Достаточное пространство




Секреты композиции: 12 правил выгодного размещения объектов

Текст подготовила Валерия Шмырова специально для Digital Painting Classesи Smirnov School.

Разместить на холсте даже один объект — уже непростая задача. Сделать его крупнее или мельче? Сдвинуть влево или вправо? Если объектов много, сложность возрастает в разы. Художники и фотографы столетиями экспериментировали, чтобы открыть большие правила и маленькие хитрости композиции. Здесь мы собрали те из них, которые, с одной стороны, легки в исполнении, а с другой — эффективно работают на результат.

Ведущие линии

Если вам нужно увести взгляд зрителя в глубь холста, используйте естественные линии объектов, которые уходят далеко в перспективу. Это могут быть берега рек, дороги, мосты, поезда, изгороди, лестницы. Такие линии называются ведущими. Очень часто они ведут взгляд зрителя к каким-то важным фрагментам полотна.

Ведущие линии сходятся на фигуре человека (фото: Стив Маккарри)

Ведущие линии не обязательно должны быть прямыми:

Изогнутая линия дороги ведёт к дереву и дальше в туман

Симметрия

Художники обычно стремятся избегать симметричных построений, особенно если рисуют естественные объекты. Считается невыгодным и размещение объектов в центре холста. Но иногда эти приемы можно использовать очень удачно — например, когда вы хотите изобразить архитектурный ансамбль.

В изображении моста используется симметричное построение (фото: Барри О’Кэррол)

Диагонали

Помните, что диагональные линии и треугольники привносят в композицию динамическое напряжение. Дело в том, что вертикальные и горизонтальные линии стабильны: если человек стоит на горизонтальной плоскости, он не прилагает к этому усилий, и ему незачем куда-то идти. Но поместите его на наклонную плоскость, и стабильность исчезнет — даже для того, чтобы остаться на месте, ему придётся приложить усилие. Так в композиции появляется динамическое напряжение.

Диагональные линии создают эффект движения идущих людей (фото: Стив Маккарри)

Диагонали и треугольники придают динамическое напряжение даже совершенно неподвижным объектам вроде зданий. Разместите здание под углом — так, как мы редко видим его в повседневной жизни. От этого само положение наблюдателя будет казаться неустойчивым, и в картине сразу почувствуется динамика.

Показанное под углом здание выглядит более динамично (фото: Барри О’Кэррол)

Рама в раме

Используйте в композиции естественные рамы — окна, двери, арки, свисающие ветви деревьев. Это эффективный прием, чтобы придать изображению глубину. Рам на картине может быть несколько:

Окна — это естественные рамы (фото: Стив Маккарри)

Излюбленный прием живописи Ренессанса — использование арки в качестве естественного обрамления:

Площадь в обрамлении арки (фото: Барри О’Кэррол)

Естественное обрамление может быть разомкнутым или неполным:

Использование ветви дерева в качестве рамы

Форма и фон

Создайте контраст между объектом и фоном, на котором он расположен — это придаст композиции глубину. Такой контраст можно создать с помощью глубокой тени:

image10.jpg

Фигура балерины на темном фоне (фото: Стив Маккарри)

Заполнение холста

Чтобы привлечь внимание к объекту, разместите его на переднем плане, ближе к зрителю.

Фигура человека размещена на переднем плане (фото: Стив Маккарри)

Если человек на переднем плане смотрит на зрителя, поместите его доминантный глаз в центр холста. Доминантным называется глаз, который всегда смотрит прямо (второй обычно смотрит под небольшим углом). Если он будет в центре полотна, у зрителя возникнет ощущение, что взгляд человека на картине следует за ним.

Размещенный по центру глаз всегда смотрит на зрителя (фото: Стив Маккарри)

Уравновешенные объекты

Основной объект композиции часто сдвигают к краю полотна. Если он при этом выдвинут на первый план, может возникнуть ощущение дисбаланса. Уравновесьте его другим объектом, менее важным или меньшим по размеру, который отвлечет на себя часть внимания.

Эйфелева башня «уравновешивает» фонарь (фото: Барри О’Кэррол)

Конечно, в реальности башня гораздо больше по размеру, чем фонарь. Если на картине получается наоборот, это придает ей глубину.

Негативное пространство

Оставляйте на холсте побольше негативного пространства — так называют «пустое» (не заполненное образами) пространство вокруг объекта. Оно может быть и заполнено, но чем-нибудь нейтральным, например, небом. Это придаст композиции выгодную простоту и направит взгляд зрителя к основному объекту.

Обилие негативного пространства фокусирует внимание на статуе (фото: Барри О’Кэррол)

Достаточное пространство

Если на полотне есть движущийся объект — корабль, автомобиль, пешеход — позаботьтесь о том, чтобы впереди у него было достаточно пространства для дальнейшего движения. Например, если лодка идёт слева направо, разместите её в левой части холста, а в правой покажите гладь реки, по которой ей предстоит пройти.

У лодки впереди достаточно пространства для дальнейшего движения (фото: Барри О’Кэррол)

Это же правило стоит соблюдать, если на холсте изображён человек, взгляд которого направлен в мир картины (а не в сторону зрителя). Перед его глазами должно быть достаточно пространства, которое он обозревает. Например, сидящий в левой части полотна человек должен смотреть вправо:

Музыкант из левой части картины смотрит в правую (фото: Барри О’Кэррол)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: