Преподаватель: Плюснина Татьяна Валерьевна
Домашнее задание отправлять на эл. почту plysninatat321@gmail.com
До 19.11.2020
Сольфеджио 1(5) класс ОП
Четверть 2, Урок 1
Фраза, цезура.
1. Прочитайте. Запишите в тетрадь определения понятий «фраза», «цезура».
2. Настройтесь в тональности До-мажор, Спойте гамму, тоническое трезвучие, разрешение неустойчивых ступеней в устойчивые, вводные звуки.
3. Спойте песни с тактированием, соблюдая цезуру между фразами.
4. Запишите на видео исполнение песен и отправьте на проверку на эл.почту.
Слушание музыки 1(5) класс ОП
Четверть 2, Урок 1
Струнные смычковые музыкальные инструменты
В истории возникновения струнных инструментов прародителем их считается древнегреческая кифара. Прототипом ей послужил охотничий лук, издававший при натягивании тетивы медленный угасающий звук.
Со временем вместо одной струны стали использовать несколько: разной толщины и длины. А при изменении силы натяжения струн удалось получить различное по высоте звучание. Потом произвели замену тетивы на полный короб – звук получился красивее.
В результате экспериментов с формой и размерами короба появились новые струнные инструменты разного тембра: мандолина, гусли, цимбалы, монохорд, гитара…
Способы извлечения звука из них также различались. На гитаре играли пальцами. А для игры на мандолине использовали специальную пластинку, плектр. Позже появились различные палочки и молоточки, вызывающие вибрацию струн. Именно этот принцип лег в основу фортепиано. А вскоре был изобретен смычок: если удар вызывал короткий звук, то обыкновенная палочка с пучком конского волоса заставлял струну давать длинное, протяжное звучание. На этом принципе построена конструкция струнно-смычковых инструментов.
Смычковые (струнно-смычковые) инструменты- это группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам.
Существует большое количество народных смычковых инструментов. Все они имеют струны и смычки. В современной академическом музыке используют четыре струнно - смычковых инструмента.
Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра и делится на пять партий:
-первые скрипки;
-вторые скрипки;
-альты;
-виолончели
-контробасы;
Диапазон всей смычковой группы охватывает почти семь октав: от малой до контр октавы(пятой октавы).
Смычковые были сформированы и усовершенствованы примерно в конце 17 века, только смычок в современном мире появился к концу 18 века. Несмотря на тембровые отличия отдельных инструментов группы, в массе они звучат однородно. Это объясняется единством конструкции и общим принципом звукоизвлечения.
Источник звука у всех инструментов – струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Звукоизвлечение производится смычком (arco) или пальцами (pizzicato).
Мастер, занимающийся созданием и ремонтом смычковых струнных музыкальных инструментов, называется Скрипичный мастер или мастер смычковых музыкальных инструментов.
Скрипка.
Скрипка приобрела свой нынешний вид в конце 16 века и больше не изменялась, благодаря Антонио Страдивари. Самые знаменитые скрипки были созданы Антонио Страдивари в 17-18 веке. Скрипка – один из наиболее известных инструментов. Он широко распространен по всему миру. Скрипка может выступать как сольный и оркестровый инструмент, и в этом заключается ее универсальность. Играют на ней при помощи смычка, которым водят по струнам. Скрипка имеет четыре струны, две из которых называются основными, а две другие – резонирующими. Все струны настроены одинаково. Основные струны находятся по краям, а резонирующие – в середине. Бывают скрипки с восемью или девятью струнами. В таком случае четыре струны являются основными, а остальные – резонирующие. Резонирующие струны соответствуют четырем ступеням основного лада.
На корпусе скрипки находятся два завитка в виде буквы «f». Эти завитки располагаются по обоим бокам от струн. Гриф скрипки заканчивается завитком, вырезанным в виде львиной
Альт.
На первый взгляд, этот струнно-смычковый инструмент непосвященный слушатель легко может спутать со скрипкой. Действительно, не считая размеров, внешне они схожи. Но стоит только прислушаться к его тембру – разница заметна сразу, грудное и в то же время удивительно мягкое и немного приглушенное звучание напоминает контральто - мягкое и выразительное.
Когда думают о струнных инструментах, альт обычно забывают, отдавая предпочтение его меньшим или крупным собратьям, но богатый тембр и интересная история заставляют более пристально присмотреться к нему. Альт – это инструмент философ, не привлекая к себе внимание, он скромно устроился в оркестре между скрипкой и виолончелью.
Виолончель.
Виолончель — струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века. Виолончель широко распространен как сольный инструмент. Группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель — обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей.
Контрабас.
Контрабас — самый крупный струнный смычковый музыкальный инструмент, объединяющий в себе черты скрипичного семейства и семейства виол. Современный контрабас имеет четыре струны, хотя контрабасы 17-18 века могли иметь три струны. Контрабас обладает густым, хриплым, но несколько глуховатым тембром, из-за чего редко используется в качестве сольного инструмента. Основная сфера его применения — симфонический оркестр, в котором группе контрабасов принадлежит важнейшая роль басового фундамента общей звучности. Контрабас иногда используется в камерных ансамблях, а также в джазе и других жанрах. Может использоваться вместо бас гитары.
https://yandex.ru/video/preview/?filmId=16345670255817430751&text=Сообщение+струнные+смычковые+инструменты+альт
Задание: 1.Сделать конспект лекции о струнных смычковых музыкальных инструментах.
2.Сделать сообщение «Скрипичные мастера - Амати, Страдивари Гварнери».