Эго-психологические теории личности: Анна Фрейд, Хайнц Хартманн, Эрик Эриксон




Трансформации психоаналитической теории личности (1).

Анна Фрейд австрийский и английский психолог, психоаналитик, основатель эго-психологии (родилась в 1895 году в Вене. Австрия, скончалась в 1975 году в Лондоне, Англия). Анна - младшая из шести дочерей З.Фрейда.

В 1914 году за восемнадцатилетней Л.Фрейд стал ухаживать тридцатипятилетний Э. Джонс, первый биограф 3.Фрейда. Анна была польщена и тронута его вниманием, но у неё закрадывались подозрения, что основной интерес поклонни­ка направлен на ее отца. З.Фрейд также воспротивился браку, считая Э.Джонса старым, а его мотивы сомнительными.

В 23 года Анна прошла двухгодичный курс психоанализа у собственного отца; в ту пору у близкого родственника считался явлением необычным, но допустимым) К 1926г. году А.Фрейд становится практикующим психоаналитиком. Она работает с детьми и читает лекции родителям и учителям о том, как пси­хоаналитическая теория может им помочь в воспитании (в 1964 году её ранние лекции входят в свет в двух книгах «Лечение детей с помощью психоанализа». «Психоанализ для учителей и родителей»). Детский психоанализ стал радикаль­ным развитием идей классического психоанализа. Вместо толкования свободных ассоциаций предлагалось уделение внимания домашней среде ребёнка, где, соб­ственно, и разыгрываются все «невротические реакции». Аналитику в работе с ребенком надлежит занять место Я-идеала и обладать авторитетом воспитателя, чтобы анализировать п воспитывать, позволять и запрещать и т.д.

В 1936г А.Фрейд издаёт свой самый значительный труд: «Психология Я и защитные механизмы». Следуя предложению своего отца, А.Фрейд сосредоточилась да «влечениях Я», в то время как психоаналитический мейнстрим зани­мался по преимуществу изучением влечений инстанции Оно.

22.03. 1938года, через девять дней после начала оккупации гитлеровцами Австрии, Л.Фрейд была задержана и допрошена гестапо. Выйдя на свободу, она вскоре эмигрирует в Англию вместе с 82-летним отцом, который спустя 18 месяцев умирает.

В годы войны А.Фрейд организовывала, и руководила работой приюта в лондонском районе Хэмпстед. Книги «Война и дети» (1944) и «Младенцы-сироты» описывают её лондонский опыт работы. Ею было обнаружено, что эвакуация городских детей от бомбежек в сельскую местность, нарушающая течение семейной жизни и подрывающая привязанности внутри семьи, более травматична для детей, чем страх самих бомбёжек.

В 1947 году Л.Фрейд основала в Хэмпстеде клинику с учебным центром для детских психоаналитиков.

Решающее влияние на творчество А.Фрейд оказало, разумеется, учение ей отца, с которым она себя и ассоциировала. Также — в работе с детьми — она ориентировалась на передовой педагогический опыт М.Монтессори.

Из психоаналитиков после З.Фрейда мало кто создавал вполне цельные самостоятельные теории личности, ведь все они начинали свою теоретизацию не «с нуля», а с уже готовых фундаментальных конструкций, которые ими в основном надстраивались и усложня­лись, перестраиваясь лишь частично по мере необходимости.

Вот и теория личности А.Фрейд является построением в основ­ном дополнительным, конкретизирующим детали отцовской теории. Она отправляется от готовой 2-й топической структуры личности (Оно, Я, Сверх-Я), от принятой и классическом психоанализе модели личностной динамики (как динамики влечений). И работала А.Фрейд в основном на одном (до той поры слабо разработанном) «этаже» фре­йдовской топики, занимаясь изучением инстанции Я (Эго) и реали­зуемых ею психических защит.

Согласно идеям А.Фрейд, лишь посредством анализа бессозна­тельных защитных механизмов Я психоаналитик может понять те трансформации, которые претерпели инстинкты данной личности. Без знания этих трансформаций мы многое узнаем о содержаниях вытес­ненных влечений и фантазий, но ничего об их превратностях и о различных путях, по которым они входят в структуры личности.

Оно, Я и Сверх-Я доступны наблюдению в разной степени. О содержании Оно мы можем что-либо узнать лишь тогда, когда оно не удовлетворено и находится в поисках удовлетворения и в виде своих производных (фантазии и т.п.) прорывается в сознание. Сверх-Я, ко­торое в значительной мере осознано, доступно интроспекции - но не в те моменты, когда Сверх-Я и Я пребывают в гармонии. Именно Я в личности выступает внутренним наблюдателем.

Изучение инстанции Оно облегчено для аналитика тем фактом, что содержащиеся в нём влечения и сами стремятся прорваться в соз­нание, но изучение Я оказывается, напротив, затруднённым. «Цель аналитика, заключающаяся во введении бессознательного в сознание, и усилия образований Я по овладению инстинктивной жизнью проти­воречат друг другу... в исследовании материал, помогающий анализи­ровать Я, выступает в форме сопротивления анализу Оно» [3 14, с.28].

Все способы психологической защиты, открытые анализом, служат единственной цели - помочь Я в его борьбе с влечениями. Я защищается от влечения (в форме сопротивления), от связанных с вле­чением аффектов (трансформируя их); постоянные защиты превращаются в черты характера и телесные зажимы, выливаются в форми­рование невротических

симптомов.

Прежде чем перейти к изложению вклада А.Фрейд в концептуа­лизацию и классификацию психических защит, есть смысл остано­виться на тех защитных механизмах, которые к моменту этого вклада уже были описаны З.Фрейдом и его последователями:

Регрессия - механизм психологической защиты, предпола­гающий возврат к пройденным этапам развития, переход к ранним, менее сложным, упорядоченным и дифференциро­ванным способам поведения.

Вытеснение — особый защитный механизм, посредством ко­торого субъект пытается удерживать в бессознательном представления (мысли, образы, воспоминания), связанные с влечениями. Этот механизм возникает, когда удовлетворение влечений само по себе приятно, но может иметь неприятные последствия в свете социальных и культурных требований и запретов. Вытеснение, таким образом, - универсальный пси­хический процесс, лежащий в основе становления бессозна­тельного. Это защитный механизм, опосредующий кон­фликтное взаимодействие естественного и культурного начал в человеке.

Реактивное образование (формирование реакции) психоло­гическая установка или привычка, представляющая собой нечто противоположное вытесненному желанию, как реак­цию на его опасность (например, стыдливость при эксгиби­ционистских наклонностях, гомофобия — при гомосексуаль­ных).

Изоляция — механизм защиты, предполагающий разрыв свя­зей какой-то мысли или поступка с контекстом (другими мыслями и сторонами жизни субъекта). Этот механизм рас­пространён при неврозе навязчивых состояний. Среди приё­мов изоляции - остановки в процессе мышления, использо­вание формул и ритуалов, все приёмы, прерывающие вре­менную последовательность мыслей и действий.

Отрицание — защитный механизм, предполагающий снятие вытесненного, сохранение его в сознании без признания, принятия как собственных психических явлений. Это нега­тивная форма признания вытесненного. В отрицании субъект говорит: «Вот каков я не-есть на самом деле».

Проекция — защитный механизм, при котором качества, чув­ства, желания, отрицаемые или не замечаемые в себе (например, сексуальные или агрессивные импульсы, невыносимые для индивида), приписываются другому (внешнему человеку, вещи или фактору).

Интроекция - защитный механизм, обратный проекции; предполагает принятие субъектом внутрь себя объектов и присущих им качеств; в отличии от оральной инкорпорации, не столько связана с телесным поглощением объекта, сколь­ко с личностным включением в себя.

Борьба Я с самим собой.

Обращение агрессии против себя.

К данным формам психических защит А.Фрейд добавляет и сублимацию (впервые указывая на то, что она - также защитный ме­ханизм).

Сублимация - переключение влечения на несексуальную цель и направление на социально значимые объекты.

Из всего перечня защитных механизмов, обнаруженных в опыте классического психоанализа, А.Фрейд специально не упоминает тре­вогу (предупреждение о бреши в системе защиты, созданной вытесне­нием) и рационализацию. Последнюю в наше изложение есть смысл включить.

Рационализация - процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое причинное объяснение той или иной установки, поступка, импульсивного действия, идеи и пр., подлинные мотивы ко­торых остаются в тени. Цель рационализации - избежать от­ветственности за свои действия. От неё следует отличать ин­теллектуализацию как уход в теоретические рассуждения от эмоциональной стороны события.

Классифицировать защитные механизмы можно сообразно тем мотивам, которые побуждают Я защищаться от влечений Оно. Мотивы защиты от влечений выделяются следующие:

Тревожность Сверх Я в неврозах взрослых (само Я не рас­сматривает импульс Оно как опасный, но послушно включа­ется в борьбу с ним, т.к. боится Сверх-Я).

Объективная тревога в детском неврозе (Я боится влечений, но лишь потому, что они запрещены родителями; т.о., Я опа­сается внешнего мира- наказания извне).

Инстинктивная тревога (страх Я перед силой влечения).

Дополнительные мотивы (конфликты между противополож­ными тенденциями).

Пять механизмов защиты, впервые описанных самой А.Фрейд:

Отрицание реальности травмирующего восприятия посред­ством фантазирования (в фантазии происходит полное об­ращение реальной внешней ситуации в её противополож­ность). Имея интеллектуальную способность отличить фан­тазию от факта, ребёнок в сфере аффекта всё же аннулирует болезненные факты и осуществляет либидозную сверхна­грузку фантазии.

Отрицание реальности посредством слов и поступков — ли­шён фантазийного всемогущества, он предполагает игру, драматизацию, а значит, зависит в своём осуществлении от реакции окружения. Защитные меры, таким образом, должны быть социально адаптированными.

Ограничение Я — выбор пассивной позиции в связи с целью избегания неудовольствия, связанного с осознанием своей неполноценности, неуспешности в сравнении с другими. Ог­раничение Я в одном аспекте деятельности влечёт направле­ние всей энергии на какой-то другой, где человек будет ус­пешен. Выбирая ограничение Я, ребёнок избегает самих стимулов, влекущих неудовольствие, отчего ему отныне не надо прибегать к отрицанию.

Идентификация с агрессором - защитный механизм, при ко­тором столкнувшийся с опасностью субъект отождествляется с агрессором, приписывая себе сам акт агрессии, подражая моральному облику агрессора, или заимствуя некоторые зна­ки его власти. Этот механизм возникает в период, предшест­вующий образованию Сверх-Я, когда агрессия направлена вовне, и ещё не может обращаться на себя в форме самокри­тики.

Форма альтруизма (альтруистическое подчинение наших импульсов) — частная разновидность проекции, позволяющая формировать дружественные отношения с окружением. Вме­сто достижения своих целей, человек тратит энергию на со­чувствие людям. Слишком строгое Сверх-Я заставляет (вме­сто удовлетворения) проецировать свои желания на других людей. Человек удовлетворяет свои влечения, помогая (например, сводничествуя) этим другим людям, к желаниям ко­торых Сверх-Я относится вполне терпимо.

Если отрицание - защитный механизм, направленный на внеш­нюю опасность, а вытеснение предполагает борьбу с внутренним сти­мулом (влечением), то ограничение Я (которое легко спутать с тор­можением) уже не столь однозначно по направлению на внутренний или внешний конфликт; механизм же идентификации усложнён на­столько, что используется то против внешней, то против внутренней силы. Ряд механизмов защиты (смещение, обращение, борьба против себя самого) влияют на сам процесс влечения; проекция и вытесне­ние, напротив, предотвращают его осознание. Механизм проекции на­рушает связь между идеационными представлениями опасных ин­стинктивных импульсов и Я, при этом нежелательная идея смещается во внешний мир. В случае же вытеснения нежелательная идея отбра­сывается обратно в Оно.

А.Фрейд согласна с той особой ролью, которую играет в по­строениях её отца механизм вытеснения. Она указывает, что вытесне­ние — самый эффективный, но и самый опасный защитный механизм. Оно способно справиться с такими мощными импульсами влечений, перед которыми пасуют все другие защиты; однако изоляция сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни может полностью разрушить целостность личности.

Рассматривая развитие инстанции Я в онтогенезе, А.Фрейд ука­зывает на изменчивость Я, контрастирующую с неизменностью Оно. На ранних стадиях (оральная, анальная, фаллическая), когда влечения и аффекты Оно сильны, а Я -- ещё слабое, ребёнок не осознаёт опасно­стей давления влечений, и контролирует их лишь в силу воздействия внешнего мира. Воспитатели - союзники Я в обуздании побуждений. Внешний мир, представлен в психике ребёнка в феномене объектив­ной тревоги, поэтому. Я, стремясь сохранить равновесие между жиз­нью влечений и внешними требованиями, в страхе перед миром, при­бегает к ранним защитам — отрицаниям и т.д..

К латентному периоду, когда внутри личности уже создано Сверх-Я (представительство культурных требований, новый союзник и борьбе с влечениями), страх перед внешним миром уступает страху перед Сверх-Я. Успешное вытеснение и обеспечивает стабильность латентного периода.

Сверх-Я помогает контролировать влечения до пубертата (полового созревания), когда влечения обрушиваются на подростка с силой внезапно возросшего либидо, превосходящей возможности контроля и грозят самой его идентичности. Я начинает бояться (и защищаться от)

 

влечений как таковых. Для установок Я пубертатного возраста харак­терны аскетизим (направленный против фиксации на всех объектах детской любви) и интеллектуальность (возникает интеллектуализация как типично подростковая форма психической защиты).

Частный, по внешней видимости, вклад А.Фрейд в психоанали­тическую теорию, изменил многое. Если у З.Фрейда инстанция Я рас­сматривалась как обладающая лишь видимым единством совокуп­ность идентификаций, то у А.Фрейд - как по-своему эффективная со­вокупность защит. С пессимизмом классического психоанализа (не покидающего точку безнадёжного, как Стена Плача, конфликта рас­щеплённого субъекта посреди дуализма влечений и антагонизма при­роды и культуры), контрастирует её оптимизм, сквозящий в заключи­тельных пассажах «Психологии Я и защитных механизмов»: «Но даже когда мы допускаем, что Я не полностью свободно в создании защит­ных механизмов, которые оно использует, при исследовании этих ме­ханизмов впечатляет величина достижений Я. Само существование невротических симптомов указывает на то, что Я потерпело пораже­ние... Но Я одерживает победу, когда его защитные меры достигают своей цели, т.е. позволяют ему ограничить развитие тревоги и неудо­вольствия и так преобразовать инстинкты, что даже в трудных обстоя­тельствах обеспечивается какая-то степень удовлетворения. А это, в свою очередь, позволяет поддерживать гармоничные отношения меж­ду Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира» [314, с. 139]. Здесь Я пред­стаёт своего рода менеджером, занятым решением задач по управле­нию внутриличностной организацией и её адаптацией к среде.

Вера А.Фрейд в возможности Я была востребована. Разумеется, именно её взгляд, более оптимистичный сравнительно с отцовским, возобладал в американском психоанализе, трансформировавшемся в эго-психологию (т.е. психологию Я). Американцы восприняли психо­анализ с энтузиазмом - как эффективный способ клинической рабо­ты, но в отрыве от европейского мировоззренческого декаданса, ко­торый с их прагматическим энтузиазмом как-то не вязался.

Хайнц Хартманн - австрийский и американский психоаналитик, главный основоположник американской эго-психологии (родился 4.11.1894 года в Вене, Австрия, умер в 1970 году в США), изучал медицину в Венском университете, где слушал лекции З.Фрейда. В 1920 году получил ученую степень доктора медици­ны; более десяти лет работал в психоневрологической клинике Ю.Вагнера-Янурегга (лауреата Нобелевской премии за 1927 год в области медицины). X.Хартманн в 1927 году становится членом Венского психоаналитического обще­ства. С 1933 года он - второй секретарь и член правления общества; с 1932 по 1941 — редактор «Международного журнала психоанализа». К его работам принадлежат «Психоанализ и проблема ценностей» (1928), «Психоанализ и мировоз­зрение» (1936), «Психология Я и проблема адаптации» (1939). В 1938 году эмиг­рировал во Францию, затем в Швейцарию, а в 1941 году - в США. В 1952-1954 юдах был Президентом Нью-Йоркского психоаналитического общества, с 1951 по 1957 год— Президентом Международной психоаналитической ассоциации, а с 1959 года- Почетным президентом последней.

Оригинальной теории личности X.Хартманн не создал, сосредо­точившись на эклектическом реформировании теории личности клас­сического психоанализа. В имеющиеся теоретические формы он доба­вил новое содержание, с целью усовершенствовать и приблизить к ре­альности прежнюю конструкцию. Его вклад в психоаналитическую теорию показателен в том смысле, как можно выхолостить основную суть теории, присоединяя к ней вполне разумные сами по себе, но ми­ровоззренчески чуждые идеи.

В психоаналитических изысканиях X.Хартманн, как и А.Фрейд, сосредоточился на инстанции Я — но не в плане её бессознательных защитных механизмов, а в плане адаптивных функций, связанных с рациональным мышлением и действием. В качестве центральной про­блемы в его теории личности заявлена проблема адаптации к внеш­нему миру, относящаяся к компетенции Я (Я- центральный орган адаптации). Модифицированный Х.Хартманном классический психо­аналитический принцип реальности (которым руководствуется Я), ге­нетически предшествует принципу удовольствия и исторически его превосходит.

Динамика личности в теоретических воззрениях Х.Хартманна предстаёт в первую очередь как динамика адаптации. Инстанция Я одновременно осуществляет адаптацию, запрет и синтез. Защитные механизмы Я, которые, по А.Фрейд, рассматривались как ведущие к

ограничению Я, согласно Х.Хартманну, в то же время выступают адаптивным средством. Позитивная адаптационная ценность функций Я не должна оставаться вне рассмотрения.

Адаптация, взятая по отношению к развитию личности, по Х.Хартманну, существует в различных формах:

Прогрессивная (направление которой совпадает с развити­ем).

Регрессивная (направление которой - «в обход», через рег­рессию).

К выделенным ещё Ш.Ференци, а затем - З.Фрейдом двум ви­дам адаптации аутопластической (приспосабливающей себя под окружение) и аллопластической (изменяющей окружение) -Х.Хартманн добавил свою, третью форму, наиболее важную, связан­ную с выбором новой окружающей среды, благоприятной для функ­ционирования живого организма.

При этом адаптация к социуму у Х.Хартманна не обязательно включает конформность. Адаптация подразумевает не только приспо­собление к законам и целям общества, но и попытки их изменить, ак­тивно выработать новые цели.

Идея «Свободной от конфликтов сферы Я», предложенная Х.Хартманном, состоит в том, что адаптация не всегда бывает связана с конфликтными ситуациями. Т.о., идея З.Фрейда о базисном кон­фликте, лежащем в основе человеческого бытия, существенно им ог­раничивается. Функции Д лежащие в свободной от конфликта сфере, выражают автономию самого развития Я.

Я характеризуется первичной и вторичной автономией:

Первичной - врожденной автономией наделены функции, не­зависимые от бессознательных влечений (способность к вос­приятию, моторика и т.д.).

Вторичная автономия связана с обучением, с опытом проти­водействия силам Оно, Сверх-Я и внешней среды.

• Так как психоанализ стал для Х.Хартманна «общей психоло­гией развития», то и клинические цели психоанализа в его редакции (а особенно в понимании его редакции американ­скими эго-психологами) кардинально изменились. Целью эго-психологической терапии стало приспособление людей, страдающих психическими расстройствами, к существую­щим условиям жизни. Для выполнения этой цели психоана­литик призван всемерно усиливать их Я (способствуя интроецированию пациентами сильного Я самого психоанали­тика).

Эрик Гомбургер Эриксон - американский эго-психолог, автор эпигенети­ческой концепции развития личности в онтогенезе (родился 15.06.1902 года, Гер­мания, умер - в 1994 голу, в Сан-Франциско, США). Мать Эрика, датская еврейка, будучи беременной, выехала в Германию, где вышла замуж за немецкого еврея -доктора Гомбургсра. Мальчик считал себя немцем, несмотря на датские корни; его не принимали сверстники-немцы (как еврея) и сверстники-евреи (за арийскую внешность). «Эриксон» - псевдоним, фамилия, производная от имени. Трудности с идентичностью в детском опыте учёного позволили ему и зрелости концептуа­лизировать данное понятие и ввести в научный обиход. Заметам, что Э.Эриксон, к тому же, выступил в науке как американский эго-психолог. И как раз психоанали­тическая идентичность эго-психологов, базирующаяся больше на преемственно­сти от классического психоанализа, чем на идеологическом единстве с ним в на­стоящем (а, стало быть, содержащая элемент спутанности), на наш взгляд, зако­номерно породила в данной ветви психоанализа хорошо разработанную идею идентичности — как момент рефлексии над собственным состоянием.

В юности Э.Эриксон изучал живопись в Мюнхене и Флоренции. С 25 лет преподавал живопись в Вене - детям, чьи родители проходили психоанализ. Познакомился с А.Фрейд, с 1927 года проходил у нес сеансы анализа. В 1929 году женился на американке Дж.Серсон. В 1933 году закончил изучение психоанализа, стал членом Венского психоаналитического общества.

В связи с распространением фашизма в Европе эмигрировал в Америку. Антропологи М.Мид и Р.Венедикт, психологи Г.Мюррей и К.Левин составили его круг общения. В 1936 году получил место в Йельской медицинской школе, тогда же отправился в Южную Дакоту в антропологическую экспедицию (наблюдал за культурой индейцев сиу, у которых обнаружил симптомы потери самотождест­венности в связи с потерей культурной традиции). С 1939 по 1950 годы жил в Сан-Франциско, Калифорния, анализируя детей и руководя исследовательскими проектами в университете Беркли. В 1950 году вышла книга «Детство и общест­во», где сформулирована эриксоновская эпигенетическая концепция (жизненного цикла). Покинул университет Беркли, не желая подписывать навязываемую руко­водством маккартистскую антикоммунистическую присягу.

Работал в психоаналитическом центре Остина Риггса (Массачусетс), где изучал биографию М.Лютера, книга о котором «Молодой Лютер» вышла в 1958 году. С 1960 года - профессор в I арварде. В 1962 - отправляется в Индию изучать биографию М.Ганди, которой также посвящает книгу - «Истина Ганди» (1969). Углублённо разрабатывает психологическую проблему личностной идентичности (книга «Идентичность: юность и кризис», 1968).

Э.Эриксону принадлежит наиболее глубоко разработанная эго-психологическая версия развития личности в онтогенезе.

Эпигенетическая теория развития личности (от слова «эпи­генез», «над-рождение») подразумевает, что личностное развитие

.

предполагает поэтапный рост отдельных элементов личности, посте­пенно складывающихся в единое функциональное целое.

Эпигенетическая теория развития личности называется также теорией жизненного цикла. В отличие от стадиальной модели психо­сексуального развития личности классического психоанализа (З.Фрейд, К.Абрахам), модель Э.Эриксона включает весь жизненный цикл человека от рождения до старости, а не только до момента ста­новления зрелой генитальной зоны. Содержание развития личности в стадиальной модели Э.Эриксона можно назвать психосоциальным, по­скольку инфантильная сексуальность и ведущие эрогенные зоны на­ходятся на периферии внимания теоретика, а в центре — освоение че­ловеческих отношений. Развитие личности зависит от готовности её общаться и взаимодействовать со всё более широким кругом людей (мать родители - семья - школа - группа сверстников - партнёры в дружбе, сексе, конкуренты и сотрудники - человечество). В выделе­нии каждой из восьми стадий жизненного цикла Э.Эриксон опирается на решаемую на ней специфическую задачу развития и обусловленное решением личностное новообразование. Решить задачу (разрешить проблему, преодолеть кризис) необходимо, чтобы перейти на сле­дующую стадию. Все стадии развития системно связаны между собой.

Стадии психосоциального развития личности выделены с неко­торой опорой на стадии психосексуального развития классического психоанализа, что заметно и в совпадении названий:

Орально-сенсорная (основная проблема: базовое доверие к.миру против недоверия, психическое новообразование: на­дежда). Младенец в решении личностной проблемы доверия к миру и себе опирается на опыт эмоционального общения с матерью; её забота и вера в ребёнка позволяет ему и в даль­нейшем легче справляться с разочарованиями. Также на ста­новление надежды в младенческом кризисе влияет отноше­ние матери к собственному детству и различные ритуалы (социальные и религиозные).

Мышечно-анальная (основная проблема: автономия против стыда и сомнения, психическое новообразование: сила воли). Раннее детство - время выделения себя из младенческого аб­солютного симбиоза с матерью; ребёнок стремится поддер­живать контроль своих границ (говорит слова «нет», «я сам» и т.д.). Способность выбирать (удерживать или отпускать предметы) позволяет контролировать свои потребности; но ребёнок ещё весьма слаб и неустойчив в своём своеволии; стыд и сомнения возникают как аутоагрессивное обращение контроля на себя. Сила воли - способность принимать реше­ния перед лицом неизбежной фрустрации — возникает из ус­пешности детского контроля над своими границами.

Локомоторно-генитальиая (основная проблема: инициатива против чувства вины, психическое новообразование: целе­устремлённость). Дошкольный возраст человека проходит в игре и фантазии; игра содержит зачатки преднамеренного действия, обдумывания цели, планирования. Фантазии при столкновении с реальностью могут обернуться разочарова­нием, а игровая инициатива - страхом, ведь она бывает нака­зуемой; чувство вины - не что иное, как самонаказание. Це­леустремлённость понимается как смелость ставить цели и достигать их, несмотря на опыт разочарований.

Латентная (основная проблема: трудолюбие против чувст­ва неполноценности, психическое новообразование: компе­тентность). Человек в младшем школьном возрасте прояв­ляет своё трудолюбие в деятельности учения, овладения со­циально полезными знаниями, умениями, навыками. В отли­чие от игры как деятельности, направленной на сам процесс, учение сопровождается контролем результатов. Если мера результативности учения негативно оценивается родителями, учителями и сверстниками, вероятно возникновение чувства неполноценности. Компетентность - личностное свойство, позволяющее уверенно оперировать знаниями, умениями и навыками в решении различных культурных задач.

Подростковый и ранний юношеский возраст (основная про­блема: идентичность против спутанности ролей, психиче­ское новообразование: верность). В отрочестве решается за­дача интеграции элементов прежнего опыта личности в еди­ное целое (эго-идентичность). Это центральная личностная задача. Неспособность подростка к устойчивой идентифика­ции и сверхидентификация с молодёжными кумирами не по­зволяет ему выстроить единую линию поведения. Верность, возникающая как способность сдерживать данные обещания, превращается в верность и самому себе.

Ранняя взрослость (основная проблема: близость против изоляции, психическое новообразование: любовь). На этой стадии личность учится выстраивать близкие (интимные) от­ношения. Установление интимных отношений требует от молодых людей ответственности, предполагающей наличие сформированной идентичности. В противном случае бли

 

зость с другим человеком может переживаться как опасная, разрушительная. Любовь включает взаимоуважение и разде­лённую идентичность двоих.

Взрослость (основная проблема: генеративность против стагнации, психическое новообразование: забота). Генера­тивность суть производительность, склонность и способ­ность к порождению (детей, идей, вещей): стагнация - за­стой, состояние, в котором ничего не рождается. Забота вы­ражается в целостном интересе к порождённому. Кормление, воспитание и обучение нового поколения предстают её куль­турными проявлениями.

Зрелость (основная проблема: целостность против отчая­ния, психическое новообразование: мудрость). К пожилому и старческому возрасту (а под зрелостью Э.Эриксоном по­нимаются именно они) принадлежит актуальная возмож­ность полной интеграции личности, прошедшей весь жиз­ненный цикл, ведущей к мудрости. Мудрость как личностное свойство доступна человеку в пожилом возрасте, но наступа­ет не автоматически у каждого, а как итог' борьбы с отчаяни­ем. Поскольку многое в жизни стариков уже не сложилось и не сбылось, они могут отчаиваться, понижать свою актив­ность и ограничивать интересы в связи с выходом на пенсию, ускоренно инволюционировать, становиться зависимыми, в страхе ожидать смерти. По Э.Эриксону, мудрость представ­ляет обособленный интерес к жизни самой перед лицом смерти.

Ключевую роль в эриксоновской теории личности играет поня­тие идентичности. Данное понятие, по указанию Ч.Райкрофта, «мож­но рассматривать как субъективный эквивалент Эго, которое психо­аналитическая теория склонна наделять объективностью») [244, с.52]. По Э.Эриксону: «Идентичность индивида основывается на двух одно­временных наблюдениях: на ощущении тождества самому себе и не­прерывности своего существования во времени и пространстве, и на осознании того факта, что эти тождество и непрерывность признаются окружающими» [381, С. 58-59]. В связи с этим, кстати, «...одной из методологических предпосылок постижения идентичности является психоанализ, изощрённый настолько, что может учитывать среду; другой предпосылкой есть социальная психология, изощрённая в пси­хоанализе» [381, С. 33].

Представления Э.Эриксона об идентичности, по мнению ряда современных критиков, изложены не вполне логично— и нуждаются в реконструкции. Четыре основных аспекта идентичности, выделяе­мые в его текстах, таковы: индивидуальность (осознание своей отдельности и уникальности); тождественность и целостность во времени (как смысловая согласованность прошлого и будущего); единство и синтез (осмысленное объединение образов себя и детских идентификаций); социальная солидарность (верность идеалам груп­пы, осмысленность личностной идентичности для уважаемых лично­стью других людей).

Формирование идентичности - краеугольный камень развития Эго. В развитии чувства идентичности важна вера личности в тожде-етненность и целостность мировоззрения других значимых людей-единомышленников. В поиске идентичности задействованы и сознательные процессы, но при ведущей роли бессознательной мотивации. 11а становление идентичности влияют как психологические, так и со­циальные условия. Согласно эпигенетической теории, формирование идентичности происходит на пятой из восьми стадий психосоциаль­ного развития личности, но оно предполагает специфические предпо­сылки, складывающиеся на предыдущих четырёх стадиях, в рамках решения главных стадиальных задач.

Взаимное узнавание матери и младенца или аутистическая его изоляция (на орально-сенсорной стадии).

Желание быть собой или сомнение в себе (на мышечно-анальной стадии).

Ожидание ролей или ролевое торможение (на локомоторно-генитальной стадии).

Целевая идентификация или ощущение бесполезности (на латентной стадии).

Пятая стадия, отвечающая за становление идентичности, в свою очередь, несёт проекции специфических проблем всех остальных ста­дий (как пройденных, так и предстоящих). Проблематика предшествующих стадий преломляется подростковым возрастом, обретая в свете кризиса идентичности новые очертания.

Перспектива во времени или тупик (проблема орально-сенсорной стадии).

Уверенность в себе или застенчивость (проблема мышечно-анальной стадии).

Ролевое экспериментирование или фиксированная роль (про­блема локомоторно-генитальной стадии)

Ученичество или неспособность работать (проблема ла­тентной стадии).

Проблематика последующих стадий на стадии кризиса иден­тичности закладывается в таких формах:

Сексуальная поляризация или бисексуальная спутанность (как предпосылки решения проблемы близости / изоляции).

Лидерство и товарищество или смущение перед авторите­том (как предпосылки решения проблемы генеративное™ / стагнации).

Идеологические обязательства или смешение ценностей (как предпосылки решения проблемы целостности / отчая­ния).

Отношение Э.Эриксона к проблеме психопатологии также сле­дует рассматривать в свете эпигенетической теории. Психопатология предстаёт как неразрешение проблем, характерных для критических периодов, невыполнение задач развития. Виды психопатологии, выде­ляемые сообразно восьми проблемным стадиям жизненного цикла та­ковы: замкнутость, принуждение, торможение, инерция, отрицание, исключительность, неприятие окружающей среды, пренебрежение.

Метод психобиографии. Психобиографический метод представ­ляет собой применение психоаналитического метода для реконструк­ции жизненного пути исторических личностей. Сочетание клиниче­ского подхода с социальным и историческим позволяет более объёмно осветить жизненный путь культурно продуктивной личности. Нет су­щественного различия между биографиями и историями болезни.

В биографиях Э.Эриксон обращал внимание на критические жизненные периоды, на силы, помогающие преодолевать трудности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: