Ночной истребитель МиГ-3




Анки Советского Союза периода Великой Отечественной войны

Августа 2019

 

История советского танкостроения в предвоенные и военные года имела как серьезные достижения, так и впечатляющие неудачи. На первом этапе войны с появлением Т-34 немцам пришлось догонять нас и создавать образцы танков и противотанковой артиллерии, способные противостоять угрозам, создаваемым Т-34.Они довольно быстро решили эту задачу и уже к концу 1942 году у вермахта были более совершенные танки и средства борьбы с советской танковой угрозой. На втором этапе войны уже советским танкостроителям пришлось догонять немцев, но достичь полного паритета с ними по основным тактико–техническим характеристикам танков до конца войны так и не удалось.

Этапы становления советских легких танков в предвоенный период, в том числе семейства БТ и легкого танка Т-50 изложены в материале, а становление средних таков Т-28, Т-34 и тяжелых Т-35, КВ-1, КВ-2 в материале. В настоящей статье рассматриваются советские танки, которые разрабатывались и выпускались в период Великой Отечественной войны.

 

Оформление фасада здания! Воронеж!aprel36.ru Конструктивно сходные с оружием изделия. Продавец: Арсенал Групп. Адрес: Россия, Ворсма, 2-я Пятилетка, 20, 18. ОГРН: 1155252001970Кованые ножи ручной работы! Сайт!arsgrupp.ru

 


Легкие танки Т-60, Т-70, Т-80


Весьма поучительна и трагична история создания советских легких танков первого этапа Великой Отечественной войны. По результатам Советско - финской войны и испытаний купленного в Германии образца среднего танка PzKpfw III Ausf F в 1939-1940 годах на ленинградском заводе №174 началась разработка легкого танка поддержки пехоты Т-50. В начале 1941 года были успешно испытаны опытные образцы танка, он был принят на вооружение, но до начала Великой Отечественной войны серийное производство развернуть не успели.

Через несколько дней посла начала войны московский завод № 37 получил приказ о снятии с производства плавающего танка Т-40 и переоборудовании завода под выпуск лёгкого танка Т-50.

 

 

Легкий танк Т-50

 

Для организации производства этого довольно сложного танка требовалась полная реконструкция завода, приспособленного только под выпуск простенького Т-40, в связи с этим руководство завода не очень-то стремилось готовить производство под выпуск нового танка. Под руководством главного конструктора линейки советских плавающих танков Астрова уже в июле разрабатывается и изготавливается образец легкого танка на базе хорошо освоенного в производстве плавающего Т-40 и предлагается организовать производство этого танка. Сталин утвердил это предложение и так вместо удачного легкого танка Т-50 в производство пошел Т-60, который по своим характеристикам был намного хуже. Такое решение основывалось на необходимости в экстремальных условиях военного времени и колоссальных потерь танков в первые месяцы войны быстро освоить массовое производство конструктивно и технологически простого танка на базе агрегатов грузовых автомобилей. Танк Т-60 серийно производился с сентября 1941 года по февраль 1943 года, всего было выпущено 5839 танков.

 

 

Легкий танк Т-40

 

Конечно Т-60 никак не мог заменить Т-50, который на то время был одним из лучших в мире легких танков весом 13,8 тонн, экипажем четыре человека, вооруженный 45-мм полуавтоматической пушкой, имеющий противоснарядное бронирование, и с мощной силовой установкой на базе дизельного двигателя В-3 мощностью 300 л.с. Внешне он был как уменьшенная копия Т-34 и обладал великолепными тактико-техническими характеристиками для своего класса машин.

 

 

Легкий танк Т-60

 

Танк Т-60, как говорится, и «рядом с ним не стоял», его характеристики и близко не приближались к Т-50. Т-60 был «сухопутным» вариантом плавающего танка Т-40 со всеми его недостатками. Т-60 принял концепцию и компоновку Т-40 с максимальным использованием узлов и агрегатов последнего. Так вместо достойного легкого танка был запущен в серию простенький и суррогатный Т-60, о котором потом недобрым словом отзывались многие советские танкисты.

Трансмиссионное отделение танка располагалось впереди, за ним отделение управления с бронированной рубкой механика –водителя, по центру корпуса боевое отделение со смещенной влево башней и справа двигателем, в корме танка топливные баки и радиаторы двигателя. Экипаж танка был два человека – командир и механик-водитель.

Конструкция корпуса и башни была сварной из катаных броневых листов. При весе танка 6.4 тонны он имел противопульное бронирование, толщина лба корпуса: верха - 35мм, низа - 30мм, рубки - 15мм, бортов - 15мм; лба и бортов башни - 25мм, крыши - 13мм, днища - 10мм. Броня лба корпуса имела рациональные углы наклона. Башня была восьмиугольной с наклонным расположением броневых листов и смещена влево от продольной оси танка, поскольку справа размещался двигатель.

Вооружение танка состояло из 20мм автоматической пушки ТНШ-1 L/82,4 и спаренного 7,62мм пулемета ДТ.

В качестве силовой установки использовался двигатель ГАЗ-202 мощностью 70 л.с., являющийся модификацией дефорсированного двигателя ГАЗ-11 с плавающего танка Т-40 мощностью 85 л.с. с целью повышения его надежности. Двигатель запускался с помощью механической рукоятки. Использование стартера разрешалось только при прогретом двигателе. Для прогрева двигателя использовался котел, который разогревался с помощью паяльной лампы. Танк развивал скорость по шоссе 42 км/час и обеспечивал запас хода 450 км.

Ходовая часть была унаследована от танка Т-40 и на каждый борт содержала четыре односкатных обрезиненных катка малого диаметра и три поддерживающих катка. Подвеска была индивидуальная торсионная без амортизаторов.

По своим характеристикам Т-60 серьезно уступал легкому танку Т-50. Бронезащищенность у того была выше –толщина брони верхнего лобового листа - 37мм, нижнего - 45мм, бортов - 37мм, башни - 37мм, крыши - 15мм, днища - 12-15мм и в качестве вооружения использовалась куда более мощная 45-мм полуавтоматическая пушка 20-К L/46, а в качестве силовой установки использовался дизельный двигатель мощностью 300 л.с.

То есть танк Т-50 по огневой мощи, защищенности и подвижности существенно превосходил танк Т-60, но в серию пошел «смертник» Т-60, поскольку легко было организовать его серийное производство.

Дальнейшим развитием Т-60 стал танк Т-70, разработанный в ноябре 1941 года и принятый на вооружение в январе 1942 года. С февраля 1942 года по осень 1943 года выпущено 8226 танков. Разработка Т-70 была направлена на повышение огневой мощи путем установки полуавтоматической 45-мм пушки 20-К L/46, повышение подвижности за счет установки силового агрегат ГАЗ-203, содержащего спарку двигателей ГАЗ – 202 мощностью по 70 л.с. и усиления бронирования лба корпуса низа до 45мм и лба и бортов башни до 35мм.

 

 

Легкий танк Т-70

 

Установка спарки двигателей потребовала удлинение корпуса танка и введение еще одного опорного катка в ходовой части. Вес танка увеличился до 9,8 тонн, экипаж сохранился два человека.

Увеличение веса танка привело к резкому снижения надежности ходовой части, в связи с этим ходовая была модернизирована и запущена в серию модификация танка Т-70М.

Самым главным недостатком танков Т-60 и Т-70 был наличие экипажа из двух человек. Командир был перегружен возложенными на него функциями командира, наводчика и заряжающего и не справлялся с ними. Даже сейчас, при совершенно другом уровне развития техники, танк с экипажем два человека пока что не реализуем из-за принципиальной несовместимости функций командира и наводчика.

Для устранения основного недостатка танка Т-70 была разработана следующая модификация - Т-80 с двухместной башней и экипажем три человека.

 

 

Легкий танк Т-80

 

Для двухместной башни диаметр погона был увеличен с 966мм до 1112мм, в связи с увеличением внутреннего объема башни увеличились ее габариты и вес, при этом вес танка достиг 11,6 тонн и требовалась более мощная силовая установка. Было принято решение форсировать силовую установку ГАЗ-203 до мощности 170 л.с., что привело к резкому снижению ее надежности при эксплуатации танка.

Танк Т-80 просуществовал недолго, в апреле 1943 года было начато его серийное производство и в августе прекращено, всего было выпущено 70 танков Т-80. Причин для этого было несколько.

Танк по своим низким характеристикам в 1943 году никак не удовлетворял возросшие требования к танку, а по результатам боев на Курской дуге всем стало ясно, что не только Т-70 (Т-80), но и Т-34-76 не могут противостоять новым немецким танкам, и требуется разработка нового более мощного танка. К этому времени было отлажено и оптимизировано массовое производство Т-34, снижена его стоимость и обеспечено удовлетворительное качество, а армии требовалось большое количество самоходных установок СУ-76М, созданных на базе танка Т-70 и заводские мощности были переориентированы на производство самоходок СУ-76М.

Танки Т-60, Т-70 и Т-80 обладали невысокой боевой эффективностью как против вражеской бронетехники, так и при поддержке пехоты. Они не могли бороться с наиболее распространёнными немецкими танками того времени Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.IV и штурмовыми САУ StuG III, а в качестве танка непосредственной поддержки пехоты у них была недостаточная броневая защита. Немецкие 75-мм противотанковые пушки Pak 40 поражали его первым выстрелом с любых дистанций и ракурсов.

По сравнению с уже устаревшим легким немецким Pz.Kpfw.II Т-70 имел несколько лучшую бронезащиту, но из-за наличия экипажа в количестве двух человек значительно уступал ему в управляемости на поле боя.

Бронезащищенность танка была низкая и он легко поражался практически всеми танками и противотанковыми средствами, имеющимися на вооружении в то время в немецкой армии. Вооружение танка было недостаточным для поражений танков противника, на 1943 год в немецкой армии были уже хорошо защищенные танки Pz.Kpfw.III, Pz.Kpfw.IV и Pz.Kpfw.V, 45-мм пушка Т-70 никак не могла их поразить. Мощь 45-мм пушки была явно недостаточной как для борьбы с вражескими противотанковыми орудиями, так и с немецкой бронетехникой, лобовая броня даже средних модернизированных PzKpfw III и PzKpfw IV могла быть пробита только с предельно малых дистанций.

Это объяснялось и тем, что с появлением на поле боя в больших количествах Т-34 вермахт качественно усилил танковую и противотанковую артиллерию. В течение 1942 года в вермахт начали поступать танки, САУ и противотанковые пушки, вооруженные длинноствольными 75-мм пушками, поражающие Т-70 на любых ракурсах и дистанциях боя. Особенно были уязвимы борта танка даже для артиллерии меньших калибров, вплоть до устаревшей 37-мм пушки Pak 35/36. В таком противостоянии Т-70 не имел никаких шансов, при хорошо подготовленной противотанковой обороне подразделения Т-70 были обречены на высокие потери. Из-за низкой эффективности и высоких потерь Т-70 пользовался в армии нелестной репутацией и к нему было в основном негативное отношение.

Апогеем боевого применения Т-70 стала битва на Курской дуге. В Прохоровском сражении в двух корпусах первого эшелона из 368 танков было 38,8% танков Т-70. В результате боя наши танкисты понесли страшные потери, 29-й танковый корпус потерял 77% участвующих в атаке танков, а 18-й танковый корпус 56% танков. Во многом это объяснялось и наличием в ряду атакующих танков практически незащищенных от мощных немецких противотанковых средств легких танков Т-70. После Курской битвы Т-70 был снят с производства.

 


Средний танк Т-34-85


Средний танк Т-34-76 на первом этапе войны вполне был конкурентноспособен со средними и немецкими танками PzKpfw III и PzKpfw IV. С установкой на танк PzKpfw IV длинноствольной 75-мм пушки KwK 40 L/48 и особенно с появлением Pz.Kpfw.V «Panther» с мощной длинноствольной 75-мм пушкой KwK 42 L/70 и Pz.Kpfw.VI Tiger с длинноствольной 88-мм пушкой KwK 36 L/56, танк Т-34-76 стал поражаем этими танками с дистанции 1000-1500 м, а поразить их он мог с дистанции не более 500 м. В связи с этим серьезно встал вопрос установки на танк более мощной пушки.

 

 

Средний танк Т-34-85

 

Рассматривалось два варианта установки 85-мм пушки, уже применяемой на тяжелых танках КВ-85 и ИС-1 пушки Д-5Т и 85-мм пушки С-53. Для установки новой пушки требовалось увеличение погона башни с 1420мм до 1600мм и разработка более вместительной башни.

За основу была взята башня опытного среднего танка Т-43. Башня проектировалась для двух вариантов пушек. Пушка Д-5Т была более громоздкая и затрудняла работу заряжающего в ограниченном объеме башни, в итоге танк был принят на вооружение с пушкой С-53, но первые партии танков выпускались и с пушкой Д-5Т.

Одновременно с разработкой новой трехместной башни устранялся еще один существенный недостаток Т-34-76, связанный с перегрузкой командира в связи с возлагаемыми на него функциями наводчика. В более просторной башне размещался пятый член экипажа - наводчик. В танке улучшалось обзорность командира за счет установки командирской башенки с вращающимся люком и более совершенными приборами наблюдения. Также усиливалось бронирование башни. толщина брони лба башни была увеличена до 90мм и стенок башни до 75мм.

Увеличение огневой мощи и защищенности танка не помогло поставить его в один ряд с немецкими Pz.Kpfw.V «Panther»и Pz.Kpfw.VI Tiger. Лобовая броня у Pz.Kpfw.VI Tiger была толщиной 100мм, а у Pz.Kpfw.V «Panther» 60-80мм, и их пушки могли поражать Т-34-85 с дистанции 1000-1500м, а последний пробивал их броню только на дистанции 800—1000 метров и только на дистанции около 500 метров самые толстые места лба башни.

Недостаточность огневой мощи и защищенности Т-34-85 приходилось компенсировать за счет их массированного и грамотного применения, улучшения управления танковыми войсками и налаживанием взаимодействия с другими родами войск. Ведущая роль в борьбе с танками противника в значительной мере перешла к тяжёлым танкам семейства ИС и САУ.


Тяжелые танки КВ-85 и ИС-1


С появлением в 1942 году немецких тяжелых танков Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger советский тяжелый танк КВ-1 с недостаточной лобовой защитой и вооруженный 76,2-мм пушкой ЗИС-5 L/ 41,6 уже не мог на равных противостоять им. Pz.Kpfw.VI Tiger поражал КВ-1 практически на всех дистанциях реального боя, а 76,2-мм пушка КВ-1 могла пробить только бортовую и кормовую броню этого танка с дистанций, не превышающих 200 м.

Встал вопрос разработки нового тяжелого танка, вооруженного 85-мм пушкой и в феврале 1942 года было принято решение разработать новый тяжелый танк ИС-1, для него была разработана 85-мм пушка Д-5Т и, для ее установки в танке, новая башня с увеличенным до 1800мм диаметром погона башни.

Танк КВ-85 был переходной моделью между КВ-1 и ИС-1, от первого была заимствована ходовая часть и многие элементы бронирования корпуса, а от второго увеличенная башня.

После проведения сокращенного цикла испытаний танк КВ-85 в августе 1943 года был принят на вооружение. Танк производился с августа по ноябрь 1943 года и был снят с производства в связи запуском в серию более совершенного танка ИС-1. Всего было выпущено 148 танков.

 

 

Тяжелый танк КВ-85

 

Танк КВ-85 был классической компоновки с экипажем 4 человека. Стрелка-радиста пришлось исключить из экипажа, поскольку установка более крупной башни не позволяла разместить его в корпусе. Лобовой лист оказался ломанным, так как для новой башни пришлось устанавливать подбашенную коробку. Башня была сварной, броневые листы располагались с рациональными углами наклона. На крыше башни имелась командирская башенка. В связи с исключением из состава экипажа стрелка-радиста, курсовой пулемет устанавливался неподвижно в корпусе танка и управлялся механиком-водителем.

При весе танка 46 тонн корпус танка имел такую же защиту, как и КВ-1: толщина брони лба корпуса - 75мм, бортов - 60мм, лба и бортов башни - 100мм, крыши и днища - 30мм, была только увеличена толщина бронирования башни до 100мм. Защищенность танка была недостаточной, чтобы противостоять новым немецким Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger.

Вооружение танка состояло из длинноствольной 85-мм пушки Д-5Т L/52 и трех 7,62мм пулеметов ДТ.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2К мощностью 600 л.с., обеспечивающий скорость по шоссе 42 км/час и запас хода 330 км.

Ходовая часть была заимствована с танка КВ-1 со всеми ее недостатками и содержала на один борт шесть сдвоенных опорных катков небольшого диаметра с торсионной подвеской и три поддерживающих катка. Использование ходовой КВ-1 приводило к ее перегрузке и частым поломкам.

Танк КВ-85 по огневой мощи и защищенности проигрывал немецким Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger и использовался в основном для прорыва заранее подготовленной обороны противника, при этом он нес большие потери.

Защита танка могла противостоять только от огня немецких пушек калибром менее 75 мм, наиболее распространённая на тот период немецкая противотанковая 75-мм пушка Pak 40 успешно поражала его. Любое немецкое 88-мм орудие легко пробивало броню корпуса КВ-85 с любой дистанции. Пушка танка КВ-85 могла бороться с новыми немецкими тяжёлыми танками только на дистанциях до 1000м. Тем не менее, как временное решение, возникшее в 1943 году, КВ-85 был удачной конструкцией в качестве переходной модели к более мощным тяжёлым танкам семейства ИС.

С проверкой на КВ-85 новой башни с 85-мм пушкой продолжалась разработка и испытания танка ИС-1. На этом танке была установлена башня танка КВ-85 и разработан новый корпус с усиленным бронированием. Танк ИС-1 был принят на вооружение в сентябре 1943 года, его серийное производство продолжалось с октября 1943 по январь 1944, всего было выпущено 107 танков.

 

 

Тяжелый танк ИС-1

 

Компоновка танка была аналогична КВ-85 с экипажем 4 человека. За счет более плотной компоновки танка его вес уменьшился до 44,2 тонны, что облегчило работоспособность ходовой и повысило ее надежность

Танк имел более мощную броню корпуса, толщина брони лба корпуса верха - 120мм, низа - 100мм, подбашенного лобового листа - 60мм, бортов корпуса - 60-90 мм, днища и крыши - 30мм. Бронирование танка сравнялось и даже превосходило бронирование немецкого Pz.Kpfw.VI Tiger и здесь они выступали на равных.

В качестве силовой установки использовался двигатель В-2ИС мощностью 520 л.с.. обеспечивающий скорость по шоссе 37 км/час и запас хода 150 км. Ходовая часть использовалась от танка КВ-85.

Танк ИС-1 стал переходной моделью к ИС-2 с более мощным вооружением


Тяжелые танки ИС-2 и ИС-3


Танк ИС-2 по сути был модернизацией ИС-1, направленной на дальнейшее повышение его огневой мощи. По компоновке он принципиально не отличался от ИС-1 и КВ-85. За счет более плотной компоновки пришлось отказаться от люка механика-водителя, что зачастую приводило к его гибели при поражении танка.

При весе танка 46 тонн его бронезащищенность была очень высокой, толщина брони лба корпуса верха - 120мм, низа - 100мм, бортов - 90мм, лба и бортов башни - 100мм, крыши - 30мм, днища - 20мм. Бронестойкость лба корпуса была также увеличена за счет исключения ломаного верхнего лобового листа.

 

 

Тяжелый танк ИС-2

 

Для танка ИС-2 специально была разработана 122-мм пушка Д-25Т, башня ИС-1 имела резерв по модернизации и позволяла без серьезных переделок поставить более мощную пушку.

В качестве силовой установки использовался дизельный двигатель В-2-ИС мощностью 520 л.с. обеспечивающий скорость по шоссе 37 км/час и запас хода 240 км.

Танк ИС-2 был гораздо сильнее защищён, чем Pz.Kpfw.V «Panther» и Pz.Kpfw.VI Tiger и незначительно уступал только Pz.Kpfw.VI Tiger II. Тем не менее, 88-мм пушка KwK 36 L/56 пробивала нижний лобовой лист с дистанции 450 м, а противотанковая 88-мм пушка Pak 43 L/71 на средних и дальних дистанциях пробивала башню с дистанции порядка 1000 м. При этом 122-мм пушка ИС-2 пробивала верхнюю лобовую деталь Pz.Kpfw.VI Tiger II только с дистанции до 600 м.

Поскольку основным назначением советских тяжёлых танков был прорыв сильно укреплённых полос обороны противника, насыщенных долговременными и полевыми фортификационными сооружениями, то серьезное внимание уделялось осколочно-фугасному действию снарядов 85-мм пушки.

Танк ИС-2 был самым мощным советским танком, принимавшим участие в войне, и одной из сильнейших машин в классе тяжёлых танков. Он был единственным советским тяжёлым танком, который по совокупности своих характеристик мог противостоять немецким танкам второй половины войны и обеспечивал проведение наступательных операций с преодолением мощной и глубоко эшелонированной обороны.

Танк ИС-3 был последней моделью в этой серии тяжелых танков. Он был разработан уже в конце войны и в боевых действиях участие не принимал, он только прошел на параде в Берлине в сентябре 1945 года в честь победы союзных войск во Второй мировой войне.

 

 

Тяжелый танк ИС-3

 

По компоновке и вооружению это был танк ИС-2. Основная задача ставилась в существенном повышении его бронезащищенности. При разработке танка были учтены выводы и рекомендации по результатам использования танков во время войны, особое внимание было обращено на массовое поражение лобовых частей защиты корпуса и башни. На базе ИС-2 были разработаны новые корпус и башня обтекаемой формы.

Был разработан новый лобовой узел корпуса танка с приданием ему трехскатной формы типа «щучий нос», также был возвращен люк механика-водителя, который отсутствовал на ИС-2. Башня была литой, ей придавалась каплевидная обтекаемая форма. Танк имел хорошую бронезащищенность, толщина брони лба корпуса - 110мм, бортов - 90мм, крыши и днища - 20мм. Толщина брони лба башни доходила до 255мм, а толщина стенок в нижней части была 225мм и в верхней 110мм.

Силовая установка, вооружение и ходовая были заимствованы у танка ИС-2. В связи с множеством конструктивных недостатков танка, которые так и не удалось устранить, ИС-3 в 1946 году был снят с вооружения.

Автор:

Современная война будет войной моторов. Моторы на земле, моторы в воздухе, моторы на воде и под водой. В этих условиях победит тот, у кого будет больше моторов и больший запас мощностей

Иосиф Сталин

на заседании Главного военного совета, 13 января 1941 года

За годы предвоенных пятилеток советские конструкторы создали новые образцы стрелкового оружия, танков, артиллерии, минометов и самолетов. На вооружение флота поступали все более совершенные эскадренные миноносцы, крейсеры, сторожевые корабли, также особое внимание уделялось развитию подводного флота.

В итоге перед началом Великой Отечественной войны СССР обладал достаточно современной системой вооружения и военной техники, а по некоторым тактико-техническим характеристикам даже превосходил оружейные немецкие аналоги. Поэтому основные причины поражений советских войск на начальном этапе войны нельзя списать на просчеты в техническом оснащении войск.

ТАНКИ

По данным на 22 июня 1941 года, Красная армия имела 25 621 танк.

Самыми массовыми были легкие Т-26, которых насчитывалось почти 10 тыс., и представители семейства БТ — их было около 7,5 тыс. Значительную долю составляли танкетки и малые плавающие танки — на вооружении советских войск находилось в общей сложности почти 6 тыс. модификаций Т-27, Т-37, Т-38 и Т-40.

Реклама 43

Самых современных на тот момент танков КВ и Т-34 насчитывалось около 1,85 тыс. единиц.

Тяжелый танк КВ-1

Поступил на вооружение в 1939 году, серийно выпускался с марта 1940-го по август 1942 года. Масса танка составляла до 47,5 тонны, что делало его гораздо тяжелее существовавших немецких танков. Он вооружался пушкой калибра 76 мм.

Некоторые эксперты считают КВ-1 этапной для мирового танкостроения машиной, оказавшей значительное влияние на разработку тяжелых танков в других странах.

'Телеканал "Звезда"/YouTube'

Танк имел так называемую классическую компоновку — разделение бронекорпуса от носа к корме последовательно на отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное отделения. Также он получил независимую торсионную подвеску, противоснарядную круговую защиту, дизельный двигатель и одно относительно мощное орудие. Ранее эти элементы встречались на других танках по отдельности, но в КВ-1 они впервые были собраны воедино.

Первое боевое применение КВ-1 относится к Советско-финской войне: опытный образец танка был задействован 17 декабря 1939 года при прорыве линии Маннергейма.

В 1940–1942 годах было выпущено 2769 танков. До 1943-го, когда появился немецкий "Тигр", КВ был самым мощным танком войны. В начале Великой Отечественной он получил у немцев прозвище Призрак. Стандартные снаряды 37-миллиметровой противотанковой пушки вермахта не пробивали его броню.

Средний танк Т-34

В мае 1938-го Автобронетанковое управление Красной армии предложило заводу №183 (ныне Харьковский завод транспортного машиностроения им. В.А. Малышева) создать новый гусеничный танк. Под руководством Михаила Кошкина была создана модель А-32. Работы шли параллельно с созданием БТ-20 — улучшенной модификации уже выпускавшегося серийно танка БТ-7.

Опытные образцы А-32 и БТ-20 были готовы в мае 1939 года, по итогам их испытаний в декабре 1939 года А-32 получил новое имя — Т-34 — и был принят на вооружение с условием доработать танк: довести основное бронирование до 45 мм, улучшить обзор, установить 76-миллиметровую пушку и дополнительные пулеметы.

Всего к началу Великой Отечественной войны было изготовлено 1066 машин. После 22 июня 1941 года производство этого типа было развернуто на заводе "Красное Сормово" в Горьком (ныне Нижний Новгород), Челябинском тракторном заводе, "Уралмаше" в Свердловске (ныне Екатеринбург), заводе №174 в Омске и Уралвагонзаводе (Нижний Тагил).

'Телеканал "Звезда"/YouTube'

В 1944 году начался серийный выпуск модификации Т-34-85 с новой башней, усиленной броней и 85-миллиметровым орудием. Также танк хорошо зарекомендовал себя благодаря простоте в производстве и обслуживании.

Всего было изготовлено более 84 тыс. Т-34. Эта модель также побывала во многих вооруженных конфликтах в Европе, Азии и Африке в 1950–1980-е годы. Последним задокументированным случаем боевого применения Т-34 в Европе стало их использование во время войны в Югославии в конце 1990-х годов.

АВИАЦИЯ

К началу войны советская авиация имела на вооружении множество типов боевых самолетов. В 1940-м и первой половине 1941-го в войска поступило почти 2,8 тыс. современных машин: Як-1, МиГ-3, ЛаГГ-3, Пе-2, Ил-2.

Также имелись истребители И-15 бис, И-16 и И-153, бомбардировщики ТБ-3, ДБ-3, СБ (АНТ-40), многоцелевые Р-5 и У-2 (По-2).

Новые самолеты по боевым возможностям не уступали самолетам люфтваффе (название германских Военно-воздушных сил. — Прим. ТАСС), по ряду показателей даже превосходили их.

Штурмовик Ил-2

Бронированный Ил-2 — самый массовый боевой самолет в истории. Всего было выпущено более 36 тыс. машин. Его называли "летающим танком", руководство вермахта — "черной смертью" и "железным Густавом". Немецкие летчики прозвали Ил-2 "бетонным самолетом" за его высокую боевую живучесть.

Первые боевые подразделения, вооруженные этими машинами, были созданы перед самой войной. В начале войны Ил-2 был практически единственным самолетом, который в условиях превосходства немецкой авиации боролся с врагом в воздухе. Он сыграл большую роль в сдерживании противника в 1941 году.

За годы войны было создано несколько модификаций самолетов. Ил-2 и его дальнейшее развитие — штурмовик Ил-10 — активно применялись во всех крупных сражениях ВОВ и в Советско-японской войне.

Максимальная горизонтальная скорость самолета у земли составляла 388 км/ч, а на высоте 2000 м — 407 км/ч. Время подъема на высоту 1000 м — 2,4 минуты. При этом за один боевой разворот штурмовик набирал высоту 400 метров.

Ночной истребитель МиГ-3

Конструкторская группа, возглавляемая А.И. Микояном и М.И. Гуревичем, в 1939 году усиленно работала над истребителем для ведения боя на больших высотах. Весной 1940 года был построен опытный экземпляр, получивший марку МиГ-1 (Микоян и Гуревич, первый). Впоследствии его модернизированный вариант получил наименование МиГ-3.

Несмотря на значительный взлетный вес (3350 кг), скорость серийного МиГ-3 у земли превышала 500 км/ч, а на высоте 7 тыс. метров достигала 640 км/ч. Это была наибольшая на тот момент скорость, полученная на серийных самолетах. За счет высокого потолка и большой скорости на высоте свыше 5 тыс. метров МиГ-3 эффективно применялся как самолет-разведчик, а также истребитель ПВО. Однако плохая горизонтальная маневренность и относительно слабое вооружение не позволили ему стать полноценным фронтовым истребителем.

По оценкам известного аса Александра Покрышкина, уступая в горизонтали, МиГ-3 значительно превосходил немецкий Me109 в вертикальном маневре, что могло послужить ключом к победе в столкновении с фашистскими истребителями. Однако успешно пилотировать МиГ-3 на вертикальных виражах и на предельных перегрузках могли только летчики экстра-класса.

ФЛОТ

К началу войны советский флот имел в общей сложности три линкора и семь крейсеров, 54 лидера и эсминца, 212 подводных лодок, 287 торпедных катеров и множество других кораблей.

Предвоенная кораблестроительная программа предусматривала создание "большого флота", основу которого составляли бы крупные надводные корабли — линкоры и крейсера. В соответствии с ней в 1939–1940 годах были заложены линкоры типа "Советский Союз" и тяжелые крейсера "Кронштадт" и "Севастополь", в Германии приобрели недостроенный крейсер "Петропавловск", однако планам о радикальном обновлении флота не суждено было осуществиться.

В предвоенные годы советские моряки получали новые легкие крейсера типа "Киров", лидеры эсминцев проектов 1 и 38, эсминцы проекта 7 и другие корабли. Бурно шло строительство подводных лодок и торпедных катеров.

Многие корабли достраивались уже в ходе войны, часть из них так и не приняла участия в боях. К ним относятся, например, крейсера проекта 68 "Чапаев" и эсминцы проекта 30 "Огневой".

Основные типы надводных кораблей предвоенного периода:

НА ЭТУ ТЕМУ

 

"Дельфин", "Сом" и "Форель": история первых "потаенных судов" России

 

· легкие крейсера типа "Киров";

· лидеры типов "Ленинград" и "Минск";

· эсминцы типа "Гневный" и "Сообразительный";

· тральщики типа "Фугас";

· торпедные катера "Г-5";

· морские охотники "МО-4".

Основные типы подводных лодок предвоенного периода:

· малые подводные лодки типа "М" ("Малютка");

· средние подводные лодки типов "Щ" ("Щука") и "С" ("Средняя");

· подводные минные заградители типа "Л" ("Ленинец");

· крупные подводные лодки типов "К" ("Крейсерская") и "Д" ("Декабрист").

Крейсера типа "Киров"

Легкие крейсера типа "Киров" стали первыми советскими надводными кораблями такого класса, не считая трех заложенных еще при Николае II крейсеров "Светлана". Проект 26, по которому строился "Киров", был окончательно утвержден осенью 1934 года и развивал идеи итальянских легких крейсеров семейства "Кондотьери".

Первая пара крейсеров, "Киров" и "Ворошилов", была заложена в 1935 году. Они вошли в строй в 1938 и 1940 годах. Вторая пара, "Максим Горький" и "Молотов", строилась уже по измененному проекту и пополнила состав советского флота в 1940–1941 годах. Еще два крейсера заложили на Дальнем Востоке, до конца Великой Отечественной войны успели ввести в строй только один из них — "Калинин". Дальневосточные крейсера также отличались от предшественников.

'Телеканал "Звезда"/YouTube'

Полное водоизмещение крейсеров типа "Киров" колебалось от примерно 9450–9550 тонн для первой пары до почти 10 000 тонн для последней. Эти корабли могли развивать скорость 35 узлов и более. Их основным вооружением были девять 180-миллиметровых орудий Б-1-П, размещенных в трехорудийных башнях. На первых четырех крейсерах зенитное вооружение было представлено шестью установками Б-34 калибра 100 мм, 21-К 45 мм и пулеметами 12,7 мм. Кроме того, "Кировы" несли торпеды, мины и глубинные бомбы, гидросамолеты.

"Киров" и "Максим Горький" почти всю войну провели поддерживая орудийным огнем защитников Ленинграда. "Ворошилов" и "Молотов", построенные в Николаеве, участвовали в операциях флота на Черном море. Все они пережили Великую Отечественную войну — им была суждена долгая служба. Последним состав флота в 1974 году покинул "Киров".

Подводные лодки типа "Щука"

"Щуки" стали самыми массовыми советскими подлодками Великой Отечественной войны, не считая "Малюток".

Строительство первой серии из четырех субмарин началось на Балтике в 1930 году, в строй "Щуки" вошли в 1933–1934 годах.

Это были субмарины среднего класса, подводное водоизмещение которых составляло около 700 тонн, а вооружение состояло из шести торпедных аппаратов калибра 533 мм и пушки 21-К 45 мм.

Проект оказался успешным, и к началу войны в строю находилось более 70 "Щук" (всего в шести сериях было построено 86 подводных лодок).

Подлодки типа "Щ" активно применялись на всех морских театрах войны. Из 44 воевавших "Щук" погибла 31. Противник потерял от их действий почти 30 судов.

'Телеканал "Звезда"/YouTube'

Несмотря на ряд недостатков, "Щуки" отличались сравнительной дешевизной, маневренностью и живучестью. От серии к серии — всего было создано шесть серий этих субмарин — они улучшали свои мореходные качества и другие параметры. В 1940 году две подлодки типа "Щ" первыми на советском флоте получили оборудование, позволявшее вести торпедную стрельбу без утечки воздуха (что часто демаскировало атакующую субмарину).

Хотя после войны в строй вошли только две "Щуки" последней серии X-бис, эти подводные лодки еще долго оставались в составе флота и были списаны в конце 1950-х годов.

АРТИЛЛЕРИЯ

По советским данным, накануне Великой Отечественной войны армия имела почти 67,5 тыс. орудий и минометов.

НА ЭТУ ТЕМУ

 

От "Катюши" до "Торнадо": как появились реактивные "боги войны"

 

Считается, что по боевым качествам советская полевая артиллерия даже превосходила немецкую. Однако она была слабо обеспечена механизированной тягой: в качестве тягачей использовались сельскохозяйственные тракторы, до половины орудий перевозили с помощью лошадей.

Армия имела на вооружении множество видов артиллерийских орудий и минометов. Зенитную артиллерию представляли пушки калибров 25, 37, 76 и 85 мм; гаубичную — модификации калибра 122, 152, 203 и 305 мм. Основной противотанковой пушкой служила 45-миллиметровая образца 1937 года, полковой — 76-миллиметровая модель 1927 года, а дивизионной — 76-миллиметровая 1939-го.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: