Степень одиночества | Результат |
Высокая степень одиночества | 52% |
Средний уровень одиночества | 36 % |
Низкий уровень одиночества | 12% |
Рис.4. Уровень субъективного ощущения одиночества (Группа молодежи с ограниченными возможностями)
Таблица 5
Результаты по диагностики уровня субъективного ощущения одиночества (Группа молодежи без проблем со здоровьем)
Степень одиночества | Результат |
Высокая степень одиночества | 38% |
Средний уровень одиночества | 37,5 % |
Низкий уровень одиночества | 24,5% |
Рис.5. Уровень субъективного ощущения одиночества Д. Рассела и М. Фергюсона ((Группа молодежи без проблем со здоровьем))
По степени переживания одиночества мы различаем три типа одиночества: хроническое-высокая степень одиночества, ситуативное -средний уровень одиночества и преходящее низкий уровень одиночестваю О хроническом одиночестве можно говорить тогда, когда индивид всегда чувствует себя одиноким; одиночество преследует человека независимо от времени суток, его включенности в социальное взаимодействие. Считаем, что данный тип переживания одиночества является патологическим и опасным; может характеризоваться различными деструкциями личности, например, суицидальным поведением. Ситуативное одиночество мы фиксировали тогда, когда человек часто ощущает себя одиноким, причем, указывая на трудность переживаемого состояния. Преходящее одиночество выражается в кратковременных приступах чувства одиночества. Такой тип одиночества не несет серьезных жизненных затруднений. Рассмотрим две крайние позиции: опыт переживания хронического и преходящего одиночества. Анализ ответов респондентов показал, что переживания хронического одиночества становится меньше от неполного среднего к высшему образованию. Среди молодежи с ограниченными возможностями с неполным средним образованием таких оказывается большинство (29%), со средним общим - 11%, со средним специальным - 3%.. И, наоборот, противоположная тенденция наблюдается относительно преходящего одиночества. Соответственно, можно предположить, что образование определяет миро - и самоощущение человека. Развитый в процессе обучения культурный и социальный потенциал помогает справляться с личностными переживаниями В ходе исследования было также установлено, что молодежи с ограниченными возможностями с более высоким уровнем образования, для избавления от своего одиночества используют активные, а респонденты с низким образовательным уровнем пассивные формы его преодоления. Также была зафиксирована обратная зависимость: чем ниже образование, тем в большей степени смотрят телевизор и ничего не предпринимают, чтобы справиться со своим одиночеством. Mолодежь с ограниченными возможностями, имеющие неполное и среднее общее образование, пессимистичнее оценивают свое будущее, чем люди с высшим и средним специальным образованием: они чаще не строят планов на будущее, считают, что в их жизни произойдут изменения в худшую сторону. Очевидно, что и коммуникативный потенциал людей с высшим образованием значительно выше, что проявляется в количественных и качественных характеристиках. Следует отметить, что у большинства молодежи с ограниченными возможностями (62%) круг постоянного общения очень узок (менее 5 человек). Однако было зафиксировано, что люди с высшим образованием (31%) в большей степени, чем с неполным средним (10%) постоянно контактируют с десятью и более людьми. На вопрос "Хотели бы Вы расширить круг своего общения?" 51% респондентов с высшим образованием ответило положительно. Среди молодежи с ограниченными возможностями с неполным средним образованием таких, к примеру, оказалось всего 15%. Полагаем, что образование во многом обусловливает активность человека, которая сохраняется и в старости..
Таблица 6