Расстояние до мечети чтобы джума стало обязательным.




 

БисмиЛляхиРрахмааниРрахиим.

 

❓Спросили шейха Ибн База: «Является ли обязательным совершение пятничной молитвы, если мы находимся от мечети на расстоянии 35 км., но у нас есть машина?»

 

✒️Шейх ответил:

«Это место далекое, вы не обязаны этим, но если вытерпите трудность и поедете на джуму’а, то заслужите награду. Это далекое место, в котором не слышно призыва, даже если бы призыв был при помощи микрофона. Даже при его помощи не услышали бы. Однако суть (обязательности джуму’а) в призыве обычном голосом.

 

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто услышал призыв и не явился на него, то нет у него молитвы, если только у него не было причины». Поэтому если человек слышит призыв в месте, где азан дается обычным голосом без микрофона, когда утихли голоса и нет препятствий, то он обязан пойти в мечеть. А если он далеко и не слышит азан, даже если и нет микрофонов, то он не обязан идти по причине дальности. Но если, несмотря на трудность передвижения на верховом животном или машине он явится, то это будет лучше».

 

Источник: https://www.binbaz.org.sa/mat/16360

 

 

☑️‘Усман ибн Мухаммад передал, что он послал к Са’иду ибн аль-Мусайябу спросить его: «Для кого является обязательным джуму’а?» Он ответил: “Для того, кто слышит азан”.

См. ‘Абдур-Раззакъ 3/163.

 

☑️Дауд ибн Къайс рассказывал, что слышал, как ‘Амра ибн Шу’айба спросили: «С какого места следует являться на джуму’а?» Он ответил: “С расстояния донесения голоса (азана)”.

См. ‘Абдур-Раззакъ 3/162.

 

☑️Сказал ‘Абдуллах, сын имама Ахмада: «Я спросил своего отца: "Для кого обязательна пятничная молитва?"» Он ответил: “Для того, до кого доходит голос (азан)”. И сказал: “А азан доходит на расстоянии фарсаха (три мили)”. См. “аль-Масаиль” 434.

 

(1 миля этот примерно 1750 метров)

 

☑️“Если люди в городе, жители которой собираются для джуму'а, то она становится обязательной для тех, кто слышит призыв из числа живущих там или находящихся близко к ним”.

См. имам Шафии“аль-Умм” 2/381.

 

☑️Аль-Къуртуби в толковании аята: «Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (аль-Джуму’а 62: 9), сказал: “Эти слова Всевышнего Аллаха конкретизируют обязанностью посещения джуму’а тем, кто находится по близости и слышит призыв.

 

А что касается того, чей дом находится далеко и не слышит азана, то к нему не относится это обращение (в аяте). И было разногласие относительно того, кто должен являться на пятничную молитву из числа близ находящихся и далеких.

Ибн Умар, Абу Хурайра и Анас говорили, что джуму’а обязательна для того, кто находится в городе на расстоянии шести миль.

Раби’а сказал: «Четыре мили».

Малик и аль-Лейс сказали: «Три мили».

Сказал аш-Шафи’и: «Следует брать в расчет слышание азана»”.

См. “Тафсир аль-Къуртуби” 20/470.

 

☑️Имам Ибн ‘Атыйя сказал в своем тафсире: “Разошлись ученые в отношении расстояния, при котором посещение джуму’а будет обязательным.

Малик сказал: «Это три мили».

Сказал Къады Абу Мухаммад (т.е. сам Ибн ‘Атыйя): Т.е. от дома до места азана. Другая группа сказала: «От дома идущего до границ города, в котором есть призыв (к джуму’а)».

Сказали ханафиты: «Обязаны все жители города устремляться к призыву из тех, кто слышит азан или не слышит, даже если расстояние выше трех миль»”.

См. “аль-Мухарра аль-уаджиз” 5/308.

 

☑️Имам Ибн ‘Адиль аль-Ханбали в своем тафсире: “Обязательность устремления на пятничную молитву связана с находящимся по близости и слышащим азан. А что касается того, кто находится далеко и не слышит призыв, то нет на нем обязанности отправляться на джуму’а”. После чего он упомянул различные мнения саляфов, среди которых: “Ибн ‘Амар, Абу Хурайра и Анас говорили: «Джуму’а обязательна для того, кто находится в городе на расстоянии шести миль… Также сообщается от Раби’а, что джуму’а обязательна для того, кто услышав азан и выйдя из дома пешком, застанет молитву”. См. “аль-Любаб фи ‘улюм аль-Китаб” 19/87.

 

☑️Ибн аль-Мунзира в своей книге "аль-Аусат" назвал главу следующим образом: "Упоминание того, кому является обязательным посещать джуму’а из числа жителей города", после чего сказал: “Обладатели знания разногласили в вопросе того, кому является обязательным посещать джуму’а из числа жителей города и тех, кто за пределами города, кто слышит азан и тех, кто не слышит его”, после чего привел семь мнений саляфов, среди которых: “Группа ученых сказала, что не уаджибджуму’а, кроме как если человек слышал азан. Это мнение передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, Са’ид ибн аль-Мусайяба, и это говорил Ахмад и Исхакъ”.

 

После этого он привел те же слова аш-Шафи’и, и сказал: “Но он так же говорил, когда был в Ираке: «Джуму’а обязательна для того, кто слышит призыв, когда его дом расположен так, что он слышит азан»”.

 

Затем он в седьмом мнении сказал: “Передается, что Раби’а сказал: «Джуму’а обязательна для того, кто услышав азан и выйдя из дома пешком, застанет молитву»”.

См. “аль-Аусат” 34-37.

 

То же самое имам Ибн аль-Мунзир говорил и в другой своей книге «аль-Ишраф» 2/90.

 

Бадруддин аль-‘Айни сказал: “Ибн аль-‘Араби сказал: «Обязательность (джуму’а) для того, кто слышит призыв, это мнение аш-Шафи’и». И сказал: «Связывание устремления к ней с слышанием призыва снимает обязанность с того, кто находится в большом городе, не слыша азана»”.

См. “Умдатуль-Къари” 6/286.

 

Мнение ханафитов о том, что джуму’а обязательной для всех жителей города, независимо от того, слышат они азан или нет, не является однозначным. Этот же известный ханафитский имам - Бадруддин аль-‘Айни сказал, передавая мнение своего мазхаба по данному вопросу: “Абу Юсуф сказал: «Она обязательна для всех жителей местности, включая границы города, поскольку они жители одного города». Мухаммад (ибн Хасан аш-Шайбани) поставил следующее условие: «Слышать призыв для того, чтобы она была обязательной для них (т.е. жителей одного города). И тот, кто слышит азан на джуму’а, тому она становится обязательной». И это то, о чем говорили аш-Шафи’и и Ахмад”. См. “ШархСунанАби Дауд” 6/376.

 

 

Говоря о том, что для путника джуму’а не является обязательным, в качестве причины шейх Сыддыкъ Хасан Хан сказал: “Зачастую путник не слышит призыва на джуму'а, а сообщается, что джуму’а обязательна для того, кто слышит призыв, как сказано об этом в хадисе Ибн ‘Амра, приводимого Абу Даудом”. См. “ар-Раудату-ннадия” 1/362.

 

В многих версиях хадисов, устрашающих тех, кто пренебрегает пятничной молитвой, также идет конкретизация на слышание азана:

 

✔️От ‘АбдуЛлаха ибн Аби Ауфа (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, его сердце будет запечатано и оно станет сердцем лицемера!»

ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-‘Иракъи и хафиз Ибн аль-Муляккъин подтвердили достоверность хадиса. См. “аль-Бадр аль-мунир” 4/588, “Найлюль-аутар” 6/221.

 

✔️От Яхьи ибн Ас’ада ибн Зурары аль-Ансари (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто слышал призыв на пятничную молитву, но не отвечал на него трижды, будет записан из числа лицемеров!» Абу Я’ля 7167. Хафиз аль-Бусыри и хафиз Ибн Раджаб подтвердили достоверность хадиса. См. “Фатхуль-Бари” 5/458.

 

✔️От Ка’ба ибн Малика (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Либо люди, которые слышат призыв (азан) в пятничный день и не идут на молитву прекратят, либо Аллах запечатает сердца их, после чего они непременно окажутся из числа рассеянных!» ат-Табарани в “аль-Кабир”. Хафиз аль-Мунзири, хафиз аль-Хайсами и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса. См. “Маджма’у-ззауаид” 2/194, “Сахихат-таргъиб” 730.

 

Шейха ибн Усеймина спросил:

«Есть ли определение дистанции между домом и мечетью?»

 

Он ответил:

«В шариате не определена определенная дистанция, и она зависит от урфа или дистанции, на которой можно услышать азан без микрофона»

As’ilah al-Baab al-Maftooh, question no. 700.

(Тут речь даже не о джума а о коллективном намазе)

 

Шейх ибн Баз сказал:

«Тот, кто может услышать призыв к молитве, совершенные обычным голосом, без усиления обязан ответить и совершить молитву в мечети, из которой был дан призыв»

Но для тех, кто живет далеко от мечети и не может услышать призыв, кроме как посредством микрофона, не обязан приходить в мечеть. Они и те кто с ними могут молиться в отдельном джамаате. Если же они совершат молитву в собрании в той мечети, призыв из которой они не могут услышать иначе как с микрофоном, то они получать большую награду»

Majmoo’ Fataawa al-Shaykh Ibn Baaz,12/58.

(Тут речь даже не о джума а о коллективном намазе)

 

✏️Сказал шейх - мухаддис Мухаммад ибн Али ибн Адам аль-Асьюби, который приведя множество мнений ученых относительно расстояния, на котором становится пятничная молитва обязательной, заключил:

 

“То, что мне видится сильным мнением – это мнение, что джумуа становится обязательной для того, кто слышит призыв или в состоянии услышать его по причине того, что он внутри города. И на это указывает общие слова Всевышнего Аллаха: «Когда призывают на молитву в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха» (аль-Джуму’а 62: 9).

 

Также и хадис от Абу Хурайры, который приводят Муслим и др., в котором сказано: «Пришел однажды к пророку (мир ему и благословение Аллаха) слепой и сказал: «О посланник Аллаха, у меня нет поводыря, который водил бы меня к мечети», прося тем самым разрешение молиться дома. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) разрешил ему, но когда тот стал уходить, он обратился к нему и спросил: «А ты слышишь призыв к молитве?» Тот ответил: «Да». Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тогда отвечай на этот призыв!» Такой же хадис передает и Абу Дауд от Ибн УммМактума с хорошим иснадом.

 

Сказал хафиз аль-‘Иракъи: «Если это было сказано про общие коллективные молитвы, то конкретизировать это пятничной молитвой можно тем более». Что же касается того, кто не слышит призыв из-за большого расстояния или потому что он находится за пределами города, то нет на них обязанности являться на джумуа, потому что они не слышат азана. Напротив, им обязательно совершать пятничную молитву у себя, потому что они из тех, кому является обязательным совершение пятничной молитвы”.

См. “ШархСунанНасаи” 16/65

________________

 

📎Сказал аш-Ширази: “Не является обязательным совершение пятничной молитвы для того, кто проживает в таком месте, где не слышно азана из города или деревни, где проводится пятничная молитва.

 

И на это указывает то, что передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Пятничная молитва обязательна для каждого, кто слышит призыв (азан)».

 

А слышимость азана принимается в расчет тогда, когда муаззин встанет на краю города, когда голоса будут тихими и ветер спокойным, и станет призывать. И тот, кто слышит его, тому обязательно явиться на пятничную молитву, а кто не слышит, то нет”.

См. “аль-Мухаззаб” 1/205.

 

 

Поэтому он и поставил условием слышимости, чтобы муаззин был на краю города, так как это касается живущих за его пределами, а не его жителей, тогда муаззин должен был бы быть в центре города или в мечети а не на краю.

 

📎Сказал Ан-Навави в аль-Маджму в объяснении вышеприведенного места из книги Аш-Ширази аль-Мухаззаб: "Сказал аш-Шафии и ученые его мазхаба, что если в городе имеются сорок человек в ком есть все условия обязательности джума, джума становится обязательным на всех кто в городе, даже если черты города будет длинной несколько фарсахов, и не зависимо слышат ли они азан или нет. Это является единогласным мнением (вполне возможно, что Ан-Навави имеет ввиду единогласие в мазхабе).

 

📎Аш-Шаукани сказал, что автор книги "аль-Бахр" заявил про иджма’, что слышание азана не берется в расчет, а потом сказал, процитировав его: “Да, если этот иджма’ достоверный, то он является доводом на то, что не берется в счет слышание азана тем, кто пребывает в месте, где совершается пятничная молитва”.

См. “Найлюль-аутар” 6/235.

 

📎Шейх Ибн Усеймин сказал так в аш-Шарх аль-Мумти' (т.5, стр.15):

"... Не является обязательным на человеке молитва джума', который живет дальше, чем фарсах от города. И это если он живет за городом, а если он живет в этом же городе, то джума' ему обязательна, даже если между ним и мечетью не один фарсах".

 

📎Сказал аш-Шафии: "Не является ясным для меня, что получает грех за оставление джума кто-то, кроме слышащего азан, и более близким является то, что жители города получают грех за оставление джума, даже если город большой". (ат-Тамхид Ибн АбдульБарра т.10, стр. 287, далее в этой книге, там Ибн АбдульБарр привел мнения ранних ученых по этому поводу).

 

📎Сказал Ибн Хубейра в аль-Ифсах с.111 в начале главы о молитве джума: "И они единогласны в обязательности молитвы джума на жителях городов. А затем разошлись во мнениях о том, кто живет за городом и слышит азан".

Как известно этот имам приводит в своей книге мнение только четырех имамов.

 

📎Сказал Ибн Рушд в БидаятульМуджтахид (т.1 стр. 142) разъясняя положение общей молитвы (джамаа): "...Посещение молитвы джума является обязательным для того, кто живет в городе, даже если он не слышал азан, и я не знаю в этом разногласий". И он приводит в своей книге мнения ученых не только четырех мазхабов как это известно. А также он разъяснил вопрос разногласия ученых в обязательности джума на том, кто живет за городом на стр. 165 и привел там мнения Малика о трех милях и другие. То есть он отнес все это не к жителю города.

 

 

📎Привел Аль-Бухари в своем Сахихе: "Глава откуда приходят на джума? И на ком она обязательна? (потом привел аят). Сказал Ата: - Если ты находишься в деревне, где читают джума, и был дан азан на джума, то твоей обязанностью (хакк) является пойти на нее, слышал ты азан или нет..."

 

📎Сказал Ибн Раджаб в Фатх аль-Бари: "В этой главе есть два вопроса:

 

Первый: Что тот, кто находится в деревне, где читают джума и был дан азан на джума, является его обязанностью устремиться на нее и присутствовать на ней, независимо от того слышал он азан или нет, и аль-Бухари привел это от Ата.

 

И этот человек, который находится в деревне и является из ее жителей, постоянно проживающих в ней, нету разногласия в обязательности идти на джума на нем, независимо от того слышал он азан или нет, и сказал об этом аш-Шафии и Ахмад, и некоторые привели единогласие (иттифак) на это" (т.8, стр.156)

 

Второй вопрос: - Тот, кто находится за деревней или городом, где проводится джума, является ли обязательным на нем джума с жителями деревни или города или нет? Это вопрос, в котором ученые разногласили.

(т.8, стр.157)

 

Затем он привел все мнения по этому вопросу, также привел слова и мнения ученых, которые приводил Ибн АбдульБарр в ат-Тамхиде в том месте, на которое указано выше.

 

Ибн Джузий сказал: “Ученые разошлись в отношении места, при котором будет обязательно пойти на джуму’а. Было сказано: «Три мили», и это мнение Малика. Было сказано: «Шесть миль». Было сказано: «Обязательно для всех, кто внутри города». Было сказано: «Для тех, кто слышит азан». Было сказано: «Для того, кто успеет вернуться к семье ночью»”.

См. “ат-Тасхиль” 2/446.

 

 

Булуг аль-Марам (Шарх Мухаммада ибн Хизама). Глава 12 О пятничном намазе:

 

Вопрос: 1149 Является ли обязательным посещение пятничного намаза всеми, кто находится в местности?

 

Краткий ответ:

Если человек домашний, то обязан, даже если не слышит азан (см. сноску 935). Если путник: 1) Если остановился на привал, то должен присоединиться к коллективу города и совершить пятничный намаз. (из-за общих доводов обязательности пятничного намаза).

2) Если собирается вотвот уезжать, то не обязан этого делать. (потому что у него есть уважительная причина)

3) Если остановился (или взял намерение остановиться) в городе более чем

на 4 дня, то идти на пятничный намаз для него обязательно. (потому что он считается домашним в этой местности).

Слушать разбор подробный: https://youtu.be/1yZs3WOPZU8

 

 

Вопрос: 1150 Обязательно ли посещение пятничного намаза тому, кто живет за пределами местности.

 

Краткий ответ:

Если слышит азан, то да.

Довод – Слова Аллаха: «О те, которые уверовали! Когда призывают на намаз в пятничный день, то устремляйтесь к поминанию Аллаха и оставьте торговлю. Так будет лучше для вас, если бы вы только знали» (62: 9).

Слушать разбор подробный: https://youtu.be/YE23JtxOChI

 

 

_______________

Краткие выводы из выше сказанного:

 

⚫️1 Если человек слышит азан из мечети, то он обязан явится на джума (пятничный намаз).

 

⚫️2 Если человек житель города или села или аула, в общим населенного пункта, и он большой, и там есть мечеть в которой проводится джума, но азан не все жители слышат, то тут ученые разногласят одни сказали если он житель этой местности то даже если не слышит азан то должен явится в мечеть на джума, а другие сказали не обязан... Условно говоря если человек живет в Махачкале на окраине города, и не слышит с мечети азан не слышит, то по мнению одних ученых он обязан все равно явится на джума, а по мнению других не обязан.

 

Правда есть проблема, а что сказать про огромные города, есть город длинной 120 километров как например Волгоград, и допустим мечеть там на одном краю города а человек на другой краю города живет, и естественно не слышит азан если взять мнение первых то он все равно обязан пойти в мечеть на джума так как он житель этого города где проводится джума! Однако 120 километров! Когда многие ученые называют путешествием путь более 80 километров, очевидно тут это слово ученых уже не работает.

 

⚫️3 Если человек живет в населенном пункте, где нет мечети или не проводят джума, а в соседнем населенном пункте проводят джума, но он не слышит азан, то не обязан идти на джума. А если слышит азан, то обязан посетить джума.

 

⚫️4 По расстояниям самое большей из озвученных выше это 6 миль, одна миля это: 1750 метров, то есть = 10 километров.

 

• Из сообщения имама Ахмада понимается что расстояние взято исходя из того на каком расстоянии можно услышать чтение азана:

 

Сказал ‘Абдуллах, сын имама Ахмада: «Я спросил своего отца: "Для кого обязательна пятничная молитва?"» Он ответил: “Для того, до кого доходит голос (азан)”. И сказал: “А азан доходит на расстоянии фарсаха (три мили)”. См. “аль-Масаиль” 434.

 

• Возможно,другие ученые считали, что на 6 миль (10 км) тоже можно услышать азан в тихую погоду, когда нет шума постороннего.

 

• Тут я верного мнения вам сказать не могу, одно скажу если человек слышит - азан то обязан посетить мечеть для джума.

 

• Под слышанием азана имеется ввиду не азан с микрофоном, а когда человек громким голосом в тихую погоду, где нет шума кричит азан, о чем говорил Ширази, слова его выше приводились.

 

• Так же если вы живете в городе, где есть мечеть, в которой проводят джума но вы живете от нее далеко, так что не слышите азан, но у вас не составит проблем добраться до мечети то чтобы выйти из разногласий ученых лучше посетите джума.

 

________________

📌 Здесь разбирается вопрос когда и кому обязательно идти на джуа, а так если есть возможность, то не нужно упускать пятничный намаз, ибо вы получите за посещение мечети в джума великую награду, и так же не упустите этот великий обряд Ислама.

 

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “По пятницам люди постоянно приходили на молитву из своих жилищ, а также из ‘ауали (предместья Медины). Они добирались до мечети по пыли, покрывавшей их вместе с потом, и пот выступал на них. Один из них пришел к посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), когда он находился у меня, и пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если бы только вы купались в этот ваш день!»” аль-Бухари 902.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: