Отечественная психология




В теоретической психологии высказывается множество точек зрения на проблему кризиса, исследователи сходятся в том, что его центральным признаком является отсутствие общепсихологической теории, на основании которой могли бы быть объединены различные направления и школы (Л.С.Выготский,, В.М.Розин, А.В.Юревич). В практической психологии кризис традиционно рассматривается как разрыв между академической наукой и психотерапевтическими практиками (Ф.М.Василюк, В.Н.Цапкин, А.В.Юревич).

Изменить понимание сознания, а не отказаться от него как конструктивной категории в психологии, объяснить условия его порождения и функционирования - вот в чем состояла задача, решение которой позволяло действительно преодолеть кризис теоретической психологии. Ее решение требовало новых методологических ориентиров. Именно по этому пути пошло разрешение кризисных проблем в отечественной психологии.

Бехтерев В.М. В начале XX в. появились первые книги Бехтерева, в которых излагались основные принципы объективной психологии, позже названной им рефлексологией. В 1907 г. он организовал Психоневрологический институт, на базе которого была создана сеть научно-клинических и научно-исследовательских институтов. Это позволило Бехтереву связать теоретические и практические исследования, что было особенно необходимо в тот период, период формирования экспериментальной психологии в России. Работа этих институтов продолжалась и после революции, причем в 20-е годы были созданы лаборатории индивидуальной и генетической рефлексологии.

После революции происходит чистка многих университетов, многие уезжают заграницу. Главный предмет – поведение, доминирует естественнонаучное направление.

Реактология. Попытки выйти из тупика, созданного конфронтацией между психологией сознания, опиравшейся на субъективный метод, и успешно развивавшимся с опорой на объективный метод бихевиоризмом, предпринял в России К. Н. Корнилов. Используя идею диалектического материализма Корнилов надеялся преодолеть как агрессивную односторонность рефлексологии Бехтерева и Павлова, так и субъективизм интроспективного направления. Основным элементом психики Корнилов предложил считать реакцию. Фактически же реальная экспериментальная работа свелась к изучению-скорости и силы мышечных реакций. Реактология - «марксистская реформа психологии». С Корниловым разошлось большинство психологов. Одни покинули институт, не приняв программу превращения психологии в «марксистскую науку». Другое, считая марксистскую методологию перспективной в плане поисков выхода психологии из кризиса, пошли иным путем.

Предложенный Корниловым путь развития отечественной психологии только на основе бытия марксистской методологии был не единственным, разрабатывавшимся в те годы. В этот период была предпринята попытка сформировать новую психологию, ориентированную на философию и альтернативную как марксистской психологии, так и науке о поведении.

Г.Г. Шпет. Эта попытка была сделана учеником Челпанова - Густавом Густавовичем Шпетом. Психология социального бытия, разрабатываемая Шпетом, предполагала анализ социально-исторических причин, обусловливающих развитие психики человека, в том числе его мышление и речь, его индивидуальные и национальные психические особенности, а также исследование, проблемы психологических основ культуры. Творчество Шпета отличало стремление к созданию универсальных научных методологических принципов, объясняющих данные не только гуманитарных, но и естественных наук. В 1935 году его арестовывают, был расстрелян в 1937 году. Таким образом, попытка построения еще одной психологической школы была резко пресечена.

Педология. Точно так же несколько позднее была пресечена и попытка построения детской психологии и педологии. После 1917 года педологическая работа в России бурно развивается. Можно сказать, что все изучение психологии детей проводилось под эгидой педологии. В первые годы советской власти появились и новые имена и новые проблемы, главной из которых была задача построения новой, марксистской детской психологии. Начало двадцатых годов связано с зарождением новой школы, формированием новых методов обучения. В этой обстановке и происходит интенсивное развитие педологии, которая ставила теперь своей задачей помочь в воспитании нового человека нового общества.

Появление этих концепций доказывает, что 20-ЗО-е годы были периодом расцвета, взлета отечественной детской психологии. Однако этот плодотворный период был недолгим. Уже в начале 30-х годов появляются критические статьи, направленные против педологии и детской психологии и связанные с их как действительными, так и мнимыми ошибками. Она была объявлена антимарксистской, реакционной буржуазной лженаукой. Полностью были ликвидированы все педологические учреждения и учебные факультеты. Педологов увольняют с работы, арестовывают.

Л.С. Выготский. Считая первоначально, что новая психология призвана интегрироваться с рефлексологией в единую науку, Выготский осуждал рефлексологию за дуализм, поскольку, игнорируя сознание, она выносила его за пределы телесного механизма поведения. Труды Выготского отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопровождалось философской рефлексией. Наиболее ярко это сказалось как в работах о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века. Выготский полагал, что кризис имеет исторический смысл. Этот смысл заключался в том, что распад психологии на отдельные направления, каждое из которых предполагает собственное, несовместимое с другими понимание предмета и методов психологии, закономерен. Преодоление этой тенденции к распаду науки на множество отдельных наук требует создания особой дисциплины - "общей психологии" как учения об основных общих понятиях и объяснительных принципах, позволя щих этой науке сохранить свое единство.

С.Л. Рубинштейн. Дал глубокий анализ кризиса в психологии, раскрыл его причины, указал на его методологический характер и обратился к марксистской теории в целях преодоления кризиса. Созданная им философско-психологическая концепция явилась одним из вариантов деятельностного подхода в психологии. В центре его интересов выступают проблемы детерминации психических явлений, в связи с чем он разрабатывает новую концепцию объяснения детерминации, направленную против механистических взглядов. На основе принципа единства сознания и деятельности Рубинштейном был проведен большой цикл экспериментальных исследований ключевых проблем психологии, прежде всего касающихся когнитивных процессов (восприятия и памяти, речи и мышления). Успешная деятельность Рубинштейна была на не которое время прервана по идеологическим мотивам - в связи с начавшейся "борьбой против космополитизма", имевшей целью противопоставить советских ученых ученым Запада. Рубинштейн был снят со всех занимаемых должностей. Тем не менее он продолжал работать, развивая новые философско-психологические воззрения

А.Н. Леонтьев. Положение о том, что все свершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности. Леонтьев подчеркивал, что деятельность - особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия.

По оценке Л.С.Выготского, это был кризис методологических основ психологии и он являлся "выражением того факта, что психология как наука в своем практическом продвижении вперед в свете требований, предъявляемых ей практикой, переросла возможности, допускавшиеся теми методологическими основаниями, на которых начинала строиться психология в конце XVIII - начале XIX века".

Современность

В настоящее время развитие отечественной психологии переживает новый этап, в котором тесно переплетаются практические и теоретические проблемы. Изменение социальной ситуации привело к необходимости пересмотра некоторых методологических основ, отказу от догматической ориентации на диалектический материализм в ущерб другим философским школам. Методологические основы отечественной психологии продолжали разрабатывать Г.М. Андреева, А.В. Брушлинский, П.Я. Гальперин, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов, Е.Д. Хомская, Н.И. Чуприкова, М.Г. Ярошевский и др.

 

Еще П.Я. Гальперин видел истоки кризиса в том, что психология не смогла преодолеть своеобразный «онтологический дуализм» между материей и психикой. Е.Д. Хомская считает, что основная причина современного кризиса в психологии – это сосуществование двух методологических позиций, противоречащих друг другу: естественнонаучной материалистической позиции и нематериалистической концепции психики.

Некоторые авторы (Ф.Е. Василюк, А.В. Юревич и др.) считают, что в отечественной психологии происходит расщепление, отсутствие единой науки, дефицит устойчивого знания, обилие альтернативных моделей понимания и изучения психического, раскол между исследовательской и практической психологией, конкуренция со стороны паранауки, возникновение пограничных между наукой и ненаукой систем знания. Преодолеть это поможет выработка общепсихологической методологии, в основе которой будут находиться психотехнические исследования.

 

В.А. Мазилов выделяет ряд важнейших методологических проблем в психологической науке:

1. Определение предмета психологии.

2. Соотношение теории и метода в психологии.

3. Создание специальной методологии психологии, исходящей из специфики предмета психологической науки.

А.Г. Асмолов, анализируя способы вывода современной психологии из кризиса, подчеркивает, что «психология тогда и только тогда станет ведущей наукой о человеке, когда она вторгнется в мир и начнет понимать происходящее в этом мире». Он считает, что развитие психологической науки должно происходить не по отдельным отраслям, а по отдельным проблемам.

Анализируя исследования, можно систематизировать признаки кризиса научной психологии:

1. Отсутствие единой науки психологии, единого изучаемого предмета, единых методологических приемов.

2. Расхождение между исследовательской (научной, академической) и практической (психотехнической, психотерапевтической) психологиями.

3. Активное существование парапсихологии, различных околопсихологических, ненаучных систем, конкурирующих с научной психологией.

4. Общий кризис естественнонаучной материалистической парадигмы, детерминизма, а также кризис деятельностного подхода в отечественной психологии.

 

Таким образом, нынешний кризис в психологии – это методологический кризис мировой психологической науки, выходом из которого является, прежде всего, разработка основ теоретической психологии – в первую очередь, в понимании предмета психологии и новых методологических принципов научной психологии.

 

1. Гальперин П. Я., Ждан А. Н. История психологии. Период открытого кризиса (начало 10-х середина 30-х годов XХ в). Тексты //М.: Изд-во Моск. ун-та. – 1992.

2. Ждан А.Н. История психологии: от античности к современности. – М., 2007

3. Завершнева Е. Ю. Проблема кризиса в современной психологии: историко-методологическое исследование: дис. – М.: [Моск. гос. ун-т им. МВ Ломоносова], 2004.

4. Крушная Н. А., Абросимова Е. А. Методологические проблемы современной психологии //Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. – 2015. – №. 4.

5. Марцинковская Т. Д. История психологии. – Академия, 2004.

6. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. История психологии: Учеб. пособ //М.: РГТУ. – 1996.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: