Работа с предметами-метафорами




Упражнения для работы в тройках.

Упражнения для работы в тройках.

«Предмет» " Среди предметов, Вас окружающих, есть один особенный, специально для Вас. Ваша задача - найти его. " Далее упражнение будем выполнять в парах "клиент" - "терапевт". "Клиент"идентифицируется с выбранным объектом телесно и говорит несколько фраз от его имени. Отслеживает свои чувства и движется туда, где они болеее интенсивны". Терапевт поддерживает телесную и вербальную ("я …", а не "он…") идентификацию".

 

"Осознавание лица" (Энрайт)

Зафиксируйте то состояние мышц лица, которое есть в данный момент.

Немного усильте те напряжения, которые есть сейчас. Возможно появится какая-то гримасса.

Что происходит с остальным телом?

Какие возникают эмоции, чувства?

 

«Я должен» "Разделите листок на 3 части 3 вертикальными линиями. В левой части напишите "Я должен … (то, что вы делаете потому что должны)" (вспомните и напишите 3 таких вещи). В средней части напишите какие наступят последствия, если вы не будете этого делать.

Далее группа разбивается на пары и клиент произносит: "Лучше я сделаю, чем произойдет …", если нет энергии или есть несогласие" Пусть уж лучше произойдет, чем я буду делать …" Далее выбирает из этих 2 высказываний подходящее и записывает его в правую часть. Потом проговаривает вслух предложение из левой части и из правой части и сравнивает телесные и эмоциональные проявления, им соответствующие.

 

 

«Заброшенный магазин» Закройте глаза и расслабьтесь. Представьте себе: вы иде­те по городской улице поздно ночью. Что вы ощущаете? Что видите? Что слышите? Вы замечаете маленькую боковую улочку и набредаете на старый, заброшенный мага­зин. Окна его грязные, но кое-что рассмотреть можно. Приглядитесь! Вы видите некий предмет. Тщательно его разглядите. Отойдите от витрины и возвращайтесь в город. Опишите увиденный предмет и чувства, которые он пробудил в вас. (Идентифицируясь с предметом, мы проецируем на него некоторые свои личные качества.)

 

Свободные фантазии.

Представьте себя перед дверьми тронного зала. Вы выросли в королевстве, где правят ваши король и королева. Они направили вас в мир с важной миссией. В чужом краю вы долго выполняли их поручение, и теперь они призвали вас к себе. Сейчас они оценят вашу деятельность. До вас дошли противоречивые слухи. Вы не знаете, что вас ожидает — награда или наказание. Вот уже открываются двери тронного зала, и очень скоро вы увидите, какой оборот примут дела. Стражники с алебардами расступаются, давая вам возможность войти в тронный зал. Вы подходите к трону. Внимательно следите за событиями. (Свет гаснет, 5 минут полной темноты.) Встаньте и нарисуйте заключительную сцену, как вы видели ее в своем воображении. (Это упражнение помогает отреагированию детских конфликтов, особенно в отноше­ниях с родителями, поскольку образ короля и королевы символизирует мать и отца. Их близость к автору рисунка выражает самооценку, связанную с отношением к нему родителей, вообще влияние на него авторитетов. Оцениваются относительные размеры фигур, краски, сходство окраски короля и королевы, кто к кому стоит лицом и т. д.)

Их близость к автору рисунка выражает самооценку, связанную с отношением к нему родителей, вообще влияние на него авторитетов. Оцениваются относительные размеры фигур, краски, сходство окраски короля и королевы, кто к кому стоит лицом и т. д.)

 

"путешествие на корабле"

Участникам предлагается закрыть глаза и послушать историю. "Ваша группа – это группа туристов. Вы отдыхаете на прекрасном острове. К острову подплывает белый корабль, и вы решаете совершить морскую прогулку. Вы заходите на борт корабля, и начинает каждый заниматься своим делом. Кто-то отдыхает, кто-то знакомится с капитаном. Неожиданно погода портится, налетает буря, ветер все сильнее. Капитан говорит, что есть угроза гибели. Вы пытаетесь что-то делать. Кто-то бросается к шлюпкам, кто-то заделывает вместе с матросами пробоину. Постепенно буря стихает, погода восстанавливается, вы приближаетесь к своему острову и сходите на берег. Вы теперь может вспоминать об этом путешествии как об увлекательном приключении"

после завершения фантазии участникам предлагается в парах поделиться своими фантазиями. Какие чувства были, кто что делал на корабле, какую роль он себе нашел, с кем общался, какие роли он увидел для других участников группы. (нацеленность упражнения – облегчение для участников обсудить свое мнение о своей роли в группе и ролях других участников в символическом виде.)

 

«Боюсь-хочу».

В паре с партнером. 10 мин говорить фразы, каждая из которых начинаются со слов «Я боюсь..». Не стоит развивать тему. Партнер поддерживает темп выполнения и не позволяет говорить более одной фразы на каждую тему. После этого продолжить в течении 10 минут монолог, каждая фраза начинается с «Я хочу…». После завершения поменяться ролями.

 

«Психологический магазин»

Представьте себе, что Вы прогуливаетесь в незнакомом городе, и попали в в волшебный магазин. Это Психолавка. Здесь продают личные качества и способности людей. И валюта здесь тоже особая. Хозяин лавки принимает в качестве платы те человеческие качества и способности, которые ему кажутся ценными. Вы можете попытаться выменять себе что-нибудь ценное в обмен на то, что у Вас имеется в избытке, или то, что осталось в прошлом, или то, с чем не жаль расстаться. Продавец в этом магазине предлагает Вам то, что может Вам пригодиться в дальнейшей жизни смелость, чувствительность, силу, здоровье, карьера, дружба, успех. Он попросит что-то в обмен. Вы можете торговаться.

 

Работа с предметами-метафорами

Группа располагается вокруг большого числа разнообразных предметов, которые обычно играют бытовую роль. Участникам предлагается выбрать предмет из числа лежащих перед ними в центре группы. «Этот предмет должен символизировать в каком-то смысле ваше состояние и ваш опыт в данный момент».

В малой группе расскажите о том, какие именно материальные свойства данного объекта иллюстрируют или передают эти особенности вашего личного опыта. “почему он - это вы”. Следите за точностью описания. Следите за тем, чтобы как можно больше качеств и свойства предмета нашли свое отражение в психической реальности. Обязательно отметьте не только “позитивные» черты предмета но и «негативное». Другие участники группы отмечают и сообщают свои наблюдения о том, как выполнено это задание, что было говорить легко и что сложно.

В обсуждении обратить внимание на различия проекций. После этого сделайте следующий круг обсуждения. «Что вы узнали нового о себе благодаря пользованию метафорой-предметом, какие материальные, функциональные свойства метафоры позволили вам осознать в себе это» (Елена Петрова)

«Метафоры чувств 1" Участникам группы предлагается описать себя в качестве растения. Опишите, где оно растет, какая обстановка вокруг, какая почва, какой вид, есть ли цветки, как взаимодействует с солнцем, с стихиями.

«Метафоры чувств 2" Опишите себя в качестве природной стихии, какого-то явления.

«Скульптор и глина –1». Кажется, этот эксперимент придумал Перлз, но возможно, что он просто переработал одно из упражнений тренинга Шарлотты Силвер. Скульптор и глина. Один из партнеров становится глиной, то есть он абсолютно пассивен, молчит и позволяет делать со своим телом все, что приходит в голову второму. «Скульптор» начинает формировать из «глины» руками портрет того человека, который перед ним, и сообщает ему об этом словами (вариант – лепит что-то отвлеченное). «Человек-глина молча слушает, отмечая свои переживания и фантазии» после завершения эксперимента обсуждается опыт, и в том числе характер взаимоотношений между скульптором и глиной.

 

«Скульптор и глина-2». (А) Это подготовительй этап: 3 минуты наблюдать друг за другом, исследование и подготовка. (Б) «Скульптор» лепит из второго то, что он хочет, чтобы тот второй стал, например, чтобы тому стало хорошо, или какое-то другое пожелание и намерение. (В) Получившаяся поза – человек стоит или двигается. Осознает себя. Обсуждение опыта во время работы и опыта пребывания в построенной позе, выражение чувств, и сообщение о своем понимании получившихся поз, то, что ассоциируется с жизнью.

 

 

«Разговор телом». Работа в группе 3-4 человека. Выбрать часть своего тела, которая кажется самой привлекательной, которая самому себе нравится. Сделать презентацию (по аналогии с тем, как делается презентация новых товаров) для этой части тела. Слушатели задают вопросы и высказывают пожелания. Затем то же самое сделать по отношению к части тела, которая не нравится в самом себе более всего (представляется проблемной).

«Диалог между двумя частями тела». Работа в парах. Выберете две части своего тела – любимую и нелюбимую, организуйте диалог между этими частями.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: