ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ




ТЕТРАДЬ

 

 

по дисциплине

«Концепции современного естествознания»

(id 150627)

 

 

студент...................................................................................................... группа....................................................................................................... пин-код.....................................................................................................

 

г. Санкт-Петербург


Контрольные вопросы к тестам по дисциплине

«Концепции современного естествознания»

 

Вопросы для самоподготовки сформулированы по темам таким образом, что каждый из них может охватывать несколько тестовых заданий, поэтому их количество не соответствует количеству заданий для тестирования. Кро- ме того, специфика формулирования вопросов для самоподготовки отражает требование к уровню освоения курса – уметь использовать приобретённые в процессе обучения основы методологии и степень понимания содержания курса.

Наука и научное знание

Определение понятий: наука, научный метод, общефилософские методы познания. Естественнонаучный и социогуманитарный подходы в познании мира.

 

Наука-совокупность методов познания природы.
Нау́чный ме́тод — совокупность основных способов получения новых знаний и методов решения задач в рамках любой науки.
Общефилософские методы познания-диалектический и метафизический.

 

Методы научного познания

Определение понятий: эмпирический и теоретический научные методы по- знания. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Аналогия и моделирование.

 

Тео́рия— система знаний, обладающая предсказательной силой в отношении какого-либо явления.
Эмпирические знания получают в результате применения эмпирических методов познания — наблюдения, измерения, эксперимента.
АНАЛИЗ и СИНТЕЗ - термины, обозначающие: 1) методы научного познания, которые являются этапами гносеологического процесса формирования понятий (А., С., сравнение, абстрагирование, обобщение); 2)

 

начальный и конечный этапы научного исследования.
Дедукция (от латинского “deductio” - выведение) - переход от общего к частному, индукция (от латинского “inductio” - наведение) - вид обобщений, связанных с предвосхищением результатов наблюдений и экспериментов на основе данных прошлых лет.
АНАЛОГИЯ (греч.соразмерность) —отношение сходства между объектами. МОДЕЛИРОВАНИЕ — представление процесса или ситуации с помощью модели.

Сложные системы

Определение понятий: система, открытая и закрытая система. Энтропия.

 

Систе́ма— множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определённую целостность, единство.
Закрытые системы — какой-либо обмен энергией, веществом и информацией с окружающей средой отсутствует.
Открытые системы — свободно обменивающиеся энергией, веществом и информацией с окружающей средой.
Энтропи́я в естественных науках — мера порядка системы, состоящей из единого элемента.

Самоорганизация. Синергетика

Определение понятия: синергетика. Куда возвращается система после прохождения точки бифуркации.

 

Синерге́тика— междисциплинарное направление научных исследований, задачей которого является изучение природных явлений и процессов на основе принципов самоорганизации систем.

После прохождения точки бифуркации система случайно выбирает путь нового развития.

Научные революции

Определение понятий: научная революция, первая, вторая, третья, чет- вёртая научные революции. Научно-техническая революция. Основная концепция античного и средневекового

 

периодов развития научного позна- ния. Основные идеи и имена создателей идей первой, второй, третьей, чет- вёртой научных революций и научно-технической революции. Понятие корпускулярноволнового дуализма. Когда была построена первая атомная электростанция в СССР?

научная революция,1,2,3,4 научные революции.Научно-техническая революция и т.д.....
-1 научная революция началась в 16 веке н.э,и в её процессе утвердилась гелиоцентрическая картина мира,предложенная Н.Каперником.
2-ая научная революция была связана с созданием механической картины мира.Автором являлся Ньютон
3-я научная революция была связана с открытием электромагнитной картины мира и с диалектизацией всего естествознания.Также относится создание теории эволюции в биологии.
4-я научная революция произошла в нач.20 века и была связана
с открытием явления радиоактивности,созданием квантовой модели атома и скрушением механической картины мира.
Научно-техническая революция-это переломный этап в развитии промышленного производства,связанный с развитием новых технологии.
Корпускулярноволновой дуализм-это явление,при котором элементарная частица обладает как свойствами самой частицы,так и волновыми свойствами.
В 1954 году была построена первая атомная электростания.

Биология. Живое вещество. Жизнь. Наследование в биологии. Биосфера

Определение понятий: живое вещество, жизнь, генетика, биосфера. Еди- ница строения живого организма. Единица наследственной информации жи- вого организма. Основа устойчивости биосферы.

живое вещ-во, жизнь, генетика, биосфера. Единица строения живого организма. Единица наследственной инф-ии живого организма. Основа устойчивости биосферы.
-Живое вещ-во - это совокупность всех живых организмов.
Жизнь-это химический феномен, отличающийся проявлением генетических свойств, ДНК. Единица строения живого организма-клетка
Генетика-наука о законах наследственности и изменчивости организмов. Единица наследств. инф-ии - ген.
Биосфера-совокупность всех живых организмов планеты, в которых существуют механизмы круговорота химических вещ-в, информациии энергии. Основой устойчивости биосферы является многообразие видов живых организмов.

Космология

 
Что изучает космология? Когда и как образовалась Вселенная? Современ- ное представление о наблюдаемой Вселенной. Расширение Вселенной. Влия- ние Солнца на Землю. Планеты Солнечной системы. В какой галактике мы живём? Теории возникновения жизни на Земле.

Космология- изучает вселенную. Вселенная образовалась примерно 18 млрд. лет назад. Постоянно расширяется имеет независимый центр. Расширяющая вселенная означает удаление галактик друг от друга. Влияния солнца на землю проявляется - инсуляции.
В настоящее время не существует общепризнанные гипотезы возникновения жизни на земле.
Относится: эволюционная, креацианизм(божественное начало) пампермия – т.е. неземное происхождение жизни. Мы живем в галактике -Млечный путь.

 

Экология

Определение понятия: экология. Причины глобального экологического кризиса на планете. Принцип экологической устойчивости цивилизаций. По- нятие «экологический колониализм».

человек, биоэтика, антропология, антропный принцип, антропоцентризм, этногенез, цивилизация, культура. Взаимоотношения науки и религии в настоящие время. Иерархия потребностей начального и высшего саморазвития человека. Чем определяется развитие сознания человека?
Человек – это единство сознания и физического тела.
Биоэтика- это сложные поведенческие программы определенные общественными традициями. На первом месте начального личного саморазвития стоят физиологические потребности.
Андропология – это наука о происхождении и эволюции человека.

 

Антропоцентриум- человек это царь природы.
Антропный принцип- человек это наблюдатель и участник реального существования вселенной.
Этногинез- это концептуальная структура, для мобилизации людей на основе независимости от территориальных и эмоциональных признаков.
Культорогинез- это уровень развития общества проявленный созданный материальными духовными ценностями.
Цивилизация- это соцкультурная общность построенная на основе универсальных ценностей.(Культура, мораль, право, религия, и.т.д.)

 

 

Ноосфера

Определение понятия: ноосфера. Сравнение понятия «ноосфера» с поня- тиями «биосфера» и «техносфера».

 

Определение понятия: ноосфера. Сравнение понятия «ноосфера» с понятиями биосфера и техносфера.
Цепочка: Биосфера- Техносфера- Ноосфера.
Техносфера- это воздействие человеческих факторов на природу. Наличие контроля за природой,но не умение управлять.
Ноосфера- это разумная оболочка земли и тесная взаимосвязь человеческой деятельности с биосферой. Не только контроль, но и управление природой.

Человек и цивилизация

Определение понятий: человек, биоэтика, антропология, антропный прин- цип, антропоцентризм, этногенез, цивилизация, культура. Взаимоотношения науки и религии в настоящее время. Иерархия потребностей начального и высшего саморазвития человека. Чем определяется развитие сознания чело- века?

Определение понятия: ноосфера. Сравнение понятия «ноосфера» с понятиями биосфера и техносфера.
Цепочка: Биосфера- Техносфера- Ноосфера.
Техносфера- это воздействие человеческих факторов на природу. Наличие контроля за природой,но не умение управлять.
Ноосфера- это разумная оболочка земли и тесная взаимосвязь человеческой деятельности с биосферой. Не только контроль, но и управление природой.

 

 

Перспективы развития современной науки

Роль самоорганизующихся и информационных систем в развитии есте- ствознания. Перспективы развития современной медицины, психологии, ис- следования сознания.

 

В развития естествознания – определить закономерность создание целостной картины мира. Выявление общих законов природы.

 

Перспективы развития медицины- лежат в области продления жизни человека.
К психологии – можно отнести исследование и развитие парапсихологических методик исследования сознания – лежат в области исследования информационно-полевых систем сознания


 

 

Основная:


 

Список литературы


1. Концепции современного естествознания: Учеб. Пособие. 9-е изд. / В.О. Голубинцев [и др.]; ред. С.И. Самыгин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008.

2. Концепции современного естествознания: Учебник для студентов вузов

/ под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. 4-е изд., перераб. и доп./ Ред. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИДАНА, 2007.

3. Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие.

3-е изд., стер. (Серия Библиотека студента). – М.: НПО МОДЭК, 2006.

4. Садохин А.П. Концепции современного естествознания: учебник для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным специальностям и специальностям экономики и управления. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИДАНА, 2006.

 

Дополнительная:

1. Горелов А.А. Концепции современного естествознания в вопросах и от- ветах. – М.: Эксмо, 2005.

2. Гусейханов М.К., Раджабов О.Р. Концепции современного естествозна- ния: Учебник. 2-е изд. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»,

2005.

3. Дубнищева Т.Я. Концепции современного естествознания. Основной курс в вопросах и ответах: учебное пособие. 2-е изд., испр. и доп. – Новоси- бирск: Сиб. унив. издво, 2005.

4. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. 9-е изд, испр. и доп. – М.: Академический Проект, Фонд «Мир», 2005.

5. Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник.

– М.: Высшая школа, 2004.

6. Кравченко В.В. Тесты по курсу «Концепции современного естествозна- ния»: Учеб. пособие для вузов. – М.: Экзамен, 2004.

 

Составитель: В.М. Дудник, кандидат технических наук, доцент


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: