Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса




КОРРЕКЦИОННЫЙ КУРС: ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ. 1 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс коррекционно-развивающей области «Логопедические занятия» является обязательным для реализации. Он направлен на коррекцию различных недостатков речевого развития у школьников, получающих образование в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР (вариант 7.2)[1]. Логопедическая работа с обучающимися нацелена на удовлетворение их особых образовательных потребностей, обозначенных в указанных документах.

Общая цель логопедических занятий[2] заключается в диагностике, коррекции и развитии всех сторон речи (фонетико-фонематической, лексико-грамматической, синтаксической), а также связной устной и письменной речи.

Курс «Логопедические занятия» представляет особую значимость для учащихся с ЗПР, поскольку у данной группы детей наблюдается большая распространенность комплексных речевых нарушений, своеобразие речи, проявляющееся в недостаточности или нарушении развития ее компонентов, что приводит к трудностям усвоения учебного материала. В описании особенностей речевого развития детей с ЗПР многие специалисты и учёные (Р.Д. Тригер, Н.А.Цыпина, С.Г. Шевченко, Е. В. Мальцева, Н. Ю. Борякова и др.) констатируют у них смазанную, недостаточно отчетливую речь, что связано с малой подвижностью артикуляционного аппарата, частые нарушения звукопроизношения, недоразвитие фонематического слуха, отсутствие практических речевых обобщений, бедность и слабую дифференцированность словаря, слабость регулирующей функции речи.

У большинства обучающихся с ЗПР наблюдаются нарушения как импрессивной, так и экспрессивной речи, недостаточность не только спонтанной, но и отражённой речи. Импрессивная речь характеризуется малой дифференцированностью речеслухового восприятия, неразличением смысла отдельных слов, тонких оттенков речи.

Экспрессивной речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя, наличие грамматических стереотипов, аграмматизмов, речевая инактивность. Нарушения связной речи у детей с ЗПР проявляются в значительных трудностях пересказа и при составлении различных видов рассказов. Детям доступен пересказ лишь небольших объемов текста, при этом уменьшается количество смысловых звеньев, нарушаются связи между отдельными предложениями текста, типичны неоправданные повторы и паузы. Все это сочетается с недостаточной сформированностью системы произвольной регуляции, основных мыслительных операций, знаково-символической функции мышления, разнообразными нарушениями и/или дефицитами развития психофизических функций (дисфункциями): ослабленной памятью, плохой концентрацией и распределением внимания, недостаточной сформированностью пространственных представлений, зрительно-моторной координации и пр.).

Курс «Логопедические занятия» способствует не только речевому развитию, но и коррекции указанных нарушений, совершенствованию познавательной деятельности и системы произвольной регуляции, удовлетворению общих и специфических образовательных потребностей.

В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР определяются общие задачи курса:

– постановка, автоматизация, дифференциация звуков речи;

– восполнение пробелов в формировании фонематических процессов;

– обогащение словаря, его расширение и уточнение;

– коррекция недостатков грамматического строя речи;

– улучшение возможностей диалогической и формирование монологической речи;

– совершенствование коммуникативной функции речи;

– повышение мотивации речеговорения;

– обогащение речевого опыта;

– профилактика и коррекция нарушений чтения и письма.

В 1 классе обозначенные задачи конкретизируются следующим образом:

– устранение недостатков звукопроизношения (коррекция нарушенных звуков, их автоматизация и дифференциация в слогах, словах и предложениях);

– введение поставленных звуков в самостоятельную речь;

– расширение пассивного и активного словаря словами-предметами, действиями, признаками, синонимами и антонимами, обобщающими словами (житейские обобщения);

– формирование представлений о звуко-слоговом и звуко-буквенном составе слова;

– формирование представлений о гласных как слогообразующих звуках;

– работа над слоговой структурой слова (с постепенным усложнением звукового состава слогов: прямые, открытые, закрытые, со стечением и т.п.);

– уточнение представлений об артикуляции звуков различных фонетических групп;

– соотнесение звуков и букв, составление и прочтение графических схем слов;

– профилактика нарушений письма и чтения с помощью работы над звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом;

– уточнение флексийного словоизменения, форм множественного числа, простых случаев суффиксального и префиксального словообразования;

– умение слушать вопрос учителя и отвечать на него;

– составление рассказов по сюжетной картинке, на свободную тему;

– включение в речь общепринятых форм речевого этикета.

Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение курса

Включение курса «Логопедические занятия» в качестве обязательного для всех получающих образование по варианту 7.2 является ценным нововведением в содержание образования младших школьников указанной группы. Анализ устной речи учащихся с ЗПР показал, что она в большей мере удовлетворяет потребности повседневного общения. В ней может не быть грубых нарушений произношения, лексики, грамматического строя. Однако, речь в целом, как правило, смазанная, недостаточно отчетливая и выразительная. Обучающиеся часто «не слышат» в словах отдельных звуков, не умеют произвести элементарных форм звукового анализа и синтеза, что свидетельствует о недоразвитии фонематических процессов.

Бедность и слабая дифференцированность словаря проявляется в неправильной предметной отнесенности ряда названий, в неточном употреблении их в контексте, в незнании многих слов, обозначающих признаки предметов и т.д. Перечисленные признаки позволяют сделать вывод о недостаточности речевого опыта и практических речевых обобщений, что неизбежно затруднит успешное усвоение школьного курса русского языка. Анализ этих трудностей диктует необходимость организации специальной коррекционно-развивающей работы. Дети, независимо от того, имеются ли у них и насколько выражены недостатки звукопроизношения, нуждаются в коррекции всех сторон речи, что и реализуется на групповых логопедических занятиях.

Помимо групповой коррекционной работы для данной группы детей должны быть предусмотрены индивидуальные логопедические занятия, на которых осуществляется коррекция недостатков звукопроизношения. Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для разных форм речевой патологии – дислалии, ринолалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях учитель-логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребенком, активизировать его контроль за качеством звучащей речи, способствовать познавательному и личностному развитию. Периодичность индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития.

Содержание программы курса «Логопедические занятия» разработано на основе методических пособий, созданных известными учеными в области отечественной логопедии и с учетом имеющихся методических рекомендаций по обучению детей с ЗПР. Курс реализуется на протяжении всего периода начального образования и позволяет последовательно и постепенно преодолевать речевую инактивность и речевые нарушения обучающихся, а также обусловленные ими разнообразные трудности в обучении, развивать коммуникативную компетентность.

Логопедические занятия в 1 классе направлены на профилактику нарушений чтения и письмаи позволяют повысить интерес и мотивацию к учению, обеспечивают условия для дальнейшего социального и личностного развития, способствуют профилактике школьной дезадаптации и отклонений в формировании личности, помогают лучшему усвоению учебной информации.

В соответствии с ПрАООП выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение, содержание может осуществляться образовательной организацией самостоятельно, исходя из психофизических особенностей обучающихся с ЗПР, определяемых на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программы реабилитации/абилитации инвалида (ИПРА). Программа является примерной, однако содержание логопедических занятий целесообразно соотносить с перечисленными в ПрАООП направлениями:

–диагностика и коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков речи);

– диагностика и коррекция лексической стороны речи (обогащение словаря, его расширение и уточнение);

– диагностика и коррекция грамматического строя речи (синтаксической структуры речевых высказываний, словоизменения и словообразования);

– коррекция диалогической и формирование монологической форм речи, развитие коммуникативной функции речи (развитие навыков диалогической и монологической речи, формирование связной речи, повышение речевой мотивации, обогащение речевого опыта);

– профилактика нарушений чтения и письма;

– представлений об окружающей действительности;

– развитие познавательной сферы (мышления, памяти, внимания и др. познавательных процессов).

Таким образом, курс «Логопедические занятия» состоит из диагностического и коррекционного блока. Для реализации диагностического блока используются рекомендации и методический материал, представленные в руководствах Г. В. Чиркиной, О.Е. Грибовой, Р.И. Лалаевой, О.Б. Иншаковой, О. А. Ишимовой и др.

В логопедическом обследовании первоклассников оцениваются: звукопроизношение, состояние фонематических процессов и слоговой структуры слова, словарный запас, грамматический строй речи, связное высказывание, а также неречевые процессы, характеризующие готовность к овладению письмом (повторение ритмов, праксис позы, зрительно-моторная координация, пространственная ориентировка). Для выбора наиболее эффективных способов коррекции имеющихся нарушений учитель-логопед ориентируется на общий уровень познавательного развития ребенка, а также на возможности произвольной регуляции. При их низком уровне групповые занятия будут малоэффективны, приоритет должен быть отдан индивидуальной (в крайнем случае подгрупповой) форме.

При организации первичной диагностики учителю-логопеду рекомендуется подбирать речевой материал, в определенной мере сообразуясь с запланированными для изучения лексическими темами. Не представляется целесообразным использовать условно-уровневую оценку, нередко рекомендуемую в методических разработках, поскольку она не позволит фиксировать и оценивать происходящие незначительные изменения. Более правильно отразить конкретные результаты диагностики в протоколе и в конце учебного года повторить задания с тем же самым речевым материалом. В разделе «Планируемые результаты» предложен возможный алгоритм построения логопедического мониторинга.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: