Тема. Составление спортивного анамнеза




Методико-практическое занятие №9

Анамнез, или опрос, – один из важнейших методов медицинского исследования. Всякое медицинское исследование здорового или больного человека, исследование любой системы организма начинается с анамнеза. Анамнез, собранный по определённому плану, позволяет хорошо познакомиться со спортсменом, сделать предварительное заключение о состоянии его здоровья, функциональном состоянии организма и наметить план дальнейшего исследования, что очень важно не только для врача, но и для преподавателя, тренера.

Знание методики сбора анамнеза и умение использовать полученные при этом данные, необходимы каждому врачу, тренеру и преподавателю физического воспитания для спортивной ориентации, планирования учебно-тренировочного процесса, выбора и применения различных восстановительных средств и др.

Анамнез в спортивной медицине разделяется на следующие части

1. Общие или паспортные данные:

Ø Фамилия, имя и отчество;

Ø Возраст;

Ø Образование и профессия;

Ø Семейное положение.

Прежде чем перейти к анамнезу жизни, необходимо выяснить два вопроса:

1) Самочувствие.

Определить как хорошее, удовлетворительное или плохое. Не нужно путать самочувствие с настроением, определяющим психическое состояние человека.

2) Жалобы. Необходимо выяснить и перечислить жалобы, записать, когда они появились, обращался ли ранее к врачу, лечился или нет.

2. Анамнез жизни:

Ø Перенесенные заболевания (установить часто болел человек или нет);

Ø Спортивные травмы (кратко указать локализацию спортивных травм, лечение, последствия после травмы);

Ø Наследственность (выяснить заболевания, которые передаются по наследству);

Ø Условия жизни в прошлом (период детства и юношества);

Ø Условия жизни в настоящее время (Материально-бытовые, гигиенические условия жизни);

Ø Вредные привычки (курение, употребление спиртных напитков).

3. Спортивный анамнез:

Ø Занятия физической культурой в школе (основная, подготовительная, специальная группы;

Ø С какого возраста начал систематически заниматься спортом и какими видами;

Ø Какими видами спорта занимается в настоящее время (основной подчеркнуть);

Ø Спортивная квалификация (какой разряд, в каком году и по каким видам спорта);

Ø Динамика роста спортивных достижение (указать изменение спортивных разрядов и рост спортивных достижений по годам);

Ø Характер тренировок в настоящее время (количество тренировок в день, неделю, объем и их интенсивность, количество дней отдыха, применяемые восстановительные средства);

Ø Оценка тренировки спортсменом;

Ø Характеристика режима дней тренировки и отдыха;

Ø Занятие утренней гимнастикой, закаливание.

4. Заключение:

В заключении необходимо обобщить наиболее существенные данные из анамнеза жизни и спортивного анамнеза. Заключение должно быть написано так, чтобы при чтении его можно было ясно представить, обследованного спортсмена, где он работает или учится, условия жизни, здоровье, часто ли болеет, есть ли вредные привычки, как тренируется, быстро ли прогрессирует и т.д. Важнейшая часть заключения – рекомендации по режиму, питанию, тренировке, закаливающим процедурам и т.п., в зависимости от тех сведений, которые были получены при проведении анамнеза.

Задача занятия. Освоить методику сбора анамнеза.

Задание. Освоить методику сбора анамнеза. Составить спортивный анамнез любого знакомого Вам человека (свой личный, любого родственника или знакомого (можно анонимно)) по предложенной ниже схеме. На основании анализа полученных данных сделать соответствующие выводы и дать необходимые рекомендации.

Пример спортивного анамнеза:

1. Общие или паспортные данные:

Ø Иванов Алексей Петрович;

Ø 18 лет;

Ø Студент дневного отделения УГМУ;

Ø Холост.

Своё обычное самочувствие определяет как хорошее, обычно бодр, здоров. К врачам обращался редко только по необходимости. В детстве болел детскими инфекционными болезнями. Жалоб на состояние здоровья не имеет.

2. Анамнез жизни:

Ø Имел несколько травм, связанных с растяжением связок ног и рук. В 16 лет перенёс операцию по удалению слепой кишки (аппендикса). Наиболее часто (примерно 2 раза в год) болел ОРЗ.

Ø Имел несколько травм, связанных с растяжением связок ног (коленный и голеностопный суставы) и рук (запястье). Было два падения с велосипеда, связанных с лёгким сотрясением мозга. Принимал амбулаторное лечение (физиопроцедуры – УВЧ, электрофорез, ингаляции). Лечение привело к полному восстановлению повреждённого органа и его функций.

Ø Родственники в течение жизни боли следующими заболеваниями: по линии отца: дедушка – основное заболевание сахарный диабет; бабушка – гипертоническая болезнь; отец – гипертоническая болезнь; по материнской линии: дедушка – псориаз; бабушка – миопия средней степени, гипертоническая болезнь; мать – миопия средней степени, варикоз нижних конечностей. Практически все доминирующие заболевания родственников в той или иной степени могут проявиться в потомстве или создать предпосылки таковых.

Ø Условия жизни в прошлом и настоящем достаточно комфортные – проживает с семьёй в трёхкомнатной городской квартире в экологически благоприятном районе г. Екатеринбурга (р-н Академический);

Ø Имеет отдельную комнату, имеет возможность принимать душ, ванные процедуры, иногда посещает сауну. Летом имеет возможность выезжать в загородную зону (на садовый участок (ст. Аять), несколько раз отдыхал с родителями на Чёрном море.

Ø Вредных привычек не имеет, питание достаточно сбалансировано.

3. Спортивный анамнез:

Ø В школе занимался по физической культуре в основной группе.

Ø С 10 лет начал систематически заниматься тейквондо, волейболом, с 14 лет – лыжными гонками.

Ø В настоящее время регулярно занимается лыжным спортом.

Ø Имеет первый спортивный разряд по лыжному спорту.

Ø Динамика роста спортивных достижений по лыжному спорту такова: 14 лет – первый юношеский разряд, 16 лет – второй взрослый разряд, в 17 лет – первый спортивный разряд.

Ø Характер тренировок в настоящее время: в неделю пять тренировок (по 1,5-2 часа), общий объём в неделю – 40-60 км средней и высокой интенсивности. Два дня отдыха в неделю, при этом использует в качестве восстановительных средств сауну и самомассаж.

Ø Оценивает свои тренировки как адекватные для ситуации учёбы в медицинском вузе, считает, что успевает восстанавливаться после них.

Ø В тренировочные дни физиологическая нагрузка на кардио-респираторную и опорно-двигательную системы повышается в основном в вечернее время (18-20 часов). Питание сбалансированное, после тренировок имеет возможность посещать сауну, однако делает это не регулярно. В дни отдыха предпочитает активные его виды (подвижные и спортивные игры).

Ø В утреннее время в основном выполняет гимнастические упражнения общефизической направленности низкой интенсивности (длительность 10-15 минут). В летнее время по мере возможности плавает в открытом водоёме, принимает солнечные ванны, ходит босиком.

4. Заключение:

В настоящее время Пирогов С.В. ведёт в целом здоровый образ жизни, питание сбалансировано, вредных привычек не имеет, стиль жизни – спортивный, ритм жизни подчинён занятиям лыжным спортом и учебной деятельности. Однако у него нет выраженного желания добиться более высоких результатов спорте, поскольку нацелен на получение качественного высшего образования по избранной специальности. Болеет в течение года в основном ОРЗ (примерно 1-2 раза в год). Спортивный результат на период обследования стабилен и поддерживается регулярными физическими тренировками.

Основные рекомендации лежат в области режима питания – сместить основную долю потребляемых продуктов питания на первую половину суток, также иметь бόльшую регулярность ночного сна по длительности. В качестве закаливающих процедур рекомендуется регулярные обливания холодной водой после гигиенической утренней гимнастики.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: