Домашнее задание.
1. Прочитать и законспектировать лекцию (подробно и от руки). Прислать четкие фотографии конспекта на почту. Для непонятливых: перепишите разборчиво все подчеркнутое! Пожалуйста, пишите темной пастой и делайте четкие фотографии!!!
2. Дайте ответы на контрольные вопросы в конце лекции, используя материал лекции, в электронной форме.
Ответы присылать на почту miss.nefertiti2012@yandex.ru:
Основы социологии и политологии. Тема 3. Социология личности.
План:
3.1. Личность как объект социологии
3.2. Социализация личности
3.3. Детерминация личности
Личность как объект социологии
Человек является объектом изучения многих гуманитарных наук.Каждая из них имеет свой предмет исследования и выявляет интересующие эту науку существенные черты, свойства, качества человека, закономерности его бытия. Из совокупности таких представлений складывается «человекознание», центральное место в котором занимают теории личности, разрабатываемые в рамках психологии и социологии.
Социология личности – область изучения личности как социально-типичного выражения системы общественных отношений и социально-типичного субъекта этих отношений. Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.
На социологию личности заметное влияние оказывают философские концепции человека и психологические теории личности. Однако, если в философии больше используют понятие «человек», обозначающее принадлежность к человеческому роду, в психологии обращают внимание прежде всего на индивидуальные психические качества конкретных людей, то в социологии усилия сосредоточиваются на изучении социальных качеств, которые формируются и проявляются у людей в процессе общежития и взаимодействия с другими людьми. Социологию интересует прежде всего человек как элемент социальной системы, как субъект социального действия и взаимодействия с другими людьми, хотя понятно, что в социальных качествах субъекта проявляются и общие родовые, и конкретные индивидуальные качества людей. В социологии личность рассматривается в социальном контексте, т. е. во взаимосвязи человека с социальными институтами, со всеми социальными структурами, с обществом.
|
Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания себя как субъекта деятельности и члена социума.
В социологии сложилось большое разнообразие подходов к исследованию качеств личности:
• бихевиористский (поведенческий) подход исходит из того, что наука должна описывать только непосредственно наблюдаемые проявления качеств человека при его поведении. Личность при этом характеризуется совокупностью реакций (ответов) на некоторые стимулы (вопросы);
• в ролевой теории личность описывается посредством усвоенных и принятых субъектом или вынужденно выполняемых социальных функций и образцов поведения – ролей, обусловленных социальным статусом личности в сообществе или социальной группе;
• теории зеркального «Я» личность понимается как результат социального взаимодействия, в ходе которого человек смотрит на себя как на объект глазами других людей;
|
• функциональных теориях личность трактуется как субъект действия и характеризуется совокупностью качеств, которые проявляются в действиях людей. Такой подход чаще всего используется в теориях социального управления.
Социологи при исследовании структуры качеств личности используют следующие три понятия:
1) индивид – отдельно взятый человек как представитель человеческого рода, общества, класса, социальной группы, социальной общности;
2) социальный тип – обобщенное отражение совокупности повторяющихся, существенных социальных качеств людей, входящих в какую-либо социальную общность;
3) индивидуальность – характеристика уникальности, неповторимости личности, то специфическое, что отличает одного человека от другого.
Взаимосвязь между понятиями состоит в том, что каждый индивид несет в себе в определенной мере типичные качества и свойства тех социальных общностей, в которые он входит, и в то же время остается неповторимой личностью, т. е. индивидуальностью. Эту двойственность каждого из нас Э. Дюркгейм выразил так: «В нас есть два сознания: одно содержит только состояния, свойственные лично каждому из нас и отличающие нас, тогда как состояния, охватываемые вторым, – общи для всей группы. Первое представляет и формирует только нашу индивидуальную личность; второе представляет коллективный тип и, следовательно, общество, без которого он не существовал бы. Когда наше поведение определяется каким-то элементом последнего, мы действуем не из нашего личного интереса, а преследуем коллективные цели. Но эти два сознания, хотя и различны, связаны между собой, так как в итоге составляют одно целое; оба они имеют один и тот же органический субстрат».
|
Классическая социология заостряет свое внимание преимущественно на устойчивых, типичных качествах личности в разных социальных общностях, выявляя и исследуя типы личности.Так, американский социолог Р. Линтон выделил нормативный и модальный типы личности.Нормативный тип личности представляет такую совокупность социальных качеств, которая наилучшим образом отвечает основным ценностям культуры общества. Модальный тип – это статистически доминирующий тип личности. Величина отклонения между двумя этими типами выступает показателем состояния и движения общества.
При исследовании проблем перехода личности из одной культуры в другую Р. Парком выделил маргинального человека как тип личности, находящегося на стыке культур.Маргинальность сопряжена с дуальностью и определенной размытостью этнического самосознания и возникает прежде всего при миграционных процессах, резких переходах общества в ходе модернизации и т. д. В личном плане маргинальность вызывает психическое напряжение и может привести к разным формам девиантного поведения.
На основе типологии личности по признаку конформности Э. Фромм выделил тип авторитарной личности как основу тоталитарных режимов. Этот тип личности характеризуется такими чертами, как консервативность, агрессивность, жажда власти, ненависть к интеллигенции, нетерпимость к представителям других этнических групп, стереотипность мышления, конформизм и т. д.
Одномерный человек – тип личности, характерный для индустриальной цивилизации. По мнению Г. Маркузе, ему присущи некритическое отношение к существующим порядкам, к поведенческим стереотипам, отсутствие индивидуальности. Свое положение он воспринимает как единственно возможное и не пытается его изменить.
Подобных модальных типов личности разработано много: массовый человек, человек толпы, человек организации и т. д. Все они раскрывают механизм стереотипизации человека в определенных условиях и чаще всего несут негативную характеристику общества. Множество нормативных типов личности раскрывают совокупность требований или желательных качеств человека при выполнении ими определенных функций в конкретных социальных организациях (личность руководителя, личность педагога, личность государственного служащего и т. д.). В первые годы после Октябрьской революции 1917 г. в ходу была любопытная аббревиатура – УСКОМЧЕЛ (усовершенствованный коммунистический человек). Это тоже нормативный тип личности, переросший затем в понятия «социалистическая личность», «советский человек».
Все понятия и характеристики личности используются при исследовании проблем формирования личности и развития ее качеств в неразрывной связи с функционированием и развитием социальной организации, при изучении процессов социализации личности.
Социализация личности
Социализация личности – процесс усвоения индивидом образцов поведения, элементов культуры, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования и выполнения социальных ролей индивида в обществе.Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, с помощью которых человек приобретает способность к социальной жизни. Одни факторы социализации действуют в течение всей жизни, создавая и изменяя установки индивида, другие – на отдельных стадиях жизни. По разным основаниям выделяются виды социализации – семейная, профессиональная, политическая, социально-бытовая и др.
Обычно исследователи условно выделяют две последовательные фазы социализации личности – социальную адаптацию и интериоризацию. Социальная адаптация – это приспособление к ролевым функциям, социальным нормам, социально-экономическим условиям, среде жизнедеятельности. Интериоризация – фаза включения социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, в устойчивую структуру личности.
Однако реальный процесс социализации носит нелинейный характер, противоречив, конфликтен и проходит через множество кризисных ситуаций, неустойчивостей.
Процесс социальной адаптации есть результат взаимодействия индивида с кардинально изменяющейся социальной средой. Успешность этого процесса в значительной мере определяется добровольностью или вынужденностью адаптации. Добровольная социальная адаптация сопровождается непротиворечивым усвоением новых ценностей и способов поведения, которые воспринимаются индивидом без особого психологического напряжения. Вынужденная социальная адаптация может привести к протестным реакциям, отклонениям индивидуального поведения от норм и разного рода социальным деформациям.
Социология личности имеет своим предметом социально-исторические и социально-культурные типы личности, а также социально-типичные проявления ролевой структуры личности, являющейся отображением многообразных социальных связей и общественно необходимых функций, реализуемых индивидами.
3.3. Детерминация личности (от лат. determinatio – ограничение, определение) применительно к поведению людей означает ограничение возможных способов действий, выбор определенных из них, придание определенности поведению.Одна из проблем социологии личности связана с вопросом «Чем обусловлено то или иное поведение человека?».
Сложноорганизованная природа человека, широта и многообразие его связей и отношений с окружающей средой определяют многообразие подходов в науке, философии и других формах постижения мира к пониманию детерминации поведения личности. Существуют различия между «западным» и «восточным» способами объяснения детерминации поведения: преобладание в одном случае преимущественно рациональных и индивидуальных факторов, а в другом – эмоциональных и коллективных.
Нельзя отрывать духовные и природные факторы формирования личности, индивидуальную жизнь человека от объективного мира природы, социальных связей, исторических и культурных условий, хотя и не следует преувеличивать внешней обусловленности поведения личности.
Поведение личности в социологии раскрывается через понятие «социальное действие», введенное в научный оборот М. Вебером. В его понимании социальное действие является простейшей единицей социальной реальности и обладает двумя необходимыми признаками: 1) наличием субъективного смысла; 2) ориентацией на других людей. Каждый человек в конкретной ситуации располагает определенным набором возможных способов действий. Выбор одного из них и есть элементарное действие, из совокупности которых складывается поведение человека.
Мы уже упоминали, что используя в качестве критерия степень рациональности поведения, М. Вебер выделил следующие четыре типа социального действия: 1) целерациональное (в его основе лежит рациональный расчет); 2) ценностно-рациональное (в основе – убеждение); 3) традиционное (в основе – привычка); 4) аффективное (эмоциональное).
Такая классификация объясняет, чем обусловлен выбор того или иного варианта поведения. Развернутая характеристика механизма социальной детерминации поведения личности дана в работах Т. Парсонса, П.А. Сорокина и других классиков социологии. Вопросы внутренней мотивации поведения исследуются в психологических теориях действия. Наиболее известной психологической теорией мотивации поведения является теория А. Маслоу.
Поведение человека детерминируется всем многообразием условий, в которых он живет и действует. Это и географические условия, и биологические особенности организма человека, и многие другие факторы. Социология личности изучает прежде всего те факторы поведения, которые заложены в самом человеке как социальном индивиде, и в его социальном окружении.
Исходным пунктом детерминации поведения людей принято считать потребности, которые выражают объективную зависимость человека от внешнего мира. Потребности выступают в качестве основного мотива, побуждающего к деятельности, направленной на удовлетворение его нужд. «Никто не может сделать что-нибудь, – писал К. Маркс, – не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей и ради органа этой потребности…»[3].
А. Маслоу выделил базовые (физиологические потребности; потребности в безопасности; потребности в любви и принадлежности; потребности в уважении; потребность в самоактуализации) и когнитивные (желание знать и понимать) потребности. Базовые потребности в наибольшей мере проявляются в условиях свободы выбора. Раскрывая иерархию потребностей, Маслоу обращает внимание на то, что «…эти две иерархии являются скорее взаимосвязанными, чем абсолютно различными, и… носят скорее синергетический, чем антагонистический характер»[4]. Синергетический, а не антагонистический характер взаимодействия подчеркивается Маслоу при анализе разделения инстинктивных импульсов и рационального начала в человеке, личных и социальных интересов, любви к себе и другим, дихотомии «культура – личность».
Различают элементарные (витальные) потребности в еде, одежде, жилье и т. п. и потребности более высокого уровня (в труде, творчестве, общении, познании, отдыхе, самореализации и т. д.). Закон возвышения потребностей заключается в том, что удовлетворение относительно элементарных потребностей ведет к порождению и актуализации потребностей более высокого уровня. Из закона следует, что при неудовлетворенности элементарных потребностей мотивационная сила высших потребностей не может быть в полной мере реализована.
Осознанные актуальные потребности выступают в качестве интересов личности, которые выражают отношение человека к своему положению и условиям жизни в данной социальной ситуации. Интерес определяет направленность действий индивида в зависимости от возможности удовлетворения той или иной потребности. Он выступает в качестве решающего мотива, мобилизующего потенциал личности на сохранение или изменение сложившихся условий, опосредующего перевод потребностей и ценностных ориентаций в социальную установку.
Социальная установка – ценностное отношение к социальному объекту, психологически выражающееся в готовности к положительной или отрицательной реакции на него. Понятие «установка» одновременно указывает и на факт психологического переживания отношения к значимому объекту, на готовность, предрасположенность к определенной активности и действиям субъекта, и на факт социальной детерминации отношения, тем самым объединяя смыслы аффектов, эмоций и их предметного содержания.
Побудители к действию (потребности, ценностные ориентации, интересы, установки, цели) раскрывают внутренний механизм побуждения субъекта к деятельности и обобщенно называются мотивами. Мотивация выражает осознание субъектом объективных условий, собственных потребностей, интересов и переход от побуждения к самой деятельности.
Люди неодинаково осознают объективные условия, собственные потребности и интересы, а поэтому не побуждают переход к деятельности по удовлетворению их потребностей. У них могут быть потребности нереальные, ложные или нездоровые, которые порождают или бездействие, или достижение нездоровых целей (пьянство, наркомания и т. п.).
Наряду с внутренними побудителями к действию выделяются внешние побудители, которые обобщенно называются стимулами. Стимулирование предполагает опосредованное воздействие на поведение субъекта руководителями и органами управления через создание условий для удовлетворения актуальных потребностей. Часто выделяют материальное и моральное стимулирования, хотя такое разделение условно.
Поведение личности в значительной мере детерминируется его положением в социальной структуре, характеризуемым социальным статусом и социальной ролью. Социальный статус – это позиция, занимаемая индивидом в социальной организации и обществе. Социальная роль – совокупность функций, которые должен выполнять или выполняет человек, занимающий определенное место в социальной системе.
В любой социальной системе регулирование взаимодействия между людьми осуществляется с помощью социальных норм. Социальные нормы – это устойчивые правила, определяющие формы взаимодействия и поведения людей. К социальным нормам относятся правовые, моральные, политические, эстетические, религиозные, организационные, корпоративные нормы, обычаи, традиции, привычки, нравы, обряды, требования этикета, ритуалы, предписания, пожелания и ожидания соответствующего поведения. Социальные нормы выступают на стороне индивида мерой его поведения, а на стороне общества – масштабом и критерием оценки этого поведения, основой социального контроля. Так, в военной организации отличительной чертой социального контроля является категоричность требований, предъявляемых индивиду, их нормативность, обеспеченность санкциями формального и неформального порядка.
Важнейшими регуляторами поведения личности являются социальные ценности. Ценность – свойство предмета удовлетворять определенные потребности людей, значимость для человека некоторых явлений действительности. Социальной ценностью может обладать любой материальный или идеальный объект, если он служит фокусом устремлений, желаний групп или отдельных лиц и наделяется особым значением в общественном или индивидуальном сознании. В качестве ценности могут выступать представления о добре, благе, счастье, справедливости, а также семья, здоровье, образование, собственность, правопорядок и т. д.
Особой социальной ценностью для человека является свобода. Именно степень свободы человека характеризует его социальный потенциал как субъекта действий. Глубинное, часто не осознаваемое стремление максимизировать этот потенциал личности проявляется в динамике социальных систем как закон возрастания социальной энтропии.
Общим фактором социальной детерминации поведения личности является культура общества. Культура – специфический способ организации и развития жизнедеятельности, представленный в продуктах материальной и духовной деятельности, в системе социальных норм и учреждений, духовных ценностях, совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе. Культура характеризует особенности поведения, сознания и деятельности людей в конкретных сферах общественной жизни (в труде, быту, политической жизни и т. д.), в отдельных организациях (культура организации), включая военную организацию, в обществе. Как фактор регулирования поведения культура охватывает весь спектр поведенческих норм (право, мораль, предписания религии, этикет, правила общения) и оказывается в конечном счете решающим фактором социальной детерминации поведения личности.
Итак, внешняя социальная среда обусловливает важнейшие черты и свойства поведения личности, при этом средой определяется прежде всего повторяющееся, общее в поведении отдельных индивидов. Однако личность сохраняет свою автономность, суверенитет и неповторимость. Эти черты поведения личности, воплощающие в себе взаимодействие внешнего социального мира и внутренних свойств человека, и отражаются понятиями «социальный тип» и «индивидуальность». Индивид как конкретный субъект действия характеризуется единством типичного и неповторимого в личности.
Проблема личности является одной из центральных в социологии. Личность изучается не как продукт природы, а как продукт общества. Познать человека – значит познать общество, определить направление, условия, методы, средства развития личности. Будучи включенным во множество социальных систем, каждая из которых оказывает на него воздействие, человек и сам представляет систему, имеющую сложнейшую структуру. Общество производит человека, но и человек производит общество. Отрасль социологии, изучающая личность, называется социологией личности.
Контрольные вопросы:
1. Что понимается под личностью в социологии?
2. Перечислите основные направления (подгоды) в социологии, изучающие личность.
3. Какие типы личности вам известны? Дайте краткую характеристику.
4. Что такое социализация?
5. Какие фазы социализации вы знаете? Их характеристики.
6. Что такое «детерминация личности»?
7. Расскажите о теории мотивации поведения Маслоу.
8. Что такое «социальный статус» и «социальна роль»?
9. Перечислите основные социальные ценности современного общества.