Диагностическая работа
По БИОЛОГИИ
Класс
Демонстрационный вариант
Инструкция по выполнению работы
На выполнение работы по биологии даётся 45 минут. Работа включает в себя 20 задание.
Ответы к заданиям 1–16 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа. Эту цифру запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Ответы к заданиям 17–20 записываются в виде последовательности цифр. Эту последовательность цифр запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы.
Советуем выполнять задания в том порядке, в котором они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. Если после выполнения всей работы у Вас останется время, то можно вернуться к пропущенным заданиям.
Баллы, полученные Вами за все выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
Желаем успеха!
Ответом к заданиям 1–16 является одна цифра, которая соответствует номеру правильного ответа. Запишите эту цифру в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания.
1 |
В основе термина «гербарий» лежит корень латинского слова, переводимого как
1) | лес | 2) | цветок | 3) | трава | 4) | зелень |
Ответ: |
2 |
Планетарная роль растений заключается в
1) | способности существовать на поверхности Земли |
2) | образовании экваториальных и тропических лесов |
3) | поглощении вредных космических лучей |
4) | способности к фотосинтезу |
Ответ: |
3 |
Крупа состоит из очищенных семян, в основном, злаковых растений. Какая из круп, перечисленных ниже, является исключением?
1) | овсяная | 2) | гороховая | 3) | перловая | 4) | пшённая |
Ответ: |
4 |
Нанося на кончик корня растения меток, и ежедневно измеряя расстояние между ними, ученик занимается
1) | экспериментированием |
2) | моделированием |
3) | обобщением |
4) | анализом |
Ответ: |
5 |
Что объединяет тубус в микроскопе?
1) | окуляр и объектив |
2) | штатив и зеркало |
3) | предметный столик и окуляр |
4) | зеркало и объектив |
Ответ: |
6 |
Рассмотрите изображение микроскопа. Что на нем обозначено под цифрой 3?
![]() |
1) | зеркальце |
2) | окуляр |
3) | винт настройки |
4) | предметный столик |
Ответ: |
7 |
Рассмотрите микроскопическое строение растительной клетки. Как называется клеточное образование, которое на рисунке обозначено цифрой 4?
1) | ядро |
2) | вакуоль |
3) | хлоропласт |
4) | цитоплазма |
Ответ: |
8 |
Из какой ткани состоит зона корня, за счёт которой происходит рост этого вегетативного органа?
1) | проводящей |
2) | механической |
3) | образовательной |
4) | фотосинтезирующей |
Ответ: |
9 |
Светлана решила выяснить, как растут корни у фасоли. Она взяла проросток растения и на его главном корне нанесла тушью несколько делений на равных расстояниях друг от друга. После этого девочка поместила проросток фасоли в стакан, на дне которого была вода (см. рис.1). Через несколько суток она заметила, что расстояния между сделанными ею делениями увеличились от конца корня (см. рис.2). Что могла проверить Светлана в своём опыте?
![]() | ![]() |
Рисунок 1 | Рисунок 2 |
1) | Какой орган растения появляется первым при прорастании фасоли? |
2) | Какой участок корня обеспечивает его рост? |
3) | Как вода влияет на рост корня? |
4) | Какова роль туши в росте корня? |
Ответ: |
10 |
Какой процесс демонстрирует изображённый опыт?
![]() |
1) | испарение воды растением |
2) | дыхание у растения |
3) | поглощение паров воды растением |
4) | фотосинтез у растений |
Ответ: |
11 |
У цветковых растений яйцеклетка формируется в
1) | чашелистиках |
2) | лепестках |
3) | тычинках |
4) | пестиках |
Ответ: |
12 |
Что с полной уверенностью можно сказать об изображенной почке?
![]() |
1) | Данная почка является верхушечной. |
2) | Данная почка является генеративной |
3) | Данная почка является вегетативной. |
4) | Данная почка является пазушной. |
Ответ: |
13 |
Как называют способ вегетативного размножения у растений, представленный на рисунке?
1) | размножение видоизмененными побегами |
2) | размножение стеблевыми черенками |
3) | размножение отводками |
4) | размножение прививкой |
Ответ: |
14 |
При пересадке рассады капусты в открытый грунт у неё прищипывают кончик корня с целью
1) | улучшения роста боковых корней |
2) | ускорения роста надземного побега |
3) | увеличения количества цветоносных побегов |
4) | снижения потребности в воде |
Ответ: |
15 |
Верны ли следующие суждения об агротехнических приёмах выращивания культурных растений?
А. Азотные удобрения вносят в почву в виде подкормки для усиления роста листьев и стеблей растений.
Б. Прищипку корней проводят для развития боковых и придаточных корней
в верхних слоях почвы.
1) | верно только А |
2) | верно только Б |
3) | верны оба суждения |
4) | оба суждения неверны |
Ответ: |
16 |
Изучите график зависимости относительной скорости фотосинтеза от концентрации углекислого газа (по оси у отложена относительная скорость фотосинтеза (в усл. ед.), а по оси х отложена концентрация углекислого газа (в %)).
Определите относительную скорость фотосинтеза, когда концентрация углекислого газа составит 0,04%.
1) | 2) | 3) | 4) |
Ответ: |
Ответом к заданиям 17–20 является последовательность цифр, которую следует записать в бланк ответов № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведёнными в бланке образцами.
17 |
Известно, что ландыш майский – травянистое лесное растение, имеющее хорошо развитое корневище. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных признаков этого растения.
Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.
1) | Используется как декоративное растение. |
2) | Теневыносливое многолетнее растение. |
3) | Растение способно к вегетативному размножению. |
4) | Плод – ягода оранжево-красного окраса. |
5) | Листья используются в медицине. |
6) | Питательные вещества откладывает в подземные побеги. |
Ответ: |
18 |
Установите соответствие между вегетативным органом растения и способом размножения, который он обеспечивает. Для этого
к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.
ВЕГЕТАТИВНЫЙ ОРГАН РАСТЕНИЯ | СПОСОБ РАЗМНОЖЕНИЯ | |||||||||||||||||
|
|
Ответ: | А | Б | В | Г | Д | Е |
19 |
Вставьте в текст «Семя фасоли» пропущенные слова из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
СЕМЯ ФАСОЛИ
В сформированном зародыше фасоли хорошо различаются первые настоящие листья, корешок и верхушка побега – ___________(А). В состав зародыша входят ___________(Б) толстые семядоли, в которых отложены ___________(В) вещества, необходимые для прорастания семени. Семядоли – это первые ___________(Г) растения.
ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ:
1) | три |
2) | цветок |
3) | почечка |
4) | минеральное |
5) | плод |
6) | две |
7) | органическое |
8) | лист |
Ответ: | А | Б | В | Г |
20 |
Рассмотрите фотографию листа сирени. Выберите характеристики, соответствующие его строению, по следующему плану: тип листа, жилкование листа, форма листа; тип листа по соотношению длины, ширины, расположению наиболее широкой части, форме края. При выполнении работы Вам помогут линейка и карандаш.
А. Тип листа | Б. Жилкование листа |
![]() |
![]() |
В. Форма листа
1) перисто-лопастный
![]() | 2) перисто-раздельный
![]() |
3) перисто-рассечённый
![]() | 4) цельный
![]() |
Г. Тип листа по соотношению длины, ширины и расположению наиболее широкой части
Длина превышает ширину в 1,5–2 раза. | ||
1) яйцевидный
![]() | 2) овальный
![]() | 3) обратно-яйцевидный
![]() |
Длина превышает ширину в 3–4 раза. | ||
4) ланцетный
![]() | 5) продолговатый
![]() | 6)обратно-ланцетный
![]() |
Д. Форма края листа
1)цельнокрайный ![]() | 2) волнистый
![]() | 3) пильчатый
![]() | 4) двояко-пильчатый
![]() | 5) лопастной
![]() |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: | А | Б | В | Г | Д |
Ответы к заданиям
№ задания | Ответ |