Толкование суры «Мухаммад»




(1) В первых аятах этой суры Аллаh сообщил о награде правоверных и наказании грешников для того, чтобы люди сделали для себя из этого полезные выводы. Среди людей есть главари неверия и проповедники заблуждения, которые не только не веруют в Аллаhа и Его знамения, но и мешают другим встать на путь Аллаhа, т.е. уверовать в то, к чему призывали посланники и продолжают призывать их верные последователи. Деяния этих нечестивцев окажутся тщетными и принесут им много страданий. Они будут отвечать за свои зловещие поступки и за те козни, которые они замышляли против истины и ее сторонников.

Аллаh обратил их коварные замыслы против них самих и превратил в прах те деяния, за которые они надеялись получить вознаграждение. А причина этого в том, что они следовали лжи и не стремились снискать благоволение Аллаhа. Они поклонялись идолам и ложным богам и всеми силами способствовали распространению лжи. А поскольку ложь никому не приносит пользы, то и дела этих грешников не принесут им никакой пользы.

(2) А тем, которые уверовали в то, что было ниспослало Божьим посланникам в целом и Пророку Мухаммаду в частности, и выполнили свои обязанности перед Аллаhом и Его рабами, Всевышний отпускает большие и малые грехи и избавляет их от наказания как в этом мире, так и в будущей жизни. Более того, Господь улучшает их положение в этой жизни и после смерти, т.е. исправляет их поступки и облагораживает их души, увеличивает их вознаграждение и помогает им во всех начинаниях.

(3) А причина такого великого преуспеяния в том, что они исповедовали истину и выполняли предписания священного Корана. Это писание было ниспослано от их Господа, который осенил их своей милостью и окружил своей заботой. Это Он воспитал их в духе любви к истине, и они последовали ей и добились успеха во всех своих делах. А поскольку избранный ими путь вечен, как вечен сам Аллаh, то и награда, которой одарит их Всевышний, будет вечной и нескончаемой.

Таким образом Всевышний разъясняет своим рабам, кто из них творит добро, а кто сеет зло, и учит их узнавать и различать тех и других для того, «чтобы погиб тот, кто погиб при полной ясности, и чтобы жил тот, кто ожил при полной ясности» (8:42).

(4) Всевышний указал своим верующим рабам на то, как они могут обрести успех и добиться победы над врагом. О верующие! Когда вы встречаетесь с неверными на поле битвы, то доблестно сражайтесь с ними и рубите им головы. Когда же они прекратят оказывать вам сопротивление и вы предпочтете не убивать их, а пленить, то крепите оковы пленных, чтобы они не могли сбежать. Только так вы сможете обезопасить себя от их мечей и их зла. С пленными вы можете поступать по своему усмотрению: вы можете помиловать их и даровать им свободу, не требуя от них выкупа, а можете поменять их на захваченных в плен мусульман либо потребовать за них выкуп от них и их сторонников.

Продолжайте поступать таким образом до тех пор, пока не завершится война или вы не заключите с противником перемирие. В разных местах следует вести различные разговоры, и в разных обстоятельствах следует придерживаться различных законов, и предписание сражаться с неверными относится только к военному времени. А в мирное время, когда нет войны и сражений, нельзя ни убивать, ни пленить людей.

Так решил Аллаh. Он испытывает правоверных, позволяя неверным сражаться с ними. [А если бы Он пожелал, то покарал бы их сам], потому что всевышний Аллаh всемогущ и властен над всем сущим. Он может сделать так, чтобы неверные не выигрывали ни одного сражения и верующие очистили от них землю, [но Он хочет испытать одних из вас посредством других]. Для этого Аллаh и приказал верующим вести священную войну с неверными – войну, которая выявляет правдивого верующего от лжеца. В ней рождаются истинные правоверные, чья вера опирается на твердое знание. Они не похожи на тех маловеров, которые слепо подражают большинству и не способны пронести свою веру через трудности и испытания.

Аллаh никогда не даст сгинуть понапрасну деяниям тех, кто был убит в сражении во имя своего Господа. Это – те, которые сражались по приказу Всевышнего и стремились возвысить имя своего Господа. Они получат щедрую награду и прекрасное воздаяние. Их деяния не пропадут даром, ибо Аллаh примет их и награду за них умножит во много раз. Люди увидят прекрасные плоды их деяний как в этом мире, так и в будущей жизни.

(5) Аллаh поведет их путем, который ведет в блаженную райскую обитель, исправит их дела, облегчит их судьбу и дарует великую награду, которая не принесет им беспокойства и печали.

(6) Вначале Всевышний описал своим рабам рай и вызвал в них желание попасть туда. Затем Он сообщил, какие поступки приведут их в рай и призвал их совершать благие дела и не жалеть на этом поприще даже своей жизни. В этой жизни Господь помогает верующим выполнять Его повеления, а в День воскресения Он введет их в райские сады и покажет им их владения, в которых их ожидают вечные радости и счастливое бытие.

(7) Всевышний повелел верующим помогать делу Аллаhа, т.е. придерживаться предписаний религии, проповедовать ислам, бороться против его врагов и делать все это только ради Аллаhа. И если мусульмане будут поступать таким образом, то Аллаh поможет им и утвердит их стопы, т.е. укрепит их сердца терпением, спокойствием и решимостью, а тела силой и выносливостью, а также поможет им одолеть врагов и неприятелей.

Таково правдивое обещание великодушного Аллаhа. Он покровительствует и помогает каждому, кто поддерживает Его религию словом и делом. Он облегчает ему путь к победе и делает его шаги верными и решительными.

(8) Горе тем, которые не уверовали и распространяли на земле ложь и смуту! Всевышний лишил их своей поддержки, и их дела пошли во вред им самим. Все то, что они совершали в надежде получить награду Аллаhа, пропало даром, а козни, которые они замышляли против истины, обернулись против них самих.

(9) Причина их заблуждения и несчастья в том, что они возымели отвращение к священному Корану, который приносит людям успех и счастье. Но неверные не поняли этого и отвернулись от Корана. Более того, они возымели к нему отвращение и возненавидели его, а Аллаh сделал тщетными их деяния.

(10) Неужели грешники, которые не уверовали в Посланника, не видели, каков был конец их предшественников? Каждый человек может убедиться в том, что конец их был самым зловещим и самым печальным. Достаточно посмотреть по сторонам, чтобы увидеть, что целые народы были погублены и истреблены из-за своего неверия. Аллаh уничтожил их богатство и разрушил их дома, как и разрушил их козни и злые замыслы. И где бы неверные не жили, их во все времена будут ожидать такой же злой конец и такое же унижение. А что касается верующих, то Всевышний защитит их от наказания в геенне и одарит их великой наградой. Вот почему далее Всевышний сказал:

(11) Он проявляет милосердие к правоверным, выводит их из мрака к свету, помогает им и печется об их вознаграждении. А у неверных нет покровителя, потому что они не уверовали во всевышнего Аллаhа и тем самым отказались от покровительства Аллаhа и сами лишили себя Его милости. И нет у них на свете покровителя, который бы повел их путями мира и спасения и защитил их от наказания Аллаhа. Их другом и помощником стал сатана, который вывел их из света во мрак и привел в ад, где они пребудут вечно.

(12) Всевышний сообщил о том, что в будущей жизни правоверных ожидают райские сады, в которых растут плодоносные деревья, и цветущие луга, по которых текут ручьи. В них они найдут прекрасные яства и аппетитные фрукты.

В то же время неверные будут брошены на произвол судьбы. Некому будет заступиться за них, и это будет для них справедливым возмездием, потому что задолго до этого они лишились прекрасных человеческих качеств и достоинств. Они пали так низко, что уподобились безрассудному скоту, и их единственной заботой стали получение удовольствия и удовлетворение животных желаний. Всей душой и телом они стремились только к этому и не делали ничего для того, чтобы обеспечить себе благой конец и заслужить счастье в будущей жизни. Поэтому их обителью будет адский огонь, из которого они никогда не выйдут и в котором им не будет облегчения.

(13) У них было больше богатства, детей и сторонников. Они возводили огромные сооружения и создавали искусные орудия, но Мы погубили их за то, что они сочли лжецами Наших посланников и не извлекли уроков из их проповедей. Они не смогли уберечься от наказания Аллаhа, и никто не пришел им на помощь.

А что же тогда можно сказать о твоих слабых и беззащитных соплеменниках, которые обвинили тебя во лжи и изгнали из родного города? Что можно сказать о тех, кто озлобился на самого достойного из пророков и лучшего из сынов Адама?! Разве не они более других заслуживают Божьей кары и погибели? О да, но всевышний Аллаh отправил своего Пророка во имя милости и сострадания и дал неверным возможность покаяться в своих злодеяниях.

(14) Не равны тот, кто убежден в правоте религии Аллаhа, знает и выполняет ее предписания, кто познал истину, следует ей и надеется на вознаграждение Аллаhа, и тот, кто слеп к истине и впал в заблуждение, кто отказывается от руководства Аллаhа, потакает своим порочным желаниям и считает, что именно он поступает справедливо и правильно. Как же велика разница между этими людьми! Как же далеки друг от друга сторонники истины и сторонники заблуждения!

(15) Этот рай обещан тем, кто боялся разгневать Аллаhа и стремился снискать Его благоволение. В нем текут ручьи из воды, которая не портится. Эта вода не приобретает неприятный вкус и гнилостный запах и не становится горячей или мутной, а всегда остается чистой, с приятным вкусом и запахом, и всегда доставляет удовольствие тем, кто ее пьет.

В этих садах также текут ручьи из молока, которое не прокисает и не портится; ручьи из вина, дарующего наслаждение пьющим, которое не похоже на вино в этом мире, которое имеет неприятный вкус, дурманит рассудок и вызывает мигрень; и ручьи из чистого меда, в котором нет ни воска, ни примесей.

В этих садах – всякого рода плоды: финики и виноград, яблоки и гранаты, лимоны и инжир и многие другие фрукты, не похожие на те, что растут на земле. Все они прекрасны и желанны, и все они приготовлены для обитателей рая.

Но помимо всего этого для праведников там уготовано прощение от их Господа, благодаря которому они не только обретут желанные блага, но и спасутся от ужасного наказания. Так кто же лучше: эти счастливые праведники или мученики, обитающие в адском огне, который опаляет их невыносимым жаром и вызывает ужасную боль. Свят и безупречен Тот, кто сделал такое великое различие между раем и преисподней, вознаграждением и наказанием, праведниками и грешниками, добром и злом!

(16) О Мухаммад! Среди лицемеров есть такие, которые внимают тебе. Они слушают то, к чему ты призываешь, но не желают уверовать в это и подчиниться тебе. Их сердца отворачиваются от твоих проповедей, и стоит им расстаться с тобой, как они говорят: “О чем это он говорил только что?” Они спрашивают о том, что только что услышали, и одно только это является для них величайшим позором. Если бы они искали истину, то внимательно прислушались бы к твоим словам. Их сердца восприняли бы твое учение, а тела покорились бы твоим повелениям, но они не желают слушать твоих слов и потому делают все наоборот. Для них закрыт путь к добру и счастью, и причина этого в том, что они потакают своим низменным желаниям и руководствуются одной только ложью.

(17) Аллаh поведал о судьбе тех, кто идет прямым путем, верует в своего Господа, покоряется Ему и совершает богоугодные поступки. Таких верующих Аллаh непременно отблагодарит за их добрые дела, вдохновит на новые благодеяния и убережет от зла. Из этого аята видно, что праведники получают двойное вознаграждение: во-первых, приобретают полезное знание, а во-вторых, встают на путь праведных деяний.

(18) Неужели неверные не думают о приближении Судного часа, который настигнет их внезапно? Что мешает им задуматься о том страшном дне, приметы которого уже наступили? Они непременно опомнятся, но раскаяние не принесет им никакой пользы, когда истечет его последний срок. У них не будет возможности вернуться назад, потому что в этой жизни у них было достаточно времени для того, чтобы одуматься, тем более что к ним приходил увещеватель.

Такими словами Господь призывает всех нас готовиться к будущей жизни до того, как смерть внезапно настигнет каждого из нас. И именно смерть станет для каждого из нас началом Судного дня.

(19) Любое знание подразумевает не только ясное представление о сути той или иной вещи, но и претворение в жизнь всех ее требований, и только в этом случае знание можно считать полным. В этом аяте Всевышний повелел каждому человеку в обязательном порядке узнать, что нет божества, кроме Аллаhа. Ни один человек, кем бы он не был, не имеет права оставаться в неведении об этом. Более того, каждый из нас глубоко нуждается в знании этого важнейшего вопроса. Как же можно убедиться в том, что нет божества, кроме Аллаhа? Доказательств этого много.

Во-первых, достаточно задуматься над именами Аллаhа, Его прекрасными качествами и достохвальными деяниями, чтобы понять, что все они свидетельствуют о совершенстве, величии и могуществе Аллаhа. Все это обязывает человека обожествлять своего славного, достохвального, великого и прекрасного Господа и от всей души поклоняться Ему.

Во-вторых, всевышний Аллаh является единственным творцом и правителем во вселенной, а следовательно, только Он заслуживает поклонения своих творений.

В-третьих, все зримые и незримые блага, которые окружают человека в этом мире, дарованы ему одним-единственным Аллаhом, и это также обязывает нас всей душой любить своего Благодетеля и обожествлять только Его одного, не придумывая для себя других богов.

В-четвертых, праведники, которые поклоняются одному Аллаhу, уже на этом свете удостаиваются милости Господа и Его помощи, в то время как многобожников и неверных постигает Божья кара. Многочисленные подтверждения этого однозначно свидетельствуют о том, что только всевышний Аллаh заслуживает поклонения.

В-пятых, идолы и другие творения, которых многобожники приравнивают к Аллаhу и которым они поклоняются наряду с Ним, имеют много недостатков. Все они слабы и беспомощны и не в состоянии принести пользу или причинить вред не только другим, но и самим себе. Они не распоряжаются ни жизнью, ни смертью, ни воскрешением и не в силах защитить многобожников, которые поклоняются и унижаются перед ними. Они не могут принести им пользы даже весом в одну пылинку. Все это означает, что только Аллаh достоин поклонения своих рабов, а боги, которых люди сами придумали для себя, бесполезны и беспомощны.

В-шестых, все священные писания независимо друг от друга провозглашают единобожие.

В-седьмых, все пророки, посланники и праведные богословы, а это – самые лучшие, самые благородные, самые здравомыслящие и самые мудрые люди, свидетельствуют о том, что нет божества, кроме Аллаhа.

В-восьмых, многочисленные знамения, которые Аллаh явил людям по свету и в них самих, являются величайшим доказательством единства Творца, а мудрость, изящество и красота их сотворения свидетельствуют о том, что только Он заслуживает поклонения своих рабов.

Об этих и многих других доказательствах Аллаh неоднократно напоминает людям в своем писании и призывает их уверовать в то, что никто, кроме Него, не заслуживает поклонения. Человеку достаточно задуматься хотя бы над одним из этих доводов, чтобы ему стала ясна истина и чтобы он избавился от любых сомнений по этому поводу. А доказательств единобожия много. Они усиливают друг друга и самыми разными путями доказывают, что Господь Бог один. Благодаря ним вера и знание рабов Аллаhа становятся твердыми, как могучие горы, и их не могут пошатнуть ни сомнения, ни измышления неверных. И чем больше враги Аллаhа пытаются посеять в их душе сомнение и переубедить их, тем сильнее и совершеннее становятся их вера и знание.

Существует еще одно величайшее свидетельство единобожия. Это – священный Коран. Стоит нам только задуматься над этим писанием и поразмышлять над его аятами, как перед нами открывается величайшая дверь к познанию единобожия. Таким путем любой из нас может узнать об основах и частностях единобожии больше, чем любым другим способом.

Далее Всевышний повелел своему Пророку каяться в прегрешениях, молить Аллаhа о прощении, совершать благие дела, которые искупляют грехи, не совершать злодеяний и прощать чужие ошибки. Он также повелел ему просить прощения грехам верующих мужчин и женщин, потому вера в их сердцах обязывала Пророка молить Аллаhа о прощении для них.

Более того, каждый мусульманин обязан просить Аллаhа о прощении для своих братьев и сестер. Просить прощения для верующих означает заботиться об избавлении их от грехов и наказания. А это обязывает всех мусульман давать друг другу добрые советы, желать другим того же, что и самим себе, призывать друг друга к добру и удерживать от зла, а также прощать чужие ошибки и проступки. Кроме того, это обязывает мусульман всеми силами стремиться к единству и взаимопониманию и стараться положить конец взаимной злобе, которая влечет за собой вражду и раздор и умножает человеческие грехи.

Аллаhу известно о том, чем вы занимаетесь и как проводите время, куда вы ходите и где отдыхаете. Он ведает о всем, что вы делаете, когда бодрствуете или спите, и поэтому воздаяние за ваши деяния будет самым полным и самым справедливым.

(20-21) Всевышний сообщил о том, что сподвижники горели желанием выполнять самые тяжелые повеления Аллаhа и говорили: “Почему до сих пор не ниспослана сура с повелением сражаться против неверных?” Наконец, такая сура была ниспослана. Господь назвал ее непреложной, потому что все мусульмане обязаны руководствоваться ею, но это не так легко, как кажется. Джихад является самой тяжелой обязанностью мусульман, и очень часто маловеры оказываются не в состоянии выполнить это предписание и испытывают неприязнь к этому испытанию.

Всевышний также сказал: «Разве ты не видел тех, которым было сказано: “Воздержитесь [от войны], совершайте намаз и выплачивайте закят”. Когда же им было предписано сражаться, некоторые из них испугались противников так, как надлежит бояться Аллаhа, и даже более того» (4:77).

Затем Всевышний возвестил о том, что для мусульман предпочтительнее выполнять те повеления Аллаhа, которые соответствуют их времени, и объединить для этого все свои усилия. Не следует просить у Аллаhа тяжелых испытаний, а надо уметь ценить мир, благополучие и милость всевышнего Господа.

Когда решение принято, мусульмане обязаны быть искренними перед Аллаhом, просить Его о помощи и поддержке и бросить все силы на выполнение приказа Всевышнего. Для правоверных всегда лучше поступать только так, как велел Аллаh, а не искать иного выхода из создавшегося положения, и в подтверждение этому можно привести много доводов.

Во-первых, человек слаб и имеет много недостатков. Никто из нас не в силах сделать что-либо, если Аллаh оставит его без своей помощи. Поэтому человек не должен просить Всевышнего взвалить на его плечи дополнительные обязанности.

Во-вторых, если раб Божий начинает часто задумываться над будущим, то он перестает надлежащим образом выполнять свои обязанности и губит не только свое будущее, но и настоящее. Он губит настоящее, потому что его беспокоят совершенно другие дела. А что касается его планов на будущее, то они будут невозможны до тех пор, пока он не возьмется за дело и не станет жить настоящим.

В-третьих, люди, которые не хотят трудиться в духе своего времени, очень часто связывают свои надежды с будущим, мечтают о славных делах и даже готовятся к ним. Лучше бы они задумались над настоящим и по мере возможности выполняли свой долг. А когда наступит завтра и перед ними будут стоять новые задачи, никто не помешает им проявить свое умение и показать свой сильный характер. Это означает, что мусульмане всегда должны быть деятельны и активны и должны объединять воедино свои усилия и просить Аллаhа помочь им в их благих начинаниях. Это – самое правильное и самое мудрое решение во все времена.

(22) Всевышний сообщил, что всякий, кто уклоняется от выполнения Его предписаний, склоняется ко злу. У людей всегда есть выбор: либо они подчиняются приказам Аллаhа, следуют прямым путем и добиваются успеха; либо они ослушаются Аллаhа, совершают грехи, творят беззаконие на земле и разрывают родственные связи.

(23) Аллаh проклял тех, кто творит беззаконие и разрывает родственные связи. Он разгневался на них и отдалил их от своей милости. Он лишил их слуха и ослепил, в результате чего они не внимают тому, что может принести им пользу, и не видят этого. У них есть уши, которыми они слышат истину, но они не хотят принять ее и подчиниться ей. Они слышат для того, чтобы у них не осталось оправданий своему неверию. У них также есть глаза, но их взор не останавливается на ясных знамениях Аллаhа, и они не делают полезных выводов из того, что видят.

(24) Неужели грешники не размышляют о писании Аллаhа? Стоит им как следует задуматься над его аятами, как им станет ясен прямой путь. Этот Коран научит их различать между добром и злом, заполнит их сердца верой и убежденностью, породит в них стремление к высоким идеалам и прекрасным целям, укажет им светлый путь к Аллаhу и райской обители и мрачный путь к мучительному наказанию, разъяснит им, как можно достичь высот и чего следует остерегаться, поможет им познать Аллаhа, Его имена и качества, а также научит благодарить Его за оказанные милости, пробудит в их душах любовь к щедрой награде Господа и страх перед суровым возмездием.

Однако сердца грешников раскрылись перед неверием, забвением и упрямством, а затем закрылись, и добро уже никогда не проникнет в них.

(25) Всевышний сообщил о том, что переживают грешники, которые отвергли веру и прямой путь и предпочли им заблуждение, неблагодарность и неверие. У них не было разумных причин для этого. Единственной причиной были наущения их коварного врага – сатаны. Он представил им в прекрасном свете неверие и породил в их сердцах пустые надежды на этот мир. Но Всевышний сказал: «Он дает обещания и соблазняет. Но обещания сатаны не что иное, как обольщение» (4:120).

(26) Этим людям стала ясна истина, но они отказались от нее и сказали врагам Аллаhа и Его Посланника: “Мы повинуемся вам в делах, которые вы совершаете по собственному желанию вопреки воле Аллаhа”.

Всевышний обрек этих лицемеров на глубокое заблуждение, бесконечное несчастье и вечное наказание. Он ведает то, что они держат в тайне, и непременно разоблачит и опозорит их для того, чтобы они не ввели в заблуждение верующих.

(27) Ангелы будут бить их тяжелыми палицами. Как же чудовищна эта картина и как ужасно положение этих несчастных!

(28) Это наказание постигнет их за то, что они ослушались Аллаhа, совершали грехи и исповедовали неверие. Они не хотели приблизиться к своему Господу, и Он обратит их деяния в прах. Совершенно иной исход ожидает тех, кто стремился снискать благоволение Аллаhа и боялся Его гнева. Господь отпустит им грехи и умножит их вознаграждение.

(29) Неужели те, кого терзают сомнения и кто предается своим низменным страстям, чьи души нездоровы и отделены от истины, полагают, что Аллаh не выведет на свет их неприязнь к исламу и мусульманам? Не подобает человеку так плохо думать о премудром Аллаhе, который непременно различит между правдивыми верующими и лжецами. По своей мудрости Он посылает людям испытания, и только тот, кто выдержит их и сумеет сохранить свою веру, является истинным верующим. А тот, кто не проявит стойкости и терпения и повернет вспять перед лицом трудностей, окажется трусливым маловером, и мусульмане увидят скрывающуюся в его душе злобу и убедятся в его лицемерии. Таков мудрый божественный замысел.

(30) Лицемеры никогда не могут скрыть своего неверия, и оно дает о себе знать в их речах и неожиданных обмолвках, а также отражается на их лицах. Язык является черпаком человеческой души и извлекает из нее таящееся в ней добро и зло. Но Аллаh не нуждается в обмолвках лицемеров, ибо Он ведает об их деяниях и воздаст каждому из них за все содеянное.

(31) Аллаh напомнил мусульманам о величайшем из всех испытаний – священной войне на пути Аллаhа. На этой войне испытывается вера и терпение рабов Аллаhа. Только истинные верующие подчиняются воле Аллаhа и сражаются, чтобы помочь делу Его религии и прославить Его имя. И только те, чья вера несовершенна, лениво уклоняются от этой борьбы.

(32) Всевышний пригрозил грешникам, которые олицетворяют собой воплощение зла. Они сами не веруют в Аллаhа и мешают встать на путь всемогущего Господа другим. Однако это не является результатом невежества, заблуждения или ошибки, потому что они противятся Посланнику и враждуют с ним сознательно.

Но их зловещие козни не причинят вреда Аллаhу и не пошатнут Его власть. Он сделает их деяния бесплодными. Их порочные деяния не принесут им пользы, поскольку они посвятили себя распространению лжи, а ложь приносит людям только сожаление и разочарование. А что касается тех немногих дел, за которые неверные рассчитывали получить вознаграждение, то Аллаh не примет ни одно из них, потому что они совершали их неискренне и неправильно.

(33) Всевышний указал правоверным на то, как они могут приобрести мирское и духовное счастье, и повелел им повиноваться Аллаhу и Пророку Мухаммаду как в основных, так и во второстепенных вопросах религии. Повиновение бывает полным тогда, когда человек избегает грехов и выполняет все предписания религии и делает это искренне и правильно, т.е. только ради Аллаhа и только так, как этому учил Посланник.

О люди! Не делайте ваши деяния бесплодными и бесполезными ни в момент, когда вы совершаете их, ни после того, как вы уже совершили их. Даже искренние и правильные деяния могут стать тщетными и бесполезными, если человек начинает попрекать того, кому он оказал милость, восхищаться собой, хвалиться совершенным благодеянием либо совершать грехи, которые уничтожают его благодеяния и лишают его вознаграждения.

Этот аят также касается тех деяний, которые делают недействительными намаз, пост, паломничество и другие обряды поклонения. Опираясь на эти слова Аллаhа мусульманские богословы строго запретили прерывать безо всякой на то причины любой обязательный обряд поклонения и сочли нежелательным прерывать необязательные обряды.

Возвращаясь к словам Всевышнего “и не обращайте в ничто ваши деяния”, следует отметить, что этот запрет подразумевает повеление совершать праведные дела надлежащим образом, опираясь исключительно на достоверные знания.

(34) Этот аят тесно связан с аятом из суры «Корова», в которой всевышний Аллаh сказал: «А если кто из вас отвратится от своей веры и умрет неверным, то его деяния окажутся тщетными как в этой жизни, так и в жизни будущей» (2:217). В них речь идет о тех, кто умер неверным и чьи деяния стали тщетными.

Люди, которые сами отказались уверовать в Аллаhа, ангелов, писания, посланников и Судный день, а также отвращали от истины других, которые проповедовали ложь и приукрашали ее в глазах невежд, а потом умерли неверующими, так и не раскаявшись в своих грехах, не заслуживают ни прощения Аллаhа, ни ходатайства заступников. Они не увидят великой награды и не вкусят милости всемилостивого и прощающего Аллаhа, ибо им суждено попасть в ад и вечно страдать в огне.

Из этого благородного аята ясно видно, что Аллаh прощает грешников, которые каятся в неверии до того, как их настигает смерть. Он проявляет к ним милосердие и поселяет их в райских садах, несмотря на то, что они почти всю свою жизнь оставались неверными, совершали грехи сами и сбивали с пути других. Свят и безупречен Тот, кто распахнул перед своими рабами врата своей милости и ни на мгновение не закрывает их, пока они живы и имеют возможность покаяться!

Свят и безупречен кроткий и терпеливый Аллаh, который без труда может погубить всех грешников, но не спешит с их наказанием, а продолжает заботиться о них и одарять их благами, словно они никогда не ослушались Его велений!

(35) Не опускайте руки перед врагом и не позволяйте страху овладеть вашими сердцами. Терпите и будьте стойкими, а также готовьтесь к сражению и борьбе, чтобы снискать благоволение Аллаhа, прославить ислам и озлобить проклятого сатану! Не вступайте в перемирие с врагом для того, чтобы отдохнуть, если вы одерживаете над ним верх.

В этом аяте Всевышний перечислил три фактора, которые обязывают мусульман проявлять стойкость и не показывать слабости. Во-первых, они – выше своих врагов, и у них достаточно сил одержать над ними верх, тем более что правдивейший Аллаh обещал им свою помощь. Человек чувствует себя беспомощным и униженным, когда он слабее своего противника числом и умением, духом и плотью. А все это никоим образом не относится к мусульманам.

Во-вторых, с ними – всевышний Аллаh. Они суть правоверные, а Аллаh никогда не бросает правоверных в беде и не оставляет их без своей помощи и поддержки. Одно только это обязывает их воспрять духом и одолеть любого врага.

В-третьих, Аллаh обещал, что ничуть не умалит их деяний, а сполна воздаст им за содеянное добро и даже приумножит их вознаграждение. Более всего это относится к священному джихаду, вознаграждение за который Аллаh увеличивает в семьсот раз и даже более того.

Всевышний сказал: «Не следовало жителям Медины и бедуинам из близлежащих степей избегать [участия в походе] Посланника Аллаhа и печься только о себе, а не о нем. Так [они лишились великой награды], потому что не испытали ни жажды, ни страданий, ни голода во имя Аллаhа. Каждый шаг, вызывающий гнев неверных, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно зачтутся им как доброе дело. Воистину, Аллаh не оставляет без воздаяния тех, кто творит добро. Сколько бы ни расходовали [верующие во имя Аллаhа] – мало или много, какие бы долины они ни пересекали, им это записывается, дабы Аллаh воздал им тем, что лучше того, что они совершили» (9:120-121).

Человек, который твердо знает, что всевышний Аллаh не оставит без внимания его усердие и участие в священном джихаде, непременно будет делать все возможное для того, чтобы заработать обещанное Аллаhом вознаграждение. А что тогда можно сказать о том, кто убежден в истинности всего, о чем Аллаh упомянул в этом аяте? Безусловно, он будет изо всех сил стремиться снискать благоволение своего Господа. Такими замечательными аятами всевышний Аллаh вдохновляет своих рабов на совершение благих дел и борьбу за свое счастье и благополучие.

(36) Всевышний призвал людей не увлекаться мирскими благами, потому что земная жизнь – всего лишь развлечение для человеческих тел и забава для их душ. Но очень часто человек радуется своему богатству, своим детям и нарядам, получает удовольствие от женщин, изысканных блюд и напитков, любуется своим домом и красивыми видами вокруг него, гордится своим положением и властью и посвящает себя тому, что не принесет ему никакой пользы, одним словом, он продолжает праздно и беспечно тратить свою жизнь на грехи и неповиновение Господу до тех пор, пока не истечет срок его пребывания на земле. И тогда он расстается с этими прелестями и остается ни с чем. Он осознает, что понес великий урон, лишился вечного блаженства и не заслужил ничего, кроме наказания. Все это обязывает любого разумного человека не обольщаться мирскими благами и не стремиться к земной роскоши.

Беспокоиться следует не об удовольствиях и богатстве, а о вере и богобоязненности. Если вы уверуете в Аллаhа, ангелов, писания, посланников и Судный день и будете остерегаться грехов и непрестанно совершать только то, что угодно Аллаhу, то сумеете извлечь пользу из своих деяний. Вот ради такого преуспеяния рабы Аллаhа должны соперничать друг с другом, не жалея ни сил, ни времени.

Именно этого ожидает от вас милостивый и сострадательный Аллаh. Он приготовил для вас щедрое вознаграждение. Он не желает обременять вас непосильными предписаниями и ставить вас в затруднительное положение, оставляя вас без вашего имущества и причиняя вам тем самым вред.

(37) Если Аллаh все-таки потребует от вас сделать пожертвование, а вы будете скупиться, то Он обнаружит вашу злобу. Воистину, злоба, скрывающаяся в сердцах людей, изливается наружу, когда им не нравится то, что повелел Аллаh. В подтверждение этого Всевышний сказал:

(38) Вам надлежит расходовать свое имущество на пути Аллаhа для того, чтобы вы могли обеспечить себе благополучное бытие как на земле, так и в будущей жизни. Но несмотря на то, что выгода от военных походов очевидна, некоторые из вас скупятся на пожертвования. А если их попросят помочь кому-либо безвозмездно, они тем более откажутся.

Скупец причиняет вред себе самому. Он не способен навредить Аллаhу, но зато лишает себя вознаграждения и великого блага. Аллаh ни в чем не нуждается, а вы бедны и каждый миг, в любом своем начинании нуждаетесь в Его помощи и поддержке.

Если вы отвернетесь от веры и откажитесь повиноваться Аллаhу, то Он заменит вас другим народом, и тот не будет похож на вас. Он не будет убегать от повиновения Всевышнему, а будет послушно выполнять повеления Аллаhа и Его Посланника и всей душой любить их. Этот аят похож на высказывание Всевышнего: «О те, которые уверовали! Если кто-нибудь из вас отвратится от своей веры, то Аллаh заменит его людьми, любимыми Им и любящими Его, смиренными перед верующими, непреклонными перед неверующими, сражающимися во имя Аллаhа и не боящимися упреков укоряющих» (5:54).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: