Положения, связанные с возмещениями молитв




Важность совершения молитвы

В установленное для нее время

и

Определение времен пяти молитв

В соответствии с Сунной

а также

 

Положения, связанные с возмещениями молитв

Хвала Аллаху, Которого мы восхваляем и к Которому взываем о помощи и прощении. Мы ищем защиты у Аллаха от зла наших душ и дурных дел. Кого ведет Аллах по прямому пути, того никто не сможет ввести в заблуждение. А кого Он оставил, того никто не наставит на прямой путь. Свидетельствую, что нет никого достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, у Которого нет сотоварища. И свидетельствую, что Мухаммад – раб Аллаха и посланник Его.

А затем:

О необходимости своевременного совершения пятикратной молитвы и достоинствах этого

 

Молитва является самым лучшим поклонением, совершаемым телом, и наилучшим из деяний, приближающих к Аллаху. Всевышний и Великий Аллах об этом сказал: «Соверши земной поклон и приблизься (к Аллаху)» (аль-‘Алякъ 96: 19).

В этом аяте идет речь о совершении земного поклона в молитве. См. “Тафсир ат-Табари” 10/421, “Тафсир аль-Багъауи” 6/295.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Знайте, что самым лучшим из ваших деяний является молитва!» Ахмад 5/276, Ибн Маджах 277. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Также пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является молитва». Ахмад 5/231, ат-Тирмизи 2616, Ибн Маджах 3973, ат-Таялиси 560. Имам Абу Иса ат-Тирмизи, хафиз Ибн Раджаб и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность хадиса.

‘Умар ибн ‘Абдуль-‘Азиз (да будет доволен им Аллах) говорил: “Величайшей из приближающих к Аллаху обязанностей тела является молитва, как сказал Аллах: «Соверши земной поклон и приблизься» (аль-‘Алякъ 96: 19). И как сказал пророк (мир ему и благословение Аллаха): «Наибольшей близости к своему Господу раб достигает во время совершения земного поклона». Муслим 482. См. “Джами‘уль-‘улюми уаль-хикам” 435.

Каждый мусульманин и каждая мусульманка обязаны совершать пять обязательных молитв ежедневно, проявляя покорность Аллаху и остерегаясь Его гнева и мучительного наказания, которому Он может подвергнуть за оставление или пренебрежение молитвой.

Однако для выполнения такой величайшей обязанности как молитва, Аллах установил определенные промежутки времени. Всевышний и Всемогущий Аллах сказал: «Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время» (ан-Ниса 4: 103).

Ибн ‘Аббас и Ибн Мас’уд (да будет доволен ими Аллах) сказали: “У молитвы есть свое установленное время так же, как и у Хаджа есть свое установленное время”. См. “Тафсир Ибн Касир” 2/368.

Имам Ибн Къудама сказал: “Мусульмане единогласны в том, что у пяти обязательных молитв есть установленное время!” См. “аль-Мугъни” 1/378.

Аллах, Свят Он и Велик, сказал: «Оберегайте молитвы, и особенно среднюю молитву. И стойте перед Аллахом смиренно» (аль-Бакъара 2: 238).

Это значит: “Совершайте молитвы должным образом, выполняя все их условия, и совершайте их своевременно и особенно послеобеденную (‘аср) молитву”. См. “Тафсир Ибн Касир” 1/578, “Тайсируль-Карими-Ррахман” 97.

От ‘Али ибн Абу Талиба, Ибн Мас’уда, Самуры, Ибн ‘Аббаса и Абу Хурайры (да будет доволен ими Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Средняя молитва – это послеобеденная (‘аср) молитва». Ахмад, ат-Тирмизи, Ибн Хиббан, аль-Баззар, ат-Таялиси, Ибн Абу Шайба. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 3835. Имам Ибн аль-Мунзир говорил: “Было сказано, что молитва ‘аср была названа средней по той причине, что она между двух ночных молитв и двух дневных”. См. “аль-Аусат” 2/368.

Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, преуспели те верующие, которые смиренны во время своих молитв, …которые бережливы к своим молитвам» (аль-Муминун 23: 1-2, 9).

Къатада (да будет доволен им Аллах) о словах «которые охраняют свои молитвы» сказал: “Совершают их в установленное время, и совершают должным образом поясные и земные поклоны”. См. “Тафсир Ибн Касир” 3/265.

Всевышний Аллах также сказал: «Воистину, человек создан нетерпеливым, беспокойным, когда его постигает беда, и скупым, когда его касается добро. Но это не относится к молящимся, которые регулярно совершают свою молитву» (аль-Ма’аридж 70: 19-23).

Ибн Мас’уд, Масрукъ и Ибрахим ан-Наха’и (да будет доволен ими Аллах) говорили, что «речь идет о тех, кто совершает молитву в установленное для нее время, соблюдая все ее обязательные условия». См. “Тафсир Ибн Касир” 4/309.

Со слов Умм Фаруа (да будет доволен ею Аллах) сообщается, что когда посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) спросили: “Какое из деяний является наилучшим?” Он ответил: «Молитва, совершенная в начале ее времени!» Абу Дауд 426, ат-Тирмизи 170, ад-Даракъутни 1/12. Шейх аль-Альбани назвал хадис достоверным.

Ханзаля аль-Катиб (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Кто оберегал пять обязательных молитв, совершая как следует их поясные и земные поклоны, соблюдая установленное для них время, и знал, что это истина, предписанная Аллахом, тот войдет в Рай», или же: «Тому обязателен Рай», или же «Тот будет запретен для Огня!»” Ахмад. Хадис хороший. См. “Сахих ат-таргъиб” 381.

Передается, что однажды Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) спросил посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): “Какое деяние более всего любимо Аллаху?” Он сказал: «Молитва в установленное для нее время». Ибн Мас’уд спросил: “А затем какое?” Он сказал: «Проявление благочестия по отношению к родителям». Тот спросил: “А затем какое?” Он сказал: «Джихад на пути Аллаха». аль-Бухари 527, Муслим 85. Что же касается распространенного хадиса, который приводится у имама ад-Даракъутни: «Начало отведенного для молитвы времени – это благоволение Аллаха, середина его – это милость Аллаха, а конец – это прощение Аллаха», то этот хадис является слабым, о чем сообщил хафиз Ибн Хаджар. См. “Булюгъуль-марам” 105.

 

Хафиз Ибн Раджаб сказал: “Этот хадис Ибн Мас’уда указывает на то, что наилучшим деянием, приближающим к Аллаху и наиболее любимым для Него является молитва, совершаемая в установленные для нее промежутки времени!” См. “Фатхуль-Бари” 4/207.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сообщил нам, что молитва в ее надлежащее время – самое угодное и лучшее из деяний перед Аллахом, и он поместил своевременное совершение молитвы перед благим отношением к родителям и джихадом на пути Аллаха. Доказательством этому служит использование оборота речи: “А затем какое?” Этот оборот используется, чтобы обозначить порядок, как это известно в арабском языке.

Например, есть человек, постоянно занятый своей торговлей или чем-либо другим, которого шайтан сумел обмануть так, что он пропускает установленное время для молитвы или же групповую молитву. Если такому человеку рассказать о джихаде на пути Всевышнего Аллаха и истории о храбрости сподвижников (да будет доволен ими Аллах), он переполняется стремлением к Раю и отказом от суеты мира этого. После увещевания, он смотрит на этот мир и видит, что он стал незначительным. Он обращается к миру вечному и устремляется к Раю, ширина которого подобна ширине небес и земли. Он спешит написать завещание, возвращает все долги и прощается со своей семьей и близкими, и отправляется в путь, чтобы вести джихад. После чего он становится шахидом на пути Аллаха.

Однако, если бы вы призвали этого человека не к джихаду на пути Аллаха, а к неукоснительному соблюдению молитвы в надлежащее время, упоминая тексты Корана и Сунны, порождающие благоговение и внушающие страх, то что бы вы увидели? Возможно, он воспринял бы сказанное и искренне огорчился тому, что с ним происходит. Он принял бы твердое решение совершать молитвы в установленное для них время, и возможно он придерживался бы этого некоторое время. Но затем вновь шайтан стал бы его наущать, его дела и заботы увеличивались бы, его обязательства достигли бы больших размеров и, в конце концов, шайтан добился бы от него того, чего желал. Он начинает вновь пропускать некоторые из молитв и затем возвращается к борьбе против своей души, чтобы помочь себе против шайтана. Затем это же повторяется в другое время. Подобным образом, он постоянно борется и сражается с шайтаном, пять раз ежедневно на протяжении всей своей жизни, а жизнь – это дни и дни, и кто знает, кроме Аллаха, сколько лет ему придется прожить!

Совершение джихада – это сражение против своей души, и своевременное совершение молитвы – также сражение против собственной души. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), давая определение слову «муджахид», сказал: «Муджахид – это тот, кто сражается со своей душой ради Аллаха!» ат-Тирмизи, Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 6679.

Но каково место первого примера по сравнению со вторым? Вторая борьба – это борьба на протяжении всей жизни, а первая – только в течение часа, какого-то числа дней, месяцев или лет. Но в каждой из этих двух сражений есть великое благо! См. “ас-Саля уа асаруха фи зиядатиль-иман” 23-24.

 

О строгом запрете совершения молитвы в неустановленное для нее время или же затягивания ее без веской причины

 

Всевышний Аллах сказал: «После них (пророков) пришли потомки, которые погубили молитву и стали потакать страстям. Все они понесут убыток!» (Марьям 19: 59).

Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил, что «погубить молитву» “не значит оставить ее, а означает не совершать ее своевременно!” ат-Табари 16/311.

Имам последователей (таби’ун) Са’ид ибн аль-Мусайиб (да будет доволен им Аллах) в отношении этого аята говорил: “Речь идет о том, кто не совершает обеденную (зухр) молитву, пока не наступит время послеобеденной (‘аср). Не совершает послеобеденную, пока не наступит время вечерней (магъриб). Не совершает вечернюю, пока не наступит время ночной (‘иша). Не совершает ночную, пока не наступит время утренней (фаджр). И не совершает утреннюю, пока не взойдет солнце!” См. “Тафсир аль-Багъауи” 5/241.

Пренебрежительное отношение к намазу и пропуск установленного для него времени является признаком лицемерия, о чем Всевышний Аллах сказал: «Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам, которые лицемерят» (аль-Ма’ун 107: 4-6).

В этих аятах речь идет о таких молящихся, которые пренебрегают молитвой; не выполняют ее обязательных условий; и оттягивают или вообще пропускают установленное для нее время. См. “Тафсир аль-Къуртуби” 31/162, “Тафсир Ибн Касир” 4/720.

Мус’аб ибн Са’д рассказывал: “ Однажды я сказал своему отцу (Са’д ибн Абу Уаккъасу (да будет доволен им Аллах): “О отец! Что ты скажешь об этих аятах: «Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам». Кто из нас не небрежен к молитве? Кто из нас не беседует с самим собой (во время молитвы)?” Он ответил: «Это не то, что ты говоришь! Имеется в виду потеря времени, когда человек проявляет невнимательность настолько, что пропускает время молитвы»”. Абу Я’ля 704, аль-Баззар 392. Хафиз аль-Мунзири, имам ан-Науауи и шейх аль-Альбани подтвердили достоверность. См. «аль-Маджму’» 1/325 и «Сахих ат-таргъиб» 576.

Науфаль ибн Му’ауия (да будет доволен им Аллах) рассказывал, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто пропустил молитву, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!» Ибн Хиббан. Хадис достоверный. См. “Сахих ат-таргъиб” 577.

Со слов Самуры бин Джундуба (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) как-то поведал: «Поистине, сегодня ночью ко мне явились двое, которые сказали мне: “Пошли!” Я пошел с ними, и через некоторое время мы подошли к лежавшему человеку, над которым с камнем в руках стоял другой человек, бросавший этот камень на голову лежавшего и разбивавший ее. И после того, как он наносил ему удар, камень откатывался в сторону, а этот человек шел за камнем и снова брал его, и еще до того, как он возвращался, голова первого снова становилась такой же как прежде, после чего он снова подходил к нему и делал с ним то же, что и в первый раз». В конце этого длительного путешествия эти двое, кем были ангелы Джибриль и Микаиль (мир им), поведали пророку (мир ему и благословение Аллаха): «Что касается первого человека, мимо которого ты проходил и голову которого разбивали камнем, то это человек, который изучил Коран, а затем отверг его, и он просыпал обязательную молитву». аль-Бухари 7047.

Ибн Мас’уд (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Однажды в присутствии пророка (мир ему и благословение Аллаха) кто-то упомянул об одном человеке и сказал: “Он продолжал спать, пока не проснулся утром, так и не встав на молитву”. На что пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Шайтан помочился ему в ухо». аль-Бухари 1144.

Хафиз Ибн Хаджар передал слова имама аль-Къуртуби, который сказал, что “ моча шайтана подлинная, так как известно, что шайтан кушает, пьет и женится”. См.“Фатхуль-Бари” 3/28.

От ‘Абдуллаха ибн ‘Амра (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Для того, кто будет бережлив к своей молитвой, она станет светом, ясным доказательством и спасением в День воскрешения, а для того, кто не будет к ней бережлив, не будет ни света, ни ясного доказательства, ни спасения. И в День воскрешения он окажется вместе с Къаруном, фараоном, Хаманом и Убайем ибн Халяфом». Ахмад 2/169, ад-Дарими 2/390. Ибн Хиббан 245. Хафиз аль-Мунзири, имам Ибн ‘Абдуль-Хади, хафиз ад-Думьяты, шейх Ахмад Шакир и шейх ‘Абдуль-Къадир аль-Арнаут подтвердили достоверность хадиса.

Имам Ибн аль-Къайим сказал: “Эти четверо конкретизируются по той причине, что они были лидерами неверных. Человек не совершает молитву должным образом либо потому, что он занят увеличением своего богатства и своих владений, либо из-за занятости в делах правления, либо из-за торговли. Тот, кого отвлекало от молитвы богатство, будет воскрешен вместе с Къаруном. Тот, кого оторвало от молитвы его царство, будет вместе с фараоном. Тот, кого оторвали от молитвы дела правления, будет вместе с Хаманом. А тот, кого оторвала от молитвы торговля, будет вместе с Убайем ибн Халяфом”. См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 36.

Имам аз-Зухри рассказывал: “Как-то раз, зайдя к Анасу ибн Малику (да будет доволен им Аллах), когда он был в Дамаске, я застал его плачущим. Я спросил его: “Почему ты плачешь?” Он сказал: «Не узнаю я ничего из того что знал, кроме этой молитвы, да и эта молитва пренебрегается!»” аль-Бухари 530.

Также от Гъайляна передается, что Анас ибн Малик однажды сказал: “Не узнаю я ничего из того, что мы делали во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха)”. Ему сказали: “А молитва?!” Он сказал: “А разве вы не делаете в ней упущений?!” аль-Бухари 529.

В этих сообщениях от Анаса под «упущением» и «пренебрежением» подразумевается несвоевременное совершение молитв.

Однако ученые разошлись в том, идет ли речь в этих сообщениях об упущении всего времени отведенного для определенного намаза, или же желательного для него времени. Правильным является первое, что речь идет о несвоевременном совершении молитвы. Это мнение подтверждает причина произнесения этих слов Анасом, которая приводится со слов Сабита аль-Бунани. Он рассказывал: “Однажды мы с Анасом ибн Маликом были на молитве, которую проводил аль-Хаджадж. И аль-Хаджадж так затянул время молитвы, что Анас встал, чтобы сделать замечание, однако его друзья запретили ему это, опасаясь за него. Тогда Анас вышел и сел верхом, говоря: “Клянусь Аллахом, я ничего не узнаю из того, что было во времена пророка (мир ему и благословение Аллаха), кроме свидетельства «Ля иляха илля-Ллах»!” Один человек сказал ему: “А намаз, о Абу Хамза?!” Он ответил: “Вы сделали обеденную (зухр) молитву перед вечерней (магъриб)! Разве такой была молитва пророка (мир ему и благословение Аллаха)?!” Ибн Са’д в “ат-Табакъат”. См. “Фатхуль-Бари” Ибн Хаджара 2/18 и Ибн Раджаба 4/229.

 

Анас, сподвижник пророка (мир ему и благословение Аллаха), который застал лучшее поколение людей, плакал из-за несвоевременного совершения молитвы! А что же в таком случае остается делать нам, пренебрегающим молитвой и другими велениями Аллаха?!

Имам Ибн Хазм сказал: “Нет греха величественней после многобожия, чем пропуск времени, установленного для молитвы и бесправное убийство верующего”. См. “аль-Мухалля” 2/235.

Имам аз-Захаби сказал: “Человек, не совершающий молитву в установленное для нее время, является приверженцем великого греха, а тот, кто вовсе не совершил намаз, подобен тому, кто прелюбодействует и ворует!” См. “аль-Кабаир” 76.

 

Определение времен пяти обязательных ежедневных молитв

К большому сожалению, довольствуясь графиками расписаний молитв, мало кто из мусульман в наши дни, включая и муаззинов, призывающих к молитве, способен определить времена пяти обязательных молитв в соответствии с Кораном и Сунной.

 

Время обеденной молитвы (аз-Зухр)

Во многих сборниках хадисов, а также книгах по фикъху в разделе о временах намазов на первом месте стоит обеденная (зухр) молитва. Причиной этому является то, что в известном хадисе, в котором сообщается, что ангел Джибриль (мир ему) приходил и обучал пророка (мир ему и благословение Аллаха) временам молитв, сказано, что первой молитвой, с которой начал Джибриль была обеденная. Также с этой молитвы начинал и сам пророк (мир ему и благословение Аллаха), который обучал временам молитв своих сподвижников. Однако с этим были согласны не все ученые, поскольку в некоторых хадисах (Муслим 612), говоря о временах молитв, посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) начинал с утренней. И этому мнению отдал предпочтение шейхуль-Ислам Ибн Таймия, который сказал: “Первой молитвой является утренняя, поскольку средняя молитва – это послеобеденная (‘аср)”. См. “аль-Ихтиярат” 33.

 

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время полуденной (зухр) молитвы начинается с того момента, как солнце прошло зенит, и продолжается до времени, когда длина тени человека станет равна его высоте». Муслим 612.

В этом хадисе указание на то, что время обеденной молитвы наступает тогда, когда солнце проходит зенит, и длится до тех пор, пока длина тени предметов не станет равна их высоте, не считая той тени, которая остается, когда солнце находится в своем зените.

Зенит – это период времени, когда солнце находится в самой верхней точке посреди неба. См. “аль-Мугъни” 1/380, “ад-Дураруль-мудыйя” 1/52.

В этом и ему подобных хадисах содержится опровержение тому мнению, что обеденная (зухр) молитва длится до того времени, когда тень становится длиннее предмета в два раза. Это является распространенным мнением ханафитов. Однако имам-ханафит ат-Тахауи передал, что последним мнением самого Абу Ханифы было мнение большинства ученых, а именно, что время обеденного намаза длится до тех пор, пока длина тени не станет равна высоте самого предмета. См. “ат-Тамхид” 8/75.

 

Как можно узнать о зените?

Ибн Мас‘уд рассказывал: “Когда посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) совершал обеденную молитву (зухр), длина тени предмета летом равнялось от трех до пяти ступней, а зимой от пяти до семи ступней”. Абу Дауд 400, ан-Насаи 1/249. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность хадиса.

Зенит солнца можно узнать в любой местности, но в зависимости от местности или времени года тень предмета в зените разнится. Следует установить некий предмет до полудня и периодически наблюдать за его тенью. Когда солнце поднимается, тень предмета становится короче, когда же тень, достигнув определенной длины, станет увеличиваться, то промежуток времени с минимальной тенью и будет временем зенита солнца, после которого начинается время обеденной молитвы. См. “аль-Аусат” 2/328.

Однако следует знать размер (длину) тени предмета, который присутствовал во время зенита, ибо к этой тени следует прибавить тень самого предмета, чтобы знать конец времени обеденной молитвы.

 

О том, что дозволенно оттянуть совершение обеденной молитвы в случае сильной жары

Абу Зарр (да будет доволен им Аллах) рассказал: “Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) во время поездки сказал муаззину, когда тот хотел призвать к молитве: «Подожди, пока не спадет жара». Затем он сказал: «Сильная жара от дыхания Ада, и если она становится слишком сильной, то задержите молитву, пока она не спадет» ”. аль-Бухари 3259, Муслим 615.

Мудрость этого состоит в том, чтобы совершить молитву в состоянии большей смиренности, ибо сильная жара не даст человеку, как следует сосредоточиться на молитве.

Однако оттягивание совершения обеденной (зухр) молитвы связанно именно с жарой, и если нет такой причины, то молитву необходимо совершать в начале ее времени. См. “аль-Мугъни” 1/400, “Фатхуль-Бари” 2/20.

 

Время послеобеденной молитвы (аль-‘Аср)

От Джабира (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте послеобеденную (‘аср) молитву тогда, когда тень предмета равна ее длине». ан-Насаи 1/91, ат-Тирмизи 1/281. Достоверность хадиса подтвердили имам Абу ‘Иса ат-Тирмизи, аль-Хаким, аз-Захаби и аль-Альбани.

Длится же время послеобеденной (‘аср) молитвы до захода солнца. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Тот, кто успел совершить земной поклон (саджда) молитвы ‘аср, прежде, чем зашло солнце, тот застал ‘аср». аль-Бухари 579, Муслим 608.

 

О необходимости своевременного совершения средней молитвы – ‘аср

От Ибн ‘Умара (да будет доволен им Аллах) передается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тот, кто пропустил послеполуденную (‘аср) молитву, подобен лишившемуся своей семьи и своего имущества». аль-Бухари 552, Муслим 1/435.

Как-то раз, в один из пасмурных дней Бурайда (да будет доволен им Аллах) сказал: “Совершайте послеполуденную (‘аср) молитву пораньше (сразу после наступления ее времени), ибо, поистине, пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Тщетными окажутся деяния того, кто оставит послеполуденную молитву!»” аль-Бухари 553.

Шейх Ибн аль-Къайим сказал: “Из этого хадиса следует, что дела, которые становятся тщетными, бывают двух видов. Несовершение молитв вовсе, что делает тщетными все дела, и оставление определенной молитвы в определенное время, что делает тщетными деяния этого дня. Таким образом, все дела становятся тщетными при полном оставлении молитв и становятся тщетными деяния одного дня за оставление определенной молитвы. Если кто-то скажет: «Каким образом деяния могут стать тщетными без вероотступничества?» То следует сказать: «Да может, ибо Коран, Сунна и высказывания сподвижников говорят о том, что грехи уничтожают благие дела, так же как и благие дела уничтожают грехи! Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Не делайте ваши подаяния тщетными своими попреками и оскорблениями» (аль-Бакъара 2: 264). Он также сказал: «О те, которые уверовали! Не повышайте ваши голоса над голосом пророка и не обращайтесь к нему так же громко, как вы обращаетесь друг к другу, а не то ваши деяния окажутся тщетными, и вы даже не почувствуете этого» ”. (аль-Худжурат 49: 2). См. “ас-Саля уа хукму тарикиха” 43.

 

О том, кто медлил со своевременным совершением молитвы ‘аср

Беспричинное откладывание совершения молитвы ‘аср до конца ее времени является из числа качеств лицемеров. Аль-‘Аля ибн ‘Абдур-Рахман рассказывал, что однажды они зашли к Анасу (да будет доволен им Аллах) домой в Басре, и Анас спросил: “Вы уже совершили послеобеденную (‘аср) молитву?” Они сказали: “Нет, мы совершили только обеденную (зухр) молитву!” Тогда Анас сказал: “Совершите ‘аср!” После того, как они совершили молитву, он сказал им: “Я слышал, как посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Это молитва лицемера, который сидит и ждет, пока солнце не начнет заходить между рогов шайтана, а затем встает и быстро совершает четыре рак’ата, не поминая в них Аллаха, кроме как немного!»” Муслим 622.

Къады ‘Ийяд сказал: “В словах «Это молитва лицемера» - порицание их поступка и предостережение от уподобления лицемерам в затягивании молитвы до такого времени без причины. Спешить со своевременным совершением молитвы является похвальным деянием, а оттягивание молитвы является порицаемым и запретным делом!” См. “Шарх Муслим” 2/589.

Время вечерней молитвы (аль-Магъриб)

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Совершайте вечернюю (магъриб) молитву, как только зайдет солнце». ат-Табарани 4058. Хадис достоверный. См. “ас-Сильсиля ас-сахиха” 1915.

Длится же время молитвы магъриб до полного исчезновения красноты, т.е. вечерней зари. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Время вечерней (магъриб) молитвы длится до исчезновения вечерней зари». Муслим 1/427.

Имам ас-Сан’ани сказал: “В арабском словаре сказано: «Шафакъ (вечерняя заря) – это краснота на небе, которая появляется после захода солнца и исчезает с наступлением ночи или незадолго до этого»”. См. “Субулю-Ссалям” 1/162.

 

О необходимости спешить с совершением вечерней (магъриб) молитвы

Несмотря на то, что время молитвы магъриб длиться до начала ночной (‘иша) молитвы, необходимо эту молитву совершать сразу же после наступления ее времени. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Моя община не перестанет пребывать в своем естестве (То есть следовать Сунне.) до тех пор, пока будет спешить совершать вечернюю (магъриб) молитву до появления звезд!» Ахмад, Абу Дауд. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 7285.

Рафи‘ ибн Хадидж (да будет доволен им Аллах) рассказывал: “Когда кто-нибудь из нас заканчивал вечернюю (магъриб) молитву, которую мы совершали вместе с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), он еще мог ясно видеть места падения своих стрел”. аль-Бухари 559, Муслим 637.

 

Время ночной молитвы (аль-‘Иша)

Когда ангел Джибриль (мир ему) обучал временам молитв пророка (мир ему и благословение Аллаха), он сказал ему: «Совершай ночную (‘иша) молитву, когда исчезнет вечерняя заря». ан-Насаи, ат-Тирмизи. Хадис достоверный. См. “Ируауль-гъалиль” 250.

 

До какого времени длится ночная молитва?

Что же касается того, до какого времени длится молитва ‘иша, то в этом есть разногласие. Одни ученые сказали, что время молитвы ‘иша длится до времени наступления утренней молитвы, а другие сказали, что время этой молитвы только до середины ночи. Что касается тех, кто говорил, что время этой молитвы длится до середины ночи, то они опирались на прямой текст хадиса пророка (мир ему и благословение Аллаха), указывающий на это: «Время молитвы ‘иша до середины ночи!» Муслим 612.

Что же касается ученых, которые считали, что время ночной молитвы длится до утренней, то они опирались на хадис: «Сон не является халатностью, халатность допускают те, кто затягивает совершение молитвы до наступления следующей молитвы!» Муслим 681.

Таким образом, из этого хадиса понимается, что время каждой молитвы длится до наступления следующей.

Однако ученые, придерживающиеся противоположного мнения, возразили на это доказательство и сказали, что это обобщенный хадис, а хадис: «Время молитвы ‘иша до середины ночи» является конкретизирующим. Более того, они опровергли это мнение тем, что сами сторонники того мнения, что ночная молитва длится до утренней, были единогласны в том, что время утреней молитвы не длится до наступления обеденной. А если брать в доказательство этот же хадис, то по аналогии из него можно понять, что время утренней молитвы длится до наступления обеденной.

Также сторонники этого мнения подтверждали его мнением сподвижников. Однажды ‘Умар ибн аль-Хаттаб написал Абу Мусе аль-Аш’ари (да будет доволен ими Аллах): “Совершай молитву ‘иша в первую треть ночи, а если ты ее затянешь, то до середины ночи, и не будь из числа проявляющих халатность!” Малик 1/96, Ибн Абу Шайба 1/330, ат-Тахауи 1/94. Шейх аль-Альбани подтвердил достоверность.

Другие же ученые считали, что время ночной молитвы длится до третей части ночи. В этом они опирались на известный хадис о том, как ангел Джибриль (мир ему) на следующий день после Ночного вознесения, когда была вменена в обязанность общине мусульман пятикратная молитва, пришел к пророку (мир ему и благословение Аллаха) и обучал его временам молитв. Хадисы об этом передаются от многих сподвижников, среди которых Ибн ‘Аббас, Абу Хурайра, Джабир, Абу Мас’уд аль-Ансари и др. (да будет доволен ими Аллах). Пророк (мир ему и благословение Аллаха) рассказывал: «Ангел Джибриль был у меня имамом (в молитве) дважды возле Каабы. Первый раз он совершил обеденную молитву (зухр) со мной в то время, когда солнце едва прошло зенит, и тень была равна длине ремешка сандалии. Затем он совершил со мной послеобеденную молитву (‘аср) в то время, когда тень предмета была равна его длине. Затем он совершил со мной вечернюю молитву (магъриб) после заката солнца, в то время, когда разговляется постящийся. Затем он совершил со мной ночную молитву (‘иша), когда исчезла краснота. Затем он совершил со мной утреннюю молитву (фаджр, субх) с проблеском зари, когда еда и питье становятся запретными для постящегося. А второй раз он совершил со мной обеденную молитву (зухр) тогда, когда тень каждого предмета была равна его длине, как вчера была совершена примерно молитва ‘аср в ее начале. Затем он совершил со мной послеобеденную молитву в то время, когда тень каждого предмета превышала его длину в два раза. Затем он совершил вечернюю молитву (магъриб) в то же время, когда совершал ее вчера. Затем он совершил ночную молитву (‘иша), когда прошла треть ночи. Затем он совершил утреннюю молитву (субх) когда заря пролила свет. После этого Джибриль обратился ко мне и сказал: “О Мухаммад, это и есть времена молитв пророков до тебя. И время каждой молитвы между двумя этими периодами”». Ахмад 1/333, Абу Дауд 393, ат-Тирмизи 149. Достоверность хадиса подтвердили имам ат-Тирмизи, Ибн аль-Джаруд, Ибн аль-‘Араби, Ибн ‘Абдуль-Барр, ан-Науауи и аль-Альбани. См. «аль-Маджму’» 2/23, “Насбу-ррая” 1/221, “Тухфатуль-ахуази” 2/432, “Ируауль-гъалиль” 249, 250.

В этом хадисе сказано, что ангел Джибриль совершил молитву ‘иша вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) в третью часть ночи, что ясно указывает на то, что время этой молитвы не завершается по истечению середины ночи. А хадис: «Время молитвы ‘иша до середины ночи», эти ученые пояснили тем, что речь идет о самом лучшем времени для совершения этой молитвы, а не завершении ее времени.

Но как бы то ни было, лучше совершать эту молитву до середины ночи, но если она была совершена и после в третью часть ночи, то это не было совершением молитвы в упущенное для нее время. А Аллаху ведомо об этом лучше.

Что же касается ночи, то она начинается с заката солнца и длится до наступления времени утренней молитвы. См. «Шарх аль-мумти’» 2/110.

 

О желательности откладывания ночной молитвы

‘Аиша (да будет доволен ею Аллах) рассказывала: “Однажды посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) задержал молитву ‘иша до тех пор, пока не прошла значительная часть ночи. Затем он вышел, совершил намаз и сказал: «Это – подлинное время этой молитвы, если бы только я не боялся обременить моих последователей» ”. Муслим 219.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) говорил: «Если бы это не было обременительным для моей общины, то я повелел бы им откладывать совершение молитвы ‘иша до первой трети ночи или до середины ночи». ат-Тирмизи 167, Ибн Маджах 691. Достоверность хадиса подтвердил шейх аль-Альбани.

Однако, если откладывание молитвы ‘иша приведет к уменьшению численности молящихся в групповой молитве, то лучше совершить ее в начале времени. Джабир рассказывал: “Иногда пророк (мир ему и благословение Аллаха) торопился с ночной молитвой, а иногда медлил с ней. Когда он видел, что народ уже собрался, то совершал молитву пораньше. Когда же люди запаздывали, он откладывал намаз”. аль-Бухари 568, Муслим 1/233.

Совершение ночной (‘иша) молитвы в начале ее времени в джама‘ате лучше, чем совершение этой молитвы одному, но в первую треть ночи.

 

Время утренней молитвы (аль-Фаджр)

В хадисе, в котором сообщается, что ангел Джибриль (мир ему) обучал посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) временам молитв, сказано: «Время утренней молитвы с момента зари до восхода солнца». Муслим 1/427.

Время молитвы фаджр начинается с проблеска зари и длится до восхода солнца.

 

О ложной заре, после которой еще не совершается утренняя молитва

От Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) сообщается, что посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Заря бывает двух видов. Заря, при которой запрещается есть и разрешается совершать молитву, и заря, при которой еще нельзя совершать молитву, но разрешается есть» ». аль-Хаким 1/425, аль-Байхакъи 4155. Достоверность хадиса подтвердили имам Ибн Хузайма, имам аль-Хаким и шейх аль-Альбани.

В другой версии этого хадиса сказано: «Что касается ложной зари, то она подобна волчьему хвосту, и в это время не дозволена молитва и не запрещена еда. А что касается зари, которая простирается вдоль горизонта, то это время, дозволенное для молитвы и запретное для еды!» аль-Хаким, аль-Байхакъи. Хадис достоверный. См. «Сахих аль-джами’» 4278.

Имам Ибн Хузайма сказал: “В этом сообщении доказательство на то, что обязательную молитву не дозволено совершать, прежде чем наступит ее время! Слова: «Заря, при которой запрещается есть» относятся к соблюдающему пост. Слова: «разрешается совершать молитву» означают совершать утреннюю молитву. Когда наступает первая (ложная) заря, не дозволяется совершать утреннюю молитву”. См. “Сахих Ибн Хузайма” 1/52.

Ложная заря появляется незадолго до истинной зари, после чего исчезает и небо вновь темнеет. Затем через некоторое время начинает появляться истинная заря, которая простирается вдоль горизонта в отличие от ложной зари, которая поднимается вверх подобно волчьему хвосту.

 

Когда лучше совершать утреннюю молитву, в начале ее времени или в конце?

Абу Муса рассказывал: “Пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал совершение утренней молитвы, когда появлялась заря, а люди не могли узнать друг друга (из-за темноты)”. Муслим 1/178.

То же самое говорила и ‘Аиша (да будет доволен ею Аллах), что “женщины совершали утреннюю молитву с посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и они не могли узнать друг друга по причине темноты”. аль-Бухари 578, Муслим 645.

Что же касается хадиса: «Совершайте утреннюю молитву, когда уже заблистает заря, и ваше вознаграждение будет еще большим». Ахмад 4/140, Абу Дауд 424. Имам Ибн Хиббан, хафиз аз-Зайляи и шейх аль-Альбани назвали хадис достоверным. См. “Ируауль-гъалиль” 258. То этот хадис не указывает на начало утренней (фаджр) молитвы в это время! И также не указывает, что это лучшее время для начинания этой молитвы, поскольку такое понимание противоречит тому, что пророк (мир ему и благословение Аллаха) всегда делал молитву в темное время рассвета так, что люди не могли узнать лиц друг друга. Также это понимание противоречит тому, что передал Абу Мас’уд аль-Ансари, который сказа



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-11-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: