Уроки внекдасеногр чтения должны отвечать всем требов ниям, которые предъявляются к любому уроку литературы, вее же это не совсем обычные уроки.
1 Первая типология уроков наиболее полно была разработана в дида
тике С. В. Ивановым (Типы и структура урока. М., 1952), а в методи
литературы В. В. Грлубковым в книге «Методика преподавания литературы
вторая типология в дидактике представлена прежде всего в книге И. Н. К,
занцева «Урок в советской школе» (М., 1956), а в методике литерату
Н. И. Кудряшевым в статье «О типах и видах уроков литературы (к пос
новке вопроса) («Литература В щколе», 1974, № 5).
2 См.: Дидактика средней школы. М., 1975.
:Ж^
Прежде всего здесь учитель.более свободен в выборе произведений» Если на обычных занятиях учитель обязан строго придерживаться программы, то для урока внеклассного чтения он может сам выбрать произведение из лучших образцов русской классики или зарубежной и советской литературы. В программе по литературе и в журнале «Литература в школе» приводятся списки книг, которые рекомендуются для обсуждения на уроках внеклассного чтения, но конкретные условия работы (предположим, весь класс заинтересовался каким-то произведением) могут существенно повлиять на выбор учителя.
Как правило, на уроках внеклассного чтения основное внимание уделяется советской литературе. Люди- своего времени, учащиеся увлекаются произведениями своих современников и читают их особенно охотно. Ребята, конечно, стремятся выяснить то, что осталось непонятным при самостоятельном чтении, наконец, им просто хочется поделиться своими впечатлениями от прочитанного. Особенно важно широко привлекать произведения советских писателей в VIII—IX классах, где изучается клас-гическая литература. В X классе уроки внеклассного чтения принято посвящать новейшей советской литературе, тематически связывая их с программными произведениями (поэзия В. Мая» ковского — поэзия 70-х годов; М. Шолохов — «деревенская» проза Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Белова, С. Залыгина и т. д.).
|
Существенное значение имеет и тот факт, что уроки внеклассного чтения проводятся не часто —8—12 часов в год. Это \же само по себе по-новому ставит вопрос о системе уроков внеклассного чтения и о ее взаимодействии с программным материалом.
Связь между уроками внеклассного чтения и программными произведениями может носить разнообразный характер. Иногда она выливается в расширение круга чтения произведений писателя, которые изучаются по программе. Например, ребята в классе анализируют «Мещерскую сторону», а на уроке внеклассного чтения (он может носить вступительный характер) они шакомятся с более доступными им рассказами Паустовского — «Кот-ворюга», «Барсучий нос», «Заячьи лапы» и др. Естественно, что подобные уроки сливаются с изучаемой в классе темой, либо помогая в нее войти, либо завершая ее.
Однако привлечение на уроках внеклассного чтения произведений только тех авторов, с которыми ученики знакомятся по программе, имеет и слабую сторону — не расширяется круг чтения ученика, многие авторы, которые интересуют ребят или которые должны были бы их интересовать, остаются вне внимания учителя. Поэтому принят и другой род связи между про-i раммными произведениями и уроками внеклассного чтения — что тематическая связь. Предположим, что на занятиях анализируется «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого, а на
|
уроках внеклассного чтения дети говорят о произведениях Великой Отечественной войне..
Особенно широкое распространение получила тематическая! связь в старших классах, где традиционно выделяются такие темы: произведения о труде, «деревенская» проза, нравственный искания в советской литературе, произведения о войне, совре-1 менная Лениниана и др. Последние две темы, как правило, вьИ носятся на уроки внеклассного чтения во всех классах, хотя^ конечно, решаются они на различном материале. Так, тема «Великая Отечественная война в литературе» раскрывается в IV—V классах на произведениях Л. Кассиля «Улица младшего сына», А. Бикчентаева «Сколько лет тебе, комиссар?» и др.; в VI—VII классах — повести А. Рыбакова «Неизвестный солдат»;] В. Быкова «Альпийская баллада», стихи поэтов, погибших на] войне, а в VIII—X классах чаще всего привлекаются трилогия! К. Симонова, повести В. Быкова «Сотников», «Обелиск» и др., ро-| ман Ю. Бондарева «Горячий снег» и др.
Наконец, на уроках внеклассного чтения рассматриваются! иногда произведения того же рода и вида, что ребята изучают! в классе, например завершающий урок о басне может включить! наряду с баснями Крылова также басни Эзопа, Михалкова;] Кривина.
Связь между программным материалом и уроками внекласс-j ного чтения бывает иногда весьма хрупкой и предполагает не] сопоставление, а лишь пробуждение отдельных ассоциаций. TaKJ изучение творчества Тургенева может сопровождаться знаком-1 ством с лирико-философскими миниатюрами М. Пришвина»! а страницам романа Чернышевского может предшествовать урок! внеклассного чтения о современной научной фантастике, посвя-| щенной будущему нашей планеты.
|
Те 8—12 уроков внеклассного чтения, которые предусмотрены] программой, должны связываться не только с изучаемым в классе произведением, их нужно объединить и между собой.) В каждом конкретном случае это будет своя система уроков,' рассчитанная на определенный ученический коллектив. Но, создавая такую систему, нужно учитывать виды уроков внекласЦ ного чтения, которые получили признание в практике:
1) Библиотечные уроки. Учащиеся получают элементарные) навыки работы в библиотеке и знакомятся с новинками книг,/
2) Уроки типа КВН — литературные игры, викторины, opral низующие чтение учеников. Эти уроки особенно распространены; в IV—VII классах.
3) Уроки обзорного характера (или конференции)', знакомя-! щие учащихся с отдельными книгами или с целыми темами («Современные книги о детях», «Школа в искусстве и действи* тельности» и т. д.).
4) Обсуждение книги — диспут, конференция, беседа о прочитанной книге.
Эпизодичность уроков внеклассного чтения заставляет как-то выделять их, делать праздничными, надолго запоминающимися. Праздничность этих уроков может достигаться разными путями. Иногда такой урок является своеобразным творческим отчетом исего класса. К нему ученики готовятся заранее: сами выбирают темы докладов, выполняют самостоятельные задания, готовят выразительное чтение или разыгрывают небольшие сцены, оформляют класс. А иногда праздничность уроку придает сама форма его ведения: урок-концерт, заочная экскурсия и т. д.
Приведем такой урок — заочная экскурсия в VII классе
* Горький в Нижнем Новгороде» '.
Виды Волги и Нижнего Новгорода, фрагменты из кинофильма, иллюстрации к трилогии Горького составляют зрительный ряд экскурсии; ее текст — отрывки из трилогии М. Горького. Последовательность экскурсии подчиняется сюжетному разгоитио действия: приезд Алеши в Нижний, в доме деда, Лле:ша «в людях».
^Урок построен на контрасте: Волга, душистый свежий ветер, нео'бозршые дали — и ничтожные, суетящиеся люди, пришедшие встречать Алешу; приземистый дом Каширина, окрашенный i ря;знов*той краской, закоптелые потолки, лохани, где мокнут 1>оз1ГИ, ч/жая комната деда — и светлая, уютная, такая человечная!, как и ее хозяйка, комната бабушки; полная жизни и стра-п и пляска Цыганка, величественный танец бабушки — и дикая noipa; непосильная работа «в людях» — и чтение книг, раздви-ьчкдщее перед мальчиком жизненные горизонты.
'Открывают и замыкают экскурсию картины волжских про-сто]ров, зескрайних, зовущих в даль. Но в конце им аккомпанируют н«слова восторга перед красотой Волги, как в начале
* жсскур:ии», а раздумья Горького о своей судьбе, о судьбе
с iiotero ирода. «Свинцовые мерзости русской жизни, хоть и
1 лвзили.до смерти расплющивая множество прекрасных душ,—
1>усеский человек настолько еще здоров и молод душой, что прео-шшевае:' и преодолеет их» — этими словами завершается экскур-i ия[. От погружает ребят в далекий мир прошлого и одновременно заставляет думать о Горьком, о человеке, который сумел щкотивсстоять этой жизни. Дома ученики и готовят ответ на во-нроэс «Рак смог забитый, задерганный дурацкой работой маль-•ш пика феодолеть страх перед жестокостью и пошлостью мира и ироэбитея к жизни доброй, человеческой?».
Структура этого урока достаточна сложна, во всяком слу-мнеэ без специального рассмотрения выявить ее нелегко. Здесь i' i>нсе е<ть свои учебные ситуации, но их протяженность невестка и отделяются они не так отчетливо, как в обычных уроках. I р.-анивд между структурными элементами зыбки, подвижны, и ксажд<й новой части урока есть что-то от старой и одновременно
! Ав'эв сценария Т. В. Чирковская.
в ней заключено и новое, движущее урок вперед. Например! описание комнат деда и бабушки рисует обстановку в доме дед! и вместе с тем это переход к следующей структурной части урока, где раскрываются отношения между людьми в домС Кашириных. Структурные части урока как бы «перетекают? один в другой, создавая своеобразный сюжет. Гораздо сложнее! чем обычно, и*рисунок учебных ситуаций: они не несут, прямоги педагогического задания, которое нужно тут же выполнить! Построенные на внутреннем контрасте, где слово и изображении сливаются воедино, учебные задания продуманы таким образом! чтобы их эмоциональное воздействие на учащихся постепенна возрастало, а обрамление (картины Волги) выявляет внутренЯ нее движение экскурсии — от любования и восхищения русской природой к осознанию мощи русской земли и русского чел<Я века. Есть в уроке еще одно обрамление (вступление-цитатм слова М. Ф. Андреевой о Горьком, и домашнее задание), котои рое мы условно назовем педагогическим, так как в нем обнаЯ жена педагогическая задача урока внеклассного чтения.
Усложненность структуры не является, конечно, монополией! тодько уроков внеклассного чтения. Уроки-концерты, заочные экскурсии и т. д. могут проводиться и по программному мате<| риалу, однако все эти формы работы наиболее характерна именно для уроков внеклассного чтения, поскольку требуюЯ серьезной и длительной подготовки и оказывают повышенно*! эмоциональное воздействие на учащихся.
Таким образом, уроки внеклассного чтения, отвечая всел требованиям, которые предъявляются к любому уроку литера^ туры, вместе с тем имеют свои отличительные черты — большун свободу выбора произведений, известную праздничность, вместе с тем эти уроки должны быть внутренне связаны Hi только друг с другом, но и с произведениями, изучаемыми пс программе. Знание отличительных особенностей уроков вне-j классного чтения помогает учителю правильно их спланировать и хорошо провести.
ЛИТЕРАТУРА
/"
Айзерман Л. С. Уроки литературы сегодня. М., 1974.
Дегожская А. С, Чирковская Т. В. Урок в восьмилетней шко-i ле. — «Литература в школе», 1963, М 4.
Кудряшев Н. И. О типах и видах уроков литературы (к постановке вопроса). —«Литература в школе», 1974, № 5.
Раздел «Уроки внеклассного чтения» в журнале «Литература в школе»! за текущий год.