В качестве учебно-методического обеспечения работы с детьми рекомендуется использовать следующие методические разработки и пособия:
ОСНОВНАЯ литература
Бабина Г.В., Сафонкина Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Учебно-методическое пособие. - М.: Книголюб, 2005.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования: метод. пособие / О. Е.Грибова. - М.: Айрис-пресс: Айрис дидактика, 2005.
Елецкая Е.В. Работа логопеда с детьми с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Электронный ресурс. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2014/10/18/rabota-logopeda-s-detmi-s-zaderzhkoy.- Загл. с экрана.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М.: Изд-во Нац. книжный центр, 2015. – 320 с.
Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графомоторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопеда. М.: Владос, 2005.
Ишимова О.А. Чтение. От буквы к слогу и словам. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О. А. Ишимова. М.: Просвещение, 2014.
Лалаева, Р.И. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова, С.В. Зорина. – М.: ВЛАДОС, 2004.
Методы обследования речи детей: пособие по диагностике речевых нарушений / Под общ.ред. Г.В. Чиркиной. – М., 2010.
Чиркина, Г.В. Произношение. Мир звуков [Текст]: пособие для учителя-логопеда спец. (коррекц.) шк. V вида: 2 кл. / Г.В. Чиркина, Е.Н. Российская. - М.: АРКТИ, 2003.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература
Азова О.И. Диагностика письменной речи у младших школьников. М.: Сфера, 2013.
Бабкина Н.В. Основные направления и содержание коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Дефектология. 2016. №2. С. 53–59.
|
Бабкина Н.В. Готовность детей с ЗПР к обучению в школе: от диагностики к особым образовательным потребностям // Педагогика и психология образования. 2016. № 2. С. 100–111.
Бабкина Н.В. Современные подходы к оценке достижений и трудностей младших школьников с задержкой психического развития // Педагогика и психология образования. 2016. № 3.
Вильшанская А.Д. Условия формирования приемов умственной деятельности у младших школьников с задержкой психического развития // Дефектология.-2005.-№ 2.-С.57-65.
Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. Материал для фронтальной и индивидуальной работы с уч-ся 1–2 классов. В 2 ч. Метод.пособие. М.: Владос, 2004.
Ишимова О.А. Логопедическая работа в школе / О. А. Ишимова. - М.: Просвещение, 2012.
Ишимова О.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Чтение. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А., Шаховская С.Н., Алмазова А.А. Логопедическое сопровождение учащихся начальных классов. Письмо. Программно-методические материалы. М.: Просвещение, 2014.
Ишимова О.А. Развитие речи. Письмо. Тетрадь-помощница. Пособие для учащихся начальных классов. / О.А. Ишимова, А.А. Алмазова. М.: Просвещение.
Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей редакцией Т.В. Ахутиной, О.Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2008.
Садовникова, И.Н. Нарушения письменной речи у младших школьников и их коррекция. Любое издание.
Шевченко, С.Г. Умственное и речевое развитие детей с задержкой психического развития //Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей / Под ред.
С.Г. Шевченко. М.: Аркти, 2004.-С.105-144.
|
Материально-техническое обеспечение
Касса букв и слогов.
Разрезные азбуки, таблицы слогов.
Тетради, ручки, карандаши.
Трафареты.
Материал для формирования кинестетического образа букв (природный материал, наждачная бумага, палочки, шнур, пластилин и т.п.).
Сигнальные карточки.
Разноцветные фишки, полоски для составления схем.
Разнообразный демонстрационный материал.
Серии сюжетных картин.
Логопедическое зеркало.
Логопедические зонды для постановки звуков.
Доска с набором магнитов.
Магнитофон и набор аудиозаписей.
Диктофон для фиксации результатов диагностики.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫИЗУЧЕНИЯ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА
Результатом изучения курса «Логопедические занятия» должно быть преодоление типичных недостатков устной речи и профилактика нарушений чтения и письма. Поэтому уже при организации обучения первоклассников следует планировать итоговые результаты, ставя промежуточные цели и подбирая инструментарий для оценки их достижения.
По окончании учебного года учитель-логопед проводит повторное диагностическое обследование по направлениям:
–обследование звукопроизношения;
– обследование состояния звуко-слогового и звуко-буквенного анализа слов;
– обследование лексической стороны речи;
– обследование грамматического строя речи;
–обследование связной речи;
–обследование письменных умений (написание букв, слогов, слов с простой слоговой структурой);
|
–обследование читательских умений (чтение букв, слогов, трех- и четырехбуквенных слов).
Логопедические методики обследования речи представлены в списке методического обеспечения.
Календарно-тематическое планирование по годам обучения осуществляется с учетом предполагаемых результатов образования. К ним относятся не только показатели собственно речевого развития, но и многие другие. Курс «Логопедические занятия» чрезвычайно важен для сферы жизненной компетенции, формирование которой является генеральной целью программы коррекционной работы. Содержание детских высказываний составляет основу для оценки следующих умений:
- обратиться к взрослому при затруднениях, сформулировать запрос о специальной помощи;
- вербализовать оценку успешности своей деятельности, адекватности поведения и дать аналогичную оценку однокласснику;
- обсуждать вопросы организации какого-либо мероприятия, праздника (в семье, школе) и выступать на нем;
- начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
- корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
- получать и уточнять информацию от собеседника;
- задавать вопросы;
- передать свои впечатления, соображения, умозаключения так, чтобы быть понятым другим человеком;
- делиться своими воспоминаниями, впечатлениями и планами;
- выразить свои чувства, отказ, недовольство, благодарность, сочувствие, намерение, просьбу, опасение и другие.
В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР для перечисленных показателей рекомендовано использовать шкалу, понятную всем членам экспертной группы:
0 баллов – нет продвижения; 1 балл – минимальное продвижение; 2 балла – среднее продвижение; 3 балла – значительное продвижение.
Помимо формирования сферы жизненной компетенции по вышеперечисленным параметрам, постоянному мониторингу подлежат:
- состояние звуковой стороны речи (до исправления всех недостатков звукопроизношения);
- состояние активного словаря, понимание значений слов;
- овладение словообразованием и словоизменением;
- уровень связного высказывания;
- состояние речевой коммуникации;
- речевая активность;
- состояние познавательных функций речи;
- состояние навыков чтения и письма.
Средствами для решения задач мониторинга является стандартная логопедическая диагностика и включенное (на логопедических занятиях) наблюдение, а также успешность усвоения программного материала на уроках русского языка и чтения, экспертная оценка, полученная от родителей или других лиц, взаимодействующих с ребенком.
Каждый показатель, подлежащий оценке, следует представить в форме, дающей возможность достаточно однозначно интерпретировать полученные результаты. Можно использовать качественно-количественные шкалы, где точкой отсчета становится первоначальный уровень сформированности того или иного навыка.
Например, звукопроизношение (для каждого отсутствующего или неверно произносимого звука) предполагает следующие качественные градации:
0 баллов – без динамики;
1 балл – поставлен изолированный звук;
2 балла – правильное произношение нестабильно;
3 балла – неправильное произношение иногда отмечается в речевом потоке;
4 балла – в кабинете логопеда всегда говорит правильно, за его пределами не всегда контролирует произношение;
5 баллов – правильное произношение постоянно.
Общее количество баллов наглядно иллюстрирует успешность работы над звукопроизношением. Рассмотрим возможные подходы к оценке динамики по выделенным выше параметрам. Выбор конкретных диагностических мероприятий, методик и собственно речевого материала останется за образовательной организацией.
Например, следует оценить изменения по параметру «Состояние активного словаря и понимание значений слов».
Для оценки состояния активного словаря можно использовать результаты выполнения следующих заданий (Г.В. Чиркина):
1. назови общим названием (предлагаются ряды слов, начиная с наиболее простых и заканчивая более сложными).
2. Самостоятельное продолжение тематического ряда.
3. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов.
4. Метод направленной ассоциации (ребенок выбирает из ряда слов подходящие к слову-стимулу).
5. Угадывание предмета по признакам.
В приведенном примере задания ранжируются от простого к сложному.
Предположим, на каждое задание предлагается две конкретных пробы, а каждое слово, названное ребенком, оценивается в 1 балл. От логопеда потребуется лишь четкая (желательно с помощью диктофона) фиксация детских ответов в начале и конце учебного года. Тогда по каждой пробе можно оценить конкретный прирост (количественный показатель), а затем провести качественную оценку.
Качественная оценка строится аналогично:
1 балл – бедность словаря проявляется существенными затруднениями в выполнении диагностических заданий, низким индексом лексического разнообразия по результатам анализа зафиксированного свободного высказывания.
2 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях выросло не более чем на 20 %, индекс лексического разнообразия[6] не изменился.
3 балла – количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях увеличилось на 30-40 %, индекс лексического разнообразия незначительно вырос.
4 балла - количество правильно выполненных проб в диагностических заданиях увеличилось на 50-60 %, индекс лексического разнообразия достоверно увеличился, некоторые участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического запаса.
5 баллов – справляется с предложенными заданиями с незначительной стимулирующей и организующей помощью, все участники сопровождения фиксируют качественное улучшение лексического запаса.
Подобную диагностику можно проводить и как игру, выделяя учеников хорошо и плохо справляющихся с заданиями.
Планируемые результаты освоения курса «Логопедические занятия» в 1 классе представлены в конце программы.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР в случаях стойкого отсутствия положительной динамики в преодолении речевых недостатков обучающегося при согласии родителей (законных представителей) необходимо направить на расширенное психолого-медико-педагогическое обследование для получения необходимой информации, позволяющей внести коррективы в организацию и содержание логопедической работы.
Результаты освоения обучающимися с ЗПР курса «Логопедические занятия» в соответствии с ПрАООП обучающихся с ЗПР не влияют на итоговую оценку освоения адаптированной основной общеобразовательной программы.
Разнообразие недостатков речи у обучающихся с ЗПР, различия индивидуального компенсаторного потенциала, социально-средовых условий их воспитания не позволяет ожидать одинаковых результатов в успешности освоения курса «Логопедические занятия». Вместе с тем можно обозначить целевые ориентиры, которые учитель-логопед пытается достичь. Желательны следующие результаты логопедической работы.
В области лексической стороны речи:
- возможность объяснять значение слов разных грамматических категорий (предметы, действия, признаки) в прослушанных текстах и дискурсах (в рамках программных требований), дифференцировать грамматическую категорию (подбором вопроса);
- умение называть синонимы и антонимы;
- использование житейских обобщений (посуда, одежда и пр.) в речи и возможность конкретизировать названия предметов, входящих в обобщенные группы.
В области звуко-слогового и звукобуквенного анализа и синтеза:
- правильное произношение звуков родного языка как изолированно, так и в различных языковых единицах (слогах, словах различной звуко-слоговой сложности, предложениях, связных высказываниях);
- умение дифференцировать в произношении и восприятии гласных и согласных, твердых и мягких, звонких и глухих, свистящих и шипящих звуков;
- наличие умений проводить звуко-слоговой анализ и синтез (умение выделять звук из языковых единиц (слогов, слов) различной фонетической структуры, определять его место в слоге или слове; определять последовательность звуков в слове; составлять слоги и слова из предлагаемых звуков; устанавливать различия в звуко-слоговой структуре слов).
В области грамматического строя речи:
- минимизация аграмматизмов в свободных высказываниях;
- образование существительных от глаголов, притяжательных прилагательных от существительных;
- умение пользоваться префиксальным и суффиксальным способами словообразования (уменьшительные и увеличительные суффиксы).
В области связной речи:
- обращаться к сверстнику, учителю с понятным и грамматически оформленным высказыванием;
- использовать формулы речевого этикета в диалоге;
- умение составлять связное высказывание (пересказ, рассказ по картинке).
[1]Дети, обучающиеся по варианту 7.1., занимаются с логопедом по показаниям – индивидуально или в малых подгруппах с учетом их индивидуальных и типичных логопедических проблем, а также содержания, представленного в данной рабочей программе.
[2]В соответствии с ПрАООП НОО обучающихся с ЗПР.
[3] Последнее выполнимо только для обучающихся с наиболее высоким для имеющегося нарушения уровнем сформированности системы произвольной регуляции и познавательного развития.
[4]В соответствии с приказом Минобрнауки РФ № 1576 от 31.12.2015 рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать:
1) результаты освоения курса внеурочной деятельности;
2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
3) тематическое планирование.
[5] Лексические темы в данном планировании подобраны в соответствии с курсом «Окружающий мир», но могут быть изменены учителем-логопедом по его усмотрению.
[6] Определяется путем соотношения не повторяющихся слов и общего их количества в связном высказывании (например, пересказ, рассказ по картинке, рассказ на заданную тему). В норме он составляет у младших школьников 0,5-0,6, при интеллектуальных нарушениях – 0,3.