Практическое исследование влияние музыки на эмоциональное состояние человека




 

Задачи исследования:

· выявить наиболее популярные музыкальные стили у старшеклассников,

· выявить отношение старшеклассников к разным музыкальным жанрам.

Методы исследования:

1. Тест Люшера (краткий вариант). Тест Люшера основан на том опытном факте, что выбор цвета отражает нередко направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности. Краткий вариант цветового теста Люшера представляет из себя набор (таблицу) 8-ми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7).

2. Тест "Рисунок человека". Методика "Тест-рисунок" позволила определить изменение ситуативного настроения испытуемых до и после специального занятия

3. Методика САН.

Участнику тренинга предлагается заполнить опросник, причем зачеркивание нуля означает, что он не может определить свое состояние по данной шкале, а отмеченные единица, двойка и тройка означают степень выраженности состояния. Например, тройка слева в первой шкале означает хорошее самочувствие, единица слева в этой же шкале – самочувствие скорее хорошее, чем плохое, ноль – ни то ни се, а тройка справа означает, что самочувствие – хуже некуда.

Анкета представляет собой набор из 30 биополярных шкал.


 

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары – в 7 баллов.

Самочувствие определяется как сумма баллов по шкалам 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26.

Активность определяется как сумма баллов по шкалам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28.

Настроение определяется по сумме баллов шкал 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Описание выборки:

Выборка состояла из 10 старшеклассников, отобранных методом случайной выборки. Сведения об испытуемых приведены в таблице 1.

 

Таблица 1 Сведения об испытуемых

Имя Возраст
Коля М.  
Маша И.  
Юра С.  
Игорь А.  
Лена Ю.  
Максим О.  
Женя И.  
Лена К.  
Игорь М.  
Сережа Г.  

 

Возраст испытуемых, как видно из табл. 1, находился в пределах 15-17 лет.

Описание процедуры исследования:

Исследование проводилось индивидуально с каждым испытуемым. Последовательно, один за другим, звучало 8 музыкальных отрывков:

1-металл,

2-классика,

3-рок-н-ролл,

4-современная эстрадная музыка (поп-музыка),

5-рэп,

6-панк-рок,

7-рэйв,

8-джаз

Продолжительность каждой музыкальной композиции составляла 2 минуты.

После каждого отрывка испытуемому по семибальной шкале (-3 -2 -1 0 +1 +2 +3) предлагалось определить отношение к данному произведению, а так же вызванное им настроение.

После окончания работы задавались вопросы:

· Слушаешь музыку?,

· Как часто?,

· Общее отношение к музыке?,

· Какую музыку предпочитаешь слушать?,

· Окончил ли муз. школу или т.п.?

Таким образом, показатели, которые фиксировались в таблице результатов: отношение к музыке (от -3 до +3), настроение от музыки (от -3 до +3) и цвет, ассоциирующийся с данной музыкой (8 цветов из теста Люшера).

Результаты исследования:

Ассоциативные связи музыкальной композиции и цвета, прослеженные в ходе эксперимента представлены в табл. 2.

 

Таблица 2 Ассоциативные связи выбора цвета и музыкальной композиции

Музыкальный стиль Цвет
металл черный
классика желтый, зеленый, серый
рок-н-ролл красный, желтый
поп-музыка зеленый
рэп черный, синий

 

Для интерпретации результатов приведем семантическую характеристику цветов.

Желтый цвет - светлый, как солнечный день, - вызывает веселое и радостное настроение, стремление смотреть вперед и надеяться.

Фиолетовый и синие цвета вызывают неуверенность, мрачный настрой.

Голубой цвет воспринимается как легкий, небесный цвет.

Светлая зелень кажется легкой, воздушной, а болотно- зеленый, наоборот мягким и тяжелым.

Зеленый цвет успокаивает клонит ко сну, вызывает желание помечтать, стремление к самоутверждению, символ защиты, затаенности.

Чисто красный цвет, прежде всего, выражает силу, активность, стремление действовать и добиваться успеха.

Черный символизирует отрицание ярких красок жизни и самого бытия.

Коричневый отражает стремление к комфорту, уюту.

Таким образом, можно сделать вывод, что гипотеза, поставленная в начале работы, имеет место быть, так как явно прослеживается зависимость выбора цвета от стиля музыкальной композиции. Так, "тяжелые" музыкальные стили вызывают ассоциации с темными цветами, а легкие музыкальные композиции – со спокойными цветами. Однако, нельзя сказать, что данная зависимость является однозначной по отношению ко всем музыкальным жанрам. Так, из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).

На следующем этапе исследовалось отношение испытуемых к прослушанным музыкальным отрывкам методом опроса.

В результате проведения данного исследования было установлено, что отношение близкое у всех испытуемых, а именно рок-н-ролл (+2, +3), панк-рок (+1, +3), джаз (+1, +3).

Настроение от музыки по семибалльной системе распределилось следующим образом: рок-н-ролл (+1, +3), джаз (+1, +3).

Большинство участников взаимодействия в ходе устной рефлексии отметили, что вопросы, которые обсуждались на занятии и прозвучавшая музыка, заставили их о многом задуматься и не оставили равнодушными. Соответствующее изменение настроения в строну задумчивости (с 10 до 23 выборов) было получено после количественной обработки результатов методики "Тест-рисунок".

До и после прослушивания испытуемыми специальным образом подобранной программы, с помощью методики САН было определено, что их функциональные состояния изменились. Изменение состояния в целом произошло на 26 %; самочувствие улучшилось на 11,7 %; активность увеличилась на 21 %; настроение поднялось на 28,9 %.

По итогам тестирования зафиксировано изменение эмоциональных состояний испытуемых после прослушивания музыкальной программы в сторону улучшения настроения и общего самочувствия. Вместе с тем, эмоциональное состояние шестерых учащихся субъективно не изменилось, а ещё шесть участников тестирования отметили снижение своих эмоциональных показателей. В ходе беседы мы выяснили, что причинами тому стали усталость (учащиеся дважды решали задачи), неуспешность выполнения отдельных заданий, субъективные факторы (личные неприятности, болезнь).

Вывод: проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).

Таким образом, в ходе проведения эксперимента воздействие на испытуемых было однократным и недолговременным. Тем не менее, в результате исследования удалось получить подтверждение поставленной в начале работы гипотезе.


Заключение

 

Таким образом, в работе решены следующие задачи:

· Рассмотрены виды и роль эмоций в жизни человека;

· Охарактеризованы психологические теории эмоций;

· Проведено практическое исследование влияния музыкальных композиций на эмоциональное состояние

По данной работе можно сделать следующие выводы.

Имеется научное подтверждение тому факту, что музыка имеет непосредственное воздействие на настроение и эмоции человека, способна их создавать и изменять.

Есть и обратная связь - любому человеку известно состояние, когда при определенном настроении возникает желание послушать определенную музыку. Неоспоримым фактом является и то, что музыка оказывает стимулирующее действие на физическом уровне.

Поэтому ее ключевыми характеристиками являются темп и ритм. Так, например, посредством ритма музыка может синхронизировать как физические, так и умственные рабочие процессы, способствовать высвобождению адреналина. Музыка - часть социальной культуры, она помогает формировать чувство единства, принадлежности к определенной социальной группе.

Еще одна отличительная особенность музыки - фоновость ее восприятия, не требующая осмысления и интерпретации.

Проведенное практическое исследование по выявлению влияния музыки на эмоциональное состояние человека, показало, что некоторая зависимость между цветом, музыкой, а так же эмоциональным состоянием существует, однако ее трудно однозначно выявить по отношению ко всем музыкальным жанрам. Из всех музыкальных отрывков выявилось лишь два (рок-н-ролл и джаз), которые у всех испытуемых вызывают положительное эмоциональное состояние (+2.+3) и сочетаются с теплыми цветами. В то же время остальные воспринимают старшеклассниками по-разному. Некоторые музыкальные жанры, которые воспринимаются более индивидуально (эстрада, рэп, рейв).


Список литературы

 

1.Актуальные проблемы современной психологии. Материалы международной конференции. - М.: МГУ, 1987.

2. Анохин П.К. Эмоции // Психология эмоций: Тексты. — М., 1984. — С. 173.

3. Байметов А.К. Некоторые обусловленные силой возбуждения факторы индивидуального стиля в учебной деятельности старшеклассников. / Типологические исследования по психологии личности (Сб. под ред. В.С. Мерлина). - Пермь, 1967, с.34 - 46.

4. Бернс Р. Развитие "Я-концепции" и воспитание. М.: Педагогика, 1986.

5. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Вопросы психологии, 1979, № 2, с.72-79.

6. Вундт В. Психология душевных волнений // Психология эмоции: Тексты. - М., 1984. - С. 49-50.

7. Вилюнас В.К. Основные проблемы психологической теории эмоций. – М.: Педагогика, 1988.

8. Габдреева Р.Х. Основы самоуправления психическим состоянием. / Проблемы самоуправления в системе психологической службы ВУЗов.- Казань, 1983, с. 68-85.

9. Додонов Б.И. В мире эмоций. — Киев, 1987. (Функции эмоций в жизни человека: 7—18. Эмоции и потребности: 18—22. Эмоции и личность: 22—25, 37—48, 79—116. Классификация эмоций: 25—37. Чувства: 75—79.)

10. Израд К. Эмоции человека. - М.: МГУ, 1980.

11. Кочубей Б.И., Новикова Е. В. Эмоциональная устойчивость школьника. - М.: Знание, 1996.

12. Леонтъев А.И. Потребности, мотивы, эмоции // Психология эмоций Тексты. - М., 1984.

13. Лучшие психологические тесты. / Под ред. А.Ф.Кудряшова.- Петрозаводск,1992, с.62-67.

14. Немов Р.С. Общие основы психологии /Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений в 3 кн.- Книга 1. - М.: ВЛАДОС, 1997.

15. Ольшанникова А.Е. К психологической диагностике эмоциональности. / Проблемы общей, возрастной, педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1988, с.246-262.

16. Психические состояния. Экспериментально-прикладная психология /Межвузовский сборник. – Л.: ЛГУ, 1991.

17. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия. Психология эмоций. — М., 1981. (Что такое эмоция: 10-39.)

18. Якобсон П.М. Изучение чувств у детей и подростков. -М.: АПН, 1961.

19. Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника. — М., 1966. (Роль чувств в жизни личности: 64— 72.)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: