Виды связи в словосочетаниях.




Билет № 1

Фонетика (rp.phonetike от phone — звук) — раздел языкознания, изучающий звуки речи. Звуки мы произносим, когда говорим Их: и называют звуками речи.

Звуки необходимо отличать от букв. Буквы мы видим и пишем. Они помогают переводить устную речь в письменную и наоборот. Звуки мы произносим и слышим.

Звуки бывают гласными и согласными.

Согласными называются звуки, при образовании которых выдыхаемый воздух преодолевает препятствия. Таких звуков в русском языке 36.

Согласные звуки делятся на звонкие и глухие.

Звонкие состоят из голоса и шума; глухие — только из шума. Большинство согласных образуют пары по глухости-звонкости.

Звонкие: [б], [в], [г], [д], [ж], [з].

Глухие: [п], [ф], [к], [т], [ш], [с].

Не образуют пар звонкие: [л], [м], [н], [р], [и'].

Не образуют пар глухие: [х], [ц], [ч], [щ].

Звуки [ш], [ж], [ч], [щ] называются шипящими. Звуки [л], [л'], [м] [м'], [н] [н'], [р] [р'], [й'] — называются сонор­ными, они образуются с помощью голоса и незначительного шума.

Звонкие и глухие согласные делятся на твердые и мягкие. При обозначении на письме мягких согласных используется значок справа вверху, например, ко[н'].

Большинство твердых и мягких согласных образуют пары.

Твердые: [б], [в], [г], [д], [з], [к], [л], [м], [н], [п],

Мягкие: [б'], [в'], [г'], [д!], [з'], [к'], [л'], [м'], [н'], [п']

Твердые: [р], [с], [т], [ф], [х].

Мягкие: [р'], [с'], [т'], [ф'], [х']. Не имеют парных мягких звуков твердые согласные [ж], [ш]. [ц] и твердых звуков мягкие согласные [ч']; [щ'], [й'].

Мягкость согласных на письме обозначается с помощью мяг­кого знака и с помощью букв е, е, ю, я, и (например, в тексте в сло­вах воспитанность, только, заблудились мягкость выделенных согласных обозначается с помощью мягкого знака, а в словах не, манеры, людей и др. — с помощью указанных букв).

Различать твердые и мягкие согласные необходимо для пра­вильного написания и правильного произношения многих слов, например, надо произносить му[з]ей, пио[н']ер, [т']ермин (в тек­сте: ма[н']еры). Звонкие согласные оглушаются в конце слова и перед глухими согласными: тру[т]; варе[ш]ка (в тексте: помог, все).

Глухие согласные перед звонкими согласными, кроме [в], оз­вончаются: [з]бежать, о[д]бросить.

Согласные, стоящие перед мягкими согласными, произносятся мягко: я[с'л']и, гво[з'д']и (хотя можно произносить: я[сл']и. гво[зд']и) (в тексте: сесть).

Двойные согласные, как правило, произносятся долго, когда ударение падает на предшествующий слог: ант'е[н]а, гр'у[п]а. Если ударение падает на последующий слог, то двойные соглас­ные произносятся без долготы: ба[с]'ейн, мета[л]'ический (в тек­сте: воспитанный, непременно, странные)

В некоторых словах сочетание согласных чн произосится [шн]: коне[шн]о, ску[шн]о, наро[шн]о, яи[шн]ица, скворе[шн]ик, праче[шн]ая, Никити[шн]а, Фомини[шн]а. Есть слова, допускаю­щие двоякое произношение, например: було[чн]ая и було[шн]ая. гре[чн]евая и гре[шн]евая, сливо[чн]ый и сливо[шн]ый. спиче[чн]ый и спиче[шн]ый. В большинстве других слов сочета­ние чн произносится как [шт]: [шт]о, [шт]обы, [шт]о-то (в тексте' что, нечто, сердечность).

Сочетание сч произносится как [ш] (черточка над звуком озна­чает, что этот звук произносится долго) в начале некоторых слов, например, [ш]астье, [ш]итать и в середине слова после приставки, например: ра[ш]ет, и[ш]езнуть (в тексте: считайте).

Твердо произносятся, как правило, согласные в словах иноязычного происхождения, если эти согласные находятся перед гласным, обозначаемым буквой е: а{тэ}лье, ка{фэ}.

 


Билет № 2

Существительное множество образовано от слова много с по­мощью суффикса -еств.

Краткое причастие рассыпано образовано от глагола рассы­пать с помощью суффикса -н-

Приставочным способом в этом тексте образованы и многие части речи, например: прилагательное недолговечное образовано с помощью приставки не-, глагол придумает образован с помощью приставки при-, глагол вырвалось с помощью приставки вы-.

Кроме приставочных и суффиксальных способов образования словсуществует еще несколько способов:.

1) приставочно-суффиксальный: образование новых слов путем одновременного присоединения приставки и суффикса, на­пример: березаподберезовик, существительное образовано с помощью приставки под- и суффикса -овик; окноподоконник, существительное образовано с помощью приставки под- и суффикса -ник, в корне появилась беглая гласная о.

2) бессуффиксный способ: чаще всего это образование имен существительных от глаголов и прилагательных путем отсекания суффикса, например: заплыватьзаплыв, зеленыйзелень.

3) сложение — это способ словообразования с помощью основ слов, например: физкультура, диван-кровать, атомоход, так же могут соединяться в единое целое части слов или начальные буквы: спецкор, МХАТ, МГУ (аббревиатура).

4) переход слова из одной части речи в другую, например: мороженое мясо: — вкусное мороженое.

5) сращение (слияние) — слово образуется в результате слияния целого словосочетания в одно слово: вечно зеленыйвечнозеленый, ума лишенныйумалишенный.

 


Билет № 5

1.Местоимение-часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их.

Выделенные в тексте слова - местоимения.

Местоимения (за небольшим исключением) изменяются по па­дежам; некоторые по родам и числам.

Возьмем примеры из текста: местоимения я, вся стоят в име­нительном падеже, моей — в родительном, другой — в творитель­ном; местоимения всех, мы — употреблены во множественном числе; местоимение другая (речка) — женского рода:

В предложении местоимения обычно бывают подлежащими, дополнениями, определениями.

Разберем два предложения текста и посмотрим, каким членом предложения являются в нем местоимения.

Я (подлежащее) ехал на перекладных из Тифлиса. Вся(определение) пок лажа моей (определение) тележки, состояла из одного небольшого чемодана, который до половины был набит путевыми записками о Грузии.

По значению местоимения делятся на следующие разряды:

Личные — я, мы, ты, вы, она, оно, они.

Возвратное —- себя.

Притяжательные — мой, твой, наш, ваш, его, ее, их, свой.

Указательные — этот, тот, такой, столько, сей.

Определительные — весь, всякий, каждый, самый, сам, иной, любой, другой, всяческий.

Вопросительные — кто! что! какой! каков! который! чей! сколько!

Относительные — кто, что, какой, каков, который, чей, сколько.

Неопределенные — некто, кое-что, кто-либо, кто-нибудь, нечто, кое-что, что-либо, что-нибудь, кое-какой, какой-то, какой-либо, какой-нибудь, некоторый, кое-чей, чей-то, чей-либо, не­сколько, сколько-то, сколько-нибудь.

Отрицательные — никто, некого, ничто, нечего, никакой, ничей.

В ключе в скобках указаны разряды местоимений из текста.

Использование местоимений в качестве средства связи пред­ложений в тексте.

Вспомним, что основное свойство текста — это неразрывное единство формы и содержания. Нарушение формы, т.е. отсутствие связности предложений в нем, может привести к обессмыслива­нию текста.

Связь предложений в тексте могут осуществлять слова-заме­стители — местоимения: долинуона.

Напоминаем, что предложение в тексте может быть связано не только с предшествующим предложением или последующим, но и с несколькими, стоящими в некотором отдалении.

 


 

Билет № 6

1.Имя прилагательное и причастие имеют много общих грамма­тических признаков. Они отвечают на одни и те же вопросы: какой? какая? какое? какие? Прилагательное обозначает признак предмета, а причастие — признак предмета по действию. Прича­стия образуются от глаголов, но есть и прилагательные, которые тоже образованы от глаголов и называются отглагольными. И при­лагательные, и причастия могут иметь краткую форму: горяч (прил.) — воспитан (прич.).

Причастия образуются с помощью суффиксов, которых нет у прилагательных:

действительные причастия настоящего времени образуются с
помощью суффиксов -ущ --------- ющ, -ащ ящ, прошедшего вре­мени вш;

страдательные причастия настоящего времени образуются с по­мощью суффиксов -им, -ем, -ом, прошедшего времени -енн, -нн, -т.

Прилагательные не имеют глагольных признаков, у них нельзя определить время, спряжение, вид.

Общими и у прилагательных, и у причастий является категория числа, единственного и множественного, рода, который зависит от того, к какому существительному относится прилагательное или причастие.

В данном тексте мы находим много прилагательных, напри­мер: сырой, холодный, красной. Это прилагательные, так как они обозначают признак предмета, их нельзя заменить глаголом.

В тексте встречаются причастия, например, колыхающейся — оно образовано от глагола колыхать. Это действительное прича­стие настоящего времени, образовано с помощью суффикса -ющ.

Причастие освещенной образовано от глагола осветить с по­мощью суффикса -енн, так как это страдательное причастие про­шедшего времени.

 


Билет № 7

1. Причастие — особая форма глагола (некоторые языковеды от­носят причастие к самостоятельной части речи), которая обозна­чает признак предмета по действию и объединяет в себе свойства прилагательного и глагола.

Причастие отвечает на вопрос какой!

Можно также к причастию задавать вопросы что делающий! что сделавший! Щебечущие птицы заполняли радостью всю округу.

Признаки глагола у причастия

Причастия, как и глаголы, бывают возвратными и невозвратными: умывающий-умывающийся (в тексте: нуждающихся, уча­щаяся - возвратные).

Причастия могут быть совершенного и несовершенного вида (причастие сохраняет вид того глагола, от которого оно образо­вано): делать (несов.вид) — делающий; сделать (сов. вид) — сделающий (в тексте: окружающим — несов. вид).

Причастия, как и глаголы, имеют время — настоящее и про­шедшее (будущего времени причастие не имеет): прыгающий (наст, вр.) — прыгавший (прош. вр.) (в тексте: учащаяся - наст. вр.).

В предложении причастия бывают определениями и сказуе­мыми: На столе лежал исписанный мелким почерком листок. Ли­сток был исписан мелким почерком.

Причастия могут быть действительными и страдательными. (в тексте все причастия действительные).

Причастия могут переходить в прилагательные. Сравните: бле­стящая поверхность — причастие (т.е. поверхность, которая бле­стит); блестящий ответ — прилагательное (обозначает признак предмета, т.е. очень хороший ответ).

Данная ниже таблица есть на отдельном листе. Посмотри!

Причастия

дейатвнтельные страдательные

обозначают пртиак того обозначают пршнаа: того предмета,

предмета, который егш котедшй нешлываст на себе действие со

(фошводит действие: решающий, сюрсаы тугого кредк^та: рассказанная,

мчтшчйси. читаемым^

агосно!8н ©бргкз^тгж ©%азук>те& ©г ошовн образуются от осдазы

гнагаяанаетэдящегэ от ©«новы неопредгиензов перёзшддото пжада нфоп ф

^5ймгящ неова^янешзог-е ф£ф&ш глагожщ

яяда с шшящяо юащтттт® н несогершшвого юща s сов^ршешюго и нееоиершевноп»

суффиксов -j4^- незов&ршвшюш шща ihosuoqiho суффиксов вида с помощью суффиксов

(-ЮЩ-); (от гааг. I оцр.) с шжоефж суффитаи -ож-, -«м- (от глаг. I свр.), -ни-, -я, -е«н:

-я»-(-ж^-) -вк,-и-: -ш/{оплат. Напр.) прочинишь - прочитанный;

(от гдаг. Q ш^.); эгмяйшь - шшшшп, решают -решаемый, разбить -разбитый;

несут-несущий, местя-ттий. щэштт-зржшый. раеттшъраспялетный.

Деепричастие — особая форма глагола (некоторые языковеды считают деепричастие самостоятельной частью речи), которая обозначает добавочное действие при основном действии, выра­женном глаголом.

Деепричастие совмещает признаки глагола и наречия, отвечает на вопросы что делая? что сделав?, является неизменяемой фор­мой и не имеет окончания.

Признаки глагола у деепричастия

Деепричастия бывают совершенного и несовершенного вида: улыбаясь {что делая! — несов. вид), покрасив (что сделав! — сов. вид) (в тексте: поддерживая - несов.вид, уверив - сов.вид.).

Деепричастия несовершенного вида образуются от основы гла­голов настоящего времени несовершенного вида с помощью суф­фиксов -а,-я: кричат — крича, блестятблестя (в тексте: ра­страчивая, поддерживая),

Деепричастия совершенного вида образуются от основы нео­пределенной формы глагола с помощью суффиксов -в,-вши,-ши: пискнутьпискнув, умытьсяумывшись, принестипринесши, а также от основы простого будущего времени некоторых глаго­лов с помощью суффиксов -а(я): нахмурясь, заметя (в тексте: уверив).

Деепричастия бывают возвратными и невозвратными: выти­раясьвытирая (в тексте все деепричастия невозвратные).

 


 

Билет № 8

1. Имя прилагательное —часть речи, которая обозначает при­знак предмета и отвечает на вопросы какой? Чей? (осенний, крас­ный, разный).

В предложении прилагательные бывают определениями или сказуемыми: День былясный, яркие лучи солнца освещают весь сад.

По значению прилагательные делятся на три разряда:

Качественные — обозначают такой признак (качество) пред­мета, который может быть в предмете в большей или меньшей сте­пени: умныйумнееумнейшийсамый умный (в тексте: ро­скошныйроскошнеероскошнейший, крупнейшиекрупнеекрупный).

относительные — обозначают такой признак предмета, кото­рый не может быть в предмете в большей или меньшей степени: кожаный, стеклянный, серебряный (в тексте: историческую, ювелирные).

притяжательные — обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы чей? чья? чье? На­пример: волчья (стая), отцов (наказ).

Притяжательные прилагательные имеют суффиксы -ов(-ее), -ин(-ын), -ий, а в косвенных падежах мужского рода и во всех па­дежах женского и среднего рода прилагательные имеют суффикс -й-: деддедов, девочкадевочкина, медведьмедвежиймедвежья (в этом слове суффикс -й- и окончание -а- обозначены буквой я), волчье (здесь буквой е обозначены суффикс -й- и окон­чание -э).

Притяжательные прилагательные мужского рода в именительном и винительном падежах единственного числа имеют нулевое окончание: папин, волчий.

При употреблении прилагательных их значения могут изме­няться, например, прилагательное волчий в словосочетании волчий след (т.е. след волка) является притяжательным (чей след? волка), а это же прилагательное в словосочетании волчья шуба будет от­носительным (шуба из чего? из волка) (в тексте: прилагательное благородные (металлы) - относительное, оно может быть и ка­чественным: благородный человек). При употреблении прилагательных в форме степеней сравнения помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, самый сладчайший, менее предпочтительный и т.п. Правильно будет: лучший, сладчайший, предпочтительный.

Билет № 9

1.Прилагательные (только качественные) могут иметь степени сравнения: сравнительную и превосходную

Сравнительная степень показывает, что в том или ином пред­мете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом:. Эта работа лучше, чем предыдущая. Эта книга интерес­нее (в тексте: от прилагательного жаркий можно образовать срав­нительную степень. Этот день жарче, чем вчерашний).

Превосходная степень обозначает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку. Какой-то признак проявляется в предмете в большей или меньшей сте­пени: он милейший человек (в тексте: от прилагательного спокой­ное можно образовать превосходную степень: спокойнейшее небо, самое спокойное небо).

При употребление прилагательных в форме степеней сравне­ния помните, что нельзя говорить: более лучший, менее лучший, самый сладчайший, менее предпочтительный и т.п. Правильно будет: лучший, сладчайший, предпочтительный.

 

степени сравнения прилагательных

 

Сравнительная степень Превосходная степень
простая сложная простая сложная
образуется с образуется с образуется с образуется с по-
помощью помощью слов помощью мощью слов
суффиксов -ее более и менее: суффиксов -ейш- самый,
(-ей), -е, -ше: более громкие или -айш-: наиболее,
удобный звуки, менее умнейший, наименее:
удобнее, удачный рассказ мягчайший самый
красивый     красивый,
красивее,     наименее
большой     удачный,
больше,     наиболее
старый —     удачный
старше      

Наречия на -о(-е), образованные от качественных прилага­тельных, могут иметь степени сравнения, которые обозначают, что какой-то признак может быть в большей или меньшей степени: вы­соковыше — более высокониже (в тексте: поскорее — срав­нительная степень наречия скоро. От наречия старательно можно образовать сравнительную степень старательнее, превосходную старательнее всех).

 

Степени сравнения наречий

превосходная

4

простая составная образуется из сочетания

образуется с помощью состоит из сочетания слова двух слов — простой

суффиксов -ее(-ей), -е, более или менее и сравнительной степени

-те от исходной формы исходной формы наречия: наречия и местоимения

наречий, от которой более (менее) красиво. всех (всего): написал лучше

отбрасываются конечные всех.
-о(-е),- хо: легко
легче,
жарко
жарче,
тихо тише

 


Билет №10

Глагол — часть речи, которая обозначает действие и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Морфологические признаки глагола:

вид: совершенный и несовершенный. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос что сделать?. Пример из текста: отор­вал, принялся. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Пример из текста: возвращался, косить, срывать;

переходность. Переходными называются глаголы, которые со­четаются или могут сочетаться с существительными, числитель­ными или местоимениями в винительном падеже без предлога: Остальные глаголы - непереходные. Пример из текста: набрал (букет), сорвать (его), оторвал (цветок) — переходные; возвра­щался (домой), tuna (к дому) — непереходные;

спряжение и лицо. Изменение глагола по лицам и числам на­зывается спряжением.

Глаголы имеют три лица: I (я, мы), 2 (ты, вы), 3 (он, она, оно, они).

Спрягаются глаголы только в изъявительном наклонении в на­стоящем и будущем времени.

В русском языке два спряжения — первое и второе. Глаголы с окончаниями -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут, -ют — первого спряжения; с окончаниями -ишь, -ит, -им, -ите, -am, -ят — второго спряжения.

Уметь определять спряжение глагола необходимо для пра­вильного написания окончаний глаголов. Чтобы определить спря­жение глагола с безударным личным окончанием, нужно поставить глагол в неопределенную форму. Глаголы, оканчивающиеся на -ишь (кроме брить, стелить), относятся ко второму спря­жению. Ко второму спряжению также относятся 11 глаголов-ис­ключений: гнать, дышать, держать, зависеть, видеть, слышать, обидеть, терпеть, вертеть, ненавидеть, смотреть.

Пример спряжения глаголов из текста:

Косить — 2 спр.; срывать — 1 спр.

наклонение (изъявительное, повелительное, условное).

Лицо: Ед.ч., Мн.ч.
  срываю, кошу срываем, косим
  срываешь, косишь срываете, косите
  срывает, косит срывают, косят

 

Глаголы изменяются по наклонениям, т.е. один и тот же глагол может употребляться в форме одного из наклонений.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходили, происходят или будут происходить. Пример глаголов изъявительного наклонения из текста: виднелись, был, принялся.

Глагол в форме условного наклонения обозначает действие, ко­торое может произойти только при определенных условиях. Форма условного наклонения образуется путем прибавления частицы бы к глаголу в форме прошедшего времени. Примеров глаголов в форме условного наклонения в тексте нет, но можно образовать эту форму от имеющихся в тексте глаголов: собирали бы, возвра­щался бы, набрал бы.

Глаголы в форме повелительного наклонения обозначает дей­ствие, к которому говорящий побуждает своего собеседника. В тек­сте нет глаголов в повелительном наклонении, поэтому образуем их, прибавив суффикс к основе глагола настоящего или буду­щего времени: положатположи, кладутклади.

(Некоторые глаголы образуют форму повелительного накло­нения без суффикса -и, путем прибавления окончания -те: встань — встаньте);

число. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по числам собиралсясобирались, оторвал — оторвали: время (настоящее, прошедшее, будущее). Глаголы в форме на­стоящего времени обозначают действие, которое происходит сей­час (в момент речи). Пример из текста: стоит, не сдается.

Форма настоящего времени образуется с помощью личных окончаний.

Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое происходило до того, как о нем стали говорить (до момента речи). Почти все глаголы в тексте употреблены в форме прошед­шего времени: шла, был, убрали и др.

Прошедшее время глаголов образуется от основы неопреде­ленной формы с помощью суффикса -л: бытьбыл, убратьубрал. Реже образуется без суффикса -л: нестинес, стеречьстерег.

Глаголы в форме будущего времени обозначают действие, ко­торое произойдет после того, как о нем скажут (после момента речи). Глаголов в форме будущего времени в тексте нет, но их можно образовать от глаголов совершенного вида с помощью лич­ных окончаний (будущее простое): бытьбуду, будешь, будут и т.д. Форму будущего сложного времени имеют глаголы несовер­шенного вида. Они образуются из форм будущего простого от гла­гола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида: буду косить, будете косить;

род. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам: былбылобыла, косилкосилакосило.

 


 

Билет №11

Наречие — самостоятельная часть речи, которая обозначает признаки действий или признаки признаков и отвечает на вопросы как? куда! где? почему? когда? в какой степени? Например: зав­тра, далеко, чересчур, по-дружески.

Наречия не имеют рода, числа, падежа, не изменяются (не склоняются и не спрягаются),

В предложении наречия бывают обстоятельствами: Береги честь смолоду.

Наречия имеют следующие смысловые группы:

Смысловая группа Вопрос Пример
Образ действия как? каким образом? смело, дружно (в тексте: неосторожно, потихоньку)
Время когда? с каких пор? до каких пор? сутра, вчера
Место где? куда? откуда? внизу, далеко, вперед (в тексте: ближе)
Причина почему? поневоле, сгоряча, сослепу
Цель зачем? назло, нарочно
Мера и степень сколько? во сколько? в какой степени? в какой мере? очень, немного, чересчур, совсем

 

 


Билет № 12

1.

Имя существительное — самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? Что?

Морфологические признаки имени существительного:

собственное или нарицательное.

Существительные, называющие однородные предметы, называются нарицательными. Примеры из текста: двор, воздух, следы, веревка.

Существительные, называющие единичные предметы, называются собственными. Пример из текста: Чагра, Сосновка, Ни­кита;

одушевленное или неодушевленное.

Одушевленные существительные называют предметы живой природы, к ним задается вопрос кто! Пример из текста: Никита.

Неодушевленные существительные называют предметы не­живой природы, к ним задается вопрос что! Пример из текста: сарай, скамейка, речка;

род. Существительные имеют три рода: мужской, женский, средний. Имена существительные но родам не изменяются. При­мер из текста: м.р.: сарай, каретник; ср.: крыльцо, плечо; ж.р.: щека, скамейка;

падеж. В русском языке шесть падежей: именительный (кто? что?), родительный (кого? чего?), дательный (кому? чему?), вини­тельный (кого? что?), творительный (кем? чем?), предложный (о ком? о чем?). Изменение слова по падежам называется склоне­нием;

склонение. Существительные распределяются по трем скло­нениям:

К 1-му склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а,-я.

Пример из текста: скамейка, Чагра, Сосновка, дымка.

Ко 2-му склонению относятся существительные среднего рода с окончаниями -о,-е или существительные мужского рода с нуле­вым окончанием. Пример из текста: ветер, снег, двор, поле, крыльцо, плечо.

К 3-му склонению относятся существительные женского рода с нулевым окончанием. Они имеют ь на конце.

Пример из текста: тень, пыль;

число. Существительные имеют два числа — единственное и множественное. Пример из текста: ед.ч. — гора, ветер; мн.ч. — дымки, крышами.

Есть существительные, которые употребляются только во мно­жественном числе, пример из текста: полозья.

Склонение существительных скамейка, поле, тень

И. Скамейка, поле, тень

Р. Скамейки, поля, тени

Д. Скамейке, полю, тени

В. Скамейку, поле, тень

Т. Скамейкой, полем, тенью

П. (О)скамейке, (о) поле, (о)тени

В предложении существительные чаще всего бывают подлежащими и дополнениями, но могут быть любым членом предло­жения. Пример из текста: Воздух, морозный и тонкий, защипал вносу, иголочками уколол щеки.

Мой пример: Антонученик нашего класса.

 


 

Билет № 13

1. Синонимы — слова, близкие или тождественные по значе­нию, обозначающие одно и то же понятие, но отличающиеся друг от друга оттенками значения, либо стилистической окраской, на­пример: смотретьглядетьвзиратьглазетьтара­щитьсяпялитьсяуставиться. Группа синонимов называется синонимическим рядом.

В синонимический ряд могут входить не только отдельные слова, но и фразеологизмы: многочерез край, куры не клюют.

Русский язык богат синонимами, редкие ряды насчитывают два-три синонима. Богатство и выразительность синонимов в русском языке создает неограниченные возможности для их упо­требления в речи. Обращение к синонимам помогает избежать по­второв, разнообразит речь, вносит тонкие смысловые и стилистические оттенки в высказывание.

Но неточность, приблизительность в выборе слова из синонимического ряда ведет к речевой ошибке, например: Писатель про­жил длительную жизнь. Прилагательное длительный входит в синонимический ряд, долгийдлинныйпродолжительныйдлительныйдолговременный, но у каждого из этих слов свои от­тенки смысла, свои возможности сочетания с определенными су­ществительными, поэтому правильно сказать не длительная жизнь, а долгая жизнь.

Синонимы выполняют различные функции в речи: обозначают принадлежность речи к какому-то стилю текста, позволяют создать точный литературный образ, создают оттенки значения, не будь которых, образ потерял бы свою объемность, сложность, стал более примитивным.

Синонимы могут быть лексическими, стилистическими и синтаксическими.

Лексические синонимы — это слова одной и той же части речи, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся оттенками значения: грусть, печаль, тоска.

Стилистические синонимы отличаются стилистической окра­ской, сферой употребления: очкиглазазенки.

Синтаксические синонимы — параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать работуприступить к работе.

Синонимы могут быть контекстуальными, т.е. выступать как синонимы временно, только в данном контексте. Например, слова оклеенный и осыпанный — не синонимы, но в авторском употреблении оклеенный может звучать как синоним слова осыпанный: Он заснул с неясной улыбкой на лице, оклеенном мучной пылью (М. Горький)

В отрывке из поэмы Н.В. Гоголя «Мертвые души» мы встречаем синонимы зодчийархитектор. Это стилистические синонимы. Зодчий — слово высокого, книжного стиля речи, архитектор —нейтрально. Гоголь, описывая приземистое, несимметричное строе­ние усадьбы Собакевича, создает комический эффект, используя си­нонимы зодчийархитектор.

Если бы Гоголь не использовал синонимы в данном отрывке, описание дома хотя и сохранило свой смысл как строение, лишен­ное стройности, красоты, соразмерности, ко во многом потеряло бы комизм, веселость, остроумие.

 

 


Билет № 14

1. Антонимы — слова с противоположным значением. Они употребляются чаще всего для создания контраста, антитезы. Основ­ным признаком антонимов является резкая полярность, противо­поставленность слов: правда —ложь, добрыйзлой, говоритьмолчать. Пример из текста: потушилзажег. Антонимы широко используются в языке художественной литературы, в устном на­родном творчестве и используются как прием для создания контрастных образцов, для резкого противопоставления признаков, явлений и т.п.: Нет худа без добра, ученьесвет, а неученьетьма. На антонимах нередко строится название произведений: «Что такое хорошо и что такое плохо», «Живые и мертвые», на­звание произведения Л.Н. Толстого, из которого взят отрывок, тоже построено на антонимах: «Война и мир». Антонимы — яркая черта стиля газетных заголовков: «Большие проблемы маленькой пьесы», «Грустные размышления о веселом». Антонимы исполь­зуются в языке как одно из образных средств.

Кроме обычных антонимов, выделяются контекстные анто­нимы, которые противопоставляются по значению только в опре­деленном авторском контексте, например в приведенном тексте контекстными будут антонимы: черныесеребристо-освещен­ные.

 

 


Билет № 15

Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов: бить ба­клуши, попасть впросак.

Значения этих сочетаний не складываются из значений входя­щих в них слов и могут быть истолкованы подобно значениям од­ного слова: бить баклушибездельничать, попасть впросакоплошать. Фразеологизмы по значению и употреблению близки к словам.

В свободных сочетаниях слов каждое слово сохраняет свое собственное значение: бить посуду, попасть в театр.

Особую группу фразеологизмов составляют крылатые слова —краткие выражения, изречения из каких-либо известных литературных источников.

Очень много крылатых выражений вошло в русскую речь из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»: счастливые часов не наблюдают, минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и бар­ская любовь и т д. Недаром Пушкин восхищался стихами Гри­боедова и утверждал, что половина войдет в пословицу. Много крылатых выражений вошло в нашу речь и из басен И.А. Кры­лова: а Васька слушает да ест; аи Моська! знать она сильна, что лает на слона и др.

Пословица — краткое, образное народное изречение: рыбак рыбака видит из далека; готовь сани летом. Поговорка в отличие от пословицы лишена поучающего обобщающего смысла: посмо­тритрублем одарит.

 


Билет № 16 +§6

1. Словосочетанием называется сочетание двух (и более) самостоятельных слов, связанных между собой грамматически и по смыслу,

Не являются словосочетанием подлежащее и сказуемое, одно­родные члены.

В словосочетании выделяются главное и зависимое слова. От главного к зависимому ставится вопрос.

В зависимости от того, какой частью речи является главное слово, словосочетания делятся на именные, глагольные, наречные. Пример из текста: русских мастеров, горят золотом, налево от дворца.

Виды связи в словосочетаниях.

Согласование — такой способ связи, при котором зависимое слово ставится в тех же формах, что и главное. Пример из текста: самая высокая башня, бесценный труд, народные мастера.

Управление — такой способ связи, при котором зависимое слово ставится при главном в определенном падеже. Пример из текста: стоим на берегу, любуемся Кремлем.

Примыкание - такой способ связи, при котором зависимое не­изменяемое слово связано с главным по смыслу. Пример из текста: слева выходит.

 

 


Билет № 17

1. К служебным частям речи относятся предлоги, частицы и союзы. Служебные части речи в отличие от самостоятельных не называют предметов, ни действий, не бывают членами предложения и не изменяются.

Служебные части речи служат для связи слов и передачи, дополнительных значений.

Предлог — служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других частей речи в словосочетании и предложении. Пример предлогов из текста: в, про, на, за.

Предлоги по происхождению делятся на производные (образованы от других частей речи) и непроизводные. Пример производного предлога из текста: в течение. Мои примеры: в продолжение, вследствие, благодаря, несмотря на.

Пример непроизводных предлогов из текста: в, про, на, за.

По значению предлоги делятся на разряды:

Пространственные — указывают на место: в, на, из-за, около, над и др.

Временные — указывают на время: через, до, к, в течение и др.

Причинные — указывают на причину: но, от, в



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: