Безопасность и роль силы




На глобальных характеристиках международной системы сказыва­ются изменения в существе вызовов международной безопасности и стабильности, равно как и в их иерархии. Угроза мировой ядерной вой­ны утратила абсолютный приоритет, хотя наличие крупных арсеналов средств массового поражения полностью не устранило возможность глобальной катастрофы.

Наряду с этим более грозной становится опасность распростране­ния ядерного оружия, других видов ОМУ, ракетных технологий. Осознание этой проблемы какглобальной - важный ресурс мобилизации международного сообщества. Но действенность указанного ресурса ог­раниченна. Во-первых, доступ к соответствующим средствам (оружию, технологиям) носит избирательный характер (одни имеют, другие нет). Во-вторых, меры, ограничивающие такой доступ воспринимаются как дискриминационные.

При относительной стабильности глобальной стратегической обста­новки нарастает вал конфликтов на более низких уровнях международ­ных отношений, равно как и столкновений, имеющих внутренний ха­рактер. Сдерживать и разрешать такие конфликты становится труднее. Новыми источниками угроз выступают терроризм, наркобизнес, другиевидыкриминальной трансграничной деятельности, политический и религиозный экстремизм.

На этом фоне происходит переоценка фактора силы. В комплексе инструментов политики наиболее развитых стран более важное место занимают невоенные средстваэкономические, финансовые, научно-технические, информационные и многие другие, условно объединяемые понятием «мягкой силы». Тем самым расширяются возможности раз­витых стран выступать в качестве центра притяжения для других участ­ников международной жизни, а в определенных ситуациях и оказывать на них эффективное несиловое давление.

Но многие государства видят в военной силе важное средство обес­печения национальной безопасности и повышения международного статуса. Крупные державы, отдавая предпочтение несиловым методам, политически и психологически готовы к избирательному прямому ис­пользованию военной силы или угрозы применения силы в отдельных критических ситуациях.

Средние и малые страны, особенно в развивающемся мире, за не­достатком других ресурсов рассматривают военную силу как имеющую первостепенное значение. В еще большей мере это относится к странам с недемократической политической системой, если их руководство склонно противопоставлять себя международному сообществу, исполь­зуя авантюристические, агрессивные, террористические методы дости­жения целей.

В целом в стратегическом плане и с точки зрения глобальных тенденций правомерно говорить об относительном уменьшении роли военной силы. Но использование этого инструментария в реальной практике отнюдь не уходит в прошлое. Не исключено, что его применение может стать более широким по территориальному ареалу. Проблему будут скорее видеть в том, чтобы обеспечить достижение максимального результата в кратчай­шие сроки и при минимизации политических издержек — внутренних и вне­шних.

Один из зримых парадоксов современного международно-полити­ческого развития состоит в том, что выход из глобального противостояния и уменьшение опасности возникновения мировой ядерной войны сопровождались замедлением процесса ограничения вооружений и их сокращения. Более того, правомерно говорить о заметной эрозии в этой сфере. Некоторые важные соглашения (ДОВСЕ, Договор по ПРО) пе­рестали действовать, а заключение других оказалось под вопросом.

Восстановление и укрепление инфраструктуры контроля над во­оружениями — важнейшая задача именно в связи с переходным харак­тером международной системы. Ее нынешнее состояние ставит госу­дарства перед новыми вызовами и требует адаптировать к ним военно-политический инструментарий таким образом, чтобы избежать коллизий во взаимоотношениях. Накопленный опыт уникален и бес­ценен, и начинать все с нуля было бы нерационально.

Контроль над вооружениями важен и как свидетельство готовности стран к сотрудничеству в сфере безопасности. Альтернативный подход — действия на основе сугубо национальных императивов и без учета озабоченностей других стран — «плохой» сигнал, свидетельствующий о неготовности ориентироваться на глобальные интересы.

Особого внимания требует вопрос о ядерном оружии. Каждое но­вое расширение «ядерного клуба» оборачивается для международно-политической системы тяжелейшим стрессом. Между тем стимулом для расширения становится факт сохранения ядерного оружия крупнейши­ми странами в качестве средства обеспечения безопасности. Их выска­зывания в поддержку «ядерного нуля» воспринимаются скептически, а предложения кажутся формальными, неконкретными и неубедительными. При этом сами большие страны модернизируют свой ядерный потенциал, совершенствуя и «перенастраивая» его на решение допол­нительных задач.

В условиях нарастания военных угроз может утратить значение не­гласный запрет набоевое использование ядерного оружия. Международно-политическая система столкнется с принципиально новым вы­зовом — вызовом локального применения ядерного оружия (устройства). Это может произойти в рамках любого мыслимого сценария — с учас­тием какой-либо из признанных ядерных держав, неофициальных чле­нов ядерного клуба, претендентов на вступление в него или террорис­тов. Такая «локальная» по формальным признакам ситуация может иметь крайне серьезные глобальные последствия.

От ядерных держав требуется высочайшее чувство ответственнос­ти, новаторское мышление и беспрецедентно тесное взаимодействие, чтобы минимизировать политические импульсы для такого развития событий. Особое значение в этом плане может иметь достижение Соединенными Штатами и Россией договоренностей о глубоком сокра­щении ядерных потенциалов и придание процессу ограничения и со­кращения ядерных вооружений многостороннего характера (СНВ-3).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: