Взаимозаменяемость обеспечивает: гарантированное качество продукции; упрощение процесса сборки и ремонта.
Виды взаимозаменяемости: Полная взаим-ть - это взаим-ть, при которой обеспечивается выполнение всех видов параметров с точностью.
Неполная взаим-ть – это взаим-ть, при которой в результате бес пригоночной сборки получают готовое изделие.
Размерная взаим-ть – это взаим-ть по присоединительным размерам.
Параметрическая взаим-ть – это взаим-ть по выходным параметрам.
Внешняя взаим-ть – это взаим-ть отдельных изделий.
Внутренняя взаим-ть – это взаим-ть отдельных деталей.
2). Понятие о размерах и отклонениях.
Вал – термин, условно применяемый для обозначения наружных (внутренних, отверстие) элементов деталей.
Размер – числовое значение линейной величины в выбранных единицах измерений.
Номинальный размер – это размер, отн-но которого опр-ся предельные размеры.
Действительный размер - размер детали, определенный в результате ее измерения с допускаемой погрешностью.
Наибольший предельный размер - больший из 2-х предельных размеров. Обозначается DMAX, dMAX.
Наименьший предельный размер - меньший из 2-х предельных размеров. Обозначается DMIN, dMIN.
Предельное отклонение - алгебраическая разность между предельным и соответствующим номинальным размерами.
Верхнее отклонение - алгебраическая разность между наибольшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
Нижнее отклонение - алгебраическая разность между наименьшим предельным и соответствующим номинальным размерами.
Допуск размера - разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами.
Поле допуска - поле, ограниченное наибольшим и наименьшим предельными размерами.
|
3). Посадка с зазором, с натягом и переходные посадки.
Посадка с зазором – посадка, при которой всегда образуется зазор в соединений, т.е. наим предельный размер отверстия больше наиб предельного размера вала или равен ему.
Зазор S – это разность м/у размером отверстия( D ) и вала( d ) до сборки. S=D-d≥0.
Наиб зазор Smax – это разность м/у наиб предельным размером отверстия и наим предельным размерам вала. Smax=Dmax-dmin≥0.
Наим зазор Smin – это разность м/у наим предельным размером отверстия и наиб предельным размером вала. Smin=Dmin-dmax≥0.
Средний зазор Sm (ср арифм наиб и наим зазоров). Sm=(Smax+ Smin)/2.
Действительный зазор Se – это зазор, опр-мый как разность действительных размеров отверстия и вала.
Допуск посадки с зазором ITS – сумма допусков отв и вала. ITS=ITD+ITd.
Посадки с натягом – посадка, при которой всегда образуется натяг в соединений, т.е. наиб предельный размер отверстия меньше наим предельного размера вала или равен ему.
Натяг N – это разность размеров вала и отверстия до сборки.
Наиб натяг Nmax – это разность м/у наиб предельным размером вала и наим предельным размером отверстия, до сборки. Nmax=dmax-Dmin≥0.
Наим натяг Nmin – это разность м/у наим предельным размером вала и наиб предельным размером отверстия, до сборки. Nmin=dmin-Dmax≥0.
Средний натяг Nm – (ср арифм наиб и наим натягов) Nm=(Nmax+Nmin)/2.
Действительный натяг Ne – это натяг, опр-мый как разность м/у действительными размерами вала и отверстия до сборки.
Допуск посадки с натягом ITN – разность м/у наиб и наим натягами.
ITN=ITD+ITd.
Переходные посадки – характеризуется наиб натягом Nmax изазоромSmax.Допуск переходной посадки ITNS опр-ся по формуле: ITNS=Nmax-Nmin=Smax-Smin.
|
4). Принципы построения системы допусков и посадок.
Принцип применения рядов предпочтительных чисел – заключается в том, что числовые ряды интервалов размеров и других показателей строятся по одному из основных рядов предпочтительных чисел.
Принцип масштабных коэффициентов – основан на том, что изменение величины допуска в зависимости от размера подчиняется опр-ной закономерности, наз-мый единицей допуска.
Принцип применения коэффициентов точности – заключается в том, что числовые значения допусков размеров получаются умножением единицы допуска на опр-ное число.
Принцип применения упрощающих способов построения посадок – заключается в использовании 2-ух эквивалентных по простоте способов. Принцип экономии материала: Экономия получается в результате того, что допустимые отклонения действительных размеров уменьшают массу основной детали.
Принцип унификаций полей допусков предусматривает выделение из общего числа стандартизованных полей допусков предпочтительного применения.
Принцип физически обоснованного изменения зазора в зависимости от размера соединения заключается в том, что зазоры и натяги изменяются в зависимости от размера соединения по законам.
Принцип приведения норм точности к опр-му температурному режиму указывает на необходимость отнесения стандартизованных предельных отклонений размерных параметров к опр-ной температуре.
5). Признаки построения системы допусков и посадок.
|
Первый признак ЕСДП состоит в том, что с целью упрощения таблиц допусков и посадок номинальные размеры разбиты на диапазоны и интервалы.
Второй признак ЕСДП заключается в принятой в соответствии с принципом масштабных коэффициентов единицы допуска.
Третьим признаком ЕСДП яв-ся градация точности (ряды точности).
Четвертым признаком ЕСДП служит основанное на принципе экономии металла предельно одностороннее расположение полей допусков основных деталей.
Пятым признаком ЕСДП яв-ся расположение полей допусков.
Шестым признаком ЕСДП предусмотрены посадки в системе отверстия и в системе вала.
Седьмым признаком ЕСДП служит температурный режим.
6). Нанесение предельных отклонений размеров на чертежах. Обозначение посадок.
Предусмотрено 3 способа указания отклонений:
- Числовыми значениями предельных отклонений
-условными обозначениями полей допусков
-условными обозначениями полей допусков с указанием справа в скобках числовых значений предельных отклонений
Во всех трех случаях вначале указывается номинальный размер
Если одно из предельных отклонений равно нулю, то его м/о не указывать