Сущность и структура социальных институтов




Введение


Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно необходимо закрепить некоторые типы социальных отношений, сделать их обязательными для членов определенного общества или определенной социальной группы. Это прежде всего относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены социальной группы обеспечивают удовлетворение наиболее важных потребностей, необходимых для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Так, потребность в воспроизводстве материальных благ заставляет людей закреплять и поддерживать производственные отношения; потребность социализировать подрастающее поколение и воспитывать молодежь на образцах культуры группы заставляет закреплять и поддерживать семейные отношения, отношения обучения молодых людей.
Практика закрепления отношений, направленных на удовлетворение насущных потребностей, заключается в создании жестко закрепленной системы ролей и статусов, предписывающих индивидам правила поведения в социальных отношениях, а также в определении системы санкций для того, чтобы добиться неукоснительного выполнения этих правил поведения.
Системы ролей, статусов и санкций создаются в виде социальных институтов, которые являются наиболее сложными и важными для общества видами социальных связей. Именно социальные институты поддерживают совместную кооперативную деятельность в организациях, определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.
Понятие "институт" - одно из центральных в социологии, поэтому изучение институциональных связей служит одной из основных научных задач, стоящих перед социологами.

Цель-

Задача:

 

 

Сущность и структура социальных институтов

 

В социологиях и в социальных философиях изучаются социальные институты общества. Имеются множества определений социальные институты в социологии. Американский Социолог и экономист Торстейн Веблен (1857-1929) является первым, кто дал развёрнутые представления о социальном институте. Хотя его книга «Теория праздного класса» начала появляться в 1899 году, многие ее положения не были устарены до сих пор.
Значительные места отводят к понятиям «социальные институты» в отечественных социологиях. Социальные институты можно определить, как единые компоненты социальных структур общества, которые интегрируют и координируют множества индивидуального действия, упорядочивающие социальные отношения отдельной сферы общественных жизней.
Под институтами можно подразумевать относительно стабильные совокупности символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, управляющие конкретные сферами социальных жизней: это семья, религия, образование, экономика, управление. Социальные институты могут представлять собой:

- ролевые системы, включающие также нормы и статусы;

-совокупности обычаев, традиций и правил поведения;
- формальные и неформальные организации;

- совокупности норм и учреждений, которые регулируют определенные сферы общественного отношения;

-обособленные комплексы социального действия.
Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, которые регулируют определенные сферы общественного отношения (семья, производства, государства, образования, религии), социологи начали углублять представления, обладающие базовыми элементами, на которые покоятся общества. Общества в течении истории выработали инструменты, которые были пригодны для того, чтобы решать множества задачи и удовлетворения важнейшей потребности. Эти инструменты стали называть социальными институтами. Типичные для данных обществ отражаются культурными обликами этих обществ. Разные институты общества могут отличаться друг от друга. Например, институты браков у разных народов могут содержать при помощи своеобразных обрядов и церемоний, они опираются на принятые в каждом обществах норм и правила поведений. В одних странах институты браков могут допускать, например, многоженства, что в других странах категорически запрещены согласно их институтам браков.
Выделяют подгруппы культурного института, являющиеся видами частного социального института. К примеру, когда говорят, что прессы, радио и телевидения могут представлять собой «четвертые власти», по существу их понимают как культурные институты. В коммуникационных институтах производятся и распространяются информации, которые выражаются символами. Они обладают главными источниками знаний о накопленных опытах. Подвиды коммуникационных институт: библиотека, музей, школа и университет, телевидение, газета, книгопечатание, радио, кино. Совокупностями технического устройства, которые включают здания, работников и фонды библиотек, музеев и школ, могут составить инфраструктуры институциональных систем культуры.
В социальных институтах решаются важные проблемы большим количествам людей. Например, миллионы людей, которые влюбились, могут прибегать к помощи институтам браков и семей, а заболев- к институту здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция, адвокатура и т. Д.
Институты одновременно выступать и инструментами социальных контролей, так как благодаря нормативным характерам, могут заставить людей подчиняться принятыми нормами и соблюдать соответствующие дисциплины. Поэтому институты могут пониматься, как совокупности норм и образцов поведения.
Зарубежные и отечественные социологи начали придерживаться различным определениям социальных институтов, они понимали его внутренние строения, т.е. функционально взаимосвязанные системы опорного элемента. Несмотря на многообразия точек зрения, они все являются по существу верными, поскольку могут представлять разные видения. По мнениям С. С. Фролова, правильнее говорить не об элементах, которые входят в структуры институтов, а об институционального признака, т. е. общие для всех институтов чертах и свойствах. Таковые пять:
1. Установки и образцы поведения (привязанности, лояльности, ответственности и уважения в семье, послушания, лояльности и субординации в государствах);

2. Символические культурные признаки (обручальные кольца, флаги, гербы, кресты, иконы и др.);

3.Унитарные культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства, магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для образования, храмы для религии);
4. Устные и письменные кодексы (запреты, правовые гарантии, законы, правила);
5.Идеологии (романтическая любовь в семье, демократизмы в

государствах, свободы торговли в экономиках, академические свободы в образовании, православия или католицизмы в религии).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: