Сложноподчинённые предложения
С одним придаточным
Цель урока: систематизировать знания по теме «Сложноподчинённое предложение»; повторить правила пунктуации (подготовка к экзамену); совершенствовать навыки правописания.
I. Повторение по теме "Виды связи слов в словосочетании"
Из предложения выпишите все словосочетания, укажите вид подчинительной связи.
Осеннее солнце несмело на город печальный взглянуло.
II. Повторение и обобщение теоретического материала по теме "Сложноподчинённое предложение"
Сложноподчинённые предложения — это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой.
[...] — главная часть,
(...) — придаточная.
Придаточная часть начинается с союза: что, если, когда и т.д. Перед союзом обязательно ставится запятая.
Пример: какой?
[Она не сводила глаз с дороги], (что ведёт через рощу).
Экзаменационное задание
А19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.
Типы придаточных предложений в СПП | |
СПП с придаточными определительными | Относятся к существительным. Отвечают на вопросы какой? какая? каких? и т.д. какому? [Мы отправились к озеру ], (где была расположена база отдыха). |
СПП с придаточными изъяснительными | Относятся к глаголу, отвечают на вопросы косвенных падежей (что, чего, кому и др.) что? [И тут я понял ], (что успеть к отходу поезда мне не удастся). |
СПП с придаточными обстоятельственными | Отвечают на вопросы обстоятельства где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как? когда? [Обоз весь день простоял у реки и тронулся с места], (когда садилось солнце). Существуют несколько видов обстоятельственных придаточных. См. таблицу ниже. |
Виды обстоятельственных придаточных
|
Вид обстоятельственного придаточного | Вопросы | Союзы | Пример |
Образа действия | как? каким образом? | как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, словно | Ученик всё сделал так, (как требовал мастер). |
Меры и степени | сколько? насколько? в какой степени? в какой мере? | Ученик всё сделал так хорошо, (что мастер его похвалил) | |
Места | Где? куда? откуда? | где, куда, откуда | Алексей пополз туда, (куда ушёл самолёт) |
Времени | Когда? В какое время? С каких пор? До каких пор? | когда, (когда…то), пока, едва, как только, с тех пор (с тех пор, как), до тех пор пока и др. | (Когда я выбрался из зарослей на луговую дорогу), то увидел далеко впереди трёх девочек. Дедушка приказал не будить Танюшу до тех пор, (пока сама не проснётся). |
Условия | При каком условии? В каком случае? | Если (если…то), когда, раз и др. | (Если исчезнет воображение), то человек перестанет быть человеком. |
Причины | Почему? по какой причине? | потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того что и др. | Лес стоял тихий и молчаливый, (потому что главные певцы улетели). |
Цели | С какой целью? | чтобы, для того чтобы и др. | Все молчали, (чтобы расслышать шорох цветов). |
Сравнения | как, чем, чем - тем, словно, будто, точно и др. | Лес стоит молча, неподвижно, (словно всматривается куда-то своими верхушками и ждёт чего-то.) | |
Уступки | Несмотря на что? Вопреки чему? | Хотя, несмотря на то что, пускай; как ни | Ночь была тиха и светла, (хотя луны не было). (Как мы нистарались), в этот день нам удалось дойти только до устья реки. |
Следствия | Так что | Дождь лил как из ведра, (так что на крыльцо нельзя было выйти). |
I.Тренировочные упражнения
|
Анализ предложений
1. Через окно я увидел как большая серая птица села на ветку клёна в саду.
2. Егорушка в надежде что туча быть может уходит мимо выглянул из рогожи.
3. Чтобы избежать неприятностей в дороге (1) проверьте электрооборудование автомобиля (2) и (3) если обнаружится неисправность (4) немедленно устраните её.
№1 Расставь знаки препинания: укажи цифр(-у, -ы), на месте котор(-ой, -ых) в предложении должн(-а, -ы) стоять запят(-ая, -ые).
Джек почувствовал себя так (1) как будто он сбился с дороги и не знает (2) куда (3) нужно повернуть (4) чтобы снова выйти на прямой и краткий путь.
№2 Расставь знаки препинания: укажи цифр(-у, -ы), на месте котор(-ой, -ых) в предложении должн(-а, -ы) стоять запят(-ая, -ые).
Зарежский при подъезде к главной городской площади (1) на углу (2) которой (3) и доселе существует старинный дворянский дом (4) стал пристально всматриваться в его окна.
№3 Выпиши номер, который соответствует лишней запятой в предложении.
А) Эти деньги предназначались для Шетарди (1) на имя которого (2) нельзя было их послать (3) не возбуждая подозрения.
Б) Вынув из стола листок бумаги (1) он подал мне стихотворение (2) под заголовком (3) которого полными буквами стояло посвящение мне.
Упражнение № 458 (1 часть), № 462 (1-9) (по учебнику В.Ф. Грекова)