К. С. Станиславского в контексте педагогической режиссуры




ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность исследования творческих, технологических особенностей профессиональной деятельности режиссёра-педагога К. С. Станиславского в контексте педагогической режиссуры связана с тем, что «Система Станиславского» основана на изучении человеческой природы, законов онтологии бытия посредством работы режиссёра и актёра, поэтому не утратила своей действенности и в наши дни. Знание педагогических и сценических приёмов теории К. С. Станиславского важно для начинающего режиссёра, актёра. На основе разработок Станиславского пишутся новые (современные) руководства, учебные пособия по режиссуре, актёрскому мастерству для развития не только сценического искусства, но и для различных направлений педагогической науки, науки психологии, прочих областей научных исследований. Проводить сравнительный анализ ставшей классической системы актёрской игры по Станиславскому с современной манерой актёрского существования – актуально.

Творческая и педагогическая система Станиславского изучается и анализируется непрерывно. Труды, привлечённые в данной работе, находятся в разделе «Список использованной литературы».

Объектом реферата выступает творческая и технологическая особенность профессиональной деятельности режиссёра-педагога К. С. Станиславского.

Предметом – педагогическая режиссура по системе Станиславского.

Цель данного реферата заключается в выявлении роли системы Станиславского в практике становления актёрского мастерства. Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

– выявить значение театральной, педагогической и общественной деятельности К. С. Станиславского в контексте педагогической режиссуры;

– охарактеризовать фундаментальные режиссёрско-педагогической системы К. С. Станиславского;

–проанализировать новые педагогические разработки на основе системы Станиславского.

 

Особенности общественной деятельности

К. С. Станиславского в контексте педагогической режиссуры

Недавно мировая общественность широко отмечала 150-летний юбилей Константина Сергеевича Станиславского (1863-1938) - великого реформатора драматического и оперного театра, создателя науки о сценическом искусстве, и 115-ую годовщину Московского Художественного театра, одним из основателей которого он являлся. Эти события в культурной жизни России вызвали всплеск публикаций как театральной общественности, так и широкого круга современных учёных различных направлений.

Понимание тенденций развития искусства, не только театрального, закладывает основу для становления творческой личности, способной к адекватному ответу вызовам современного времени, что имеет серьёзную ценность для результативности работы всей системы высшего профессионального образования. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что феномен «системы К.С. Станиславского» имеет особое значение как для педагогической, и для многих других сфер жизнедеятельности человека. Адвокат Баренбойм Петр Давидович, вице-президент Союза юристов России, пишет о том, что мечтает открыть школу юристов России, где будут обучать по системе К. С. Станиславского [1]. Историческое осмысление данного факта несёт за собой обновлённое понимание всей сути современного педагогического процесса.Кроме того, Особая педагогическо-просветительская деятельность К.С. Станиславского связана с психологией творчества. Характерно, что параллельно с ним крупнейший русский психолог Л.С. Выготский разрабатывал свою теорию «Педагогической психологии».

Его «Педагогическая психология» и «Система Станиславского», особенно та ее часть, которая затрагивает педагогическую режиссуру, имеют много общего: они отражают в полной мере единство этического и эстетического как в социальной сфере, так и в искусстве.

Современникам К. С. Станиславский был известен как представитель династии промышленников Алексеевых, известных своей благотворительностью и просветительской деятельностью.

Начальный период деятельности К. С. Станиславского актёра и режиссёра совпал по времени с его большой инженерно-организационной и просветительской деятельностью на московской золотоканительной фабрике «Владимир Алексеев», одним из директоров и совладельцем которой он являлся[2].

Как и многие русские предприниматели- благотворители, Алексеевы происходили из старообрядческой семьи, выкупившейся из крепостных ещё в XVIII веке и воспитывавших детей по древнему уставу благочиния — в духе аскетизма и помощи ближнему.

В 1900 г. на Всемирной промышленной выставке в Париже товарищество «В. Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» получило первый приз за организацию производства и выработку отдельных товаров[3]. Председатель правления товарищества соединённых фабрик «Владимир Алексеев» и «П. Вишняков и А. Шамшин» К. С. Станиславский — Алексеев был инициатором нововведений, направленных на улучшение быта и жизни рабочих фабрики.

Директора правления П. Вишняков и А. Шамшин знали о тяге Константина Сергеевича к театру, искусству. В то время вся театральная Москва горячо приветствовала молодого, но успевшего завоевать симпатии актёра - любителя. Общество искусства и литературы, основанное в Москве Станиславским с его театром, состоявшим из любителей-актёров, получило широкую известность.

В 1894 г. на фабрике появилась читальня. На следующий год, в одном из фабричных помещений на Большой Алексеевской улице, по воскресеньям были организованы публичные чтения с «туманными картинами» и создан хор из рабочих, для руководства которым был приглашён Т. И. Иванов, а затем М. Р. Пахомов. Это был первый на фабрике массовый самодеятельный коллектив. Репетиции хора проводились регулярно 4 раза в неделю. Спустя некоторое время по инициативе Станиславского был создан театр на фабрике. Одно из помещений переоборудовали под сцену и небольшой зрительный зал. Театр был открыт под флагом Общества трезвости. Дословно оно именовалось «Рогожским отделением 1-го Московского общества трезвости» и было открыто в 1895 г. С этого момента у Станиславского рождаются и воплощаются в жизнь идеи педагогической режиссуры. Позже знаменитый режиссёр придет к выводу, что первый и основной раздел педагогики и режиссуры – это этика. Театральная этика Станиславского – это начало пути обучения ученика любой сценической профессии. «Первым условием для создания предрабочего состояния является выполнение девиза: люби искусство в себе, а не себя в искусстве. Поэтому прежде всего заботьтесь о том, чтоб вашему искусству было хорошо в театре.

Порядок, дисциплина, этика и прочее нужны нам не только для общего строя дела, но главным образом для художественных целей нашего искусства и творчества…

Охраняйте сами ваш театр от всякой скверны… Грязь, пыль отряхивайте снаружи…

Закулисный мир театра деморализует ученика. Успех, овации, тщеславие, самолюбие, богема, каботинство, самомнение, бахвальство, болтовня, сплетни, интриги – опасные бациллы… для молодого организма неискушенного новичка.

Надо, прежде чем пускать его в нашу заразу, применить все профилактические средства… подготовить ко всем соблазнам. Оспу ему надо привить.

- Как же она прививается?

- Художественной, творческой, руководящей идеей, развитием любви искусства в себе, а не себя в искусстве. Собственным сознанием, крепким убеждением, привычкой, волей, закалкой, дисциплиной, пониманием условий коллективного творчества, развитием чувства товарищества. Всѐ это – сильное противоядие…

- Где же их взять?

- В школе! Вкладывать в процессе воспитания… Учить молодежь самим оберегаться от опасностей»[4].

К. С. Станиславский умело воспользовался вывеской общества и создал из работников фабрики группу любителей театрального искусства. Коллектив складывался постепенно. Работники фабрики в первую очередь служащие конторы и отделов, работавшие непосредственно с Константином Сергеевичем, были прекрасно осведомлены о планах и вне-фабричных сценических заботах их директора. Они посещали его любительские спектакли. Нередко в конторе возникали настоящие диспуты. Будущий великий актёр и режиссёр и здесь, в конторе, в обществе фабричных служащих находил близкую для себя аудиторию. Среди них были его поклонники – любители искусства.

Итак, Станиславский пришёл к выводу, что начало формирования творческой личности актера и режиссера – «вкладывать в процесс воспитания» те нравственные критерии, именно на основе которых должны создаваться целостные художественные сценические произведения искусства. Сценическое искусство как и педагогика – наука о воспитании подрастающего поколения, или наука о развитии человека на основе взаимообусловленного и взаимопроникающего взаимодействия социальных и биологических факторов – ставит своей целью воспитание и формирование гармонической личности, готовой к решению комплекса жизненных проблем. Л. Выготский подчеркивает: «… педагогика, в сущности говоря, охватывает несколько совершенно отдельных областей знания. С одной стороны, поскольку она ставит проблему развития ребенка, она включается в цикл наук биологических, то есть, естественных. С другой – поскольку всякое воспитание ставит себе известные идеалы, цели или нормы, поскольку оно должно иметь дело с философскими или нормативными науками»[5].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что идеалы, цели и нормы творческие и жизненные идентичны, так как, искусство есть отражение действительности. Поэтому воспитание творческой личности и подрастающего поколения основывается, прежде всего, на нравственных критериях. Это первое, что связывает педагогику как таковую и творческую режиссуру.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: