Тема 3 Толкование норм права




Тема: 2 Нормативно-правовые акты и их систематизация.

Понятие НПА его особенности и отличие от других источников права.

Виды НПА

Систематизация НПА

Информационная служба по законодательству.

1) НПА – является одним из основных источников права. В нем выражается большинство правовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей общественных отношений. Другие источники права общерегулятивной значимостью не обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль в регулировании общественных отношений. В НПА закрепляются нормы, которые учитывают интересы большинства и меньшинства в целом, координирует их в зависимости от конкретных экономических, социальных, национальных и международных отношений в данный исторический период.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, или судебной практике имеют казуистический и не всегда определенный характер.

В отличие от других источников права НПА обладает следующими признаками:

1. НПА создается в результате правотворческой деятельности компетентных органов государства или всенародным волеизъявлением (референдумом).

2. В НПА содержатся только нормы права, то есть правила общего характера, обладающее государственной обязательностью, поэтому НПА необходимо отличать от индивидуально-правовых актов, которые источниками права не являются. Индивидуальны правовой акт распространяет свое действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится к персонально-определенным лицам и прекращает свое действие с реализацией конкретного права или обязанности.

3. От НПА как источника права следует отличать источники правоведения или источники нашего знания о праве.

4. НПА оформляется в виде государственного официального документа, который имеет обязательные атрибуты:

5. В НПА нормы права группируются по определенным структурным образованиям

Виды НПА

По юридической силе: Законы и подзаконные акты. Закон содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни, принимается высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой.

Подзаконные – это правотворческие акты, компетентных органов, основанные на законе и не противоречит ему. Они обладают меньшей юридической силой, чем законы, базируется на юридической силе законов и не могут противостоять им. Эффективное регулирование общественных отношений имеет место тогда, когда общие интересы согласуются с индивидуальными. Подзаконные акты как раз и призваны конкретизировать основные принципиальные положения закона, применительно к своеобразию различных индивидуальных интересов. Виды 1) общие подзаконные акты – это нормотворческие предписания высших центральных органов исполнительной власти, они исходят от президента страны или главы правительства (указы президента) 2) местные подзаконные акты – это акты органов представительной и исполнительной власти на местах. 3) ведомственные акты – это инструкции, приказы 4) внутриорганизационные акты – это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций

2. По содержанию: Это условное деление, и условность объясняется тем, что не во всех нормативных актах содержится нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы одной отрасли права, но на ряду с отраслевыми актами действуют акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определенную сферу общественных отношений. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – это примеры комплексных НПА.

3. По объему и характеру действия НПА: акты общего действия, охватывающие всю совокупность отношений определенного вида на данной территории; на акты ограниченного действия – распространяются только на часть территории или на строго определенный контингент лиц, находящийся на данной территории; на акты исключительного (чрезвычайного) действия – их регулятивные возможности реализуются лишь при наступлении исключительных обстоятельств, на которые рассчитан акт.

4. По основным субъектам государственного правотворчества: Акты законодательной власти (законы); акты исполнительной власти, акты судебной власти то есть юрисдикционные акты общего характера

Решения судебных органов приобретают нормативный характер в результате обобщения судебной практики, которая в своей основе носит индивидуальный правоприменительный характер. Судебная практика выступает источником права в тех случаях, когда в силу неясности, противоречивости или неопределенности нормативных предписаний суд вынужден конкретизировать или уточнять содержание правовых норм или создавать новые нормы в следствие обнаружения пробелов в праве. Правотворческие функции судов формируются самой судебной практикой потребностями правового урегулирования тех общих жизненных случаев, которые не предусмотрены законом. Накопленный опыт правоприменительной практики позволяет судам принимать такие решения, которые имеют общеобязательное значение при рассмотрении той или иной группы юридических дел. Высшие органы судебной власти не только конкретизируют действующие нормы права, но и создает в пределах своей компетенции новые правовые нормы с целью руководящего разъяснения применения законодательства по вопросам, возникающим при практическом разрешении юридических дел.

Систематизация НПА

НПА создаются различными правотворческими органами государства. Они имеют неодинаковую юридическую силу, не совпадающее временное действие, распространяются на различных субъектов и разное территориальное пространство. С течение времени между ними появляются противоречия. Количественное увеличение нормативного материала создает трудности в его использовании. Выход их такой ситуации, нарушающий оптимальные основы регулирования общественных отношений состоит в систематизации законодательства, которое преследует цель стабилизации правопорядка приведение нормативно правового регулирования в инструмент, обеспечивающий нормальное функционирование общественной жизни, наиболее эффективное управление государственными делами в интересах личности.

Систематизация НПА – это деятельность направленная на упорядочение и совершенствование правовых норм. В результате систематизации устраняются противоречия, между правовыми нормами, отменяются или изменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общественного развития. Они группируются по определенным системным признакам в кодексы, собрания законодательства, и другие систематизированные акты. В странах, где действует прецедентное или обычное право, систематизация правовых норм, представляет собой сложную проблему, поскольку современное законодательство лишь формально признает нормативно-правовую состоятельность прецедента и правовых обычаев. Каноны религиозного права не могут не учитываться системой законодательства тех государств, где данные каноны являются господствующими среди большинства населения в силу устойчивости религиозных убеждений, имеющих многовековые тредиции.

В странах романо-германской правовой системы в настоящее время используются три основных формы систематизации НПА: кодификация, инкорпорация, консолидация.

Кодификация – это деятельность правотворческих органов государства по созданию нового сводного, систематизированного НПА, которая осуществляется путем глубокой и всесторонне переработке действующего законодательства и внесение в него новых, существенных изменений. В процессе кодификации проект создаваемого акта включаются нормы, не утратившие своего значения и вновь созданные нормы, которые вносят качественные изменения в регулирование определенной области общественных отношений.

Кодификация характеризуется следующими признаками:

1) кодификационной деятельностью занимаются только компетентные правотворческие органы на основании конституционных или иных законных полномочий;

2) в результате кодификации создается новый НПА, включающий нормы существенно отличающийся от ранее действующих;

3) кодификационный акт является сводным актом так как в нем сводятся воедино нормы, находящиеся ранее в различных актах, но регулировавшие одну и ту же область общественных отношений

4) кодификационный акт является основным среди актов, которые действуют в определенной сфере общественных отношений. Такой акт в основных чертах регулирует общественные отношения, являющиеся предметом регулирования данной отрасли права. В нем же содержатся общие принципы, имеющие руководящие значения для всех норм этой отрасли права.

5) НПА, создаваемые в результате кодификации, рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Они учитывают возможные изменения в общественной жизни и способны регулировать более совершенные общественные отношения, которые могут возникнуть в будущем.

Кодификационные акты по своему содержанию и наименованию подразделяются на 3 основных вида:

1) Основы законодательства – это НПА, устанавливающий важнейшие положения, основные начала, определенной отрасли права или сферы государственного управления. Такая форма используются в федеративных союзных государствах. Основой законодательства составляют нормативно-правовую базу, для кодификационной деятельности членов федерации.

2) Кодекс – это наиболее распространенный вид кодифицированных актов, действующий в основных сферах общественной жизни, требующих правовой упорядоченности.

3) Устав, положение – это кодификационные акты специального действия, которые издаются не только законодательными, но и другими правотворческими органами (общевоинские уставы)

Кодификация – это наиболее сложное и совершенная форма систематизация законодательства, имеющая правотворческий характер. Посредством ее создается единый юридический и логически цельный внутренне согласованный НПА. Кодификационный акт в своей структуре как правило имеет общую часть, в которой закрепляются отраслевые принципы, общие положения, определяющие характер и содержание данной отрасли права в целом. Значительное число кодификационных актов не имеет специального наименования. Это различного рода законы «о собственности», «о пенсионном обеспечении» и другие.

Инкорпорация – это собрание в сборники или собрание действующих НПА в определенном порядке без изменения содержания. В результате инкорпорации производится внешняя обработка действующего законодательства, то есть при внешней обработке НПА располагаются в определенном порядке (алфавитном, хронологическом), то есть достигается их внешняя упорядоченность. Содержание НПА включают в инкорпоративные сборники или собрания законодательства по существу не изменяются, так как в них не включаются лишь те нормы, которые отменены в законном порядке или признаны утратившими силу. Инкорпорацию производит систематизирующий орган, который не имеет полномочия отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. Он может лишь отразить в сборнике изменения и дополнения, которые уже сделал правотворческий орган.

Инкорпорация бывает официальной и неофициальной.

Официальная – это упорядочение правовых норм, путем издания компетентными органами сборников действующих НПА. Издаваемые этими органами сборники имеют официальный характер, хотя они и не являются источниками права, однако на них можно ссылаться в процессе правотворчества и применения права. По своей юридической природе акт официальной инкорпорации является формой опубликования действующих НПА в обработанном и упорядоченном виде. Отличие официальной инкорпорации от кодификации заключается в уровне систематизации правовых норм. Если кодификация направлена на существенное развитие системы права изменение содержания правового регулирования, то инкорпорация таких функций не выполняет. Не изменяя содержания правового регулирования, она призвана привести в строгую систему те НПА, которые уже созданы в процессе кодификации, правотворческими органами. Виды официальной инкорпорации: хронологическую и предметную. Хронологическая инкорпорация – это такая форма систематизации при которой упорядочение НПА производится по мере их опубликования и вступления в законную силу. В хронологическом порядке издаются акты законодательной и исполнительной власти в специальных официальных изданиях. В биллютене НПА местных или ведомственных органов государственной власти. В хронологической инкорпорации каждый НПА имеет порядковый номер, указывается его наименования, год, месяц издания, что в значительной мере облегчает поиск необходимого НПА возможность оперативного нахождения и применения находящихся в нем правовых норм. Предметная представляет собой упорядочение действующих НПА по предметному признаку, то есть по отраслям пава, по институтам сферы государственной деятельности. В систематизированных сборниках или собраниях законодательства нормативный материал распределяется по видам или сферам правового регулирования. Пользуясь предметной инкорпорацией, должностные лица и граждане, могут быстро и оперативно использовать интересующие их нормы.

Неофициальная – это внешняя обработка законодательства, которая производятся организациями или отдельными гражданами (учебными заведениями, ведомствами, учеными) без специальных на то правомочий правотворческих органов. Неофициальная инкорпорация обслуживает специфические потребности учреждений, организаций, отдельных категорий специалистов в нормативно правовом материале. Это могут быть сборники трудового или жилищного законодательства, справочники по законодательству для военнослужащих, учителей, геологов... Официальной формой опубликования они не являются, поэтому на них нельзя ссылаться в процессе правотворчества и применения права.

 

Консолидация - это такая форма систематизации при котором происходит объединение нескольких НПА действующих в одной и той же области общественных отношений в единый сводный НПА без изменения содержания. Особенность консолидации состоит в том, что она содержит в себе некоторые черты инкорпорации и кодификации. Консолидированный акт является сводным НПА и это его формально сближает с кодификацией. А тот факт, что по существу не вносит ничего нового в регулировании общественных отношений, роднит его с инкорпорацией. По форме систематизации НПА консолидация в большей мере примыкает к систематической инкорпорации. Она используется там, где отсутствует возможность или необходимость кодификации, в этих случаях консолидация выступает как эффективное средство для объединения однородного нормативного материала, сокращение числа актов и улучшение формы правового регулирования.

4 Информационная служба по законодательству или что-то в этом роде.

В ее функции входят учет вновь поступающего законодательства, а так же поиск и выдача необходимой правовой информации потребителю. Существуют следующие виды учетов действующего нормативно-правового материала:

1. Журнальный учет – ведется путем регистрации в журнале, поступающих НПА по алфавитному, хронологическому или предметному признаку. Это наиболее простой вид учета законодательства.

2. Карточный учет – ведется посредством заполнения специальной карточки по тематическому признаку в алфавитном порядке. Выделяются следующие разделы: арбитраж, бартерные сделки, высшие учебные заведения и другие. При таком порядке при таком учете НПА в карточках записывается наименование акта и органа его принявшего, вид, номер акта, отметки о дополнении, изменении.

3. Компьютерный учет – осуществляется посредством внесения в банк данных сведений о поступающих НПА, а является наиболее оперативным и эффективным видом учета законодательства.

В зависимости от степени механизации средств, которые применяются для обработки и поиска правовой информации справочная работа по законодательству осуществляется ручным, механизированным и автоматизированным способами. При ручном способе информация выдается с использованием журнального или картотечного учета законодательства. Для этого составляется специальные алфавитно-предметный словник. В нем излагается перечень тематических вопросов по которым должны осуществляться поиск и выдача необходимой правовой информации. Поиск информации включает в себя следующие этапы:

1. По алфавитно-предметному словнику определяется вопрос по которому требуется выдать информацию

2. По журналу или картотеке выявляется НПА, содержащий запрашиваемые нормы.

3. Из НПА выбирается необходимая правовая норма и сведения о ее содержании доводятся до заинтересованного лица.

Механизированный способ справочной работы по законодательству осуществляется на основе применения различного рода технических средств в значительной мере ускоряющих поиск правовой информации, позволяющий в короткие сроки обработать большой массив нормативного матириала.

Автоматизированный способ основывается на применении компьютерной в том числе лазерной технике. Он позволяет быстро обрабатывать чрезвычайно большой объем НПА и немедленно выдавать необходимую правовую информацию большому количеству потребителей. В органах юстиции, прокуратуры, арбитраже, суда, крупных предприятиях, справочно-информационную работу осуществляют специальные отделы. Информация о текущем законодательстве помещается в специализированных изданиях.

 

Тема 3 Толкование норм права



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: