Урок 3 «Качества ученика и инициация»
1.1. «Чтобы узнать истину, вручи себя духовному учителю. Вопрошай его смиренно и служи ему. Осознавшие себя души могут дать тебе знание, ибо они узрели истину».
(Бхагавад-гите 4.34)
«В этом стихе выделяется 3 качества, которыми должен обладать ученик:
Пранипатена – необходимо смиренно склониться перед духовным учителем. Гордость делает человека невосприимчивым и не позволяет ему учиться. Не заняв смиренного положения по отношению к гуру, ученик не сможет слушать. Следует думать следующим образом: «Я ничего не знаю о Боге. Я просто должен слушать своего духовного учителя (гуру). Тот, кто думает, что знает все, на самом деле не знает ничего». Итак, слушать нужно смиренно с открытым сердцем.
Парипрашнена – размышлять над услышанным и смиренно задавать вопросы духовному учителю.
Севая – готовность служить духовному учителю, желая доставить ему радость.
1.2. «Ученик ни в коем случае не должен быть ленивым, иначе он не достигнет цели. Если ученик ленив и не стремится к самосознанию, не хочет слушать указания духовного учителя и следовать им, то чем ему поможет духовный учитель? Духовный учитель бросает ученику, тонущему в океане материальных страданий, спасательную веревку духовного знания, но ухватится он за нее или нет – это его выбор. Пока человек находится под влиянием внешних представлений о жизни, он не видит необходимости принимать руководство духовного учителя. Но тот, кто глубоко осознал необходимость внутреннего изменения, ощущает острую потребность в его помощи». (Хари-бхакти-виласа)
1.3. «Духовный учитель всегда готов поделиться своими знаниями с учеником, особенно если видит, что ученик любознателен. Пытливость — одно из главных условий прогресса в преданном служении. Махараджа Парикшит — идеальный ученик, потому что в полной мере наделен этим качеством. Тот, кто не достаточно сильно интересуется наукой самоосознания, не должен принимать духовного учителя, только чтобы изображать из себя ученика. Махараджу Парикшита интересует не только то, о чем он уже спросил, ему хочется знать и то, о чем он не смог спросить. Спросить духовного учителя обо всем невозможно, но истинный духовный учитель, заботясь о благе своего ученика, способен дать ему все необходимые знания». (Шримад Бхагаватам 2.8.24)
|
1.4. «Именно так и нужно поступать — не слепо предаваться, а задавать при этом разумные вопросы. Невозможно прогрессировать, не задавая вопросов. В школе более способным учеником, как правило, считается тот, кто постоянно задает учителю вопросы. Если маленький ребенок все время расспрашивает отца: «Что это такое? А это что?» — значит, он смышлен. Если мы не в состоянии задавать вопросы, то не сможем прогрессировать, даже имея самого замечательного духовного учителя.
Первое наставление «Веданта-сутры» гласит: атхато брахма-джиджнаса — «Теперь пришла пора вопрошать о Брахмане». Слово атха указывает на то, что задавать вопросы способен лишь тот, кто наделен разумом и полностью разочаровался в материальной жизни. Как утверждается в «Шримад-Бхагаватам», человек должен расспрашивать духовного учителя о предметах, лежащих за пределами материальной тьмы. Природа материального мира такова, что в нем царит тьма, которую рассеивает только свет огня. А вопрошать следует о трансцендентном мире, находящемся за пределами этой вселенной.
|
Искать духовного учителя нужно только тому, кто жаждет узнать об этом мире, а иначе в таких поисках нет никакого смысла... Ничему не следует верить слепо. Даже познавшего себя и утвердившегося в Абсолютной Истине духовного учителя мы должны испытать, задавая ему разумные вопросы о тонкостях духовной жизни».
Раджа-видья-царь знания, глава 7
«Не вопрошая, мы не продвинемся духовно. Тот, кто задаёт вопросы, является разумным учеником. У нас может быть очень хороший духовный учитель, но если мы не находим в себе сил, чтобы спрашивать его, то не сможем духовно двигаться».
Шрила Прабхупада
1.5. «Задавать вопросы - значит желать услышать ответ. Важно задавать вопросы о том, как очистить свое сердце и обрести любовь. К духовному учителю мы приходим, чтобы получить Кришну – узнать о Нем, полюбить Его, служить Ему.
Существует много способов задавать вопросы. Шукадева Госвами рассказал «Шримад-Бхагаватам» в ответ на вопросы Махараджи Парикшита: в чем высшая цель жизни, какова главная обязанность человека, что должен делать тот, кто стоит на пороге смерти. При их беседе также присутствовали сотни других людей. На самом деле эти люди задали те же вопросы – потому что они были там и желали услышать ответы.
При этом, даже если мы не задаем никаких вопросов, но слушаем со смирением – само по себе это уже является вопросом. То есть, если вы пришли на лекцию с желанием слушать – значит, вы вопрошаете.
|
Предаться духовному учителю значит применять его слова в своей жизни. А служить ему означает жить так, чтобы гуру, вайшнавы и Кришна были довольны нами. Это очень просто». Радханатх Свами 01.08.01_Darsan Moscow
1.6. «После того как сыновья Прачинабархи ушли из дома, чтобы совершать аскезы, они повстречались с Господом Шивой, который оказал Прачетам великую милость, открыв им Абсолютную Истину. После этой встречи сыновья Прачинабархи постоянно размышляли о его наставлениях, повторяли их и благоговейно поклонялись им».
КОММЕНТАРИЙ: Хорошо известно, что совершать аскезы или заниматься любым другим видом преданного служения нужно под руководством духовного учителя. В этом стихе прямо говорится, что сыновьям Махараджи Прачинабархи посчастливилось встретить на своем пути Господа Шиву, который оказал им великую милость, объяснив смысл совершения аскез. По сути дела, Господь Шива стал духовным учителем десяти сыновей Прачинабархи, а его ученики, в свою очередь, настолько серьезно отнеслись к указаниям учителя, что, просто размышляя о них, достигли совершенства.
В этом заключается секрет успеха. Получив духовное посвящение и выслушав указания духовного учителя, ученик должен отбросить все сомнения и размышлять над тем, как выполнить эти указания, не отвлекаясь ни на что другое. То же самое утверждает и Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур, который в комментарии к одному из стихов «Бхагавад-гиты» (вйавасайатмика буддхир экеха куру-нандана, Б.-г., 2.41) говорит, что
указания духовного учителя должны стать целью и смыслом жизни ученика. Он не должен думать о том, вернется ли он домой, к Богу; его первоочередной долг — выполнить указания своего гуру.
Поэтому ученик должен постоянно медитировать на указания духовного учителя, и тогда его медитация будет совершенной. Ученик должен не только думать об указаниях духовного учителя, но и искать способы и средства, с помощью которых он сможет исполнить их, поклоняясь таким образом словам своего гуру».
Шримад Бхагаватам, 4.24.15
1.7. «Тот, кто желает избавиться от страданий, причиняемых материальной природой, должен обратиться к истинному духовному учителю, проявляя одновременно пытливость и смирение. Приняв Кришну своим духовным учителем, Арджуна сказал: «Дорогой Кришна, я не буду больше говорить с Тобой как друг, ибо дружеские беседы не помогут мне». Мы беседуем со своими друзьями, как правило, для того, чтобы приятно провести время, но к духовному учителю нужно обращаться с вопросами о смысле жизни. Друзья
разговаривают на равных, но в общении с гуру это недопустимо. Ученик, лишенный смирения, не сможет правильно воспринять возвышенные наставления своего учителя. Отказываясь от привилегированного положения друга Кришны, Верховной Личности Бога, Арджуна подает нам пример смирения. Он говорит: «Теперь я Твой ученик. Пожалуйста, наставляй меня». (Учение Господа Капилы, глава 13)
1.8. «Шрила Вишванатха Чакраварти также подчеркивает, что если мы хотим добиться успеха в преданном служении и вернуться к Богу, то должны неукоснительно следовать всем наставлениям духовного учителя. Таковпуть к совершенству. Преданный может не беспокоиться о том, достигнет он совершенства или нет, так как, если он следует наставлениям духовного учителя, он непременно достигнет его. Нас должно заботить только то, как выполнить указания своего духовного учителя. Духовный учитель в совершенстве знает, на что способен ученик, поэтому он дает ему соответствующие указания, и, если ученик выполняет все указания своего духовного учителя, он достигнет совершенства». (Шримад Бхагаватам, 4.8.71)
«Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорил: «Первое качество, необходимое, чтобы стать преданным, - это простота». Шрила Прабхупада говорил: «Простота означает отсутствие двуличности и быть всегда правдивым». Баладев Видьябхушан утверждает, что простота означает быть прямолинейным, без какого-либо эго или притворства. Например, к Гаутаме риши однажды обратился маленький мальчик с просьбой принять его в ученики, но он ответил, что принимает в ученики только Брахманов. Он спросил мальчика о его отце, но тот не смог ответить. Он пошел домой, чтобы узнать у своей матери, но она не могла дать ему ответ, поскольку была проституткой. Мальчик пришел к Гаутама Риши и сказал ему правду, что он не знает, кто его отец. После этого ответа Гаутама Риши принял этого мальчика в ученики, поскольку Брахман означает правдивость». Е.С Радханатха Свами
О сновными качествами ученика является:
· отсутствие лени, или горячее желание достичь совершенства жизни;
· стремление слушать духовного учителя с открытым сердцем;
· размышление над услышанным знанием и способность смиренно задавать вопросы с целью ясно понять духовную науку;
· готовность служить духовному учителю и покорность в исполнении его наставлений;
· глубокая вера в духовного учителя как представителя Кришны.