Разбор отдельных арий 2 акта рок-оперы Икар.




Без попыток проанализировать сюжет за пределами арий. Виноват, не мог полностью отказаться от опоры на дополнительную информацию, но старался учитывать её минимально.

Цель всё та же – выяснить, насколько гладко и внятно воспринимается происходящее, какие вопросы могут возникнуть у стороннего зрителя.


 

СПИЧКА

В целом по тексту – он весьма труден для воспроизведения (и восприятия) и наполнен аллюзиями. Ещё я упорно слышу несколько больше шипящих в начале и "р" в конце, чем могло бы дать случайное совпадение, следовательно, могу предположить аллитерацию. Прямо с самого начала:

БРОДЯГА:
Да, жестоко. Бесчеловечно.
Но не вижу другого способа…
Да, будут жертвы – конечно.
Но не вечно же слушать философа –
Старика! –

Не очень понятно, чего Бродяга хочет, но странно, что начал он с разговора о человечности. А вот дальше пошёл плохо завуалированный диалог с Бардом. Мы знаем, что Бродяга уже разговаривал с ним лично – весьма грубо, и паралелли его партию в «Атлантах» с «Нитью» Барда. Последнее уже показало, что Бродяга куда ближе к Барду, чем демонстрирует. «Старик» - явное указание, что Бродяга отсекает Барда от себя, от своих мировоззрений. В то же время это натягивается на фамильярно-ласковое обращение к приёмному отцу. В этой арии очень, очень много Барда.

Что ищет надежду в толпе…
Не ищи человека в толпе.
Ты уже никого не найдешь.

Это у нас Диоген, ищущий человека в толпе с фонарём. Это, конечно, Бард.

Люди судят других по себе,
Распиная тех, кто непохож.

Снова христианство, которое было в Мудрости Барда. Наверное, это что-то значит, ведь христианство есть только у Изгоев…

И взлетев, как отчаянный крик
Над пустыней склоненных голов,

Красиво, хотя немного невнятно.

Ты внезапно поймешь: ты – старик. Эта рваная сеть – твой улов.

Это сейчас уже довольно синие занавески, но я вижу аллюзию на piscatorhominum (Ловец человеков, ловец человеческих душ). Снова христианство и проповедники.

Твое море – лишь море песка
Из разбитых песочных часов.

Простая метафора старости и бездарно прожитой жизни.

Твоя истина – это тоска
По значенью привычному слов.
Мир совсем не таков,
Но мир совсем не таков…

Это реплика на бардово «а может, вы просто забыли, что значит «свобода»?» Бродяга согласен – забыли. Но так это оставлять нельзя. И вот мы подходим к сути первой части «Мой старик, конечно, нихрена не знает о жизни, что он может о ней знать???!!!» (произносится слово-в-слово фразами отца) «я не буду, как он!!!111» (идёт, и делает, как он) Достойно пятнадцати лет.

Мир – это сеть
Неразомкнутых связей,
Где ничего
Нельзя изменить.
А если бродяга
Возьмет и разрежет
Хотя бы
Одну
Нить?!

Да, Бродяга, именно об этом пел твой Бард в своей первой арии. Ты либо дурак, либо ты очень его любишь и хочешь сделать так, как ему бы понравилось. Дальше, похоже, что второе.

Мир – лабиринт
Незаметных привычек,
Слов пустотелых
Подгнивший ворох.
Покой – иллюзия!
Мир – это порох,
В чьих же руках
Окажется спичка?

Ага, презренное «мещанское счастье»! Всё ещё достойно пятнадцати лет.

Я верну первородство мечте,
Я верну полнокровье словам –
И пустое стремленье к звезде –
По земным направляю стопам.

Как раз оно. Ты тоскуешь по привычному значению слов, а я их верну. Тут же немного переосмысленных идей Музы – она тоже влияет на него, но совсем не так, как Бард, и это понятно, у неё абсолютно иная лирика.

Моя воля – взведенный курок.
Я решаю – иметь или быть,

«Иметь или не иметь»? «быть или не быть»? сочетание не очень понятное, но, допустим, он снова про противопоставление свободы (быть) и мещанства (иметь).

Открывать миллионы дорог,
Оборвав путеводную нить.

Опять греки, нить Ариадны, конечно. Если мучить занавески, то нитью пользовался Тесей, а Тесей это Правитель. Жаль, что мы по-прежнему без ДЛ не знаем, как его зовут.

Я свою правду выберу сам.
Я сам заплачу по своим счетам,
Кого терплю и кого люблю

К выражению «у каждого своя правда». Дальше немного ни о чём, никаких долгов за этим Ланистером, согласно всему, что мы слышали, нет, а кого он терпит мы давно знаем.

Я
Верил твоим словам, но я так устал...

Ну вот, прямое признание подъехало. Окончание странное и требует натягивать «устал терпеть», это не очень.

Я видел взлетающих к небесам.
И решил попробовать сам!

СЮЖЕТ! Ясно, конечно, что он видел Музу и Икара.
В этой части суть – завуалированное признание в любви к Барду (к его идеям) и желание сделать мир таким, как Бард рассказывает \ хочет \ воображает. И декларирование этих идей в призме Бродяги. Но во что же выливается вся эта красота? Увы, в обычное разрушение.

Сверху вы – только фигурки
В прозрачном стеклянном шаре –
С искусственным снегом – но этот снег
Станет пеплом при пожаре.
Пора этот шар разбить!

Метафора хорошая, единственная проблема – видел ли Бродяга хоть раз «шар со снегом»?

Рай всегда мне казался приторным.
Всем поровну,
Всем поровну
Пусть никто не уйдет обиженным!

Первая строчка – к «Атлантам» и мертвецам, населяющим рай. Последняя, конечно же, Пикник на обочине.

Честно скажу, что от разбора я получил даже больше удовольствия, чем от самой арии, очень уж она информативна для восприятия на слух. А вот мораль… Мораль настолько простая, что аж печальная. Светлые идеи Барда в агрессивной рецепции Бродяги вылились в абсолютно бессмысленное разрушение и насилие ради невнятной цели а-ля «суету навести охота».


 

ТЕЛЕШОУ

ДЕМЕТРА:
В городе нашем тревожные новости:
Впервые за много лет
Стабильность его нарушена,
Виновники не обнаружены.
Сброшены были все условности,
И отказал браслет!
Кто за это несет ответ?

Очень сумбурный невнятный текст, одно не следует из другого, рифмы слабенькие. Первые четыре сроки похоже на заполошные комментарии с места событий, а не на телешоу. Мы ВСЁ ЕЩЁ не знаем, что такое этот самый браслет, и единственное число сейчас – не лучший способ вводить это понятие. Сейчас могло бы прочитаться, что браслет – это такое заградительное сооружение вокруг Купола. «Сброшены были все условности» - это вообще о чём? Правителю дорогу не уступили? Икар пришёл на работу в костюме с гей-парада? Wait, ohshi…

ДЕМЕТРА:
Был выключен купол,
На улицах паника,
Драки, истерики, странное пение.
Рисунки на стенах, танцы в витринах –
Что это, эксперимент или сбой механики?
А может, страшно подумать, теракт –
Но…
Почему бы и нет?!

Так, отказал браслет, что бы это ни значило, теперь выключен Купол, ну, про Купол понятно…было. Теперь из-за этого «выключен» я начинаю думать, что это силовое поле с психотропным эффектом. Иначе почему у нас такой психоз из-за сбоя Купола? Описывается как массовое помешательство, реципиент в сильном недоумении.

ДЕМЕТРА И ХОР:
Скажите, кто же
За это несет ответ?
ДЕМЕТРА И ХОР:
Кто за это несет ответ?
Скажите, кто за это несет ответ?

Вот это неплохо, снова встречаем жутковатую толпу Полиса, готовую кого-нибудь линчевать. Один вопрос, откуда в «хорошем» Полисе такая толпа? Впрочем, в хорошесть Полиса после уже виденного карикатурного общества потребления никто не верит

ДЕМЕТРА:
Но я знаю, кто даст нам экспертное мненье –
Вручим ход беседы в надежные руки!
Икар и Брут, мы ждем с нетерпеньем
Наш тандем на острие науки!
Встречайте!

Входят ИКАР и БРУТ.

Ход беседы в руках ведущего, а не приглашённых гостей, это раз. «Тандем на острие науки», как это вообще можно понять? Это два. Рифма и ритм проседают – это три. Вместо хлёсткой и трескучей речи Телезвезды – детский лепет. Сюжет (только вокруг этого эпизода) тоже бред какой-то – когда, собственно, произошли описанные события? Пока складывается впечатление, что аж прямо сейчас, а эксперты, вместо того, чтобы на месте поломки (что бы там ни поломалось) спешно руководить ремонтом, сидят на телешоу и лясы точат. И снова – почему о массовом общественном психозе позвали поговорить ИНЖЕНЕРОВ?

ДЕМЕТРА:
Располагайтесь поудобнее!
(к Икару)
Икар, в этот вечер вы были спокойны!
ИКАР:
А что, это повод для подозрений?

Да, жалок тот, в ком совесть не чиста! Конечно, мы уже поняли, что Икар, какой он есть, совершенно не умеет врать, но сейчас кажется, что, что бы ни случилось, это устроил лично он.

ДЕМЕТРА:
Напротив, ваша благопристойность
Была в общем хаосе исключеньем!
Так что вы чувствовали?

Ритм так себе. Сюжет – на фоне беспорядков Икар вёл себя нормально. Окееей. Это ровно ни о чём не говорит, кроме, наверное, того, что все точно видели, что он вёл себя прилично, а не атом в лаборатории расщеплял с улыбкой маньяка.

ИКАР:
Ничего.

ДЕМЕТРА:
Как, совсем ничего?
ИКАР:
Ничего.
ДЕМЕТРА и ХОР:
Как странно – не чувствовать ничего!
Это очень странно – не чувствовать ничего.

Вода водой. Не чувствовать ничего правда странно, Икар, вроде, ещё живой, но собака-подозревака права, ведёт он себя очень странно.

ИКАР:
Кроме волнения за мой город,
Кроме непониманья,
Как это могло случиться,
Как это случилось с нами?
ХОР:
Как это случилось с нами?

Выговорить трудно. Икар тоже лепечет, как ребёнок, либо он дурак, либо он врёт.

ДЕМЕТРА:
Брут, ну а Вы что сегодня расскажете?
Что Вам в эту ночь пережить удалось?
БРУТ:
Вы удивитесь, мне это несвойственно,
Но… я почувствовал злость.
ДЕМЕТРА:
Так… На что? Или, может быть – на кого?
(камере)
Скорей, крупный план на него!

Не так плохо с точки зрения ритма.
Сюжет – дело было ночью. Если прошлой, то ПОЧЕМУ эксперты не на работе? Почему они лепечут в прямом эфире о личных впечатлениях? У нас у всего города личные впечатления похлеще, а эти даже ничего не сделали.
Теперь «Вы удивитесь, мне это несвойственно, Но… я почувствовал злость» Брут – публичная фигура? Зачем он вообще это говорит, мы на «Двух метрах» видели, сколько в нём цинизма и хитрожопости, он что, НЕ ЗНАЛ, что в нём есть злость? У нас не только у Икара проблемы с самоопределением?

БРУТ:
О, не имеет значенья ответ!
Это чувство
Я уверенно свел на «нет».
Я не потерял над собою контроля –
И я смог улыбнуться – злости назло!

Бедный Казьмин, как он это выговорил вообще. Опять вода – с чего злость, на кого, как он это преодолел, во что бы иначе это вылилось… Брут продолжает проговариваться, а ему, как мы помним его на первом акте, вообще не должно быть это свойственно. «Я так хорошо владею собой, что сейчас на весь город скажу, что разозлился, скрою, на кого, да ещё и покажу, что агрессию не вывожу в продуктивное русло, а подавляю фальшивой улыбкой».
И мы всё ещё не знаем, что это была за херня такая той ночью.

ДЕМЕТРА:
Всем бы такую волю!
ХОР:
Не каждому так повезло…
ДЕМЕТРА:
Был выключен купол,
Погасли браслеты!
Какие есть версии?
Кто виновен в этом?
Как это случилось с нами?

Ритм опять идёт нафиг. Ага, Купол (силовое поле) был выключен, браслеты, о которых мы ничего не знаем, погасли (они что, ещё и горели?), из-за этого наступил массовый психоз.

ИКАР И БРУТ:
Гипотез мы не выдвигаем!
ДЕМЕТРА:
Нет, извините, вы все же эксперты!
Назовите причины, дайте аргументы!
Икар, вы явно в этот вечер что-то знали!
ИКАР:
Деметра, с чего Вы взяли?!
ДЕМЕТРА:
Реклама, оставайтесь с нами!

Ритм, я буду говорить это после каждой фразы. В первом акте у Телезвезды всё было идеально. Мы, кстати, впервые слышим её имя.
В Икаре, конечно, ничто не выдаёт советского разведчика, но Деметра, как будто, топит его в прямом эфире намеренно.

(Икару и Бруту)
Так, друзья. Так дело не пойдет! Нашему зрителю нужно нечто большее! Вы же эксперты, вы должны давать мнения, комментарии, гипотезы. Если у вас мало информации – мы вам ее предоставим! Соберитесь. Четыре, три, два, один. В эфире!

Согласен, так дело не пойдёт. Я не буду в третий раз задавать вопрос, что они вообще здесь делают, но они, похоже, и сами этого не знают. Почему информацию им предоставят сейчас, а не заранее?

ДЕМЕТРА:
Итак, эксперты попросили больше информации. Она у нас есть.
(к Олафу)
Олаф, наш гость, работает в банке!
ОЛАФ:
Правда, я в этом уже не уверен!
Я сам виноват, я вышел за рамки.
Правда, до этого был благонамерен.
ДЕМЕТРА:
Олаф, вы били вчера витрины?
ОЛАФ:
Я за все заплачу.
ДЕМЕТРА:
Дело не в этом. Что вас разозлило?
ОЛАФ:
Право, об этом я не хочу.
ДЕМЕТРА И ХОР:
Мы с вами, мы все пострадали безвинно!
Мы с вами, все это какой-то сбой!

Ритм немного получше.
Итак, банковский сотрудник бил витрины, сам от себя в шоке. К его речи претензий нет.
А вот жители Полиса неожиданно добренькие.

ДЕМЕТРА:
Олаф, вы не владели собой?
ОЛАФ:
Да, я не владел собой.
Я… совсем не владел собой!
Или… что-то другое владело Олафом!
Или кто-то другой – внутри…
Он прятался долго и вдруг поднял голову –
И прошептал «Смотри!
Ты ненавидишь свою работу,
Но ходишь туда каждый день.
Ты вечно считаешь чужие деньги
И копишь на всякую дребедень.
Твой статус медный, куда тебе до золота,
Там птицы иного полета.
Вот так и проходит, дружочек, молодость –
Неоплаченным счетом!».
Я бил, бил витрины!
Я брал, брал что хотел!
Я потакал всем желаньям
Я говорил им «Да!».
…И теперь жду суда.

Тут сбитый ритм можно объяснить эмоциональностью. О себе в третьем лице, персонифицированный внутренний голос – это всё неплохо, проникаешься состоянием человека. Сатира на общество потребления снова с нами, я вижу небольшую аллюзию на Бойцовский клуб. Финал звучный. «Вот так и проходит, дружочек, молодость – Неоплаченным счетом!» Для клерка вполне неплохо сравнить что-то с неоплаченным счетом. Но как можно сравнить с ним бездарно прожитую жизнь, я не понимаю, и это можно отнести к очередной неудачнойтермино-метафоре. А ещё это отсылка к «я сам заплачу по своим счетам».
Статус! Статус до этого упоминался лишь раз – «платиновый статус» Икара. Кроме социального расслоения ничего не ясно.

БРУТ:
А с вами было подобное ранее?
ОЛАФ:
Нет, никогда.
Икар, я прошу вас, придумайте средство!
Я не переживу второго суда.
БРУТ:
Предложение интересно. Мы улучшим браслет.
ИКАР:
Неужели все громили город?

Погодите, первого суда ещё не было, Олаф вполне может не пережить и его! Простите…
Браслет(ы). Погасшие и отказавшие. Это девайсы, инженеры могут их улучшить. Чтобы они не отказывали и не начинался массовый психоз. Значит, их все носят? Но от чего они отказали, как это связано с тем, что отключился купол.

ДЕМЕТРА:
Нет, конечно, нет.
Это как раз любопытная тема!
Девушка в красном, четвёртый ряд.
Как сказалось на вас замыканье системы?
Неплохо, на первый взгляд!

Ритм нормальный, ура!

ФИОНА:
Так странно, но я вдруг… запела!
Радуясь, как дитя.
Я не знала, что так умела.
И не пробовала даже шутя!

Мой голос летел над безумной толпой,
Я как будто проснулась и стала собой,
Старый паззл собрав воедино -
Мой голос летел и струился, как шёлк,
Я хотела допеть, но он резко умолк…
И теперь меня вновь - половина.

Ну, пение и танцы упоминали в начале, тут всё логично, у всех при отключении механизмов торможения разная реакция. Не факт, кстати, что пела она так уж хорошо, возможно, её просто пёрло. Если сравнивать с Олафом – он от своей второй личности открещивается, Фиона её признаёт.

ДЕМЕТРА:
У вас ощущенье потери?
ФИОНА:
Потери - непоправимой.
БРУТ:
Вы не волнуйтесь,
Браслет заработал,
Всё это эффект обратимый!
ФИОНА:
Но я это совсем не хочу забывать.
Я копила на Крылья, но больше не буду.

Брут, что ты несёшь – раз. Как это можно было прочитать так, что Фиона не довольна тем, что было? Далее – заработавшие браслеты помогут забыть произошедшее? ЧТО ЗА ХЕРНЯ ЭТИ БРАСЛЕТЫ? Простите. Сейчас браслет не мешает Фионе чувствовать горечь утраты, а Олафу – страх. При чём тут Крылья-то – два. Это явно перекликается с фразой Олафа «копишь на всякую дребедень», но что, эта Фиона думала, что будет счастлива в «новых крыльях яркого цвета», а теперь поняла, что для счастью надо петь? Допустим. Опять ругаем общество потребления, ладно, оно заслужило, хотя это и не ново.

ДЕМЕТРА:
Ваше счастье взялось ниоткуда…
ФИОНА:
И ушло в никуда, и не вышло поймать.
БРУТ:
Мы сегодня совсем не о том!
Ведь не каждый здесь хочет отважно
Бить витрины железным прутом…

Брута заклинило. Если пытаться анализировать персонажа, то он до сих пор в шоке от собственной почувствованной злости, поэтому не слушает аргументов и мелет языком. Он совсем не похож на Брута из первого акта.

ИКАР:
Ты не прав здесь, мой друг! Это важно!
Очень может быть, этот эффект –
Неизвестное свойство браслета!

Какой эффект? Реципиент не успевает понимать текст, я даже письменный текст не понимаю. Какие есть ИЗВЕСТНЫЕ свойства браслета? Мы только что узнали, что он подавляет агрессию (кажется) и ещё это не переварили.

БРУТ:
Исправимо, положим, и это…
Мы улучшим защиту, усилим браслет...
ИКАР:
Нет, мой друг, здесь простого решения нет!
Здесь пространство для эксперимента…

Следите за руками. Есть эффект (ладно, я читаю текст, поэтому скажу, что эффект – неумение петь в браслете), он был не известен. Брут хочет его ИСПРАВИТЬ. Т. е. убрать? Тогда почему он говорит «усилим браслет»? ЗАЧЕМ, если она не может петь в нём таком, как он есть? Чтобы она не испытывала от этого моральных страданий? Так она и раньше не испытывала. Чтобы она забыла пережитой опыт? ЧТО ЗА ХЕРНЯ ЭТИ БРАСЛЕТЫ? Простите.(2) Улучшим защиту – от кого? Сеттинг рассыпается карточным домиком, люди в зале перешёптываются.
Икар опять с пафосной инверсией и вообще похож на себя.

ДЕМЕТРА:
Вы готовы пойти на это?
ИКАР:
Да!
БРУТ:
Нет!
ИКАР:
Но почему? Ведь совершена ошибка!
БРУТ:
А мне кажется, что никакой ошибки нет!

Красиво. Было бы лучше, если б мы понимали, о чём они говорят. Икар кажется удивительно более здравомыслящим и осторожным, чем Брут, из которого попёр какой-то радикализм.

ИКАР:
Душа – уравнение с неизвестным,
Ее поместили под микроскоп
Отсечь хотели темное – одним надрезом,
Но потеряли что-то ещё.
Бесплотное, бессловесное,
Неназванное, чудесное –
Что-то совсем легковесное,
К нему не найти троп…
ХОР:
К нему не найти троп,
К нему не найти троп…
ИКАР:
Мы отрезали за крайностью крайность,
Чтоб исключить любую случайность –
Но паззл оказался неполным,
Его можно собрать иначе!
Дать дорогу подавленным чувствам,
Открыть дорогу забытым искусствам –
Крыльям и даже свободе,
Мы пройдем этот путь иначе!

Опять очень в духе Икара, мы привыкли, что он не контролирует, что несёт. Ладно, уравнение с неизвестным, допустим. В целом явная отсылка к Дивному Новому Миру с его деградацией культуры из-за, как раз, отсечения лишнего. Только вот мы по-прежнему не понимаем, как проходил этот процесс здесь? Оно очень плохо связывается в сознании с браслетами, метафора отрезания тёмного на них не натягивается. Тропы не к месту, мы только что под микроскопом были, ладно. Сначала мы что-то отрезали, потом у нас неполныйпазл. Который можно собрать иначе. Потому что он не полный? Полный можно было тоже собрать иначе?

…Ага, чувства всё же подавлены!...


Каким забытым искусствам? У вас, так-то, есть и музыка, и цирк, а раз у вас общество потребления, то всякая мелкоэстетика тоже есть, а она не могла возникнуть из ниоткуда.
При чём тут Крылья? Они ж уже есть!
Икар, ты только что говорил «мы свободно живём много лет»! Ладно, ты полетал и передумал. Погодите, он что, думает? Человек, который думает, не несёт опасную дичь в прямом эфире тоталитарного государства. ЛАДНО, это Икар.
Допустим, Икар прав. В обществе стагнация и давно всё не в порядке, он это заметил и говорит по делу. Я это знаю, потому что я знаю, как работают антиутопии без двойного дна. Человек, прочитавший допы, знает это, потому что он знает про браслеты и их свойства. Тот, кто просто решил мюзикл послушать, скорее всего, тоже знает, как работают антиутопии, но весь текст ему только мешает и сбивает с толку.

ПРАВИТЕЛЬ:
Жаль, что мир не так однозначен!
Прости, что прервал твои рассужденья на тему.
Ты немного не ту обсуждаешь проблему…

Итак, Правитель может припереться прямо на шоу в прямой эфир, и это сейчас, когда в городе только-только уняли хаос. Кажется, единственный человек, который здесь работает, это Телезведа. И тут же вступает в полемику, хотя и весьма водянисто. Правитель, дорогой, Икар же как раз говорил о неоднозначности! За однозначность выступал Брут

Появляются ПРАВИТЕЛЬ и МУЗА.
ДЕМЕТРА:
Кто с ним?
ИКАР:
Нет!
ДЕМЕТРА:
Крупнее, крупнее!
ИКАР:
Не может быть!
Икар убегает.
ДЕМЕТРА:
Реклама! Оставайтесь с нами!
БРУТ:
Икар, Икар! Подожди!..

Дядя Тесей, ты дурак? Ты зачем Музу в эфир притащил? Деметра, у вас там что, независимые СМИ? Какую камеру на Правителя? КУДА убегает Икар? Брут опять падает в родительскую функцию.

Короче. Это, на данный момент, самый слабый музыкальный номер во всём Икаре (диалог с фанатками опустим). Речь сумбурна, ритм сбит, метафоры странные, мироустройство и сюжет даны крайне сумбурно.
Самое интересное – поведение Брута, он сам на себя не похож. Было бы здорово увидеть арию, как он на самом деле преодолевал злость и чего ему это стоило.


Я много раз говорил, что Икар, наоборот, похож на себя – это важно для следующей арии. Очень важно.


 

НИКТО

ИКАР:
Ты помнишь первый сиротский приют,
Эту серость холодных стен?

С места в карьер – Брут тоже детдомовский. На это был намёк в «Репортаже» («Вы знаете Икара с далёких детских лет»). В приюте было так себе. Кстати, серость и холод Икар упоминал, описывая Окраины, не знаю, важно ли это, но отмечу.

«Будь благодарен за то, что дают»,
Послушаньем плати взамен!

Итак, идеи воспитания в системе далеки от всяких сантиментов, что, на мой взгляд, может напомнить нам о постапокалипсисе и тяжёлых условиях. Весь первый акт мы видели элиту общества – теперь можем посмотреть на «нижний этаж» Идеального мира. И это логично, должен же он на чём-то стоять.

Твоя судьба – серебро и медь!

Напомню, что пока звучали только платиновые и медные статусы, по тексту мы не знаем, как со статусами связаны браслеты, но это могут дать визуально (и для этого браслеты пока слишком маленькие, отмечу). Итак, есть ещё серебро, и оно, по контексту – не очень.

Как нас учили ничего не желать, не гореть?..

А вот эта строчка странная. Начало соотносится с «будь благодарен за то, что есть», а «не гореть»? Гореть – это про страсти и идеи. Получается, общество не поощряет идейность в низших кастах? Это совершенно естественно и не удивительно, но очень плохо согласуется с тем, что проповедуется в первом акте. Тоже не удивительно, пропаганда и реальная жизнь сильно отличаются. Главная проблема пока в том, что Икар из первого акта, как будто, всё это капитально забыл.

Я помню зависть, тычки и смех,
За то, что ты – не такой как все!

«Были очень непростые ранние года », ага. Что гениального героя травят в системе не удивительно, он, всё же, непонятый романтический герой. И он правда с детства выделялся – а чем? Сложно проявить высокие способности в уравнивающей системе, не дающей талантам развиваться – а мы только что слышали, что она была такой «не желай, не гори». Значит, горел и желал. Но – зависть. Завидовать не такому как все в системе, давящей не таких, как все? Абстрагируясь от сопереживания, я вижу противоречие. Возможно, официальная система предоставляла возможности, а внутренняя иерархия их подавляла, причём не только дети, но и воспитатели. Это вполне вероятно, но тогда выходят классические злоупотребления на местах. Благостность Полиса трескается дальше.

Как я хотел убежать, умереть,
Забиться в углу и рыдать в темноте!

Это очень сложно натянуть на Икара из первого акта, он производит впечатление человека, которого ни разу не ломали, но теперь мы видим, что это не так. Выделявшегося – горением и амбициями (причём первое мы у Икара из первого акта видим, а второе - нет) – Икара уже загоняли в угол. Повторюсь, такое чувство, что он принял синюю таблетку.

И только ты, мой единственный друг,
Со мной поклялся однажды порвать этот круг!

Ага, Икар впервые словами признал, насколько ему важен и дорог Брут. И ещё одна неувязочка. Брут поклялся с Икаром. Значит, рыдающий в углу Икар всё же был зачинщиком, или они были равны. Не Брут тянул Икара на буксире, хотя по предыдущим строчкам это можно предположить. Если, конечно, Икар надёжный расказчик.

ПРИПЕВ:
Никто! Мы были там – никто!
Одни из всех,
У жизни за бортом!

Снова тонна амбиций. А Икар из первого акта «не любит такие мероприятия » и «как прежде скромен». Можно предположить, что Икар желал именно научных возможностей, а не славы, но напрямую из текста это не следует. Отмечу, что по риторике у нас теперь выходит чуть ли не викторианская Англия – классовое общество, которое совершенно это не скрывает, низшие слои с детства видят, чего они лишены (т.е. не СССР, где верхушка хотя бы пытается мимикрировать под народ), а социальных лифтов нет. И пропаганда всеобщего равенства либо не работает, либо отсутствует.

Но вдруг как гром –
Заветный грант,
Ты помнишь,
Как же был я рад,
Как мы пытались
День и ночь
Науку эту превозмочь!..

А вот и социальный лифт подъехал. Меня царапнуло «Я был рад – мы пытались». Икар был рад данной возможности, а Брут?. Работали они вместе, и работали тяжело, хотя Икар точно был одарённым и «не таким».

Плевать на всех –
Никто не верил в наш успех!
Но мы с тобой нашли дорогу
Прочь из этих стен!..

Примечательно, во что именно не верили все – в социальные лифты в принципе (Полис коррумпирован?) либо в Икара с Брутом (Икар был настолько странный, что его гениальность была не заметна?Окружающие были такими идиотами, что не понимали, как высоки шансы гениального и при этом амбициозного человека?)

Нас ждал впереди
Новый счастливый мир!
Иные законы и роли,
Вершины, которых достойны!

Классовое сознание. Икар, который, напомню, желал найти всеобщее счастье («всем нужное изобретенье») считает, что именно он (и Брут) достойны вершин. И он, ВНЕЗАПНО, знает, что наверху «иные законы». Получается, выиграв Грант, Икар уверился, что живёт в мире возможностей, где «платиновым мальчиком» становится самый умный и талантливый, если много работает? Но при этом здесь же учат «не желать, не гореть »? Это очень странное общество.
1) Если у нас классовость, то социальные лифты – огромная редкость и удача. Икар не должен бы был быть таким беспечным и уверенным в себе. Тем более это как-то противоречит всей стилистике, хотя логично следует из событий.
2) Если у нас дикий капитализм, то риторика должна быть – добейся всего сам, кто не добился – сам виноват. В принципе, даже похоже, но накладываемые ограничения не дают добиться. А те, кто добились по́том и кровью, ведут себя и мыслят так, как будто им это волшебник в голубом вертолёте принёс.
3) Если у нас плановая экономика и уравниловка, то талантливого человека либо не разглядят и поставят к станку, либо приставят к нему двух агентов КГБ и заставят быть полезным.
Итак, вот тут, на мой взгляд, начинаются реальные дыры мироустройства относительно условной действительности.
Последние две строчки – параллель с Идеальным миром Лии, тонкая и хорошая.

Карьера, любовь,
Человек, заменивший отца –

И снова странный текст. Карьера – это к капиталюгам. Но возможна она, выходит, не для всех – это к коммунизму. Любовь – во-первых, в строчку и без акцента на ней, в духе «квартира, машина и айфон», во-вторых – а что, любовь в меди и серебре не бывает? Или Икар сейчас говорит не про Лию, а про всеобщую любовь? «Человек, заменивший отца» - значит, всё же, Правитель был близок с Икаром? Пока наиболее по-родительски к Икару относились Лия и Брут, но то мамка, которая заставляет шапку носить, а то Отец, идеи которого наследуешь. Выходит, это Правитель. Которого Икар защищал перед Бардом, как мы помним. Но тогда, выходит, Икару должны быть близки идеи Правителя – благополучие, процветание и безопасность города. И он действительно об этом заботился, если верить тому же Правителю. Тогда почему же он так лип к Барду и так легко принял его идеи?

Как жаль, что я так и не смог
Пройти этот путь до конца.

ВНЕЗАПНО. Икар ставит на себе крест. На карьере – ладно. На любви – он уверен, что теперь не нужен Лие или что теперь его все ненавидят? На отношениях с человеком, заменившим отца? Вот это может указывать на то, что Икар крайне критичен к себе и искренне верит, что любить можно только за что-то. Возможно, это политика Полиса и взгляды Правителя, возможно – комплексы самого Икара (напомним, принимающей материнской любви у него тоже не было).

Мой идеальный мир
Растаял, словно воск,
Рассеялся, как дым
Там, за ее крылом…

Это он о Музе. Сюжет пока не трогаем, его всё равно нет. Тут получается, что делового и целеустремлённого Икара сбила с пути нелепая влюблённость и он наделал глупостей. Один раз и фатальных. Всё бы хорошо, да только если верить «Повезло», он всегда был инфантилом с причудами. Все указывают, что от Икара никто не ожидал идеи Крыльев и идеализма, да только сложно не ожидать их от Икара из первого акта. Вывод, был Икар-до-первого-акта – более жёсткий и деловой (хотя и этот то рыдал, то горел)

Мальчишке голову вскружил успех!
Решил, что он теперь – лучше всех!
Что эту жизнь определяет он,
Наплевать на друзей, наплевать на закон!

Первая строчка делает попытку объяснить, почему у Икара такая каша в характере. Допустим. Зазвездился, почувствовал себя любимчиком Правителя и главным гением на деревне, упал больно. Икар раскаивается в том, кем он был в первом акте. Нам, повторюсь, не хватает динамики характера, первоактный Икар идеалист с самой первой арии и капризный гений по жизни. Скромность – успех – самомнение – вседозволенность – падение – раскаяние – отличная цепочка, но её нет в сюжете, только в этой арии, и то она весьма неровная. Подозреваю, потому, что писали сначала одно, потом другое.

Ошибка – или предательство?
Случайные обстоятельства…

Это сюжет, мы, повторюсь, не знаем, что произошло.

Но прощенья не будет –
Могли погибнуть люди!

Первая строчка – ещё один жирный крест на себе, и нам важно, о чьём прощении говорит Икар. Правителя? Народа Полиса? Или он говорит о том, что сам не простит того, кто его подставил? Это можно понять только из сюжета. Но, похоже, Икар искренне раскаивается.

Никто – теперь я вновь никто!
Один из всех –
У жизни за бортом!..

И последний гвоздь в крышку гроба. Почему Икару так страшно быть одним из всех? Чего именно он лишается? Ладно, если верить сюжету – своей работы, которой он горит. Жестокое и неразумное наказание, штрафы и санкции были бы куда практичнее, а ссылка (не к Изгоям, конечно) или казнь – реалистичнее.

Я уже говорил, что мне эту арию слушать больно. Не только потому, что тема потери всего нажитого непосильным трудом по собственной ошибке крайне болезненна.

Главная причина – ломается только-только воздвигнутая структура Полиса. Не буду по десятому кругу крутить, как не сочетаются между собой элементы системы. Сову можно натянуть на любой Купол. Только вот реципиенту этого не надо – перед ним должна быть внятная структура. Сейчас её нет, нас отвлекают эмоциями.

Второе – личность Икара. Даже если принять, что весь первый акт Икар был в модусе «зазвездился» (хотя то, насколько он зазвездился, напрямую зависит от мироустройтва), личность Икара «до» - полнейшая каша. То он рыдает по углам, то он амбициозен и зубами вырывает место под солнцем, то он инфантильный чудак. То он думает о всеобщем благе, то о красивой благополучной жизни, то о личном счастье. И не ясно, что же он, в итоге, так горько оплакивает в этой арии – свой статус и богатство, катастрофу, в которой косвенно виноват, любовь народа и Правителя? Нам говорят, что потерю любимого дела, но это может быть понятно только из сюжета, которого нет. Это, кстати, вновь вознесло бы Икара на небывалые моральные высоты – всю жизнь стремиться работать максимально хорошо, быть наказанным лишением этого и ощущать себя ТАК плохо. И это указывает только на одно – если чувство вины Икара перед городом слабее, чем тоска по любимому делу, он легко уйдёт туда, где делом заниматься сможет.
Только из арии видно, как человек думал, что живёт в радужном мире, где всё можно (несмотря на опыт, говорящий, что это не так), а потом оказалось, что одно движение – и тебя не только осудят по закону, но и лишат родительской любви, любимого дела и чуть ли не выдадут лопату рыть себе могилу.
Если нам хотели показать, как жестокая система убивает того, кто выбился, то к чёрту идёт вся неоднозначность.
Если нам хотели показать, как разумная и справедливая система работает с теми, кто её глупо и бессмысленно разрушает, то решение крайне неразумно, а настроение не соответствует.
Если нам хотели показать сложный мир, где нет правых, виноватых и простых решений, то сеттинг не продуман, а характерыменяются крайне внезапно.

ПАДАЕТ НЕБО

В сравнении с предыдущим – очень простая и однозначная вещь. Мне сложно воспринимать её, потому что не хватает исполнения Ростислава Колпакова, на которые я вольно или невольно опирался при анализе первого акта (по аудиоверсии). Правитель Антона Круглова совсем другой – более холодный, черствый и нервный.

ПРАВИТЕЛЬ:

На старом разорванном фото

То ли быль, то ли небыль –

Мальчик за руку с мамой,

Над ними – синее небо.

Слишком синее небо

Безоблачно, безмятежно.

И мальчик ещё не знает –

Падение неизбежно.

Название – тот самый эвфемизм катастрофы, это хорошо.

Разорванное фото обычно символизирует отказ от прошлого, ну ладно, тут это просто последствия катастрофы. Вторая строка – дело было давно. Правитель говорит о себе в третьем лице – давно считает себя совсем другим человеком. Дальше хорошее нагнетание. Мы знаем, что падение неизбежно, мы в этом мире живём. Но, оказывается, до него была нормальная жизнь, «наш мир». Наконец-то нам снова говорят про апокалипсис.

 

И синий становится красным,

Осколками падает солнце,

И все твои слезы напрасны –

Мама уже не проснется.

Ты хочешь уснуть с нею рядом,

Но дом твой уже дымится

И землю сжигает ядом

Небо - коварный убийца.

Небо – коварный убийца.

 

О себе во втором лице. Мальчик больше не чужой человек, а внутренний ребёнок, с которым Правитель разговаривает.

По тексту – совершенно аллегорическое описание катастрофы. Это хорошо, потому что не допускает никаких технических ляпов.

Дальше – глупый и заезженный штамп «пытаться разбудить мёртвого». Учитывая, что там пожар и апокалипсис, даже очень маленький ребёнок не перепутает. Ладно, спишем на стресс.

Инстинкт самосохранения пересилил горе, тут всё понятно. И очень яркая, аж с персонификацией, характеристика неба. Небо, как мы помним, тут очень символическая деталь сеттинга.

 

На ребенка падает небо,

Забирая детство навечно.

Я пытаюсь спасти, удержать небо, подставляя хрупкие плечи,

Ломая хрупкие плечи...

Но нет, небо не удержать

Мне,

Небо не удержать!

 

Третье лицо меняется на первое. Всё, Правитель окончательно провалился во флешбек. Начало – опять простая хорошая аллегория. Персонаж перестаёт быть ребёнком после смерти родителей.

Дальше – то, что я не люблю в ПИ (безусые юнцы, болезненные мальчики, теперь ещё и хрупкие плечи, да ещё и сломанные) – исступлённое сентиментальное (само)жаление с элементами самолюбования. Но суть мы поняли – случилась катастрофа, ноша слишком тяжела для ребёнка, инициацию о



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: