Это орудие стало одним из самых знаменитых представителей советской артиллерии Великой Отечественной войны. Оно было разработано под руководством Михаила Логинова на базе 45-миллиметровой пушки 1932 года.
К ее основным боевым качествам относились маневренность, скорострельность (15 выстрелов в минуту) и бронепробиваемость.
К началу войны в армии было более 16,6 тыс. орудий образца 1937 года. В общей сложности было выпущено свыше 37,3 тыс. таких пушек, причем производство было свернуто только к 1944 году, несмотря на наличие более современных моделей ЗиС-2 и аналогичной по калибру М-42.
Боевая машина реактивной артиллерии "Катюша"
За день до начала войны на вооружение Красной армии была принята боевая машина реактивной артиллерии БМ-13, впоследствии получившая название "Катюша". Она стала одной из первых в мире систем залпового огня.
Первое боевое применение состоялось 14 июля 1941 года близ железнодорожной станции города Орша (Белоруссия). Батарея под командованием капитана Ивана Флерова залповым огнем уничтожила скопление немецкой боевой техники на оршинском железнодорожном узле.
Благодаря высокой эффективности применения и простоте в производстве, уже к осени 1941 города БМ-13 широко применялась на фронте, оказав значительное влияние на ход боевых действий.
НА ЭТУ ТЕМУ
75 лет "Катюше": что известно о знаменитой артиллерийской установке
Система позволяла осуществлять залп всем зарядом (16 ракет) за 7–10 секунд. Существовали также модификации с увеличенным числом направляющих и другими версиями ракет.
В ходе войны было потеряно порядка 4 тыс. БМ-13. Всего было изготовлено порядка 7 тыс. установок этого типа, причем "Катюши" сняли с производства в октябре 1946 года.
|
СТРЕЛКОВОЕ ОРУЖИЕ
Несмотря на повсеместное внедрение танков и самолетов, усиление артиллерии, самым массовым оставалось оружие пехоты. По некоторым подсчетам, если в Первую мировую войну потери от стрелкового оружия не превышали 30% от общих, то во Второй мировой они выросли до 30–50%.
Перед Великой Отечественной войной поступление в войска винтовок, карабинов и пулеметов росло, однако Красная армия значительно уступала вермахту по насыщенности автоматическим оружием, таким как пистолеты-пулеметы.
Винтовка Мосина
Принятая на вооружение в 1891 году винтовка Мосина калибра 7,62 мм оставалась основным оружием пехотинца Красной армии. Всего было выпущено около 37 млн таких винтовок.
Модификации образца 1891/1930 годов пришлось принять бой в самые трудные месяцы начала Великой Отечественной. Благодаря дешевизне и надежности оружие обошло своих молодых самозарядных соперников.
НА ЭТУ ТЕМУ
Русская классика: секреты легендарной "трехлинейки" Мосина
Последней версией "трехлинейки" стал карабин образца 1944 года, отличавшийся наличием несъемного игольчатого штыка. Винтовка стала еще короче, технология была упрощена, а маневренность боя повысилась — более коротким карабином легче вести ближний бой в зарослях, траншеях, укреплениях.
Кроме того, именно конструкция Мосина легла в основу снайперской винтовки, принятой на вооружение в 1931 году и ставшей первой советской винтовкой, специально созданной для "меткой стрельбы и уничтожения в первую очередь командного состава противника".
|
ППШ
Пистолет-пулемет Шпагина калибра 7,62 мм был принят на вооружение в 1941 году.
Это легендарное оружие стало частью образа солдата-победителя — его можно увидеть в самых известных монументах. ППШ-41 полюбился бойцам, получив у них ласковое и уважительное прозвище Папаша. Он стрелял практически в любых погодных условиях и при этом обходился сравнительно дешево.
К концу войны ППШ были вооружены порядка 55% бойцов. Всего было выпущено около 6 млн штук.
ИЛ-2 "Штурмовик" - советский самолет КБ Ильюшина. Настоящая легенда Второй Мировой Войны. Название этого самолета знакомо многим и на слуху до сих пор. Первые испытания были проведены в 1939 году, в серийное производство он пошел в 1941 году в самом начале войны и прошел путь вплоть до взятия Берлина в 1945 году.
Эта боевая машина, которую наземные немцы уважали и боялись. При виде звена таких штурмовиков они представляли, что сейчас будет ибо были наслышаны об их эффективности.
1. Это самый массовый самолет за всю историю авиации СССР. Всего до войны было изготовлено 1 500 единиц таких самолетов, а за все время было выпущено около 36 000 единиц. Ни до него, ни после такой массовости одного типа самолета в Советском Союзе не было.
2. И.В. Сталин лично написал гневную телеграмму директорам заводов по производству штурмовиков ИЛ-2, читайте на фото ниже. Благодаря этому самолет и стал самым массовым в истории Советского Союза.
3. Самолет получил сразу несколько прозвищ за время боевых действий. А именно "Летающий танк", так как броня самолета была очень крепка, и "Черная чума" так его прозвали фашистские захватчики за эффективность атак. Также немцы прозвали его "Бетонным бомбардировщиком" за прочность и громоздкость.
|
4. Несмотря на его броню - потери таких самолетов стали самыми частыми среди всех самолетов Советского Союза. Первые версии были одноместные, потом появились двухместные со стрелком на борту, который мог частично защитить от вражеских истребителей. Самое уязвимое место было в хвосте самолета и немецким истребителям ввиду низкой маневренности утяжеленного броней штурмовика легко было заходить ему в хвост. Ввиду высоких потерь на данных самолетах, но тем не менее эффективных действиях по уничтожению наземных средств противника, летчикам, которые пилотировали ИЛ-2 с 1941 года за десять боевых вылетов на этом самолете давали звание Героя Советского Союза. С 1943 года это звание давали по данным разных источников уже за 30 либо 80 боевых вылетов на машине данного типа.
5. ИЛ-2 "Штурмовик" сыграл крайне важную роль в постоянных боевых вылетах на протяжении всей войны. Особо отличились самолеты данного типа во время легендарного танкового сражения на Курской дуге. "Летающие танки" тогда показали свою незаменимость. Они были оснащены мощным противотанковым оружием и вели массированные атаки по танковым соединениям противника. Также в 1942-1943 годах под Сталинградом штурмовики этого класса обеспечили недоступность снабжения 6-й немецкой армии под Сталинградом.
6. ИЛ-2 часто вынужденно выполнял функции истребителя. Помимо штурмовых задач в условиях войны самолетам данного типа приходилось выполнять уничтожать вражеские самолеты. Понятно, что быстрые и маневренные истребители немцев он догнать и уничтожить при всем желании не мог. Однако в зависимости от ситуации и временами в условиях дефицита советских истребителей он попутно занимался уничтожением более тяжелых немецких бомбардировщиков. Во время войны даже появились свои асы в этом деле, которые чуть не при каждом вылете умудрялись сбивать немецкий самолет.
ИЛ-2 крепко вошел в историю Великой Войны советского народа и немало подвигов было совершено на машинах этого типа советскими летчиками. И даже нам сейчас очень известна эта легендарная боевая машина.
!