Как провести исследование средствами контент-анализа




МЕТОДЫИЗУЧЕНИЯ ТЕКСТОВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Существует множество методов получения социологической информации, основанных на прямом взаимодействии с людьми (опросы, фокус-группы, наблюдение). Возможность того, что сам исследователь оказывает влияние (даже простым своим присутствием) на изучаемые им процессы. В случае же с анализом уже существующих текстов, такая проблема снимается. Действительно, измерение социального поведения на основе социальной информации, «разлитой» вокруг.

Текст – написанное, видимое или произнесенное в некотором пространстве коммуникации; включает книги, статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки и пр.

Примеры:

Изучение семейных портретов, относящихся к различным историческим эпохам, для выявления по позам моделей существующих в обществах гендерных отношений.

Антропологи, изучающие особенности урбанизированной культуры, анализировали содержание мусорных свалок, чтобы получить представление о стилях жизни горожан по тому, что выбрасывается, то есть считается мусором (к примеру количество бутылок указывает на уровень потребления алкогольных напитков и пр.).

Интерес к музейным экспонатам замеряли, фиксируя различную стоптанность пола в разных отделах музея.

Анализировали зачетные книжки студентов вузов для выявления того, влияет ли высокая успеваемость в студенческие годы на возникновение впоследствии проблем психологического характера.

 

Тексты массовой информации выступают незаменимым источником социологической информации. Объективный систематический анализ совокупности текстов дает исследователю надежную информацию об имплицитно присутствующих намерениях коммуникатора, может с помощью количественных индикаторов показать, являются ли предположения, основанные на несистематическом наблюдении, истинными.

 

Две группы методов анализа документов: количественно-качественные (содержательный анализ документов с использованием статистических методов) и качественные (направлены на выявление смысла медиа-сообщений и их воздействия на аудиторию).

 

Контент-анализ

Метод количественно-качественного анализа содержания текстов.

КА используется около 100 лет, область его применения включает в себя литературу, историю, журналистику, социологию, политические науки, образование, психологию.

Сферы практического применения: государственное и муниципальное управление, связи с общественностью, политологические исследования.

Применяли при исследовании пропагандистской политики государств-участников Второй мировой войны; выявлении причин суицидального поведения; использования гендерных стереотипов в рекламе, анализе программ и заявлений политических партий; при изучении образа того или иного явления, конструируемого в СМИ; темы популярных песенок и религиозную символику, используемую в гимнах; идеологический тон газет и учебников; тенденции, отражаемые прессой.

 

Полезен при исследовании проблем трех типов:

1. плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например многолетних подшивок газет) с использованием выборки.

2. в тех случаях, когда проблема должна быть изучена «на расстоянии» - при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции.

3. для выявления в тексте таких сообщений, которые трудно увидеть поверхностным взглядом. (специфика бесед в мужских и женских группах: хотя и могут не осознавать, но в женских беседы сосредотачиваются преимущественно на межличностных и социальных отношениях, в то время как мужчины больше говорят о достижениях и на темы, связанные с агрессией).

КА включает в себя одновременно случайную выборку, точное измерение и операциональную работу с понятиями.

Тщательное измерение является решающим в КА, поскольку исследователь рассматривает расплывчатые и неясные символические формы коммуникации и превращает их в точные, объективные количественные данные.

Пример: как часто в телеспектаклях пожилые люди изображаются в негативном плане.

Нас интересует конструкт «негативный стереотип пожилого возраста». Проводим концептуализацию данного конструкта с целью разработки индикаторов измерения этого явления.

Результат концептуализации – перечень стереотипных характеристик или представлений о пожилых, используемых в СМИ (физическая немощь, забывчивость, чудаковатость, глухота, медлительность, болезненность, неспособность ухаживать за собой и пр.).

В ходе исследования выясняем среди прочего, что хотя среди людей в возрасте свыше 65 лет лишь 5% нуждаются в уходе, 50% пожилых людей в телепередачах изображаются неспособными ухаживать за собой = очевидно наличие негативной стереотипизации.

 

Как провести исследование средствами контент-анализа

Подготовительный этап

Готовим «пакет документов», включающий программу и инструментарий исследования.

Программа анализа документов кроме общих требований к программе социсследования (обоснование и формулировка проблемы, определение цели и задач, объекта и предмета исследования, гипотезы, описание выборки) + содержит описание методики исследования (классификатор, определение единиц анализа, единиц счета).

+ Инструментарий: описываем инструментарий для измерения и регистрации данных (разрабатываем образцы регистрационных карточек, методические документы по работе с текстом – правила кодирования) + программу обработки и анализа полученных данных.

 

Выборка. Часто используется при проведении КА в силу работы с большими массивами текстов. Для начала определяют популяцию и элементы выборки.

Популяция: все слова, предложения, абзацы или статьи в документах определенного вида, относящихся к определенному периоду времени. Может включать все беседы, ситуации, сцены, эпизоды, показанные в телепередачах определенного типа в течение некоторого времени.

Обычно в качестве единицы анализа выбираются статьи/номера, новостные сюжеты/выпуски новостей.

Определяются с теми СМИ (газетами, каналами), которые должны быть представлены в выборке; затем – с периодом времени.

Сколько в среднем статей содержит одно издание?

Сколько раз в месяц оно выходит?

= Обрисовывается популяция (генеральная совокупность). Рамочные параметры для выборки задаются вот этой вот совокупностью.

Затем принимается решение об объеме и виде выборки.

Стратификация по журналам (каналам): общий объем выборки/на количество каналов (изданий). + стратификация по временным периодам (по 12 месяцам). Избегать систематической выборки, лучше – случайную (по таблице, в которой отражены все статьи/номера (сюжеты/выпуски).

 

Классификатор (система кодирования) разрабатывается исходя из цели исследования.

Конструкты в КА операционализируются в рамках системы кодирования – совокупности инструкций/правил для фиксирования и записи содержания, выделяемого из текста на систематической основе. Исследователь соотносит систему кодирования с типом текста или коммуникационного пространства, которые являются объектом изучения (телеспектаклем, романом, оперой, рекламными фотографиями, газетными статьями, телевизионными выпусками новостей и пр.).

Манифестное (открытое, явное) кодирование. Кодирование содержания текста, лежащего на поверхности. То есть подсчитывается частота появлений фразы/словосочетаний/слова в тексте; количество определенных действий (к примеру прикосновений), представленных на фотографиях или в видеосценах. Тогда система кодирования включает перечень терминов, или действий, помещенных в тексте.

Манифестное кодирование весьма надежно, поскольку фраз/слово/действие может либо наличествовать, либо отсутствовать. Но оно не принимает в расчет коннотации слов и фраз, их значения в контексте, возможность использования в различных значениях и пр.

Латентное(скрытое) кодирование. Также называется семантическим анализом. Ищет скрытые, имплицитные значения содержания текста. Система кодирования должна следовать общим правилам, устанавливающим принципы интерпретации текста и определяющим, имеют ли место те или иные темы/значения.

Менее надежно. Зависит от степени владения исследователя языком и общепринятыми значениями. Тем не менее латентное кодирование может быть валиднее манифестного, поскольку люди передают значение множеством неявных способов – в зависимости от контекста/использования тех или иных слов и пр.

Пример вопросов для латентного кодирования телеспектаклей при изучении распространяемых СМИ стереотипов пожилого возраста:

1. Характеристика телеспектакля. В каком спектакле? Когда вышел в эфир? По какому каналу? Длительность. Чему посвящен телеспектакль? Как расположена в сетке вещания?

2. Пожилые люди в данной статье. Какова доля пожилых людей в данном спектакле? Играют ли они значимую роль в спектакле? Их пол, статус и пр.

3. Характеристики пожилых людей. Какими характеристиками обладают герои пожилого возраста?

4. Позитивный или негативный образ пожилого человека. Определите рейтинг позитивности/негативности для каждого пожилого героя, задействованного в спектакле. К примеру: 5 – весьма позитивный, 4 – позитивный, 3 – нейтральный, 2 – негативный, 1 – весьма негативный, 0 – противоречивый.

Можно использовать и то и другое кодирование в одном исследовании. Если в использовании двух подходов нет противоречий, результат будет надежнее; если же эти виды кодирования используются несогласованно, то необходимо будет проверить операциональные и теоретические дефиниции.

 

Выявляют единицы контекста, смысловые единицы, единицы счета; наличие в единице контекста смысловой единицы.

Могут использоваться самые разные смысловые единицы: ключевые слова, темы сюжетов или газетных статей, характеристики персонажей пр. – зависит от целей и задач исследования. Фиксировать не только смысловые единицы, выраженные словом, но и уметь выделять смысловые единицы, выраженные в суждении или теме. Избегать слишком общих, либо слишком дробных категорий, двусмысленностей и пересечения признаков нескольких категорий.

Дополнительно используются и другие единицы КА: единицы записи, единицы контекста и единицы счета. В несложных проектах все три являются тождественными.

В качестве единицы счета могут быть использованы ключевые слова, которые относительно легко можно выделить в тексте.

 

В основу системы кодирования должна быть заложена по крайней мере одна (несколько) из следующих четырех характеристик содержания текста: частоты, направленности, интенсивности, пространства.

Частота. Это всего лишь фиксация и подсчет, имеет ли нечто место или нет, а если да, то как часто.

Пример: какова доля программ, в которых появляются пожилые люди, среди остальных программ?

Направленность. Указание направления сообщений внутри содержания некоего континуума (позитивный/негативный, поддерживающий/ опровергающий характер).

Пример: разработать перечень способов показа ситуаций, в которых действуют пожилые люди. Это могут быть позитивные способы показа (дружелюбный, мудрый, уравновешенный человек), или негативные (тупой, самовлюбленный и прочее).

Интенсивность. Анализирует силу и мощь сообщения в заданной направленности.

Пример: негативная характеристика может быть смягчена (забывает ключи, когда уходит из дома) или преувеличена (не помнит, как его зовут).

Пространство. Фиксируется размер сообщения или дается количественная характеристика пространства, им занимаемого.

Система кодирования зависит и от единицы анализа (видеосюжет или статья).

Письменный текст: подсчет слов, предложений, абзацев, или места отведенного на странице (в кв. см).

Аудио-, видеотексты: количественные характеристики времени.

 

При измерении в КА используется структурированное наблюдение: систематическое, тщательное наблюдение, основывающееся на письменно оформленных правилах. Правила поясняют способы категоризации и классификации наблюдений. Начинают с формулирования правил кодирования.

В дополнении к правилам кодирования исследователь создает таблицу записи (форму кодирования), в которую вносится информация.

Для каждой единицы анализа составляется отдельная таблица записи (использовать файловый карточки). В каждой таблице записи должно быть место для указания порядкового идентификационного номера единицы анализа и свободное пространство для информации о каждой переменной.

 

Полевой этап

Производят отбор документов для анализа в соответствии с требованиями к выборке.

Выполняют кодирование отобранных текстов.

Использовать компы удобно. Специальные компьютерные программы для поиска слов или фраз, и, таким образом, переложить на компьютер всю работу по кодированию. Здесь необходимо представить текст в форме, пригодной для компа.

 

Обработка данных

Результаты кодирования обрабатываются и анализируются с целью доказательства выдвинутых гипотез. На этапе обработки данных подсчитываются частоты, процентное распределение и другие статистические показатели. Устанавливают связь результатов исследования с внетекстовой реальностью.

 

Текст – изображения. Труднее видеоматериалы: картинка+текст+звуковое сопровождение (играть на двусмысленности показываемого - озвучиваемого и пр.).

 

Качественный анализ

Дискурсивный анализ: Шевченко А.Ю. Дискурсивный анализ материалов МК.

Традиционный анализ: В.А.Ядов. Стратегия социологического исследования. – стр. 214.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: