«Если солнце взошло на западе, проверь свой компас».
Народная примета
В конце восьмого столетия до Р.Х. жил в Греции поэт, известный всему миру, хотя никто не знает его подлинную биографию. Звали его Гомер (греческое: Гомерос), ему принадлежат эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея». Историки утверждают, что жил Гомер в ионической Малой Азии и, вероятно, подвизался на поприще певца. Еще говорят, что бедняга был слепым. Вот только откуда слепой странствующий певец брал идеи, «духовную информацию» для своих грандиозных произведений, навеки останется тайной. Общий объем «Илиады» и «Одиссеи» составляет 28 000 стихов – совсем не плохо для слепого поэта! Гомер был родоначальником греческой поэзии, он «стоит у истоков греческой литературы, с него начинается духовная история Европы» [101]. Но даже гений поэзии Гомер не придумывал истории из ничего. Специалисты считают, что он традиционен и «за кулисами» его поэзии скрывается «древнее сказочное начало» [101]. О чем же тогда говорится в этой «древнейшей сказке»?
В «Илиаде» описываются битвы, прелюбопытное оружие и героические деяния, в которых принимали участие люди и боги.
Читаешь (в восьмой песне) о «крылатых жеребцах, что послушно меж землей и звездами усеянным небом» курсируют [102]. В тумане эти крылатые создания тоже становятся невидимыми. Потом появляется Посейдон, властитель морей, летящий над водами на крылатой упряжке, и даже ось его колесницы не касается волн. Конечно, весь сюжет «вращается» вокруг любви, попранной чести и только отчасти вокруг троянской войны.
В «Одиссее» все по‑другому. Здесь в художественной форме описываются странствия Одиссея, его приключения, от которых волосы встают дыбом. Со своими боевыми товарищами герой покоряет Трою и через 20 лет возвращается на родину, остров Итаку. Все действие сосредоточено на Одиссее – он сам, от первого лица, рассказывает об ударах судьбы, приуготовленной для него богами, а также о своих подвигах и ухищрениях, на которые приходилось ему пускаться во время долгих странствий. Филологи видят в Одиссее «легендарный образ» [101], а всю его историю, конечно, считают, «вымышленной» [102]. Никакой реальной подоплеки – так считали довольно продолжительное время – за нею не скрывается. Это мнение подкорректировал Генрих Шлиман (1822–1890), открывший, с томиком Гомера в руках, город Трою. Однако об этом мы еще поговорим.
|
В отличие от «Аргонавтики» я не буду разбирать «Одиссею» по косточкам. Данному вопросу и так посвящено огромное количество литературы. Однако несколько слов для понимания этой истории, обошедшей весь мир, сказать все‑таки придется.
Одиссей (по‑латыни: Улисс или Уликс) был царем Итаки. Вместе со своими товарищами он отправляется завоевывать Трою. Причиной войны стало похищение прекрасной Елены Спартанской. Возвращаясь с войны, маленькая флотилия Одиссея из 12 суденышек попадает из одного приключения в другое. Сначала героев заносит на мыс Малеа, потом они останавливаются на острове одноглазых циклопов. Один из них, по имени Полифем, запирает Одиссея с товарищами в пещере и ежедневно съедает парочку путешественников. Герою, в конце концов, удается ослепить циклопа горящим колом и сбежать вместе с поредевшей командой. (Маленькое замечание: циклоп спросил имя Одиссея, и тот ответил, что его имя «Никто». После того как монстр был ослеплен, он звал на помощь других циклопов и кричал, что «Никто» лишил его зрения. В XX столетии этот трюк был использован в фильме‑вестерне «Му name is nobody» с Т. Хиллом, однако я не думаю, что кинозрители догадались, откуда была позаимствована сама идея).
|
Одиссей и его команда повстречали обольстительных сирен, а потом волшебницу Кирку, превратившую было всю команду в свиней. Затем Одиссей посещает царство Гадеса – мир мертвых, – где может общаться не только со своей умершей матерью, но и со многими знаменитыми в прошлом личностями. Наконец, кораблю предстоит проплыть между двумя чудовищами женского пола – Сциллой и Харибдой. Когда‑то молнией Зевса Харибда была сброшена в море и с тех пор трижды в день проглатывала и затем изрыгала из себя огромное количество воды. Ее сестра Сцилла – дама не лучших качеств. Это собакоподобное чудовище, которое хватает моряков и неторопливо, со вкусом пожирает. Из команды Одиссея она прихватила сразу шестерых.
Уцелевшая команда высаживается на острове Тинакрия. Там изголодавшиеся люди забивают нескольких коров, однако, к несчастью, животные оказываются собственностью солнечного титана Гипериона. Разъяренный Гиперион жалуется Зевсу, и тот одной‑единственной молнией разбивает корабль и уничтожает команду. Выживает только Одиссей. Он цепляется за обломки корабля и через несколько дней его выбрасывает на остров Огигия, принадлежащий Калипсо. Она, несмотря на свою красоту, живет в пещере в полном одиночестве. Калипсо окружает Одиссея заботой и ласками, умоляет его остаться, обещая даровать ему бессмертие.
|
Семь лет наслаждается Одиссей сладкой жизнью, а потом наступает пресыщение постоянными удовольствиями. Уныло сидит он на берегу, мечтая о возвращении на родину. Тут прилетает Гермес и приказывает Калипсо отпустить Одиссея. Тот получает необходимый для постройки плота инструмент и вскоре покидает любовное гнездышко. Однако бог морей Посейдон (сына которого, циклопа Полифема, Одиссей ослепил) проносится на своей крылатой колеснице над водами и сталкивает Одиссея с плота. И тот непременно утонул бы, но ему удалось сбросить с себя под водой тяжелую одежду.
Спустя два дня Одиссей, совершенно измученный, выбирается на берег острова Дрепане. С помощью богов ему наконец удается добраться до острова феаков, а оттуда – после двадцатилетнего отсутствия – он возвращается домой, на Итаку.
Вот вкратце содержание героического эпоса. И поскольку в «Одиссее» и «Илиаде» – как и в «Аргонавтике» – приведено очень много географических данных, ученый мир не перестает задаваться вопросом: где побывал Одиссей? В каком море происходили с ним удивительные приключения? Где искать ужасных чудовищ Сциллу и Харибду? Было опубликовано свыше 100 различных работ, нарисовано около 70 карт, и каждый исследователь «Одиссеи» был убежден в том, что идет по следам своего героя. В зависимости от подхода ученых, Одиссей заворачивал в Малую Азию, огибал Британские острова, или же его заносило в Южную Америку… «Одиссею» с «Аргонавтикой» сваливали в одну кучу‑малу либо заявляли, что странствия Одиссея происходили вообще не на нашей планете.
Самое разумное из того, что публиковалось об «Одиссее», принадлежит перу немецких ученых, братьев Ханса‑Хельмута и Армина Вольф. Им действительно удалось реконструировать затянувшийся вояж, где все соответствует времени путешествия, расстоянию, а также упомянутым в эпосе местам. Причем, авторы не считают, что «Одиссея является просто сказанием» [103], они доказывают, что морское путешествие, описанное Гомером, можно соотнести с пространствами Средиземноморья. И хотя результат многолетней исследовательской работы братьев Вольф претендует на чрезвычайную точность и убедительность, я все спрашиваю себя, а откуда, собственно говоря, слепой Гомер узнал такие подробности о странствиях Одиссея?
В «Одиссее» упоминается остров Крит, однако ничего не говорится о роботе Талосе. Неужели Гомер не знал о Талосе из «Аргонавтики»? Или робот показался ему слишком фантастичным, явно выдуманным? В связи с его собственными фантазиями, которыми переполнена «Одиссея», верится в такое предположение с превеликим трудом. Гомер описывает богов, владеющих всевозможными видами волшебства, упоминает о летающей колеснице Посейдона, но у него нет даже намека на золотое руно. Несмотря на все чудеса, приписываемые богам, в «Одиссее» нет никаких «science‑fiction» в духе «Аргонавтики».
Местом действия «Илиады» является Троя. Однако именно этот город отсутствует в геометрической сети Древней Греции. Почему Троя не была отмечена в древней сети богов? Ведь историю города описывают практически все греческие историки, его осада происходила где‑то с 1194 по 1184 гг. до РХ. Сама Троя должна быть древней, потому что название города произошло от имени мифического героя Троса, отца Илоса. Первоначально у города были другие названия. Он звался Илиум, Илион и Троас. Строить его циклопические крепостные укрепления помогал Аполлон. Следовательно, у города точно такое же мифическое прошлое, как и у большинства священных центров Греции, уже упоминавшихся мною. Отчего же тогда географическое положение места раскопок, сегодня называющегося Троей, не вписывается в геометрическую сеть богов? Не значит ли это, что Троя, открытая Генрихом Шлиманом, вообще не идентична Трое из мифологии?
В конечном итоге в «Одиссее» появляется и Агамемнон, тот самый, что вместе со своими спутниками погребен в Микенах. Но Микены являются составной частью геометрической схемы, в отличие от того места, которое сегодня называется «Троей». Тут есть о чем подумать.
Троянские земли, согласно легенде, сначала принадлежали критскому царю по имени Тойкрос. Его народ звался тойкрами. Потом царский сын Дардан основал там маленькое поселение. Вскоре земли назывались уже по его имени «Дарданией» (Дарданеллы). У него был сын Трос, и поселение получило название Троас, а жители стали называться троянцы. Старший сын Троса носил имя Илос, поэтому поселение на холме стали называть Илионом или Илиосом. Так объясняется название гомеровской поэмы «Илиада».
С гомеровской «Илиадой» в руках – такова современная легенда – Генрих Шлиман заново открыл древний город. Конечно, я очень люблю подобные истории. Появляется некто, считающий вопреки мнению ученых, что описываемая Гомером битва за Трою действительно состоялась и принимавшие в ней участие герои несомненно существовали. А потом этот некто находит Трою. Великолепно! Вот только история, изложенная в подобном стиле, не соответствует истине.
Об этом свидетельствует история жизни поразительного энтузиаста. Генрих Шлиман родился 6 января 1822 г. в Ной‑Букове (Мекленбург) в семье бедного священнослужителя. Уже в 12‑летнем возрасте мальчик писал на латыни о Троянской войне. В 1836 г. он начинает учиться на коммерсанта, а через пять лет отплывает в качестве стюарда на борту маленького брига «Доротея» в направлении Южной Америки. Корабль потерпел крушение, и все, кто уцелел, высадились в спасательной шлюпке у голландских берегов.
В Амстердаме Генрих Шлиман начинал конторским служащим – с жалованием 15 долларов в год. Вспоминают о его огромной бережливости, бесконечном трудолюбии и незаурядной памяти. После того как Шлиман выучил голландский, он с головой погружается в изучение английского и французского языков. Позднее добавились и прочие языки, среди которых не очень‑то легкий для немца русский и греческий.
В 25 лет Шлиман становится независимым торговым агентом и в 1847 г. основывает в Санкт‑Петербурге собственный торговый дом. В России он планировал получать солидные прибыли от продажи индиго, серы, свинца и селитры, и поскольку это ему удалось, через несколько лет он сколотил приличное состояние. По торговым делам Шлиман находился в Калифорнии, и 4 июля 1850 г. он автоматически становится американцем, потому что в день своего основания Соединенные Штаты Америки признали всех людей, находившихся на их территории, своими законными гражданами.
С 1858 г. Шлиман регулярно колесит по свету. Он зачитывается Гомером и абсолютно убежден в том, что описанная в «Одиссее» и «Илиаде» Троя действительно существовала. В 1868 г. Шлиман избирает местом своего постоянного жительства Афины.
Поскольку его русская супруга не желает перебираться в Грецию, он разводится и по объявлению находит греческую спутницу жизни – очаровательную 19‑летнюю девушку. Верный Гомеру, Шлиман назвал своего первенца «Агамемноном». Он много путешествует по разным странам, состояние в 10 миллионов марок позволяет ему делать это. И так продолжается до тех пор…
…пока он не открывает Трою. Однако все было далеко не так, как пишется в популярной литературе. Данное открытие к разряду обычных не отнесешь.
В четырех километрах от Дарданелл, на нынешней турецкой территории, расположен холм Гиссарлык. Отсюда 7 километров до побережья Эгейского моря. Холм имеет стратегически важное значение, потому что любой входящий в Дарданеллы корабль проплывает мимо него. Древние греки называли это место Геллеспонт: здесь упала в воду со спины золотого овна дочь царя Атамаса Гелле. И греки, а позднее и римляне, полагали, что в этих окрестностях располагалась гомеровская Троя, пусть даже и не под холмом Гиссарлык. В четырех километрах южнее холма находится деревня Бунарбаши, именно там специалисты прошлого столетия искали Трою. Правда, местные жители‑крестьяне еще до появления Шлимана считали, что археологи охотятся за призраком, поскольку Троя погребена не под Бунарбаши, а под холмом Гиссарлык. Именно это побудило англоамериканца Фрэнка Калвета, агента консульства в Афинах и Стамбуле, совершать регулярные визиты на холм Гиссарлык с целью его покупки. Калвет бывал там до Шлимана и даже начал дилетантские раскопки. Он надеялся, что сможет заинтересовать руководство Британского музея в Лондоне, и оно согласится субсидировать крупную археологическую экспедицию. Однако лондонцы ответили отказом.
Шлиман узнал в Афинах про планы Калвета и не медля собрался в путь, чтобы приобрести холм Гиссарлык. Так миллионер Генрих Шлиман освободил неудачника Фрэнка Калвета от забот о Гиссарлыке. Позднее, когда кругами на воде разошлись вести о раскопках золота в Трое, Калвет кусал локти от досады. Шлиман был ловок, и в последующие годы он не раз доказывал это. Он действительно был лучшим «менеджером по связям с общественностью» в своем деле.
Прошло несколько месяцев, пока Шлиман получил от турецкого правительства разрешение на раскопки Гиссарлыка. 11 сентября 1871 г. были наконец‑то улажены все проблемы. С командой в 80 рабочих Шлиман начал долгожданные раскопки. Он работал ожесточенно, не разгибая спины, и даже наступившие холода не смогли помешать ему. Он построил блочный домик, в котором ютился вместе с женой, терпеливо переносившей все мытарства.
Так продолжалось до 15 июня 1873 г., когда лопата одного из рабочих ударилась о стенку медного сосуда, наполненного предметами из золота и серебра. Шлиман дал рабочим отдохнуть, завернул сокровище в платок жены. В блочном домике он осмотрел находку, надел жене на голову золотую диадему и велел разослать по всему миру телеграммы, что он нашел «сокровища Приама». Конечно, были и досадные моменты. Османское правительство обвинило его в краже ценных предметов, принадлежащих Турции, а недоброжелатели заявляли, что эти сокровища заранее закопал в землю сам Шлиман.
И только благодаря красноречию и финансовым возможностям Шлиману удалось решить все проблемы. Он снимал слой за слоем, и вскоре вопросов, нашел ли он Трою, больше не возникало. Вот только какую Трою? Гомеровскую ли?
Шлиман контрабандой вывез за пределы Турции «сокровища Приама» и подарил их Берлинскому Музею доисторической и раннеисторической эпохи. Оттуда в 1945 г. драгоценности вывезли в СССР и на протяжении нескольких десятилетий о «сокровищах Приама» ничего не было известно. Так продолжалось до 1993 г. Теперь русские и немцы открыто говорят о сокровищах, к ним присоединилось и турецкое правительство, желающее организовать в нынешнем туристическом городке Трое музей с экспонатами из найденных при раскопках сокровищ.
Неужели Шлиман действительно открыл мифическую Трою? Тот самый город, о котором писал Гомер в «Илиаде» и «Одиссее»?
Никакой уверенности нет еще и поныне. Гомеровская Троя слыла могущественным городом, в котором жили образованные люди того времени, городом, где о письменности знали не понаслышке и где стояли храмы различным богам. До сегодняшнего дня археологи с воистину грандиозным трудовым рвением раскопали 48 слоев и нашли девять «Трой» – однако не обнаружили ни одной таблички с названием города. Единственный найденный здесь осколок с фрагментами надписи содержит несколько хеттских иероглифов. Исходя из этого был сделан вывод, что Троя вообще не была «греческим городом, а принадлежала к другой значительной культуре» [104], а именно к культуре хеттов. Этим, кстати, объясняется отсутствие Трои в геометрической схеме греческих богов.
А вот археолог Шлиман, наоборот, повсюду наталкивался на подтверждения своих идей. Когда раскопали городские ворота, он тотчас же назвал их «Скейскими вратами», которые упоминаются у Гомера. Именно здесь Ахиллес (тот самый, с ахиллесовой пятой) трижды промчался вокруг городских стен с телом своего противника Гектора. Стена какого‑то большого здания была для Шлимана фрагментом «дворца Приама», а в 1872 г. он заявил об открытии «большой башни», упоминавшейся Гомером в 4‑й песне «Илиады». Позднее, правда, выяснилось, что у этой «башни» всего две маленькие стеночки, а «дворец Приама» – размером всего лишь со свинарник (согласно же Гомеру, в этом дворце было 50 спальных покоев и залов). Да и его Скейские врата не были вратами Гомера. И так далее, и так далее… При более внимательном сравнении гомеровский текст совершенно не совпадает с теми интерпретациями находок, которые делал Шлиман. [91].
Незадолго до своей смерти Генрих Шлиман сам начал сомневаться в том, действительно ли он раскопал гомеровскую Трою. Это неизвестно вплоть до сегодняшнего дня. Его друг и последователь, выдающийся археолог Вильгельм Дёрпфельд указывал Шлиману на множество просчетов, но к своим ошибкам и заблуждениям Шлиман относился всегда с юмором. В Микенах, где позднее он тоже занимался раскопками, произошел такой случай [105]: «Что? – воскликнул он однажды. – Так значит, это не труп Агамемнона и не его украшения? Ладно! Назовем его Шулльцем!»
С 1988 г. раскопки в Трое были поручены международной экспедиции под руководством тюбингенского профессора Ман‑фреда Корфманна. Не проходит ни одного сезона без новых сенсаций. 90 специалистов довольно быстро установили, что холм Гиссарлык непрерывно заселялся уже с начала 3‑го тысячелетия до Р.Х., и так было вплоть до времен римского владычества. Уже в самом первом, нижнем слое (он назван Троя I) обнаружены стены укреплений толщиной свыше 2,5 метров и ворота. Следующие слои – Троя II и Троя III – явили на свет божий остатки жилых домов и террас, изделия из бронзы и золота. В 2100–1800 гг. до Р.Х., к которым относятся Троя IV и Троя V, дела у троянцев шли не особенно блестяще. Данный вывод можно сделать из сохранившихся остатков их еды. К тому же имеются свидетельства многочисленных пожаров.
У Трои VI были самые большие размеры, она была построена, как утверждают исследователи, в 1800–1250 гг. до Р.Х. и относится к эпохе описанной Гомером Троянской войны. Но, по мнению археологов, город стал жертвой землетрясения. На территории Трои VI обнаружено множество дворцов и защитных укреплений – более значительных, чем у ее предшественниц. Вот только следов грандиозного противостояния, описанного Гомером, нет. В Трое VI должно было быть множество выпущенных стрел и копий, а также таблички с записями, ведь тогда уже вовсю выцарапывали письмена на глине.
Только Троя VII, а это где‑то 1200–1000 гг. до Р.Х., отдала археологам малюсенькие, длиной в 2,5 сантиметра бронзовые пластиночки, на которых с трудом читались иероглифы на «лувише», одном из родственных хеттскому языку наречий. Скорее всего, это были печати купца. Таким образом, «становится все вероятней, что Троя идентична с Виллузой» [106], – пишет Биргит Брандау в своей замечательной книге о современных раскопках.
Но что такое Виллуза? Это название городка в хеттском царстве упоминается в древних письменных источниках этого народа. Значит, речь идет вовсе не о гомеровской Трое? Или же хетты называли Трою Виллузой?
Слой Трои VIII содержит очень незначительное количество греческих предметов (950–85 гг. до Р.Х.), хотя именно в эту пору остальная Греция – Акрополь, Дельфы и т. д. – переживала эпоху своего расцвета. Еще остается Троя IX, возникновение которой датировано 500 г. после РХ. Она возникла в качестве римского святилища «Илиума».
Вывод такой: или Гомер фантазировал сверх всякой меры, или шлимановская Троя отнюдь не то же самое, что Троя поэта. Но существовал же не только холм Гиссарлык. Что‑то же было и вокруг него?
Эберхард Зангер – геоархеолог, то есть ученый, занимающийся археологией с точки зрения геологии. Он рассматривал холм Гиссарлык, окружающий его ландшафт, море и размышлял. Затем достал с книжной полки томик Платона и несколько раз перечитал сказание об Атлантиде. В конце концов Зангер взялся за подсчеты, сравнения и комбинации. Результатом стала книга, оцененная многими специалистами, на удивление, высоко [107]. В своей книге Эберхард Зангер пытается доказать, что Троя на самом деле была вовсе не Троей, а Атлантидой. Сильно сказано… Неужели разгадана тайна Атлантиды? Неужели Атлантида и Троя – одно и то же? Отчего же тогда Гомер постоянно пишет о Трое и Троянской войне и никогда не использует слово Атлантида? Американский археолог Кортисс Раннелс говорила о книге Зангера: «От нее будет такой же эффект для академического мира, как и у шлимановского открытия столетней давности» [108]. А британский археолог профессор Энтони Сноуграс убежден, что сравнение Зангером Атлантиды и Трои настолько обоснованно и убедительно, что займет достойное место в анналах науки.
Если Зангер прав, то Атлантида (она же Троя), должна была исчезнуть не за 9000 лет до Платона, а только в 1184 г. до Р.Х. Атлантида погибла бы в таком случае не за одну‑един‑ственную страшную ночь, ее уничтожила бы Троянская война. А это противоречит слоям Трои VI и Трои VII. К тому же не война и не наводнение уничтожили город, а сильное землетрясение. Следует отметить, что Троя, расположенная на холме Гиссарлык, уж никак не могла утонуть. Почему же тогда Эберхард Зангер отождествляет платоновскую Атлантиду с гомеровской Троей?
У Зангера есть на то свои причины. А вот убедительны ли они, вызывает сомнение.
Слово Атлантида знают все, его звучание волнует многих. Атлантида – очарование, сон из мира снов, рай на земле, нигде не существовавшей. Атлантида – как мир чудес из детства, волшебный остров, сказка о счастливом крае и беззаботных людях.
А может, за словом Атлантида скрывается нечто большее, чем принятие желаемого за действительное? И были ли Атлантида и Троя, – как хотелось бы Эберхарду Зангеру, – одним и тем же? Где можно отыскать подтверждение Зангеровских идей? А если Зангер заблуждается, значит, Атлантида окончательно и бесповоротно погибла? В конечном итоге веками рассуждают о местонахождении этой легендарной страны – и всякий раз безрезультатно. Кто запустил в мир этот миф об Атлантиде? Зачем? В какой форме? И откуда взялась первоначальная основа загадочного сюжета?