Сквернословие – болезнь души
План-конспект
внеклассного мероприятия по русской словесности
по материалам научно-исследовательской работы
«Проблемы ненормативной лексики»
учащегося 11 «В» класса Смоленского Дмитрия
Подготовила Габринович Светлана Федоровна, учитель русского языка ГУО «Вилейская гимназия № 2»
Цель: воспитание культуры речи, уважения к собеседнику и нетерпимости к сквернословию и речевой грубости.
Задачи:
углубить знания учащихся об отрицательном воздействии на человека вредных привычек;
развивать навыки общения;
побуждать к нравственному самосовершенствованию.
Оборудование и материалы: презентация исследовательской работы, оборудование для демонстрации презентации, раздаточный материал для работы в группах, магнитофон и записи песен С. Копыловой, запись темы и эпиграфа на доске
Эпиграф: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших…»[Еф. 4:29]
Ход занятия
Организационный этап
Вступительное слово учителя
Начать сегодняшнее занятие мне хотелось бы с одной любопытной легенды о языке. Знаменитый баснописец Древней Греции Эзоп был рабом философа Ксанфа. Однажды Ксанф захотел пригласить гостей и приказал Эзопу приготовить самое лучшее кушанье. Эзоп купил языки и приготовил из них несколько блюд. Ксанф спросил, почему Эзоп подаёт только языки. Эзоп ответил: «Ты велел купить мне самое лучшее. А что может быть на свете лучше языка! При помощи языка строятся города, развивается культура народов. При помощи языка мы изучаем науки и получаем знания, при помощи языка люди могут изъясняться друг с другом, решать различные вопросы, просить, приветствовать, мириться, давать, получать, выполнять просьбы, вдохновлять на подвиги, выражать радость, ласку, объясняться в любви. Поэтому нужно думать, что нет ничего лучше языка». Такое рассуждение пришлось по сердцу Ксанфу и его гостям. В другой раз Ксанф распорядился, чтобы Эзоп приобрёл к обеду самое худшее. Эзоп пошёл опять покупать языки. Все удивились этому. Тогда Эзоп начал объяснять Ксанфу: «Ты велел мне сыскать самое худшее. А что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и разочаровывают друг друга, посредством языка можно лицемерить, лгать, обманывать, хитрить, ссориться. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и даже целые государства, он может вносить в нашу жизнь горе и зло, предавать, оскорблять. Может ли быть что-нибудь хуже языка?» Не всем гостям было приятно слышать этот ответ Эзопа.
|
Язык - самое лучшее и самое худшее, что есть на свете. Он удивителен, потому что в нём уживаются и тесно переплетаются самые различные явления. Сегодня на уроке мы попытаемся ответить на вопрос: как влияет то, что мы говорим, на то, как мы живём. А ещё – как сделать свою речь и свою жизнь красивой.
Словарно-семантическая работа, обсуждение текстов
Подберите, пожалуйста, слова-синонимы к слову «нецензурный» (скверный, неприличный, матерный, непристойный, скабрёзный, ненормативный, бранный).
Стихотворение Е. Матусовского:
Есть слова пострашнее, чем порох,
Чем снаряд над окопными рвами.
Я советую людям при ссорах
Осторожнее быть со словами.
Мир устроен на этой основе,
И достаточно, в общем, серьёзно:
|
О любом опрометчивом слове
Пожалеете рано иль поздно.
Вы к словам проявляйте терпенье.
Не берите в расчёт кривотолков,
Ведь от них остаются раненья,
Как от мелких, но острых осколков.
Прослушивание песни Светланы Копыловой «Гвозди».
Что общего в песне и стихотворении? Что говорит вам собственный опыт? (Ответы ребят)
Презентация исследовательской работы (Приложение А)
Работа в группах
Интересно, что в белорусском языке очень мало своих ругательств, все непристойные слова оказались «пришлыми». До войны в белорусских деревнях было недопустимым плохо выражаться при старших, женщинах и детях.
В Библии сказано: «…за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» [Мф.12:36-37].
Православная церковь всегда запрещала сквернословие, злоречие. Порок этот находится в прямой зависимости от духовного состояния человека. Евангелие подтверждает это: «…от избытка сердца говорят уста» [Мф.12:34].
Предупредить или остановить развитие болезненного процесса можно развитием нравственных, духовных качеств.
Как же избавляться от сквернословия? Попробуем решить эту проблему сообща.
Разделимся на 3 группы, каждая из которых будет вырабатывать свои предложения.
1 группа: Как бороться со сквернословием в семье, в классе?
2 группа: Как бороться со сквернословием на школьном уровне?
3 группа: Как бороться со сквернословием на государственном уровне?
Представление результатов работы в группах.