Диагностическая работа
По БИОЛОГИИ
Класс
Демонстрационный вариант
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 20 задание.
Ответы к заданиям 1–16 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 17–20 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ответом к заданиям 1–16 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания.
| 1 |
В основе термина «гербарий» лежит корень латинского слова, переводимого как
| 1) | лес | 2) | цветок | 3) | трава | 4) | зелень |
| Ответ: |
| 2 |
Планетарная роль растений заключается в
| 1) | способности существовать на поверхности Земли |
| 2) | образовании экваториальных и тропических лесов |
| 3) | поглощении вредных космических лучей |
| 4) | способности к фотосинтезу |
| Ответ: |
| 3 |
Крупа состоит из очищенных семян, в основном, злаковых растений. Какая из круп, перечисленных ниже, является исключением?
| 1) | овсяная | 2) | гороховая | 3) | перловая | 4) | пшённая |
| Ответ: |
| 4 |
Нанося на кончик корня растения меток, и ежедневно измеряя расстояние между ними, ученик занимается
| 1) | экспериментированием |
| 2) | моделированием |
| 3) | обобщением |
| 4) | анализом |
| Ответ: |
| 5 |
Что объединяет тубус в микроскопе?
| 1) | окуляр и объектив |
| 2) | штатив и зеркало |
| 3) | предметный столик и окуляр |
| 4) | зеркало и объектив |
| Ответ: |
| 6 |
Рассмотрите изображение микроскопа. Что на нем обозначено под цифрой 3?
|
| 1) | зеркальце |
| 2) | окуляр |
| 3) | винт настройки |
| 4) | предметный столик |
| Ответ: |
| 7 |
Рассмотрите микроскопическое строение растительной клетки. Как называется клеточное образование, которое на рисунке обозначено цифрой 4?
| 1) | ядро |
| 2) | вакуоль |
| 3) | хлоропласт |
| 4) | цитоплазма |
| Ответ: |
| 8 |
Из какой ткани состоит зона корня, за счёт которой происходит рост этого вегетативного органа?
| 1) | проводящей |
| 2) | механической |
| 3) | образовательной |
| 4) | фотосинтезирующей |
| Ответ: |
| 9 |
Светлана решила выяснить, как растут корни у фасоли. Она взяла проросток растения и на его главном корне нанесла тушью несколько делений на равных расстояниях друг от друга. После этого девочка поместила проросток фасоли в стакан, на дне которого была вода (см. рис.1). Через несколько суток она заметила, что расстояния между сделанными ею делениями увеличились от конца корня (см. рис.2). Что могла проверить Светлана в своём опыте?
|
|
| Рисунок 1 | Рисунок 2 |
| 1) | Какой орган растения появляется первым при прорастании фасоли? |
| 2) | Какой участок корня обеспечивает его рост? |
| 3) | Как вода влияет на рост корня? |
| 4) | Какова роль туши в росте корня? |
| Ответ: |
| 10 |
Какой процесс демонстрирует изображённый опыт?
|
| 1) | испарение воды растением |
| 2) | дыхание у растения |
| 3) | поглощение паров воды растением |
| 4) | фотосинтез у растений |
| Ответ: |
| 11 |
У цветковых растений яйцеклетка формируется в
| 1) | чашелистиках |
| 2) | лепестках |
| 3) | тычинках |
| 4) | пестиках |
| Ответ: |
| 12 |
Что с полной уверенностью можно сказать об изображенной почке?
|
| 1) | Данная почка является верхушечной. |
| 2) | Данная почка является генеративной |
| 3) | Данная почка является вегетативной. |
| 4) | Данная почка является пазушной. |
| Ответ: |
| 13 |
Как называют способ вегетативного размножения у растений, представленный на рисунке?

| 1) | размножение видоизмененными побегами |
| 2) | размножение стеблевыми черенками |
| 3) | размножение отводками |
| 4) | размножение прививкой |
| Ответ: |
| 14 |
При пересадке рассады капусты в открытый грунт у неё прищипывают кончик корня с целью
| 1) | улучшения роста боковых корней |
| 2) | ускорения роста надземного побега |
| 3) | увеличения количества цветоносных побегов |
| 4) | снижения потребности в воде |
| Ответ: |
| 15 |
Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?
А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений.
Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней
в верхних слоях почвы.
| 1) | верно только А |
| 2) | верно только Б |
| 3) | верны оба суждения |
| 4) | оба суждения неверны |
| Ответ: |
| 16 |
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.), а по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %)).
Определите относительную скорость фотосинтеза, когда концентрация углекислого газа составит 0,04%.
| 1) | 2) | 3) | 4) |
| Ответ: |
Ответом к заданиям 17–20 является последовательность цифр, которую следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
| 17 |
Известно, что ландыш майский – травянистое лесное растение, имеющее хорошо развитое корневище. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
| 1) | Используется как декоративное растение. |
| 2) | Теневыносливое многолетнее растение. |
| 3) | Растение способно к вегетативному размножению. |
| 4) | Плод – ягода оранжево-красного окраса. |
| 5) | Листья используются в медицине. |
| 6) | Питательные вещества откладывает в подземные побеги. |
| Ответ: |
| 18 |
Установите соответствие между вегетативным органом растения и способом размножения, который он обеспечивает. Для этого
к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
| ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ | СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ | |||||||||||||||||
|
|
| Ответ: | А | Б | В | Г | Д | Е |
| 19 |
Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СЕМЯ ФАСОЛИ
В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега – ___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.
ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ:
| 1) | три |
| 2) | цветок |
| 3) | почечка |
| 4) | минеральное |
| 5) | плод |
| 6) | две |
| 7) | органическое |
| 8) | лист |
| Ответ: | А | Б | В | Г |
| 20 |
Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.

| А. Тип листа | Б. Жилкование листа |
1) черешковый
2) сидячий
|
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое
|
В. Форма листа
1) перисто-лопастный
| 2) перисто-раздельный
|
3) перисто-рассечённый
| 4) цельный
|
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части
| Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. | ||
1) яйцевидный
| 2) овальный
| 3) обратно-яйцевидный
|
| Длина превышает ширину в 3–4 раза. | ||
4) ланцетный
| 5) продолговатый
| 6)обратно-ланцетный
|
Д. Форма края листа
1)цельнокрайный
| 2) волнистый
| 3) пильчатый
| 4) двояко-пильчатый
| 5) лопастной
|
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
| Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
Ответы к заданиям
| № задания | Ответ |
1) черешковый
2) сидячий
1) параллельное
2) дуговидное
3) пальчатое
4) перистое