Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в 2005 – 2009 годах




 

На переходный период 129-й закон значительно расширил права субъектов Федерации по выравниванию бюджетной обеспеченности муниципальных образований. В зависимости от установленного в субъекте Федерации порядка решения вопросов местного значения определяется бюджетный статус поселений. Может быть три варианта решения этого вопроса. Первый, когда поселения наделяются вопросами местного значения в полном объеме в соответствии со 131-м законом. Второй - все вопросы местного значения поселения передаются муниципальному району. И третий вариант - частичное закрепление за поселением вопросов местного значения, установленных 131-м законом. В случае установления одного из вышеперечисленных вариантов доходы и расходы, связанные с решением вопросов местного значения, могут входить составной частью в бюджет муниципального района (табл. 1).

 

Таблица 1. Бюджетный статус вновь образованных поселений

Порядок решения вопросов местного значения поселениями 1 вариант 2 вариант 3вариант
Поселения наделяются вопросами местного значения в полном объеме (ст. 14 и 17) Частичное закрепление вопросов местного значения за поселениями Полная передача вопросов местного значения на уровень поселений
2 А 2 Б
Источник финансирования вопросов местного значения Бюджет поселения Самостоятельный бюджет поселения Смета Смета
Налоги и неналоговые доходы поселения В бюджет поселения в соответствии со ст. 61, 62 Бюджетного кодекса Частично или полностью в 6юджет Полностью в бюджет поселения Полностью в бюджет поселения
Финансовая помощь из регионального фонда финансовой поддержки поселений В бюджет поселения В бюджет поселения В бюджет поселения В бюджет поселения
Финансовая помощь из районного фонда финансовой поддержки В бюджет поселения В бюджет поселения Не создается Не создается

 

Возникает много вопросов о том, в какой форме и в каком порядке доходы и расходы должны предусматриваться в бюджетах муниципальных районов. Надо отметить, что законодатель на федеральном уровне не установил ни форму, ни порядок включения доходов и расходов поселений в бюджет муниципального района. И в то же время не ограничил субъекты принять решение по этому вопросу. Точнее, в ст. 2 Закона № 129-ФЗ говорится, что вопросы местного значения в переходный период решаются в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. В связи с этим форму и порядок включения доходов и расходов поселений в бюджеты муниципальных районов субъекты Федерации определяют самостоятельно.

 

Таблица 2. Формирование доходной части бюджетов вновь образованных поселений

Вариант 1. Самостоятельные бюджеты поселений   Федеральные налоги и сборы (ст. 61 Бюджетного кодекса)   Вариант 2. Смета поселения
  Налог на доходы физических лиц – 10%; Единый сельскохозяйственный налог – 30%  
Бюджет поселения       Бюджет муниципального района
  Местные налоги сборы (ст. 61 Бюджетного кодекса)  
Устанавливаются и вводятся органами МСУ поселений   Земельный налог – 100% Налог на имущество физических лиц – 100%   Устанавливаются и вводятся органами МСУ районов

Таблица 3. Возможность распределения федеральных и региональных налогов по дифференцированным нормативам

Налоги Нормативы отчислений
Существующая редакция Изменения, действующие на переходный период
Обязанность субъекта РФ НДФЛ (ст. 58 бюджетного кодекса) не менее 10% Единые Дополнительные (дифференцированные) в счет замены дотаций из фонда финансовой поддержки районе» (подушевой принцип) Единые Дополнительные (дифференцированные) в зависимости от уровня бюджетной обеспеченности
Право субъекта РФ Другие федеральные и региональные налоги (в т.ч. НДФЛ) Единые Единые Дополнительные (дифференцированные) в счет замены дотаций из фондов финансовой поддержки (подушевой принцип или исходя из уровня бюджетной обеспеченности)

 

В переходный период в 2006 - 2008 годах региональный фонд финансовой поддержки поселений полностью или частично может распределяться между поселениями с учетом расчетной бюджетной обеспеченности. Основная редакция Бюджетного кодекса предусматривает выделение средств из регионального фонда финансовой поддержки поселений только исходя из расчета на 1 жителя муниципального образования, т.е. по подушевому принципу. В переходный период можно распределять средства поселений исходя из бюджетной обеспеченности. Трансферты городским округам в переходный период из регионального фонда финансовой поддержки выделяются только по подушевому принципу.

На переходный период также предусмотрено увеличение доли регионального фонда финансовой поддержки районов, которая может распределяться с использованием фактических и прогнозируемых расходов и доходов. Эти доли могут составлять на 2006-2008 годы соответственно 100, 80 и 50 процентов. Что касается районного фонда финансовой поддержки поселений, то этот фонд переходит в полном объеме и может распределяться с использованием фактических и прогнозируемых расходов и доходов поселений. Начиная с 2009 года при распределении фонда финансовой поддержки поселений не могут применяться методики, которые используют прогнозные и расчетные показатели по доходам и расходам бюджетов.

Большая часть поправок, связанных с бюджетным процессом муниципальных образований, предусмотрена Законом № 198-ФЗ, который был принят 28 декабря 2005 года. В частности, изменен механизм изъятия сверхдоходов муниципальных образований путем снижения уровня верхней границы превышения среднедушевых доходов, сверх которой применяется механизм отрицательного трансферта, с 2 до 1,3 раза. При формировании и утверждении бюджетов на 2006-2008 годы субъектам Федерации предоставляется право зачисления не менее 30% дохода от налога на доходы физических лиц в бюджет поселений муниципальных районов по единым нормативам. Основной текст Бюджетного кодекса предусматривает закрепление за районом 20% подоходного налога и 10% - за поселениями. В соответствии с этим законом полномочия местных администраций поселений по формированию, исполнению и контролю за исполнением бюджета могут полностью или частично осуществляться на договорной основе местной администрацией муниципального района [2. с. 114 - 117].

 

Таблица 4. Изменения в порядке распределения

Наименование фондов Доля фонда, распределяемая с использованием фактических и прогнозируемых расходов и доходов, %
2006 год 2007 год 2008 год
было стало было стало было стало
Дотации из регионального фонда финансовой поддержки районов (городских округов)            
Дотации из районных фондов финансовой поддержки поселений            

Таблица 5. Органы, обладающие контрольными полномочиями в отношении местных бюджетов

1. Представительный орган 2. Контрольный орган 3. Местная администрация 4. Финансовый орган местной администрации   Предварительный, текущий, последующий контроль в отношении всех средств местного бюджета
 
     
5. Главные распорядители, распорядители средств местного бюджета   Внутренний контроль в части средств, полученных из местного бюджета
 
     
6. Федеральное казначейство или иной орган, обеспечивающий кассовое обслуживание исполнения бюджета   Текущий контроль в ходе исполнения местного бюджета
 
     
7. Контрольный органы Российской Федерации и субъекта Федерации   В части муниципальных образований, получателей межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ
 

 

31 декабря 2005 года был принят Федеральный закон № 199-ФЗ, в котором были уточнены полномочия органов местного самоуправления. С учетом новых полномочий меняются и расходные обязательства органов местного самоуправления. На органы власти поселений возлагаются полномочия по расчету субсидий на оплату помещений и коммунальных услуг. Также на органы местного самоуправления поселений возложены полномочия по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Этим же законом уточнена редакция вопросов местного значения поселений в сфере охраны объектов культурного наследий. В новой редакции на органы местного самоуправления возложены полномочий по сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений. Также разграничены вопросы местного значения в сфере физической культуры и спорта. Теперь на поселения возложены полномочия обеспечении условий развития на их территории физической культуры, массового спорта, организация проведения официальных культурно-оздоровительных и спортивных мероприятий в масштабах поселений. Соответственно на муниципальные районы возложены полномочия по обеспечению условий для развития физической культуры и массового спорта, организация культурно-оздоровительных мероприятий на территории районов [2. с. 114 - 117].

Внесены изменения и в разграничение вопросов местного значения в сфере организации библиотечного дела между поселениями и муниципальными районами. Кроме того, в перечень вопросов включены: создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав района услугами по организации досуга и культуры учреждениями района, создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, развития сельскохозяйственного производства, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, организация и осуществление мероприятий межпоселенческого характера по работе с детьми и молодежью. Также из вопросов местного значения муниципального района исключено полномочие по организации и осуществлению экологического контроля объектов производственного и социального назначения на его территории.

В 2007 году Минфин продолжит проведение мониторинга местных бюджетов. Подготовлен приказ о формате проведения этого мониторинга.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: