Объективные процессы, связанные с развитием науки и cl НТР, нашли свое отражение.как в содержании, так и в мето-f дах современного обучения. Одной из характерных особенностей
процесса преподавания литературы в наше время является иктивное включение в уроки технических средств (экранных и явукотехнических). Являясь важным источником информации, ic-хнические средства в то же время выступают в роли мощных стимуляторов обучения, способных активизировать учебный процесс, оказать значительное воздействие на умножение и со-нгршенствование методов развивающего обучения.
Эффективность урока с использованием технических средств пбучения определяется факторами внешними, не зависящими от учителя (например, эстетическими достоинствами или недостатками кщюфильма, качеством пленки или звукозаписи и др.), а Также методикой включения этих средств в урок, целиком определяемой учителем.
Остановимся на некоторых общих методических требованиях, {Предъявляемых к использованию различных видов технических средств на уроке литературы. Одной из центральных методических проблем урока с применением технических средств обучения. (диафильмов, серий диапозитивов, учебных кинофильмов, кино-. фрагментов, грамзаписей и др.) является четкое определение преподавателем их учебной функции.
Нередко можно увидеть уроки с включением и магнитофонной записи, и кинофрагментов, но технические средства, не выполняя четких дидактических задач, не активизируют процесс, обучения, используются не направленно, а иногда и формально.
Анализируя, например, I действие «Горя от ума», учитель предлагает восьмиклассникам прослушать одну из сцен комедии в исполнении артистов Малого театра. После прослушивания, однако, анализ текста продолжается без всякого учета только что услышанной его сценической трактовки. Использование проигрывателя оказалось в данном случае «вставным номером», без определенной учебной задачи.
|
При изучении «Детства» Горького в VI классе учителя часто демонстрируют в классе фрагменты одноименного кинофильма. Отлично поставленные и сыгранные сцены и сами по <-ебе, разумеется, могут помочь в освоении текста, в более четком оформлении в сознании у школьников образов горьковских юроев. Однако функция кинофрагментов сводится в таком случае к иллюстрации: от ученика не требуется значительного интеллектуального напряжения, активного включения в урок. Кроме того, возникает опасность отождествления в сознании ученика словесного образа и кинообраза.
Однако, если одной из учебных задач урока сделать сопоставление кинофрагмента и эпизода повести «Детство», эти опасности нейтрализуются. Сопоставляя, например, описание Горьким танца бабушки (глава III) с аналогичным эпизодом фильма, учитель может обратить внимание учеников на особенности выразительных средств киноязыка, а затем подробно остановиться на том, как писатель помогает нам увидеть танец.
бабушки, ощутить его динамику посредством искусства слов|| Кинофрагмент оттенит горьковское описание, станет фоном для анализа литературного текста и таким образом приобретем дидактическую функцию в структуре урока.
В прямой связи с проблемой учебной функции технических средств находится вопрос о месте их использования на уроке] Эффективность применения учителем диафильма, кинофрам мента, магнитофонной записи и др. часто находится в прямо! зависимости от места их включения в урок.
|
Так, часть урока' с использованием технических средств мо< жет служить своеобразной экспозицией вступительного урока] определяющей его эмоциональный строй.
Предваряя, например, вступительную беседу о творчестве Некрасова прослушиванием нескольких куплетов из песни ил слова его стихотворения «Похороны» («Меж высоких хлебо! затерялося...»), учитель может создать в классе атмосферу, кото? рая явится существенной предпосылкой последующего интевд с*ивного включения класса в мир некрасовской поэзии.
Технические средства обучения могут сыграть немаловажну роль и непосредственно при анализе текста литературного npoj изведеиия.
Л. П. Прессман предлагает, например, использовать пр анализе стихотворения Лермонтова «Бородино» в IV класс; одноименный диафильм. Такие вопросы к диафильму, как «Почему почти во всех иллюстрациях показаны действия многи солдат? Почему полковник, о котором вспоминает с особо теплотой старый солдат, дан крупным планом?» и др., помога ют ученикам глубже войти в мир лермонтовского стихотво; рения1,
Использование технических средств может оказаться осо бенно целесообразным на заключительном этапе анализа npoj изведения. При изучении, например, рассказа Чехова «Хаме' леон» основным приемом анализа иногда становится выразц: тельное чтение и инсценирование. Ученики осваивают чеховски текст, давая будущим исполнителям ролей (Очумелова, Елды? рина, Хрюкина и пр.) советы,' как произнести ту или иную peflf лику, где и почему изменить интонацию и т. д. Результато такого анализа обычно бывает чтение учениками всего расска по ролям и оценка «рецензентами» исполнителей. При такой м тодике анализа существенным становится вопрос о месте испол зования широко известной записи чтения «Хамелеона» И. Ильин ским. Включение ее в урок до анализа текста и чтения ребя" иногда приводит к тому, что ученики пытаются механическ воспроизводить интонации И. Ильинского; однако после чтени по ролям они, обогащенные опытом собственного исполнения,
|
1 См.: П р е с'с м а н Л. П. Технические средства обучения на уроках лите? ратуры в IV классе.— В кн.: Изучение литературы в IV классе. М., 1975, с 99
неким «профессиональным» интересом слушают И. Ильинского, и теперь его чтение помогает им зорче вглядеться в чеховский текст.
При использовании звукотехнических средств или экранных пособий-как фрагмента урока учитель подчиняет их своей учебной задаче; однако кино- или диафильм, показанный целиком, может стать и основным компонентом урока, занять его большую часть. В таком случае педагог вынужден считаться с точкой зрения создателей фильма, их трактовкой темы, методической позицией.
Поэтому при подготовке к уроку, в центре которого учебный, научно-популярный, художественный фильм, или диафильм, учитель должен предварительно просмотреть его, учесть, на какой возраст рассчитан, в какой момент изучения темы может быть использован, совпадает ли позиция создателей фильма с концепцией урока в целом и т. д. Особенное внимание следует обращать на соотношение материала фильма и учебника, реальных \ знаний учеников и информации, которую несет экранное.посо-I бие. Зачастую учебный фильм ■ или диафильм, используемый учителем, скажем, на вступительном уроке в VIII—IX классах, является безадресным: элементарные сведения о жизни писа-| теля, известные ученикам из курса IV—VII классов, смешиваются в нем с фактами и цитатами, рассчитанными на старшеклассников, дублируется материал учебника и пр. Естественно, что более рационально пользоваться фильмами и диапозитивами, авторы которых имели определенную методическую позицию и запрограммировали в них задания, имеющие точный адресат и требующие активности учеников на уроке.
Тем не менее не всегда рационально совсем отказываться и от безадресного фильма: отдельные его кадры можно показать без фонограммы (или подписи), предложив школьникам самим прокомментировать изображение; иногда же такой фильм может стать объектом.критического обсуждения на уроке.
Л. П. Прессман разделяет задания по материалам технических средств на две основные группы.
1. Задания, связанные с воссозданием деталей и эпизодов литературного текста (пересказ кадров литературных диафильмов; изложение эпизодов текста с помощью немых или звуковых диакадров или фрагментов из фильмов; составление пересказа опущенных в фильме эпизодов и пр.).
2. Задания творческого характера, связанные с развитием воображения и познанием других видов искусства (сравнение фрагментов из фильмов, передач и диафильмов с текстом; составление кадроплаиов, сценарных вариантов отдельных эпизодов текста и пр.) '.
1 См.: Прессман Л. П. Технические средства обучения на уроках литературы в IV классе, с. 103«
Выбор того или иного типа задания определяется и хараЛ тером экранного или звукотехнического пособия, и литератур ным текстом, и этапом изучения произведения и т. д.
Детально разрабатывая приемы работы на уроке, учители приходится заботиться и о таких, казалось бы, мелочах, ка| организация деятельности учеников в момент перематывав» пленки, так как, не занятые реальным делом во время таки| пауз, они расслабляются, ритм урока ломается, Педагог н| может не учитывать и технические качества экранных пособи и звукотехнических средств — четкость изображения и звука Прекрасно подготовленный в методическом отношении ypoj может оказаться неудачным при самом на первый взгля|' незначительном дефекте звука, который станет причиной потер| контакта класса и кинофильма.
Зачастую включение кинофрагмента или магнитофонно! записи производится на уроке без предварительной подготовке восприятия учеников, без постановки перед ними определенно! задачи. Разумеется, в этом нет необходимости, когда звукотех| нические или экранные пособия нужны словеснику для созданщ определенной эмоциональной атмосферы. Однако когда, скажем кинофрагмент включается в урок с аналитическими целями, н#| обходимо направить внимание учеников по нужному русл) Так, демонстрируя эпизоды из кинофильма «Белеет парус оди! нокий» в момент освоения ими сюжета повести, учитель может спросить, в чем эпизод фильма и глава повести не совпадают^
На уроке по анализу лирики Маяковского преподавателе может предложить десятиклассникам сопоставить чтение одного и того же стихотворения Д. Н. Журавлевым и В. Н. Яхонтовым,! Ученики должны выявить различия в трактовках стихотворение и определить свое к ним отношение. Это поможет им глубж^ проникнуть в текст литературного произведения.
Особенную трудность представляет для учителя прием учеб! ной телевизионной передачи: ведь телеэкран вводит в клаеа второго учителя — ведущего — со своей особой манерой изло! жения материала, со своей точкой зрения на предмет беседы| передача разнообразна по своим компонентам, имеет своь структуру, отличную от структуры «обычного» урока. Это очен! усложняет задачу учителя сделать телевставку органическо! частью урока. Каким бы ярким, интересным собеседником н| был ведущий передачу, он остается гостем на уроке, а хозяи! урока — учитель. Именно поэтому телевставка сама по себе нй| когда не может определить успеха урока в целом, без работь учителя по ее приему она может стать лишь хорошим вставные номером. Зная содержание телевставки, учитель должен зара| нее продумать, что он будет делать на уррке до передачи, ц время нее и после ее окончания.
Так, например, словеснику известно, что в двадцатиминутно^ телевставке о Жуковском стоит вопрос о том, в чем было ег«
т
I новое слово в литературе, что позволило Белинскому назвать |*гого поэта «литературным Коломбом Руси, открывшим ей Америку романтизма в поэзии». Чтобы рельефнее выявить особенности Жуковского как поэта-романтика начала XIX В., его стихи || передаче сопоставляются с отрывком из Стихов его Старшего [современника, величайшего поэта XVIII в. Державина.
После звонка на урок, за 5 Минут до начала передачи, учи-и'ль предлагает восьмиклассникам сопоставить портреты Жуи иовского й Державина, в передаче не используемый. Прекрасный и своей торжественности й парадности портрет Державина, в котором художник-классицист В. Боровиковский хотел прежде хеего представить нам блестящего екатерининского вельможу, контрастирует с работой романтика О. Кипренского, который подчеркивает в Жуковском душевную раскованность, приоткрвг-иает нам мир его Внутренней жйзйй, наполненный элегической 1 рустью. «Прав ли был О. Кипренский,-выявив в Жуковском именно эти черты?» — такой вопрос учителя, направляя внимание ребят, может предварить просмотр теле-вста1Вки.
В процессе передачи во время небольших пауз педагог* когда * ю не нарушает эмоциональной атмосферы урока, просит восьмиклассников обратить особое внимание на те млн иные.выска-нлвания ведущего, записать вопросы, заданные с экрана, и т. д.
После окончания передачи учитель подхватывает поставленный в ней вопрос об особенностях романтизма Жуковского, но решает его уже на материале баллады «Светлана», в передачу не включенной. Это дает возможность, не дублируя телевставки, проверить ее усвоение, развить ее теоретические положения и обогатить представления учеников о романтизме Жуковского.
Планируя урок с телевставкой, а также с использованием различных технических средств, преподаватель должен тщательно выверять их дозировку, удельный вес в уроке. Если, например, во вступительный урок по творчеству Лермонтова в VIII классе включаются учебный фильм «Лермонтов и его (ремя», запись стихотворения «Смерть поэта», романсы на слова Лермонтова, непосредственная связь ученика с писателем нарушается: слишком много посредников (режиссер и onepafop фильма, чтец, композитор, певец). Писатель отходит на второй план. Кроме того, при таком обилии компонентов урок, как правило, получается пестрым и разностильным.
Другой существенной опасностью для учителя, использующего технические средства Обучения, и в частности кино, явля* »н'ся отождествление кинофильма и литературного произведения. Демонстрируя, например, учебный фильм с отрывками из епсктакля МХАТа «Мертвые души» и Никак не фиксируя раз^ шчий искусства кино й литературы, Аедагог фактически отождествляет инсценировку М. Булгакова, снятую в кино, и поэму Гоголя. В таком отождествлении есть двойная опасность: вО-цервых, создать у. ребят представление о необязательности читать
произведения при наличии экранизации и, во-вторых, уравняв драматические сцены с поэмой. Анализируя на уроках «Мертви души» как поэму и даже отводя отдельный урок для беседы своеобразии жанра «Мертвых душ», учитель зачастую не зам! чает, в какое противоречие с самим собой вступает, иллюстр) руя поэму драмой.
Для того чтобы этого не случилось, нужно на уроке в Tjj или иной форме и с разной степенью подробности освеща! проблему различия киноискусства (или изобразительного иску| ства) и литературы, жанра литературного произведения и инс! нировки и т. д.
Технические средства при непродуманном их использован! могут оказать отрицательное воздействие на преподавание лит" ратуры. Поэтому подготовка урока с применением технически средств требует от учителя большого- мастерства и такта.
ЛИТЕРАТУРА
Карпов Г. В., Р о м а н и н В. А. Технические средства обучени Изд. 2-е. М., 1972.
Прессман Л. П. Использование кино и телевидения для развит^ речи учаШихся. М., 1965..' Прессман Л. П. Кабинет литературы. М., 1975.
Чирковская Т. В. Урок с телевставкой по теории литературы,I В сб.: Школьное учебное телевидение. Л., 1974.
ФАКУЛЬТАТИВНЫЕ ЗАНЯТИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
СПЕЦИФИКА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Цель факультативных курсов по литературе заключается том, чтобы расширить знакомство учащихся с наиболее знц чительными явлениями историко-литературного процесса, | основными закономерностями словесного искусства, открыт! простор для развития склонностей и способностей ученику которые проявляют особый интерес и любовь к литературе.
В объяснительной записке к программе общие задачи щ курсов определены следующим образом: «Факультативные защ тия по учебным предметам по выбору учащихся организуют! для углубления знаний и развития разносторонних интересов способностей... Изучение факультативных учебных предмета! 8 соответствий с желаниями и способностями школьников повщ шает эффективность учебных занятий, является важным сред ством развития у учащихся интереса к науке и искусству, углу^ ляет, делает более устойчивыми и целенаправленными интересы к определенным видам практической деятельности, товит учащихся к самообразованию по окончании школы.
Изучение факультативных курсов имеет большое воспита-юльное значение и положительно сказывается на формировании марксистско-ленинского мировоззрения учащихся» 1.
Специфика факультативных занятий определяется прежде нсего тем, что на них школьники приходят'не по обязанности, как на урок, а добровольно 2. Если на уроках литературы учитель прежде всего стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на факультативных занятиях надо поддерживать и углублять уже возникший интерес.
На отношение учащихся к факультативным занятиям влияет и известной мере и то обстоятельство, что здесь работа оцени-иается не с помощью пятибалльной системы. Одобрение учителя и товарищей, признание подготовленного доклада, сообщения, ныразительного чтения достойными того, чтобы повторить их и более широкой аудитории, наконец, удовлетворение самого ученика от того, что удалось решение трудных проблем, радость самостоятельных открытий — все это является стимулом, который побуждает учащихся думать, искать, выполнять относительно сложные задания.
Существенным является и то, что на уроке литературы присутствует 35—40 учеников, в отношении которых к предмету часто наблюдается разница. Учитель должен постоянно помнить дб этом, соразмерять темп и степень трудности общей работы г возможностями разных учащихся. Минимальное число участников факультатива—10, максимальное —«е более 20—25. 11 состав школьников ровнее, чем в классе: на факультативные шнятия вправе прийти каждый желающий.
Таким образом, работая на факультативных занятиях с ограниченным кругом заинтересованных учеников, преподаватель в большей мере, чем на уроке, получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся, дифференцируя мадания в зависимости от способностей и склонностей каждого из них. И здесь опять-таки важен принцип добровольности: ученику чаще всего дается право выбрать особенно интересную для него работу из числа предложенных учителем вариантов, иногда и сам ученик предлагает свой вариант. Все это позволяет на факультативных занятиях широко практиковать такие формы работы, которые на обычных уроках применяются лишь эпизодически (доклады, инсценировки и т. п.).
Некоторые организационные обстоятельства также влияют на / специфику факультативных занятий. Они проводятся один раз j и неделю, как сдвоенные уроки. Педагог получает возможность I t разу широко охватить материал, провести больше разнообраз-/ пых работ.
1 Программа факультативных курсов средней школы. М., 1973, с. 3.
? В школе принят такой порядок: в начале учебного года ученики выбивают тот или иной факультатив (занятия начинаются с сентября), но, вы-йрав его, они уже в обязательном порядке посещают занятия.
13 Заказ 140 353
СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Факультативные занятия ведутся по программе, утвержден» ной Министерством просвещения РСФСР. Пользуясь програм»' мой и придерживаясь ее принципиальных установок, преподавав тель имеет право отбирать материал и определять время на изу*1 чение каждой темы.
При отборе писателей и произведений возможно идти вши или вглубь. Есть точка зрения, согласно которой следует да учащимся хоть бы самое беглое представление, о максимальн количестве писателей, хотя бы лишь упомянуть их имя, проч тать одно стихотворение, с тем чтобы ученики сами познаком лись с творчеством писателя более основательно. Но опыт пок зывает, что более рационально отобрать ограниченный кр явлений, но изучить их по возможности фундаментально. Тог мы пробудим у школьников желание прочитать произведен которые учитель порекомендует для самостоятельного ознако ления. •
В школе возможны следующие факультативные курсы rtQ литературе:
VIII класс — «Русская литература первой половины ХГ
века»;
IX класс — «Русская литература второй половины XIX век
X класс—■ «Советская многонациональная литература»;
VIII—X класс —«Зарубежная литература».
На факультативных курсах вводятся новые для учащи
явления литературной жизни (например, такие, как творчес поэтов пушкинского круга), Имена писателей, которых нет основной программе (Помяловский, Лесков, Короленко), включенные в основной курс произведения изучаемых писате («Белые ночи» или «Идиот» Достоевского, «Месяц в дерев Тургенева), текстуально изучается материал, с которым у щиеся знакомились лишь в обзорном порядке («Обломов» Г чарова, романы Тургенева и Толстого, стихи поэтов «Искр и т. д.).
Некоторые темы факультативного курса являются прод жением и развитием тем, изучаемых по.основной програ~ (например, «Борис Годунов» Пушкина, «Анна Каренина» «Воскресение» Толстого), другие же темы касаются соверше новых явлений, писателей, произведений.
Темы факультативного курса, как и основного, могут бы монографическими и обзорными. Но на факультативных зан тиях характер темы определяет учитель: он может монограф чески изучить, скажем, творчество Курочкина, а может провеср обзорное занятие по теме «Поэты «Искры», где речь пойд о явлении в целом и, следовательно, не только о Курочкине, " и о Минаеве, и т. д.
Кроме обзорных и монографических тем в программе факуль- / •гатив» есть и темы итоговые, обобщающие и систематизирую-^ щие весь изученный материал. Такова тема «Теория реализма», завершающая факультативные занятия в VIII классе.
Специфика той или иной темы определяет характер изучения художественных произведений, рекомендованных в программе. Часть из них подлежит текстуальному анализу, часть лишь читается на уроке (с комментариями или без комментариев),
\ часть самостоятельно прочитывается и. осмысляется дома. Иног
да учащиеся делятся на группы, каждая из которых читает раз
ные произведения..
В основной программе строго разграничены произведения, предназначенные для текстуального изучения и для дополни-
| тельного самостоятельного чтения; в факультативном курсе сам
1 учитель проводит такого рода разграничение. Он же решает / иопрос о том, в какой степени подробно будет изучаться био-" i рафия того или иного писателя. Минимальные сведения о жизни, личности, творческом пути писателя необходимы в любом случае, даже если изучаются лишь одно-два его стихотворения. Но иногда это будет краткий рассказ о каком-либо ярком эпи-
i;юде, а иногда развернутый рассказ о жизненном и творческом
пути писателя..
Расширяется на факультативных /занятиях и знакомство»/ учащихся с критической литературой, особенно интенсивно в курсе IX—X классов, когда ученики уже овладевают навыками, работы над критической статьей. Так, изучая роман Гончарова «Обломов», школьники знакомятся со статьей Добролюбова «Что такое обломовщина?» и со статьей Короленко о Гончарове и его романе. Широко привлекаются труды советских литературоведов и критиков в том случае, если они доступны учащимся. Используются книги из серий «Жизнь замечательных людей», «Писатель в воспоминаниях современников», «Писатель в критике», литературное краеведение, Детская энциклопедия и т. п.1. Программа не выделяет часов на развитие речи, но само собою разумеется, что работа эта ведется постоянно, как и на уроках литературы. Расширяются рамки словарной работы, со-цершенствуются навыки выразительного чтения, устных выступлений, письменной речи. Разница лишь в том, что на факультативных занятиях шире практикуются более сложные формы речевой деятельности школьников (доклады, инсценировки, за-н'шые экскурсии). На факультативных занятиях индйвидуали-шруется и тематика сочинений, так как они являются итогом i.шостоятельной работы (собирание биографического или крае-шдческого материала, анализ текста и т. п.).
1 Литература, рекомендуемая для учителя и для учащихся, включена в грамму факультативных курсов.
ч ■! '.,.и. ■■■■.!■■.,■ ■ ■;
СИСТЕМА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ
Программа факультативных курсов намечает лишь общую систему изучения материала. Каждый учитель строит свой вариант занятий самостоятельно. При построении его необходим видеть перспективу всей работы, место каждого раздела, ка дой темы в общей системе занятий, готовиться к очередном занятию, четко зная, что ему предшествовало и что за ним щ следует.
Целесообразно определить сквозные линии, объединяющи весь материал в некую целостную систему. Намечая стержневу проблему того или иного факультативного курса, важно учест специфические особенности его структуры. Дело в том, что про грамма факультативных занятий для VIII—IX классов и дд X класса строится на различной основе.
Факультативный курс по советской литературе, как и кур у основной, строится на базе хронологического принципа: изучаются последовательно ведущие этапы развития советской многонациональной литературы. Следовательно, в X классе факуль* тативный курс, идентичный по своей структуре основному, може быть подчинен решению тех же задач, что и основной курс. М получаем лишь возможность на более широком материале про; следить этапы развития социалистического реализма, рассмотреть многообразие творческих дарований и национальных сти лей литературы народов СССР.
Иначе обстоит дело в VIII—IX классах. В основу факульта тивного курса «Литература XIX века» положен принцип не хро нологический и монографический, а совсем иной. Программа дл VIII класса состоит из следующих разделов: «Поэма», «Лири? ка», «Драма», «Повести и романы». Программа для IX классй строится аналогичным образом: «Русские поэты второй полови ны XIX века», «Проза», «Драматургия».
Таким образом, угол зрения при рассмотрении литератур ного материала существенно меняется. В центре нашего внима ния — не этапы литературного процесса, не творческий путь пи сателей, а специфика и развитие_п оэтических род ов и жанров Сохраняя исторический подход к изучению литера'турыГинтёре:* к личности и творчеству отдельных писателей, к их неповтори мо своеобразному художественному миру, мы с иных позици анализируем историко-литературные явления. В частности, nyij становления и развития реализма (в пределах, доступных уча^ щимся) прослеживаются через динамику поэтических родо"" и видов.
Здесь труднее найти сквозной стержень, который объединил бы весь материал в некую целостную систему. Решения могут быть различны. Так, в центре внимания учащихся интересно поставить вопрос о специфике и взаимодействии различных литературных родов и жанров. Возможны и иные аспекты,
Центральной можно сделать проблему традиций и новаторства в области поэзии, прозы, драматургии или проблему становления, развития и утверждения в русской литературе критического реализма под воздействием передового общественного движения, преемственные связи реализма с другими литературными направлениями. Учитель может попытаться сделать эту тему сквозной и в ходе изучения основного курса, где раскрываются ведущие научные понятия, связанные с теорией реализма. Однако на факультативных занятиях проблема эта не только получает дополнительное развитие и углубление, но и меняется аспект ее изучения.
Программа факультативного курса предоставляет широкий простор для различного рода сопоставлений — и в пределах одного жанра (скажем, романтическая и реалистическая поэма, поэмы Жуковского, Козлова и Рылеева), и между произведениями различных родов и жанров. Необходимо установить внутренние связи, объединяющие все разделы курса (например,; «Поэма» и «Лирика», «Драма» и «Проза»).
Как показывает-опыт, систематизации материала способст-! вует изучение каждого раздела примерно в такой последовательности.
Первое занятие — вводное: здесь речь идет об основных особенностях данного литературного рода или жанра, о ведущих литературных направлениях, подлежащих рассмотрению, о сквозных линиях всего раздела. На вводном занятии повторяются уже знакомые школьникам сведения, намечаются пути их расширения, ставятся задачи, над решением которых предстоит размышлять в Дальнейшем.
Следующий этап — изучение основного материала, включенного в данный раздел: знакомство с личностью и произведениями отдельных писателей, сопоставление их произведений, и во всех случаях — прослеживание закономерностей развития изучаемого рода или жанра.
Последнее занятие — итоговое. Цель его — приведение в систему накопленных знаний и наблюдений, осознание самими учащимися того, что открылось им, что постигли они, изучая те или иные литературные явления. Наметки работы над последующей темой, возможных связей и параллелей между нею и изученным разделом также желательны на этом заключительном этапе.
МЕСТО ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В СИСТЕМЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Факультативное изучение литературы вводится на том этапе образования школьников, когда ходом предшествующего обу-' чения они подготовлены к восприятию и самостоятельному осмыслению достаточно сложного историко-литературного материала. Все поэтические роды и жанры, историю которых мы
прослеживаем на факультативных занятиях, уже знакомы уча| щимся по курсу IV—VII классов, так же как и произведени!* многих писателей, включенных в программу факультатива. Уче ники уже овладели и начальными навыками анализа текста
Возможны многообразные формы связей между основным факультативным курсом. Самая простая, но- далеко не всегд! достижимая связь — прямая, тематическая. Скажем, повести Гоголя изучаются почти синхронно на уроках и факультативны! занятиях. Полезно познакомиться с ними факультативно до ее ответствующих уроков с тем, чтобы участники факультативны! занятий на уроках могли выступить с сообщениями или вырг зительным чтением тех повестей, которые в основном курсе из) чаются лишь обзорно (например, «Повесть о том, как noccopi лись Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Портрет»! Это позволит расширить и конкретизировать представление уча! щихся и о «Миргороде», и о петербургских повестях: о состав! сборников, об их общей проблематике, о внутреннем единстве им присущем.
Почти синхронно изучается пушкинская лирика 30-х годоИ Но в этом случае, "быть может, целесообразнее сначала изучит| эту тему на основных уроках, чтобы к моменту более углублещ ного знакомства с реалистической лирикой Пушкина на факуль| тативных занятиях учащиеся уже представляли себе и исторг ческую обстановку 30-х годов, и жизнь Пушкина в эту пору, характер его творчества в период утверждения и расцвета пу! кинского реализма. На факультативных занятиях возможн! будет в этом случае сопоставление стихотворений уже знакомы] с изучаемыми дополнительно, а также подготовка к заключи тельному уроку-концерту по теме «Лирика Пушкина», котор! полезно завершить изучение этой темы и на основных, и на фа, культативных занятиях.
Прямая тематическая связь между основным и факультати| ным курсом определяет систему занятий в X классе, где факуль татив строится на пр_идщщ е_ историко- моног^а^даёском. Но VIII—IX классах тематическая связь д^ттеТюнёвсегда возмо! на. Не менее важны связи иного рода, способствующие разв! тию навыков переноса знаний, умению использовать уже знак| мый материал в иных, новых ситуациях. Так, например, пряма| связь невозможна при изучении первого раздела факультатив ного курса в VIII к/iacce: в то время как учащиеся знакомите! на уроках со «Словом о полку Игореве», на факультативны! занятиях мы приступаем к разделу «Поэма». Однако здесь лесообразна опора на уже имеющиеся знания и переключенй их в новую систему связей..Изученный ранее материал осне ного курса позволяет бросить беглый взгляд на историю жанр поэмы. Само понятие о нем дается еще в VI и углубляется) VII классе. На вводном занятии к разделу «Поэма» вспомни эпопеи античной древности (об «Илиаде» и «Одиссее» учащие
3S8
*
1
имеют представление по курсу литературы и истории V класса), героический эпос народов СССР, с которым программа VIII класса предлагает сопоставить «Слово». Поговорим и о жанре этого памятника — своеобразной лиро-эпической поэме. А затем перейдем к вопросу об истории поэмы XIX в., опираясь на такие произведения, как «Мцыри» Лермонтова, «Мороз, Красный нос» Некрасова. В заключение скажем о поэме нашей эпохи— о «Василии Теркине» Твардовского. Такой обзор позволит установить исторический подход к жизни литературных жанров, продемонстрирует их динамику.
Важно искать связи не только в литературном материале, который мы изучаем. Участники факультативных занятий должны стать нашими первыми* помощниками и ассистентами на основных уроках. Кроме повторения в классе (в доработанном виде) лучших работ, которые готовились для факультативных чанятий, возможно и выполнение аналогичных заданий специально для уроков,, 'и консультирование товарищей, готовящих подобные работы, и рецензирование их, и активное участие в их обсуждении.
Очень важно, чтобы участники факультативных занятий осознавали свой труд как общественно полезный, считали бы "себя пропагандистами литературных знаний.
Факультативные занятия должны быть неразрывно связаны с внеклассной и внешкольной работой. Речь, конечно, идет не о том, чтобы свести факультатив к подготовке вечеров или выставок. Но итогом изучения того или иного раздела или темы может стать вечер, сценарий которого разрабатывают участники факультатива, они же подготовят и доклады, и художественную часть. Участники факультатива могут руководить работой постоянно действующего литературного лектория, готовить наглядные пособия и дидактический материал для литературного кабинета, оформлять в нем выставки к очередным темам по программе основного курса, наконец, помогать всем словесникам на уроках (например, проводить заочные экскурсии, выступать в качестве чтецов, докладчиков и т. п.).
Чем разнообразнее и полезнее для окружающих будет работа учащихся, проводимая ими и на факультативных занятиях, и за их рамками, чем активней они будут выступать в роли пропагандистов литературных знаний, тем выше будет их интерес к приобретению новых знаний, тем глубже они усвоят факультативный курс.
ОСНОВНЫЕ ВИДЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА ФАКУЛЬТАТИВНЫХ ЗАНЯТИЯХ
Специфика факультативных занятий определяет и характер работ, которые на них выполняют школьники. Здесь последовательно, систематически практикуются такие виды самостоятёль-