия.

Чайная посуда. В эту группу товаров входят блюдца, кружки, а также масленки.

К комплектной посуде относятся изделия, как столовые, так и чайные: сервизы, наборы детской посуды, а также приборы для завтрака, для воды и др.

Сервизы столовые выпускают на 6 или 12 человек. Они состоят соответственно из 30, 34 или 66 предметов. Фасоны этих сервизов менее разнообразны, чем фарфоровых.

Наборы детской посуды состоят из 3 или 6 предметов.

Выпускают также наборы тарелок, наборы для салата, приборы для компота, молока и др.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: