Признаки социальных институтов




В каждом социальном институте имеются как специфические особенности, так и общие с другими институтами признаки.
Общие для всех институтов признаки объединяются в пяти групп

1. установки и образцы поведения

2. утилитарные и культурные черты

3. культурные символы

4. кодекс устный и письменный

5. идеология
Хотят институты должны обязательно иметь утилитарные культурные черты, у них есть новые качества, которые зависят от потребностей, которыми удовлетворены. В некоторых институтах не обладают полные наборы признаков. Это может означать, что институты являются несовершенными, они полностью не развиты или находятся в упадках. Если большинство институтов являются недостаточно развитыми, это значит, что общества, в которых они функционируют, находятся либо в упадках, либо имеют начальные стадии культурных развитий.
Рассмотрим подробнее некоторые институциональные признаки.
Культурные символы. Все институты стремятся к приобретениям символов, которые в предельно концентрированных формах могут создавать представления об институтах, их образах. Так, для государства это флаги или гербы; для церкви – распятия, полумесяцы или звезда Давида, для семьи – обручальные кольца, для университета – эмблемы «альма-матер». Образы промышленных объединений в концентрированных форме могут представить себе из их названий или торговых марок. Музыки могут тоже стать символиками. Национальные мелодии, государственные гимны, студенческие песни, свадебные марши могут использоваться в целях формирования образов институтов. Здания также могут стать символами института, так как родину трудно представить без дома, религии без церковных сооружений, образования без школы или правительства без правительственных зданий либо королевские дворцы. Таким образом, культурные символы институтов могут обладать любыми материальными или нематериальными элементами культуры, которые выражают концентрированные виды основных специфических черт данных институтов, они складываются в целостных образах.
Кодексы поведения (устные и письменные). Ясно, что люди, которые включены в деятельности институтов, должны принимать соответствующие предназначенные им роли. Чаще всего системами этих ролей могут выражаться в формальном кодексе, в таких, как присяги на верности страны, клятвы при заключении браков, медицинские профессиональные клятвы Гиппократа. В этих кодексах поддерживаются институционально закреплённые роли и имеют важные части социальных контролей.
Формальный кодекс поведения, конечно, производит значительное внешнее впечатление, но он не гарантирует должного исполнения ролей. Мужья и жёны супружеские клятвы часто начинают игнорировать, граждане, которые пылко повторяют государственные присяги на верности, могут вполне совершить государственные измены, члены церковных приходов, которые клятвенно обещают вести праведные жизни, могут грешить, они относятся к клятве с полными равнодушиями. При оценке степени влияния на людей тех или иных кодексов важно знать, что принятия устных или письменных кодексов могут в значительной степени гарантировать соблюдения, чем самостоятельные формирования установок на те или иные формы поведения. Однако, если кодексы правил и нормы будут искусственно продуманы и оторваны от реальной жизни, они практически выполняться не будут. Институционные кодексы не будут выполняться, и в случае, когда не будут существовать быстрые и неотвратимые наказания за их нарушения. Конечно, в формальных кодексах поведения производятся значительные внешние впечатления, но они не будут гарантировать должные исполнения роли.
Формальные кодексы являются лишь частями общих поведений, которые могут создавать институциональные роли. Могут существовать и нормы поведения отдельной роли (солдаты, родители, профессоры, политические деятели), сущности которых могут составлять достаточно тщательно разработанные комплексы неформальных традиций, ожиданий и правил, которые отобраны в результатах длительных опытов и наблюдений за исполнениями данных ролей. Дети, которые никогда не жили в гармоничных семьях, вероятно, с трудом будут представлять себе истинные роли родителей, мужей или жен. Они не будут иметь достаточной возможности для того, чтобы изучить эти роли и успешно выполнять их впоследствии, отобрать установки, которые являются необходимыми для таких исполнений. Роли во всех институтах успешно исполняются только теми, кто обучается необходимыми ролевыми установками и ролевым поведениям.
Идеология. Идеологии можно охарактеризовать, как системы идеи, санкционированные совокупностями норм. Они опираются на системы институциональных норм и определяют не только, как люди должны относиться к тем или иным действиям, но и то, почему они должны действовать определёнными образами и почему они недостаточно активно действующие или совсем не могут участвовать в действиях. Идеологии могут включать в себя основополагающие убеждения данных институтов, так и разработками убеждения, объясняющие окружающие действительности в терминах, которые приняты членами данных институтов. Если повторения присяг будут формально привязывать индивидов к текущим институциональным нормам, о идеологии будут давать рациональные оправдания для того, чтобы применить институциональные нормы повседневной жизни.
Например, подростковые отклоняющиеся поведения являются проблемами во всех современных обществах. Все основные институты пытаются объяснять эти важнейшие проблемы с точки зрения Пазовой нормы. Подростковые преступности могут рассматриваться социалистами, как результаты капиталистических эксплуатаций, производственниками – как результаты неправильных политик в области занятости молодежи, работниками системы образования – как результаты порочных систем школьных воспитаний, а примерными семьянинами — как симптомы разрушения домашних очагов. Очевидно, что в данном случае, независимо от истинности этих суждений, каждые представители институтов стремятся к укреплениям, усилениям влияний и инспирирований лояльности по отношению к институциональным нормам.
Таким образом, идеологии являются важнейшими культурными комплексами, которые поддерживают влияния институтов и могут оправдывать и объяснять все их деятельности. Через идеологии лидеры могут потребовать кредиты доверий у членов институтов. Всякие значительные действия могут быть идеологически выдержаны, т.е. они соответствуют при помощи основных идеологических положений данных институтов. При этом критицизмы институциональных идеологий рассматриваются, как еретические или как разрушающие нападения, которые должны быть устранены.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: