Опытно-экспериментальное исследование по организации процесса патриотического воспитания детей младшего школьного возраста




Теоретические аспекты патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе…………….

1.2 Особенности патриотического воспитания детей младшего школьного возраста………………..

1.3 Формы и методы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста………………..

Опытно-экспериментальное исследование по организации процесса патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

2.1 Организация и методики исследования

2.2 Изучение уровня патриотического воспитания детей младшего школьного возраста

2.3 Результаты опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию детей младшего школьного возраста

Выводы по главе 2

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

 

Введение

 

Актуальность проблемы исследования. Россия – страна высокой духовности, уникальной душевности, открытости, бескорыстия и приветливости. Россиянам в высшей степени были всегда свойственны любовь к родной земле, гордость своей принадлежностью России. Величайшей национальной ценностью был патриотизм – любовь к своему народу, тяга ко всему русскому, неотрывная привязанность к месту своего рождения, уважение к предкам, традициям, культуре, всему укладу жизни.

В последние десятилетия остро встала проблема патриотического воспитания детей и молодежи, так как в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере общих для всех граждан страны духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры как важнейшего фактора формирования чувства патриотизма. Стала всё более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Сегодня нельзя ставить и решать актуальные вопросы социального и духовного развития человека и общества, в том числе — школы и педагогики, без учета современного положения в мире, тенденций его развития, открывшихся возможностей разностороннего и плодотворного сотрудничества. Сотрудничество, расширяющиеся контакты позволяют не только освоить достижения мирового сообщества и отдельных стран, но и лучше раскрыть собственные потенциальные возможности и стимулировать поиск оптимального решения аналогичных или сходных проблем.
Патриотизм – важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.

Необходимость глубокого внимания к проблеме патриотического воспитания вызвана также процессами, происходящими в молодежной среде.

В науке созданы предпосылки для решения обозначенной выше проблемы в трудах классиков отечественной педагогики (Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский и др.).

Различные аспекты патриотического воспитания представлены в работах по теории и методике воспитания (Е.В. Бондаревская, Е.Е. Вяземский, Л.С. Выгодский, Б.С. Гершунский, Т.А. Касимова, Б.Т. Лихачев, Т.Н. Мальковская, Н.Д. Никандров, Т.А. Стефановская, А.Н. Тубельский, С.Н. Чистякова, Г.Н. Филонов, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова, Е.А. Ямбург и др.), проблема становления различных аспектов гражданской позиции обсуждается в исследованиях Л.Н. Боголюбова, Н.М. Воскресенской, Б.Ф. Горелика, А.Ю. Лазебниковой, В.И. Купцова, И.Л. Судаковой, Я.В. Соколова, Г.Н. Филонова и др.

В современных условиях происходит постепенная переориентация сознания психолого-педагогической общественности на понимание проблем детей и молодежи, отказ от авторитарных моделей воспитания, разработку нового содержания государственной образовательной политики, нацеленной на содержание многовариантных возможностей участия детей и молодежи в различных видах воспитательно-образовательной деятельности.

Основные задачи патриотического воспитания в нашей стране в последние годы решались в ходе реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» есть более поздние документы, разработанная в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

Таким образом, проблема исследования создается противоречием между запросом педагогической теории и практики, требованиями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» и низким уровнем научно-теоретической разработанности темы. Поиск путей эффективного психолого-педагогического сопровождения процесса воспитания патриотизма при недостаточной разработанности проблемы в специальной литературе обусловливает необходимость исследования.

ВЫСЫЛАЮ ОБРАЗЕЦ, ОФОРМИТЬ ПО ОБРАЗЦУ!!!!

Цель исследования: выявить и обосновать ведущие парадигмы становления и развития патриотического воспитания детей и молодежи в Российской системе образования, определить современные тенденции и перспективные направления развития патриотического воспитания в современной школе.

Объект исследования: система воспитания гражданственности и патриотизма детей, и молодежи в Российской системе образования.

Предмет исследования: воспитательныйпроцесс, формирующийпатриотизм через различные формы во внеклассной и внеурочной работе в современной школе.

Гипотеза исследования основывается на том, что в нынешнее время не уделяется должное внимание патриотическому воспитанию детей и молодежи. Это ведет к падению нравственности и духовности, а следовательно к деградации общества, забвению исторической памяти, а со временем и к гибели Отечества. И поэтому необходимо воспитывать в детях патриота через различные формы работы.

Цель обусловила задачи исследования:

1) изучить и проанализировать теоретические основы формирования патриотического воспитания;

2) определить и рассмотреть формы и методы патриотического воспитания у детей младшего школьного возраста;

3) провестиопытно-экспериментальное исследование по организации процесса патриотического воспитания у детей в младшем школьном возрасте;

4) проделать научно-педагогический анализ опыта патриотического воспитания детей;

5)дать оценку результатам опытно-экспериментальной работы по патриотическому воспитанию у детей младшего школьного возраста.

Тема, цель и задачи исследования обусловили выбор комплекса методов исследования: изучение и анализ научной литературы по теме исследования; анализ и обобщение опыта педагогической практики гражданско-патриотического воспитания; анализ творческой деятельности детей и молодежи.

Теоретической основой исследования служили положения:

- теории персонализации и развития личности;

- теории формирования гражданственности и патриотизма;

-психолого-педагогические концепции гуманистической направленности и целостного развития личности в педагогическом процессе;

- концепции регионализации образования;

- идеи демократизации образования.

Методологическими основами работы послужили идеи и работы ведущих ученых -_________________________________________________________________________________________________________________педагогов: Ш.А. Амонашвили, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, К. Д. Ушинского.

Практическая значимость исследования данной темы на современном этапе обоснована необходимостью осознания сущности патриотического воспитания в условиях современной школы, как эффективного механизма образовательной политики государства в соответствии с происходящими переменами и требованиями, которые предъявляет новая социально-политическая ситуация и реформированный тип учащегося. Прежде всего, гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи в Российской системе образования выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом.

Анализ научных исследований позволяет констатировать их несомненную теоретическую и практическую значимость для решения проблемы гражданского становления личности, однако следует отметить, что большинство этих подходов были оформлены во второй половине XX века и не отражают реалий современного этапа общественного развития России.

Все вышеизложенное и определило актуальность и значимость темы данного исследования: «Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста»

Дипломная работа имеет следующую структуру: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.

 

Теорию проверить на антиплагиат, исправить!!!!!!!!!!!!1

Ввести автоматический перенос, абзацы, ссылки, исправить ошибки в словах, предложениях

1 Теоретические аспекты формирования патриотического воспитания

1.1 Понятие «патриотизм», «патриотическое воспитание» в психолого-педагогической литературе

В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине.В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.

Политическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовно-нравственных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп россиян, молодежи в первую очередь. Усилился процесс снижения воспитательного воздействия российской культуры, искусства, образования - важных факторов формирования патриотизма. Среди молодого поколения более заметной стала утрата традиционного российского патриотического сознания.
Произошла утрата идеологических ценностей, патриотическое и интернациональное воспитание находятся в процессе перестройки в новых социально-экономических условиях.

Объективные и субъективные процессы, происходящие в обществе, существенно обострили национальный вопрос. Как следствие, патриотизм порой перерождается в национализм, утрачивается истинное значение и понимание интернационализма.

Патриотизм-это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интерес.

Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины.

Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.Приписывая другим лицам патриотические чувства, а некоторым событиям патриотическую окраску, оценивающее лицо тем самым чаще всего даёт положительную характеристику.

Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите[20, с. 111].

На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства

дела и поступки. Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству. Обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества[15].
Патриотизм – это сознательно и добровольно принимаемая позиция граждан, в которой приоритет общественного, государственного выступает не ограничением, а стимулом индивидуальной свободы и условием всестороннего развития гражданского общества[21, с.58].

Такое понимание патриотизма является базовым, а Концепция выступает в этой связи как направление формирования и реализации данного типа социального поведения граждан.

Патриотизм является одной из наиболее ярких черт российского национального характера. Российскому патриотизму присущи свои особенности. Прежде всего, это высокая гуманистическая направленность российской патриотической идеи; веротерпимость; соборность и законопослушание; общность как устойчивая склонность и потребность россиян к коллективной жизни; особая любовь к родной природе.

Недооценка патриотизма как важнейшей составляющей общественного сознания приводит к ослаблению социально-экономических, духовных и культурных основ развития общества и государства. Этим и определяется приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины[15, с.45].

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты. Обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все поколения, пронизывает все стороны жизни: социально-экономическую, политическую, духовную, правовую, педагогическую. Опирается на образование, культуру, историю, государство, этносы. Оно является неотъемлемой частью всей жизнедеятельности российского общества, его социальных и государственных институтов. Патриотическое воспитание предполагает формирование у граждан общественно значимых ориентаций, гармоничного сочетания личных и общественных интересов, преодоление чуждых обществу процессов и явлений, разрушающих его устои и потенциал созидания.

Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы.
Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание военнослужащих организуется и проводится в рамках единой системы воинского воспитания военнослужащих.
В условиях борьбы с международным терроризмом патриотическое воспитание граждан должно определяться национальными интересами России и обеспечивать активное участие граждан в обеспечении ее безопасности от внешних и внутренних угроз.

Цель патриотического воспитания – развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития[11, с.98].

На современном этапе развития нашего общества достижение указанной цели по патриотическому воспитанию осуществляется через решение следующих задач:

- утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям, повышение престижа государственной, особенно военной, службы;

-создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

- воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни;

-привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации – Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

-привлечение традиционных для России религиозных концессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

- создание условий для усиления патриотической направленности телевидения, радио и других средств массовой информации при освещении событий и явлений общественной жизни, активное противодействие антипатриотизму, манипулированию информацией, пропаганде образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, искажению и фальсификации истории Отечества;

- формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Реализация задач патриотического воспитания граждан Российской Федерации осуществляется через более частные задачи с учетом специфики субъектов и объектов воспитания, условий, в которых оно проводится, особенностей их решения в экономической, социальной, правовой, политической, духовной и других сферах.

 

1.2 Особенности воспитанияпатриотизма у детей младшего школьного возраста

 

Уровень развитости патриотических чувств у граждан любой страны имеет большое влияние на развитие всех сфер данного государства, что обуславливает необходимость формирование указанного качества у подрастающего поколения. В связи с этим не случайно в обращение ученых и практиков к данной проблематике. Труды философов, социологов, психологов, педагогов констатируют актуальность патриотического воспитания детей и юношества (И. А. Агапова, М. И. Афанасьева, М. П. Бузский, В. А. Датский, В. В. Дьяченко, Т. А. Коновалов, С. В. Кривых, В. П. Лукьянова и др.).

Особую значимость это направление в работе образовательных учреждений приобрело сегодня. По справедливому мнению В. И. Луговинова, «разгром прежней идеологической базы образования, отказ от старой системы ценностей, деполитизация и деидеологизация школы, проведенные поспешно и непрофессионально, – все это привело практически к отказу от патриотического воспитания как целенаправленного педагогического процесса. Общественному сознанию навязывалась идея «самотека» в воспитании» [13, с. 73]. В такой ситуации произошло разрушение прежней воспитательной системы, в которой возникла «черная дыра». Это вызвало острую необходимость создания в школе новой воспитательной системы, адекватной сегодняшнему времени, задачам построения гражданского общества.

По мнению С. Е. Матушкина, патриотическое воспитание детей и юношества приобретает особую актуальность «в связи с расширением и углублением процессов интернационализации, межгосударственной, региональной и планетарной интеграции, глобализации, попытками поставить под вопрос роль и значение государственного суверенитета» [16, с. 67]. В связи с изложенным для современной школы является обязательным требованием осуществление целенаправленной и системной работы по формированию чувства патриотизма у подрастающего поколения.

Проблема формирования чувства патриотизма не нова и имеет глубокие корни. Однако быстро меняющийся социальный мир раскрывает более сложные грани осуществления данного процесса в системе образования. Прогрессивные мыслители прошлого (В. Г. Белинский, М. В. Ломоносов, Н. М. Карамзин, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский и др.) оставили бесценное наследие по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Общетеоретическое значение для изучения педагогических аспектов патриотического воспитания школьников имеют многие труды (Л. П. Буева, Н. Г. Волков, А. М. Гришина, Л. Н. Гумилева, В. А. Караковский, В. А. Коротов, Б. Т. Лихачев, А. В. Мудрик, В. И. Петрова, П. И. Пидкасистый, В. А. Сластенин, А. А. Шаталов и др.), но вопросы, исследуемые в них, до сих пор остаются актуальными в современном воспитательном процессе образовательных учреждений.

Новая воспитательная система с необходимостью должна быть ориентирована на воспитание гражданина и патриота, что является одной из краеугольных задач российского образования. Не случайно К. С. Болдина отмечает, что «решая проблему патриотического воспитания школьников, современное общеобразовательное учреждение сосредоточивает свои усилия на формирование у детей ценностного отношения к явлениям общественной жизни, любви к Родине и своей малой родине» [3, с. 23].

Процесс формирования чувства патриотизма сегодня переживает период интенсивной трансформации. Поддерживая данную мысль, С. А. Винникова подчеркивает, что «проблема актуализации патриотического аспекта в современном воспитании подрастающего поколения очевидна и весьма своевременна, обусловлена в большей мере духовным фактором» [6, с. 14]. Рассматриваемая область нашла отражение во многих работах педагогов (Г. М. Коджаспирова, В. А. Сластенин и др.). Но к ней обращаются не только педагоги, но и современные философы, социальные педагоги (В. Н. Гуров, Н. Д. Никандров, В. К. Шаповалов, Г. Н. Филонов и др.), исследуя проблему патриотического воспитания детей и молодежи в обновляющейся российской действительности.

Определение сути понятия «патриотизм» имеет глубокую теоретическую традицию, уходящую корнями вглубь веков. Уже у Платона имеются рассуждения о том, что родина дороже отца и матери. В более разработанном виде любовь к отечеству, как высшей ценности, рассматривается в трудах таких мыслителей, как Макиавелли, Крижанич, Руссо, Фихте и других. За последнее время все большее распространение в рамках данного направления приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовный, нравственный, культурный, исторический и другие компоненты.

Добавляя контекст особо актуальных для России коммуникаций человека с людьми не его национальной принадлежности, В. А. Сластенин рассматривает патриотизм как качество личности, которое проявляется «в любви к своему Отечеству, преданности, готовности служить своей Родине. Проявлением высокого уровня культуры межнационального общения выступает чувство интернационализма, предполагающее равенство и сотрудничество всех народов. Оно противопоставлено национализму и шовинизму. В патриотизме заложена идея уважения и любви к своей Родине, соотечественникам; в интернационализме – уважение и солидарность с другими народами и странами» [18, с. 307].

Аналогично с приведенным определением звучат и слова И. Ф. Харламова: «патриотизм» – это «такое нравственное качество человека, которое выражается в его любви к родине, преданности ее идеалам, осознании ее величия и славы и переживания своей духовной связи с ней, в потребности к стремлению в любых условиях беречь ее честь и достоинство, практическими делами укреплять ее могущество и независимость» [20, с. 352]. И дополняя представленное определение, отмечает, что патриотизм не имеет ничего общего с замыканием человека на узких национальных интересах: «истинный патриотизм по своей природе гуманистичен и включает в себя уважение к другим народам и странам, к их национальным обычаям и традициям, к их самостоятельности и независимости и неразрывно связан с культурой межнациональных отношений» [20, с. 350].

Созвучно с первым приведенным определением Л. П. Крившенко говорит, что патриотизм есть «нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины» [17, с. 112]. Но вместе с тем автор далее подчеркивает личностную позицию, степень активности человека, понимание им собственной роли в жизни родного государства. В частности, Л. П. Крившенко утверждает, что быть патриотом – значит «не только хранить «любовь к отеческим гробам», знать и оберегать свою культуру, язык. Патриотом является и тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом» [17, с. 112]. Основываясь на такого рода определениях, Р. Гера справедливо отмечает, что исследования педагогов, философов, социологов определяют патриотизм как «чувство любви к Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, служить ей и защищать ее» [9, с. 5].

Если межнациональные отношения сформированы, они имеют большое значение в моральном развитии личности, способствуют поддержанию благожелательных и дружеских связей между различными народами и странами, утверждению в сознании каждого человека понимания огромной значимости общечеловеческих ценностей и идеалов в прогрессе общества. В этом смысле патриотизм и культура межнациональных отношений теснейшим образом связаны между собой, выступают в органическом единстве и определяют нравственную значимость личности.

Исходя из приведенных трактовок понятия, мы рассматриваем патриотизм как качество личности, проявляющееся в любви к Родине, Отечеству, преданность им; в умении защищать интересы и духовно-нравственные ценности общества, в изучении истории, культуры своего родного края и Родины.

Ценны в аспекте нашего исследования слова К. Д. Ушинского, который считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и его могучим педагогическим средством. «Как нет человека без самолюбия, – писал он, – так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовым наклонностями» [19, с. 160].

Процесс воспитания является механизмом взаимодействия между поколениями, обеспечивающим вхождение подрастающих поколений в жизнь общества, становление их как активных субъектов конкретного этапа исторического процесса. Поэтому и исследования видных педагогов (Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, В. А. Сластенин и др.), показывают, что патриотические чувства закладываются «в процессе жизни и бытия человека, находящегося в конкретной социокультурной среде» [14, с. 45]. Так, идеологической основой процесса формирования чувства патриотизма в условиях современной школы являются духовно-нравственные ценности нации, а его сущность может трактоваться как развитие чувства личности, патриотического сознания, доминантой которого служат гуманистические духовные ценности своего народа.

Данные установки подтверждает, например, А. Г. Вороненко, определяя, что сущность общечеловеческих аспектов процесса формирования чувства патриотизма у детей заключается:

-в формировании понимания единства и взаимозависимости мира, одинаковой значимости для всех народов сохранения мира и разоружения;

-в проблеме экологии;

-в защите и сохранении мировой художественной культуры;

-в экономическом, научном, культурном сотрудничестве, а также общественной активности в деле разрешения глобальных противоречий;

-в высокой преданности Родине, чувстве ответственности за ее судьбу и историю [7, с. 14].

В педагогике, в частности Н. В. Ипполитова и Н. Ф. Харламов, выделяют следующие критерии и показатели сформированности чувства патриотизма: эмоционально-чувственный (выражение сопереживания родному дому, культурному наследию, природе малой Родины); когнитивный (наличие представления о родном доме, культурном наследии, природе малой Родины, проявление любознательности); мотивационный (желание и стремление к познавательной и другим видам деятельности); практический (умение заботиться о ближнем, оказывать помощь окружающим). Самым важным показателем, несомненно, является потребность самого ребенка активно участвовать во всех делах на благо окружающих людей, на благо родной природы, наличие у него гордости за свой народ и свою Родину, осознание себя частью своего народа.

Вышеуказанные определения и высказывания педагогов позволяют сделать вывод о значимости проблемы формирования чувства патриотизма подрастающего поколения, где базой для этого процесса, являются глубинные чувства любви и привязанности личности к культуре своего народа, земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной и привычной среды обитания. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова.

В большинстве сложившихся мнений педагогов заложена мысль о том, что основы воспитания патриотических чувств у детей возможно и необходимо формировать в условиях: семьи (А. Ю. Гранкин, В. Н. Гуров, Н. З. Гасанов, С. В. Дармодехин, Н. Филонов и др.); детского дошкольного образовательного учреждения (С. А. Козлова и др.); общеобразовательного учреждения (И. В. Бестужев-Лада, Б. Т. Лихачев и др.).

Из представленных условий наиболее благоприятными для целенаправленной организации процесса воспитания патриотических чувств детей является школа. Реализуясь в ней, данное совершенствование носит массовый характер, происходит комплексно и в рамках различных областей деятельности, в урочное и внеурочное время.

Проявление чувства патриотизма и его воспитание на каждом возрастном этапе имеет свои особенности. Многие нравственные качества человека закладываются в школьные годы – детские и юношеские. Любовь к Родине, желание видеть родной край, город, улицу благоустраивающимися и хорошеющими, стремление совершать добрые дела – все перечисленные чувства в большой мере зависят от того, когда и насколько устойчиво они были заложены в человеке. Весьма важным в контексте исследуемой проблематики является то, что процесс воспитания патриотизма необходимо начинать как можно в более раннем возрасте.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы, любознательны, отзывчивы, они легко откликаются на все инициативы, искренне сочувствуют и сопереживают. Именно в этот период происходит формирование духовно-нравственной основы ребенка, чувств, эмоций, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире, личностной актуализации в нем. Данный отрезок жизни человека является наиболее благоприятным для эмоционально-психологического воздействия на ребенка, так как его образы восприятия очень сильны и ярки. Это позволяет задерживать их в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень актуально в воспитании патриотизма.

Актуальность формирования чувства патриотизма в младшем школьном возрасте нашла свое отражение и в содержании «Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». В нем указывается, что портрет выпускника начальной школы включает в себя такие личностные характеристики, как любовь к своему народу, краю и Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира и т. д. Освоение учащимися основной образовательной программы начального общего образования должно, в частности, иметь и личностные результаты, отражающие уровень сформированности основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю отечества, осознания своей этнической и национальной принадлежности в контексте принятия ценностей многонационального российского общества и другое.

Для обеспечения эффективности процесса формирования чувства патриотизма необходим учет возрастных особенностей младших школьников. Данный возраст – это период развития детей от 7–8 лет до 11–12 лет. На этом этапе ребенок приступает к общественно оцениваемой, систематической учебной деятельности, включается в школьный коллектив. Содержание его жизни коренным образом меняет поступление в школу. Обучение предъявляет новые требования не только к знаниям ребенка, но и к качествам его личности, которые формируются в процессе учения, изменяя характер отношений ребенка с окружающими людьми, поскольку он начинает выполнять серьезное общественное дело. В этих условиях взаимоотношение ученика с окружающими во многом определяются оценкой его учения и поведения в школе.

В начале обучения школьника возникает основное противоречие – между постоянно растущими требованиями, предъявляющимися к личности ребенка, его памяти, вниманию, мышлению, речи и наличным уровнем его развития, являющимся движущей силой в данный возрастной период. По мере роста требований уровень психического развития подтягивается до необходимого. Таким образом, обучение ведет за собой развитие.

Для реализации этого необходимы: психологическая готовность к обучению в школе, нормальное умственное и физическое развитие. При правильном воспитании к концу дошкольного возраста такая готовность формируется. Однако не у всех детей готовность к школьному обучению имеет одинаковый уровень. Некоторых из них привлекают только новые условия и новые товарищи, а желание учиться они не проявляют. Готовность ребенка к школе в контексте умственного развития в первую очередь зависит от того, в какой мере поощрялась и удовлетворялась в дошкольный период его любознательность, интерес к окружающему, формировалась ли его умственная активность. Если соответствующее воспитание не велось до школы, то восполнение данного пробела должна восполнить школа как свою центральную задачу.

В психологии детей поступающих в школу в значительной мере еще сохраняются черты, характерные для дошкольников. Здесь, например, можно назвать малую произвольность отдельных психических процессов (восприятия, памяти, внимания и другое), недостаточное управление своим поведением. Развитие целенаправленности и произвольности поведения ребенка и его отдельных психических процесс<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: