Общенаучная и социокультурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца 19-начала 20 веков




Кризисы в отечественной психологии (определение научного кризиса, исторический экскурс – кризисы в психологической науке в целом и в отечественной в частности). Особенности и причины кризиса в настоящее время (причины: политические, социальные, методологические).

Развитие науки, в том числе и психологии, не линейный, а очень сложный процесс, на пути которого возможны кризисы.

КРИЗИС В НАУКЕ - ситуация, в которой научное сообщество ставит под сомнение концептуальные и методологические основания парадигмы научного исследования.

Не стоит рассматривать кризис исключительно как недостаток, наоборот, кризис означает, что психологическая наука на верном пути и развитие невозможно без поисков нового, без ошибок.

Конец XIX в. ознаменовался дискуссиями о том, какими путями строить новую, объективную психологию, какие методы должны стать ведущими при исследовании психического. Логика развития первых школ показала, что существует несколько путей строительства такой психологии, которые кардинально отличаются друг от друга не только в понимании приоритетов и задач психологической науки, но даже в определении ее предмета и содержания психики. Поэтому в начале XX в. психология переживала серьезный методологический кризис, связанный прежде всего с трудностями, возникавшими при поиске объективных методов исследования психики.

Основные этапы кризиса методологических основ в психологии и их влияние на последующее развитие психологии.

1. Период возникновения кризисной ситуации: третья четверть 70-х годов XIX в. - первое десятилетие XX в.

Первый период отмечен многочисленными отступлениями от традиционной ассоцианистической психологии в экспериментальном и теоретическом плане - и в то же время отсутствием какой-либо принципиально новой большой психологической теории. Наиболее распространенным направлением в европейской психологии во второй половине XIX в. была система В. Вундта. Решающим обстоятельством, которое обеспечило этой системе господствующее положение, явилось введение в психологию экспериментального метода. Чем успешнее шло в психологии внедрение эксперимента, чем обширнее была область изучаемых ею явлений, тем более очевидным становилось, что не сознание является предметом психологической науки, и не интроспекция - ее основным методом.

2.Период открытого кризиса: начало 10-х -середина 30-х годов XX в.

Во втором периоде, собственно периоде «открытого кризиса», возникают новые теоретические направления, пришедшие на смену ассоцианистической вундтовской психологии и заявившие о себе как о новых общепсихологических теориях. Этот период начинается с выступления бихевиоризма в 1913 г.

3. Период «затухания» борьбы школ: с конца 30-х годов XX в. по настоящее время.

Третий период характеризуется упадком направлений периода открытого кризиса,смешением одних направлений с другими, размыванием четких границ между ними, появлением новых психологических концепций, таких, как, например, гуманистическая, в том числе экзистенциальная психология когнитивная психология.

Общенаучная и социокультурная ситуация возникновения методологического кризиса в психологии конца 19-начала 20 веков

Период обострения экономических и социально-политических противоречий в буржуазном обществе, обусловленный его переходом к империализму. Первая мировая война 1914-1918 гг. - первое из величайших социальных потрясений XX в. Она вскрыла такие негативные, асоциальные пласты человеческой психики (агрессию, жестокость, иррационализм), которые нуждались в научном объяснении.

Углубление и обострение противоречий капитализма привели к образованию массовых политических движений, течений и партий, к обострению борьбы между разными общественными группами и классами и прежде всего между буржуазией и рабочим классом.

В конце XIX - начале XX в. были сделаны фундаментальные открытия в физике, химии и других науках. В.И. Вернадский оценивал их как "взрыв научного творчества", который привел к пересмотру всех основных характеристик картины мира. В.И. Ленин писал о "новейшей революции в естествознании" в конце XIX - начале XX в., охватившей область физико-химических наук.

В искусстве (литературе, живописи, театре) возникают многообразные антиреалистические течения, полные мистических мотивов, настроения страха и отчаяния. Сложность и противоречивость социальной ситуации, разочарование в прежних "добропорядочных" нормах буржуазной морали, проповедь волюнтаристских взглядов на общество и историю приводили к ложным представлениям о человеческой личности, к неверию в духовные ценности, выливались в проповедь господства "природного" биологического начала в человеке.

В философии наиболее распространенными течениями становятся позитивизм в форме махизма и эмпириокритицизма, интуитивизм, немецкая идеалистическая философия жизни, феноменология Э.Гуссерля. Б ольшое влияние продолжают оказывать волюнтаристские идеи А.Шопенгауэра, Э. Гартмана, Ф.Ницше. Общая черта: они утверждают ограниченность человеческого познания, приводят к заключению, что деятельность разума имеет только вспомогательное значение. Выдвигаются идеи об иррациональных инстинктивных способах познания, которые якобы превосходят разум.

В такой ситуации в области философии и науки психология в начале 10-х годов XX в. вступила в период открытого кризиса. Его источником явились запросы практики, необходимость ответить на которые привела как к осознанию недостаточности прежних классических взглядов, развиваемых эмпирической интроспективной ассоцианистической психологией, так и к появлению новых направлений исследований и новых концепций.

Фактически уже к 20-м годам XX в. психология разделилась на отдельные школы, которые по-разному выстраивали свои концепции о содержании и структуре психики, рассматривая в качестве ведущей познавательную, мотивационную или поведенческую сферу психического. Психология сознания распалась на 5 крупных направлений, каждое из которых выступило оппонентом по одному из пунктов старой психологии сознания, выдвигая свой предмет и свои методы исследования.

1. Гештальтпсихология - целостный, а не атомистический подход к изучению сознания.

2. Бихевиоризм - замена сознания на поведение как предмет изучения, исключение из области методов исследования интроспекции как не обладающего характеристикой объективности.

3. Глубинная психология - область бессознательных явлений психики как предмет изучения.

4. Французская социологическая школа - понимание человека с точки зрения взаимодействия с обществом как фактором его развития.

5. Описательная психология - изучение духовно-научной зависимости человека от общества.

Однако выполнение роли общепсихологической теории оказывалось не по силам каждому из этих направлений, и поэтому неизбежно наступал следующий этап в жизни этих направлений - распаду. Ему способствовала их взаимная критика, которая помогла быстрее обнаружить внутренние противоречия, свойственные каждому из них. После 1925 г. начинается спад бихевиоризма. После переезда основоположников в США (середина 30-х годов) гештальтпсихология перестает существовать как самостоятельное направление. Фрейдизм претерпел преобразование в ряде неофрейдистских теорий.

Таким образом, несмотря на попытки преодолеть декартовско-локковское понимание предмета и метода психологии, которые предпринимались выдающимися представителями зарубежной психологической науки, им самим - не удалось освободиться от такого понимания. Построение единой психологии на почве старых психологических допущений невозможно. Самый фундамент психологии должен быть перестроен.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: