Трансформации психоаналитической теории личности (1).
Анна Фрейд австрийский и английский психолог, психоаналитик, основатель эго-психологии (родилась в 1895 году в Вене. Австрия, скончалась в 1975 году в Лондоне, Англия). Анна - младшая из шести дочерей З.Фрейда.
В 1914 году за восемнадцатилетней Л.Фрейд стал ухаживать тридцатипятилетний Э. Джонс, первый биограф 3.Фрейда. Анна была польщена и тронута его вниманием, но у неё закрадывались подозрения, что основной интерес поклонника направлен на ее отца. З.Фрейд также воспротивился браку, считая Э.Джонса старым, а его мотивы сомнительными.
В 23 года Анна прошла двухгодичный курс психоанализа у собственного отца; в ту пору у близкого родственника считался явлением необычным, но допустимым) К 1926г. году А.Фрейд становится практикующим психоаналитиком. Она работает с детьми и читает лекции родителям и учителям о том, как психоаналитическая теория может им помочь в воспитании (в 1964 году её ранние лекции входят в свет в двух книгах «Лечение детей с помощью психоанализа». «Психоанализ для учителей и родителей»). Детский психоанализ стал радикальным развитием идей классического психоанализа. Вместо толкования свободных ассоциаций предлагалось уделение внимания домашней среде ребёнка, где, собственно, и разыгрываются все «невротические реакции». Аналитику в работе с ребенком надлежит занять место Я-идеала и обладать авторитетом воспитателя, чтобы анализировать п воспитывать, позволять и запрещать и т.д.
В 1936г А.Фрейд издаёт свой самый значительный труд: «Психология Я и защитные механизмы». Следуя предложению своего отца, А.Фрейд сосредоточилась да «влечениях Я», в то время как психоаналитический мейнстрим занимался по преимуществу изучением влечений инстанции Оно.
|
22.03. 1938года, через девять дней после начала оккупации гитлеровцами Австрии, Л.Фрейд была задержана и допрошена гестапо. Выйдя на свободу, она вскоре эмигрирует в Англию вместе с 82-летним отцом, который спустя 18 месяцев умирает.
В годы войны А.Фрейд организовывала, и руководила работой приюта в лондонском районе Хэмпстед. Книги «Война и дети» (1944) и «Младенцы-сироты» описывают её лондонский опыт работы. Ею было обнаружено, что эвакуация городских детей от бомбежек в сельскую местность, нарушающая течение семейной жизни и подрывающая привязанности внутри семьи, более травматична для детей, чем страх самих бомбёжек.
В 1947 году Л.Фрейд основала в Хэмпстеде клинику с учебным центром для детских психоаналитиков.
Решающее влияние на творчество А.Фрейд оказало, разумеется, учение ей отца, с которым она себя и ассоциировала. Также — в работе с детьми — она ориентировалась на передовой педагогический опыт М.Монтессори.
Из психоаналитиков после З.Фрейда мало кто создавал вполне цельные самостоятельные теории личности, ведь все они начинали свою теоретизацию не «с нуля», а с уже готовых фундаментальных конструкций, которые ими в основном надстраивались и усложнялись, перестраиваясь лишь частично по мере необходимости.
Вот и теория личности А.Фрейд является построением в основном дополнительным, конкретизирующим детали отцовской теории. Она отправляется от готовой 2-й топической структуры личности (Оно, Я, Сверх-Я), от принятой и классическом психоанализе модели личностной динамики (как динамики влечений). И работала А.Фрейд в основном на одном (до той поры слабо разработанном) «этаже» фрейдовской топики, занимаясь изучением инстанции Я (Эго) и реализуемых ею психических защит.
|
Согласно идеям А.Фрейд, лишь посредством анализа бессознательных защитных механизмов Я психоаналитик может понять те трансформации, которые претерпели инстинкты данной личности. Без знания этих трансформаций мы многое узнаем о содержаниях вытесненных влечений и фантазий, но ничего об их превратностях и о различных путях, по которым они входят в структуры личности.
Оно, Я и Сверх-Я доступны наблюдению в разной степени. О содержании Оно мы можем что-либо узнать лишь тогда, когда оно не удовлетворено и находится в поисках удовлетворения и в виде своих производных (фантазии и т.п.) прорывается в сознание. Сверх-Я, которое в значительной мере осознано, доступно интроспекции - но не в те моменты, когда Сверх-Я и Я пребывают в гармонии. Именно Я в личности выступает внутренним наблюдателем.
Изучение инстанции Оно облегчено для аналитика тем фактом, что содержащиеся в нём влечения и сами стремятся прорваться в сознание, но изучение Я оказывается, напротив, затруднённым. «Цель аналитика, заключающаяся во введении бессознательного в сознание, и усилия образований Я по овладению инстинктивной жизнью противоречат друг другу... в исследовании материал, помогающий анализировать Я, выступает в форме сопротивления анализу Оно» [3 14, с.28].
Все способы психологической защиты, открытые анализом, служат единственной цели - помочь Я в его борьбе с влечениями. Я защищается от влечения (в форме сопротивления), от связанных с влечением аффектов (трансформируя их); постоянные защиты превращаются в черты характера и телесные зажимы, выливаются в формирование невротических
|
симптомов.
Прежде чем перейти к изложению вклада А.Фрейд в концептуализацию и классификацию психических защит, есть смысл остановиться на тех защитных механизмах, которые к моменту этого вклада уже были описаны З.Фрейдом и его последователями:
• Регрессия - механизм психологической защиты, предполагающий возврат к пройденным этапам развития, переход к ранним, менее сложным, упорядоченным и дифференцированным способам поведения.
• Вытеснение — особый защитный механизм, посредством которого субъект пытается удерживать в бессознательном представления (мысли, образы, воспоминания), связанные с влечениями. Этот механизм возникает, когда удовлетворение влечений само по себе приятно, но может иметь неприятные последствия в свете социальных и культурных требований и запретов. Вытеснение, таким образом, - универсальный психический процесс, лежащий в основе становления бессознательного. Это защитный механизм, опосредующий конфликтное взаимодействие естественного и культурного начал в человеке.
• Реактивное образование (формирование реакции) психологическая установка или привычка, представляющая собой нечто противоположное вытесненному желанию, как реакцию на его опасность (например, стыдливость при эксгибиционистских наклонностях, гомофобия — при гомосексуальных).
• Изоляция — механизм защиты, предполагающий разрыв связей какой-то мысли или поступка с контекстом (другими мыслями и сторонами жизни субъекта). Этот механизм распространён при неврозе навязчивых состояний. Среди приёмов изоляции - остановки в процессе мышления, использование формул и ритуалов, все приёмы, прерывающие временную последовательность мыслей и действий.
• Отрицание — защитный механизм, предполагающий снятие вытесненного, сохранение его в сознании без признания, принятия как собственных психических явлений. Это негативная форма признания вытесненного. В отрицании субъект говорит: «Вот каков я не-есть на самом деле».
• Проекция — защитный механизм, при котором качества, чувства, желания, отрицаемые или не замечаемые в себе (например, сексуальные или агрессивные импульсы, невыносимые для индивида), приписываются другому (внешнему человеку, вещи или фактору).
• Интроекция - защитный механизм, обратный проекции; предполагает принятие субъектом внутрь себя объектов и присущих им качеств; в отличии от оральной инкорпорации, не столько связана с телесным поглощением объекта, сколько с личностным включением в себя.
• Борьба Я с самим собой.
• Обращение агрессии против себя.
К данным формам психических защит А.Фрейд добавляет и сублимацию (впервые указывая на то, что она - также защитный механизм).
• Сублимация - переключение влечения на несексуальную цель и направление на социально значимые объекты.
Из всего перечня защитных механизмов, обнаруженных в опыте классического психоанализа, А.Фрейд специально не упоминает тревогу (предупреждение о бреши в системе защиты, созданной вытеснением) и рационализацию. Последнюю в наше изложение есть смысл включить.
Рационализация - процедура, посредством которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое причинное объяснение той или иной установки, поступка, импульсивного действия, идеи и пр., подлинные мотивы которых остаются в тени. Цель рационализации - избежать ответственности за свои действия. От неё следует отличать интеллектуализацию как уход в теоретические рассуждения от эмоциональной стороны события.
Классифицировать защитные механизмы можно сообразно тем мотивам, которые побуждают Я защищаться от влечений Оно. Мотивы защиты от влечений выделяются следующие:
• Тревожность Сверх Я в неврозах взрослых (само Я не рассматривает импульс Оно как опасный, но послушно включается в борьбу с ним, т.к. боится Сверх-Я).
• Объективная тревога в детском неврозе (Я боится влечений, но лишь потому, что они запрещены родителями; т.о., Я опасается внешнего мира- наказания извне).
• Инстинктивная тревога (страх Я перед силой влечения).
• Дополнительные мотивы (конфликты между противоположными тенденциями).
Пять механизмов защиты, впервые описанных самой А.Фрейд:
• Отрицание реальности травмирующего восприятия посредством фантазирования (в фантазии происходит полное обращение реальной внешней ситуации в её противоположность). Имея интеллектуальную способность отличить фантазию от факта, ребёнок в сфере аффекта всё же аннулирует болезненные факты и осуществляет либидозную сверхнагрузку фантазии.
• Отрицание реальности посредством слов и поступков — лишён фантазийного всемогущества, он предполагает игру, драматизацию, а значит, зависит в своём осуществлении от реакции окружения. Защитные меры, таким образом, должны быть социально адаптированными.
• Ограничение Я — выбор пассивной позиции в связи с целью избегания неудовольствия, связанного с осознанием своей неполноценности, неуспешности в сравнении с другими. Ограничение Я в одном аспекте деятельности влечёт направление всей энергии на какой-то другой, где человек будет успешен. Выбирая ограничение Я, ребёнок избегает самих стимулов, влекущих неудовольствие, отчего ему отныне не надо прибегать к отрицанию.
• Идентификация с агрессором - защитный механизм, при котором столкнувшийся с опасностью субъект отождествляется с агрессором, приписывая себе сам акт агрессии, подражая моральному облику агрессора, или заимствуя некоторые знаки его власти. Этот механизм возникает в период, предшествующий образованию Сверх-Я, когда агрессия направлена вовне, и ещё не может обращаться на себя в форме самокритики.
• Форма альтруизма (альтруистическое подчинение наших импульсов) — частная разновидность проекции, позволяющая формировать дружественные отношения с окружением. Вместо достижения своих целей, человек тратит энергию на сочувствие людям. Слишком строгое Сверх-Я заставляет (вместо удовлетворения) проецировать свои желания на других людей. Человек удовлетворяет свои влечения, помогая (например, сводничествуя) этим другим людям, к желаниям которых Сверх-Я относится вполне терпимо.
Если отрицание - защитный механизм, направленный на внешнюю опасность, а вытеснение предполагает борьбу с внутренним стимулом (влечением), то ограничение Я (которое легко спутать с торможением) уже не столь однозначно по направлению на внутренний или внешний конфликт; механизм же идентификации усложнён настолько, что используется то против внешней, то против внутренней силы. Ряд механизмов защиты (смещение, обращение, борьба против себя самого) влияют на сам процесс влечения; проекция и вытеснение, напротив, предотвращают его осознание. Механизм проекции нарушает связь между идеационными представлениями опасных инстинктивных импульсов и Я, при этом нежелательная идея смещается во внешний мир. В случае же вытеснения нежелательная идея отбрасывается обратно в Оно.
А.Фрейд согласна с той особой ролью, которую играет в построениях её отца механизм вытеснения. Она указывает, что вытеснение — самый эффективный, но и самый опасный защитный механизм. Оно способно справиться с такими мощными импульсами влечений, перед которыми пасуют все другие защиты; однако изоляция сознания от всего хода инстинктивной и аффективной жизни может полностью разрушить целостность личности.
Рассматривая развитие инстанции Я в онтогенезе, А.Фрейд указывает на изменчивость Я, контрастирующую с неизменностью Оно. На ранних стадиях (оральная, анальная, фаллическая), когда влечения и аффекты Оно сильны, а Я -- ещё слабое, ребёнок не осознаёт опасностей давления влечений, и контролирует их лишь в силу воздействия внешнего мира. Воспитатели - союзники Я в обуздании побуждений. Внешний мир, представлен в психике ребёнка в феномене объективной тревоги, поэтому. Я, стремясь сохранить равновесие между жизнью влечений и внешними требованиями, в страхе перед миром, прибегает к ранним защитам — отрицаниям и т.д..
К латентному периоду, когда внутри личности уже создано Сверх-Я (представительство культурных требований, новый союзник и борьбе с влечениями), страх перед внешним миром уступает страху перед Сверх-Я. Успешное вытеснение и обеспечивает стабильность латентного периода.
Сверх-Я помогает контролировать влечения до пубертата (полового созревания), когда влечения обрушиваются на подростка с силой внезапно возросшего либидо, превосходящей возможности контроля и грозят самой его идентичности. Я начинает бояться (и защищаться от)
влечений как таковых. Для установок Я пубертатного возраста характерны аскетизим (направленный против фиксации на всех объектах детской любви) и интеллектуальность (возникает интеллектуализация как типично подростковая форма психической защиты).
Частный, по внешней видимости, вклад А.Фрейд в психоаналитическую теорию, изменил многое. Если у З.Фрейда инстанция Я рассматривалась как обладающая лишь видимым единством совокупность идентификаций, то у А.Фрейд - как по-своему эффективная совокупность защит. С пессимизмом классического психоанализа (не покидающего точку безнадёжного, как Стена Плача, конфликта расщеплённого субъекта посреди дуализма влечений и антагонизма природы и культуры), контрастирует её оптимизм, сквозящий в заключительных пассажах «Психологии Я и защитных механизмов»: «Но даже когда мы допускаем, что Я не полностью свободно в создании защитных механизмов, которые оно использует, при исследовании этих механизмов впечатляет величина достижений Я. Само существование невротических симптомов указывает на то, что Я потерпело поражение... Но Я одерживает победу, когда его защитные меры достигают своей цели, т.е. позволяют ему ограничить развитие тревоги и неудовольствия и так преобразовать инстинкты, что даже в трудных обстоятельствах обеспечивается какая-то степень удовлетворения. А это, в свою очередь, позволяет поддерживать гармоничные отношения между Оно, Сверх-Я и силами внешнего мира» [314, с. 139]. Здесь Я предстаёт своего рода менеджером, занятым решением задач по управлению внутриличностной организацией и её адаптацией к среде.
Вера А.Фрейд в возможности Я была востребована. Разумеется, именно её взгляд, более оптимистичный сравнительно с отцовским, возобладал в американском психоанализе, трансформировавшемся в эго-психологию (т.е. психологию Я). Американцы восприняли психоанализ с энтузиазмом - как эффективный способ клинической работы, но в отрыве от европейского мировоззренческого декаданса, который с их прагматическим энтузиазмом как-то не вязался.
Хайнц Хартманн - австрийский и американский психоаналитик, главный основоположник американской эго-психологии (родился 4.11.1894 года в Вене, Австрия, умер в 1970 году в США), изучал медицину в Венском университете, где слушал лекции З.Фрейда. В 1920 году получил ученую степень доктора медицины; более десяти лет работал в психоневрологической клинике Ю.Вагнера-Янурегга (лауреата Нобелевской премии за 1927 год в области медицины). X.Хартманн в 1927 году становится членом Венского психоаналитического общества. С 1933 года он - второй секретарь и член правления общества; с 1932 по 1941 — редактор «Международного журнала психоанализа». К его работам принадлежат «Психоанализ и проблема ценностей» (1928), «Психоанализ и мировоззрение» (1936), «Психология Я и проблема адаптации» (1939). В 1938 году эмигрировал во Францию, затем в Швейцарию, а в 1941 году - в США. В 1952-1954 юдах был Президентом Нью-Йоркского психоаналитического общества, с 1951 по 1957 год— Президентом Международной психоаналитической ассоциации, а с 1959 года- Почетным президентом последней.
Оригинальной теории личности X.Хартманн не создал, сосредоточившись на эклектическом реформировании теории личности классического психоанализа. В имеющиеся теоретические формы он добавил новое содержание, с целью усовершенствовать и приблизить к реальности прежнюю конструкцию. Его вклад в психоаналитическую теорию показателен в том смысле, как можно выхолостить основную суть теории, присоединяя к ней вполне разумные сами по себе, но мировоззренчески чуждые идеи.
В психоаналитических изысканиях X.Хартманн, как и А.Фрейд, сосредоточился на инстанции Я — но не в плане её бессознательных защитных механизмов, а в плане адаптивных функций, связанных с рациональным мышлением и действием. В качестве центральной проблемы в его теории личности заявлена проблема адаптации к внешнему миру, относящаяся к компетенции Я (Я- центральный орган адаптации). Модифицированный Х.Хартманном классический психоаналитический принцип реальности (которым руководствуется Я), генетически предшествует принципу удовольствия и исторически его превосходит.
Динамика личности в теоретических воззрениях Х.Хартманна предстаёт в первую очередь как динамика адаптации. Инстанция Я одновременно осуществляет адаптацию, запрет и синтез. Защитные механизмы Я, которые, по А.Фрейд, рассматривались как ведущие к
ограничению Я, согласно Х.Хартманну, в то же время выступают адаптивным средством. Позитивная адаптационная ценность функций Я не должна оставаться вне рассмотрения.
Адаптация, взятая по отношению к развитию личности, по Х.Хартманну, существует в различных формах:
• Прогрессивная (направление которой совпадает с развитием).
• Регрессивная (направление которой - «в обход», через регрессию).
К выделенным ещё Ш.Ференци, а затем - З.Фрейдом двум видам адаптации аутопластической (приспосабливающей себя под окружение) и аллопластической (изменяющей окружение) -Х.Хартманн добавил свою, третью форму, наиболее важную, связанную с выбором новой окружающей среды, благоприятной для функционирования живого организма.
При этом адаптация к социуму у Х.Хартманна не обязательно включает конформность. Адаптация подразумевает не только приспособление к законам и целям общества, но и попытки их изменить, активно выработать новые цели.
Идея «Свободной от конфликтов сферы Я», предложенная Х.Хартманном, состоит в том, что адаптация не всегда бывает связана с конфликтными ситуациями. Т.о., идея З.Фрейда о базисном конфликте, лежащем в основе человеческого бытия, существенно им ограничивается. Функции Д лежащие в свободной от конфликта сфере, выражают автономию самого развития Я.
Я характеризуется первичной и вторичной автономией:
• Первичной - врожденной автономией наделены функции, независимые от бессознательных влечений (способность к восприятию, моторика и т.д.).
• Вторичная автономия связана с обучением, с опытом противодействия силам Оно, Сверх-Я и внешней среды.
• Так как психоанализ стал для Х.Хартманна «общей психологией развития», то и клинические цели психоанализа в его редакции (а особенно в понимании его редакции американскими эго-психологами) кардинально изменились. Целью эго-психологической терапии стало приспособление людей, страдающих психическими расстройствами, к существующим условиям жизни. Для выполнения этой цели психоаналитик призван всемерно усиливать их Я (способствуя интроецированию пациентами сильного Я самого психоаналитика).
Эрик Гомбургер Эриксон - американский эго-психолог, автор эпигенетической концепции развития личности в онтогенезе (родился 15.06.1902 года, Германия, умер - в 1994 голу, в Сан-Франциско, США). Мать Эрика, датская еврейка, будучи беременной, выехала в Германию, где вышла замуж за немецкого еврея -доктора Гомбургсра. Мальчик считал себя немцем, несмотря на датские корни; его не принимали сверстники-немцы (как еврея) и сверстники-евреи (за арийскую внешность). «Эриксон» - псевдоним, фамилия, производная от имени. Трудности с идентичностью в детском опыте учёного позволили ему и зрелости концептуализировать данное понятие и ввести в научный обиход. Заметам, что Э.Эриксон, к тому же, выступил в науке как американский эго-психолог. И как раз психоаналитическая идентичность эго-психологов, базирующаяся больше на преемственности от классического психоанализа, чем на идеологическом единстве с ним в настоящем (а, стало быть, содержащая элемент спутанности), на наш взгляд, закономерно породила в данной ветви психоанализа хорошо разработанную идею идентичности — как момент рефлексии над собственным состоянием.
В юности Э.Эриксон изучал живопись в Мюнхене и Флоренции. С 25 лет преподавал живопись в Вене - детям, чьи родители проходили психоанализ. Познакомился с А.Фрейд, с 1927 года проходил у нес сеансы анализа. В 1929 году женился на американке Дж.Серсон. В 1933 году закончил изучение психоанализа, стал членом Венского психоаналитического общества.
В связи с распространением фашизма в Европе эмигрировал в Америку. Антропологи М.Мид и Р.Венедикт, психологи Г.Мюррей и К.Левин составили его круг общения. В 1936 году получил место в Йельской медицинской школе, тогда же отправился в Южную Дакоту в антропологическую экспедицию (наблюдал за культурой индейцев сиу, у которых обнаружил симптомы потери самотождественности в связи с потерей культурной традиции). С 1939 по 1950 годы жил в Сан-Франциско, Калифорния, анализируя детей и руководя исследовательскими проектами в университете Беркли. В 1950 году вышла книга «Детство и общество», где сформулирована эриксоновская эпигенетическая концепция (жизненного цикла). Покинул университет Беркли, не желая подписывать навязываемую руководством маккартистскую антикоммунистическую присягу.
Работал в психоаналитическом центре Остина Риггса (Массачусетс), где изучал биографию М.Лютера, книга о котором «Молодой Лютер» вышла в 1958 году. С 1960 года - профессор в I арварде. В 1962 - отправляется в Индию изучать биографию М.Ганди, которой также посвящает книгу - «Истина Ганди» (1969). Углублённо разрабатывает психологическую проблему личностной идентичности (книга «Идентичность: юность и кризис», 1968).
Э.Эриксону принадлежит наиболее глубоко разработанная эго-психологическая версия развития личности в онтогенезе.
Эпигенетическая теория развития личности (от слова «эпигенез», «над-рождение») подразумевает, что личностное развитие
.
предполагает поэтапный рост отдельных элементов личности, постепенно складывающихся в единое функциональное целое.
Эпигенетическая теория развития личности называется также теорией жизненного цикла. В отличие от стадиальной модели психосексуального развития личности классического психоанализа (З.Фрейд, К.Абрахам), модель Э.Эриксона включает весь жизненный цикл человека от рождения до старости, а не только до момента становления зрелой генитальной зоны. Содержание развития личности в стадиальной модели Э.Эриксона можно назвать психосоциальным, поскольку инфантильная сексуальность и ведущие эрогенные зоны находятся на периферии внимания теоретика, а в центре — освоение человеческих отношений. Развитие личности зависит от готовности её общаться и взаимодействовать со всё более широким кругом людей (мать родители - семья - школа - группа сверстников - партнёры в дружбе, сексе, конкуренты и сотрудники - человечество). В выделении каждой из восьми стадий жизненного цикла Э.Эриксон опирается на решаемую на ней специфическую задачу развития и обусловленное решением личностное новообразование. Решить задачу (разрешить проблему, преодолеть кризис) необходимо, чтобы перейти на следующую стадию. Все стадии развития системно связаны между собой.
Стадии психосоциального развития личности выделены с некоторой опорой на стадии психосексуального развития классического психоанализа, что заметно и в совпадении названий:
• Орально-сенсорная (основная проблема: базовое доверие к.миру против недоверия, психическое новообразование: надежда). Младенец в решении личностной проблемы доверия к миру и себе опирается на опыт эмоционального общения с матерью; её забота и вера в ребёнка позволяет ему и в дальнейшем легче справляться с разочарованиями. Также на становление надежды в младенческом кризисе влияет отношение матери к собственному детству и различные ритуалы (социальные и религиозные).
• Мышечно-анальная (основная проблема: автономия против стыда и сомнения, психическое новообразование: сила воли). Раннее детство - время выделения себя из младенческого абсолютного симбиоза с матерью; ребёнок стремится поддерживать контроль своих границ (говорит слова «нет», «я сам» и т.д.). Способность выбирать (удерживать или отпускать предметы) позволяет контролировать свои потребности; но ребёнок ещё весьма слаб и неустойчив в своём своеволии; стыд и сомнения возникают как аутоагрессивное обращение контроля на себя. Сила воли - способность принимать решения перед лицом неизбежной фрустрации — возникает из успешности детского контроля над своими границами.
Локомоторно-генитальиая (основная проблема: инициатива против чувства вины, психическое новообразование: целеустремлённость). Дошкольный возраст человека проходит в игре и фантазии; игра содержит зачатки преднамеренного действия, обдумывания цели, планирования. Фантазии при столкновении с реальностью могут обернуться разочарованием, а игровая инициатива - страхом, ведь она бывает наказуемой; чувство вины - не что иное, как самонаказание. Целеустремлённость понимается как смелость ставить цели и достигать их, несмотря на опыт разочарований.
Латентная (основная проблема: трудолюбие против чувства неполноценности, психическое новообразование: компетентность). Человек в младшем школьном возрасте проявляет своё трудолюбие в деятельности учения, овладения социально полезными знаниями, умениями, навыками. В отличие от игры как деятельности, направленной на сам процесс, учение сопровождается контролем результатов. Если мера результативности учения негативно оценивается родителями, учителями и сверстниками, вероятно возникновение чувства неполноценности. Компетентность - личностное свойство, позволяющее уверенно оперировать знаниями, умениями и навыками в решении различных культурных задач.
Подростковый и ранний юношеский возраст (основная проблема: идентичность против спутанности ролей, психическое новообразование: верность). В отрочестве решается задача интеграции элементов прежнего опыта личности в единое целое (эго-идентичность). Это центральная личностная задача. Неспособность подростка к устойчивой идентификации и сверхидентификация с молодёжными кумирами не позволяет ему выстроить единую линию поведения. Верность, возникающая как способность сдерживать данные обещания, превращается в верность и самому себе.
• Ранняя взрослость (основная проблема: близость против изоляции, психическое новообразование: любовь). На этой стадии личность учится выстраивать близкие (интимные) отношения. Установление интимных отношений требует от молодых людей ответственности, предполагающей наличие сформированной идентичности. В противном случае бли
зость с другим человеком может переживаться как опасная, разрушительная. Любовь включает взаимоуважение и разделённую идентичность двоих.
• Взрослость (основная проблема: генеративность против стагнации, психическое новообразование: забота). Генеративность суть производительность, склонность и способность к порождению (детей, идей, вещей): стагнация - застой, состояние, в котором ничего не рождается. Забота выражается в целостном интересе к порождённому. Кормление, воспитание и обучение нового поколения предстают её культурными проявлениями.
• Зрелость (основная проблема: целостность против отчаяния, психическое новообразование: мудрость). К пожилому и старческому возрасту (а под зрелостью Э.Эриксоном понимаются именно они) принадлежит актуальная возможность полной интеграции личности, прошедшей весь жизненный цикл, ведущей к мудрости. Мудрость как личностное свойство доступна человеку в пожилом возрасте, но наступает не автоматически у каждого, а как итог' борьбы с отчаянием. Поскольку многое в жизни стариков уже не сложилось и не сбылось, они могут отчаиваться, понижать свою активность и ограничивать интересы в связи с выходом на пенсию, ускоренно инволюционировать, становиться зависимыми, в страхе ожидать смерти. По Э.Эриксону, мудрость представляет обособленный интерес к жизни самой перед лицом смерти.
Ключевую роль в эриксоновской теории личности играет понятие идентичности. Данное понятие, по указанию Ч.Райкрофта, «можно рассматривать как субъективный эквивалент Эго, которое психоаналитическая теория склонна наделять объективностью») [244, с.52]. По Э.Эриксону: «Идентичность индивида основывается на двух одновременных наблюдениях: на ощущении тождества самому себе и непрерывности своего существования во времени и пространстве, и на осознании того факта, что эти тождество и непрерывность признаются окружающими» [381, С. 58-59]. В связи с этим, кстати, «...одной из методологических предпосылок постижения идентичности является психоанализ, изощрённый настолько, что может учитывать среду; другой предпосылкой есть социальная психология, изощрённая в психоанализе» [381, С. 33].
Представления Э.Эриксона об идентичности, по мнению ряда современных критиков, изложены не вполне логично— и нуждаются в реконструкции. Четыре основных аспекта идентичности, выделяемые в его текстах, таковы: индивидуальность (осознание своей отдельности и уникальности); тождественность и целостность во времени (как смысловая согласованность прошлого и будущего); единство и синтез (осмысленное объединение образов себя и детских идентификаций); социальная солидарность (верность идеалам группы, осмысленность личностной идентичности для уважаемых личностью других людей).
Формирование идентичности - краеугольный камень развития Эго. В развитии чувства идентичности важна вера личности в тожде-етненность и целостность мировоззрения других значимых людей-единомышленников. В поиске идентичности задействованы и сознательные процессы, но при ведущей роли бессознательной мотивации. 11а становление идентичности влияют как психологические, так и социальные условия. Согласно эпигенетической теории, формирование идентичности происходит на пятой из восьми стадий психосоциального развития личности, но оно предполагает специфические предпосылки, складывающиеся на предыдущих четырёх стадиях, в рамках решения главных стадиальных задач.
• Взаимное узнавание матери и младенца или аутистическая его изоляция (на орально-сенсорной стадии).
• Желание быть собой или сомнение в себе (на мышечно-анальной стадии).
• Ожидание ролей или ролевое торможение (на локомоторно-генитальной стадии).
• Целевая идентификация или ощущение бесполезности (на латентной стадии).
Пятая стадия, отвечающая за становление идентичности, в свою очередь, несёт проекции специфических проблем всех остальных стадий (как пройденных, так и предстоящих). Проблематика предшествующих стадий преломляется подростковым возрастом, обретая в свете кризиса идентичности новые очертания.
• Перспектива во времени или тупик (проблема орально-сенсорной стадии).
• Уверенность в себе или застенчивость (проблема мышечно-анальной стадии).
• Ролевое экспериментирование или фиксированная роль (проблема локомоторно-генитальной стадии)
• Ученичество или неспособность работать (проблема латентной стадии).
Проблематика последующих стадий на стадии кризиса идентичности закладывается в таких формах:
• Сексуальная поляризация или бисексуальная спутанность (как предпосылки решения проблемы близости / изоляции).
• Лидерство и товарищество или смущение перед авторитетом (как предпосылки решения проблемы генеративное™ / стагнации).
• Идеологические обязательства или смешение ценностей (как предпосылки решения проблемы целостности / отчаяния).
Отношение Э.Эриксона к проблеме психопатологии также следует рассматривать в свете эпигенетической теории. Психопатология предстаёт как неразрешение проблем, характерных для критических периодов, невыполнение задач развития. Виды психопатологии, выделяемые сообразно восьми проблемным стадиям жизненного цикла таковы: замкнутость, принуждение, торможение, инерция, отрицание, исключительность, неприятие окружающей среды, пренебрежение.
Метод психобиографии. Психобиографический метод представляет собой применение психоаналитического метода для реконструкции жизненного пути исторических личностей. Сочетание клинического подхода с социальным и историческим позволяет более объёмно осветить жизненный путь культурно продуктивной личности. Нет существенного различия между биографиями и историями болезни.
В биографиях Э.Эриксон обращал внимание на критические жизненные периоды, на силы, помогающие преодолевать трудности.