Современные технологии обучения (ТО) иностранным языкам




Термин ТО, или педагогические технологии, используется для обозначения совокупности приемов работы учителя, с помощью которых обеспечивается достижение поставленных на уроке целей обучения с наибольшей эффективностью за минимально-возможный для их достижения период времени.

ТО могут рассматриваться как один из способов реализации на занятиях личностно-деятельного подхода к обучению, благодаря которому учащиеся выступают как активные творческие субъекты учебной деятельности.

К ТО иностранным языкам относят:

  1. Обучение в сотрудничестве. В основе этой технологии обучения – идея взаимодействия учащихся в группе занятий, идея взаимного обучения, при котором учащиеся берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу и несут коллективную ответственность за успехи каждого ученика. При таком подходе создаются условия для взаимодействия и сотрудничества в системе «ученик-учитель-группа», и происходит актуализация коллективного субъекта учебной деятельности. Принцип действия этой технологии следующий: если объединить учащихся в малые группы (3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого в его выполнении, то возникает ситуация, в которой каждый ученик отвечает не только за результат своей работы, но и за результат всей группы. Общими усилиями решаются поставленные задачи, а сильные учиники помогают слабым в ее реализации. Для выполнения задания учебная группа формируется таким образом, чтобы в ней были как сильные, так и слабые учащиеся. Авторы этой технологии предлагают ставить одну оценку на группу. Приемы обучения в сотрудничестве реализуются в ходе выполнения учащимися игровых заданий, предлагаемых им в ситуациях общения. Для овладения иностранным языком важным условием является общение на изучаемом языке.
  2. Проектная технология обучения является дальнейшим развитием концепции обучения в сотрудничестве и основана на моделировании социального взаимодействия в учебной группе в ходе занятий. Учащиеся при этом принимают различные социальные роли и готовятся к их выполнению в процессе решения проблемных задач в ситуациях реального взаимодействия. Популярность этой технологии обучения объяснятеся тем, что проэктное задание, которое предстоит выполнить ученику, непосредственно связывает процесс овладения иностранным языком с овладением определенным предметным знанием и возможностью реально использовать это знание. Следовательно, ориентация на создание проекта как личностного образовательного продукта делает процесс овладения предметным знанием личностно-значимым и личностно-мотивированным для ученика. Метод проектов предполагает решение учеником какой-либо проблемы, а для ее решения требуется не только знание языка, но и владение определенным объемом предметных знаний, необходимых для решения проблемы.


Существуют следующие общедадиктические признаки проектной технологии обучения, определяющие структуру и содержание проектов, которые предстоит готовить учащимся на занятиях по практике языка:

- доминирующие в проекте виды деятельности: информационный, проектно-ориентировачный, ролевая игра

- предметно-содержательная сторона проекта: монопроект (в рамках одного учебного предмета или одной ситуации общения), либо межпредметный проект

- характер координации действий в процессе выполнения проекта: с открытой, либо со скрытой координацией

- характер выполнения проекта: индивидуальный, в малой группе, либо класс, либо вся школа

- продолжительность выполнения проекта: краткосрочная, долгосрочная

 

Проектная технология обучения более расчитана на работу со старшеклассниками и в большей мере становится частью билингвального обучения, т.е. обучения, организованного на основе определенной предметной области знаний (content-based language learning). Обучение на билингвальной основе, одним из способов реализации которого может стать проектная технология обучения, предусматривает:

- овладение учащимися предметным знанием в определенной области на основе взаимосвязанного использования двух изучаемых языков (родного и иностранного)

- овладение двумя языками как средством образовательной деятельности

Существуют различные варианты проектов в области изучения языков: проекты в виде ролевых игр (драматизация текста), информационные проекты (подготовка сообщения на предложенную тему)

 

  1. Обучение, центрированное на учение (Student-centered approach). Суть этой технологии обучения в предоставлении инициативы в процессе занятий самому ученику. С дедактической точки зрения, эта ТО предполагает наиболее полное раскрытие личностного потенциала учащегося через создание партнерских отношений между педагогом и учеником. При такой ТО общение на иностранном языке становится более продуктивным благодаря установлению доверительных отношений и осзданию условий для раскрытия личностных особенностей учеников.

Так как целью преподавания иностранного языка по этой технологии является автономность учащегося в обучении, то сам ученик должен выбрать стратегию обучения и овладения языком и попытаться их использовать в процессе обучения. К таким стратегиям можно отнести следующие положения:

- прояви индивидуальность

- организуй свое обучение

- прояви свои творческие способности

- научись справляться с неуверенностью

- учись на своих ошибках

- используй контекст

 

  1. Дистанционное обучение предусматривает обучение с использованием компьютерных телекоммуникаций. Учащиеся самостоятельно выполняют предлагаемые им задания, которые проверяются преподавателем либо лично при встрече с учеником, либо через систему электронной почты.

Главная особенность дистанционного обучения в опосредованном характере общения между учителем и учеником. Такое обучение позволяет шикоро использовать мировые культурные и образовательные ценности, учиться у опытных педагогов, повышать квалификацию.

 

  1. Метод «тандем» реализует концепцию личностно-ориентированного подхода в языковом образовании и является одним из способов самостоятельного изучения иностранного языка двумя партнерами с разными родными языками, работающими в паре. Цель такого тандема – овладение родным языком своего партнера в ситуации реального или виртуального общения, знакомство с культурой страны изучаемого языка, а также получение информации по интересующим областям знаний. Метод возник в Германии в 60-е гг 20 в

Важнейшими принципами метода являются:

- принцип обоюдности (каждый из участников получает одинаковую пользу от общения)

- принцип автономности (каждый из партнеров самостоятельно несет ответственность в своей части обучения за выбор цели, содержания и средств обучения и за его конечный результат).

Этот метод позволяет успешно реализовывать субъектно-субъектные отношения межкультурного сотрудничества в процессе обучения.

 

  1. Языковой портфель (ЯП). Как технология обучения, обеспечивает не только развитие продуктивной деятельности ученика, но и его личностное развитие как субъекта образовательного процесса. ЯП можно определить как пакет рабочих материалов, который дает представление о результатах учебной деятельности учащимися по иностранному языку. Такой набор материалов дает возможность оценивать достижения учащимися в той или иной области иностранного языка, а также опыт учебной деятельности в данной области.

Использование ЯП отражает общую тенденцию переноса акцента в языковом образовании с понятия «обучения языку» на понятие «овладение языком и культурой», т.е. на самостоятельную учебную деятельность учашихся.

На уроках иностранного языка получили распространение различные типы языкового портфеля. В средней школе самыми распространенными принято считать Демонстрационный портфель (ДП – show case), Обучающий портфель (ОП – language learning portfolio).

ДП содержит образцы лучших самостоятельных работ ученика, выполненных за определенный период времени. С помощью такого рода визитной карточки можно продемонстрировать свои знания иностранного языка при приеме в вуз или на работу. Образцы выполнения учебных заданий демонстрируют степень сформированности умений в различных видах иноязычного общения, а также опыта межкультурного общения.

ОП соержит материалы и рекомендации по самостоятельной работе учащегося над различными сторонами изучаемого языка. В структуру ОП входят средства самостоятельной диагностики и оценки владения иностранным языком. Основная функция такого портфеля – педагогическая, заключается в развитии у учащегося способности и готовности к самостоятельному изучению иностранного языка и иноязычной культуры. Задания для рефлексивной самооценки формулируются в материалах портфеля так:

- «я умею»

- «я знаю»

- «я научился» и т.д.

Данные типы портфелей были разработаны и предложены в рамках проекта Совета Европы 1998-2000 гг. На основе Европейского ЯП были разработаны национальные варианты портфеля с учетом национально-культурных и учебных традиций. Предполагалось, что широкое внедрение ЯП в систему образования начнется с 2001 г., который был назван «европейским годом языков». Российский ЯП был создан в 2001 году. Разработчиками стала группа экспертов московского государственного лингвистического университета. Автор – Н.Д Гальскова.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: